"Каноническое творчество"

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

Василий Шелёмин писал(а): Да, я тоже был в восторге, но переписать тексты не догадался.
Увы, я тоже. Интересно бы посмотреть, что там на самом деле было написано, мне кажется там не было прямых цитат, а был такой "адаптированный" текст, как в православных книжках для детей. Я больше такого не встречал, и жалко если это пропало. Так что на Вас Василий вся надежда :D
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

Какие элементы православного храма присутствуют во всех постройках независимо от стиля, те и можно условно назвать каноничными. Если рассматривать только архитектурный аспект отметил бы следующие позиции:
1. Главка с крестом (количество, форма и цвет не регламентируются).
2. Ориентация алтаря (алтарной стены) на восток (допускаются довольно значительные отклонения).
3. Наличие колокольни, звонницы* (форма и композиционная связь с церковью не регламентируется, возможна общая колокольня для группы храмов) * только для отдельно стоящих храмов, в домовых церквях и часовнях не обязательна.
Я сознательно не затрагиваю элементы внутренней организации пространства храма, без которых невозможно проведение литургии, так как они архитектурно не регламентируются (оговорены только минимально допустимые размеры).
На мой взгляд все остальные элементы храма не канонизируются, а лишь символически трактуются.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

На замечательном вагоне я не увидел главки с крестом. Может быть, это необязательно?
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

Над вагоном виден деревянный крест, саму главку, если она есть, не видно. На следующей фотографии главка есть, возможно это пристройка к вагону, по фотографии непонятно http://sobory.ru/article/index.html?object=07233 Кстати следующий объект http://sobory.ru/pic/07220/07239_20070718_162713.jpg часовня, тоже любопытен.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а): ... как быть с деревянными шатровыми храмами, в которых нет столпов, сводов, парусов, барабана и купола? В них нет даже росписи, только "небо". Разве фасад храма является прямым продолжением внутреннего пространства? На мой взгляд эта идея ближе к конструктивизму (кстати, любопытно было бы увидеть, что могло получиться при естественной эволюции). У фасада храма другие задачи и они решаются другими средствами.
Конструктивизм здесь не к месту. Церковная архитектура - это в полном смысле органическая архитектура. Храм рассматривается как Божественная симфония всех видов церковного искусства. Архитектура, как "мать искусств" создает пространственную раму богослужения. Храм - это организм, где "все сплетается со всем". Внутренние формы прорастают наружу. В древних храмах покрытие было позакомарным, лопатки соответствовали расположению столпов. Фактические отклонения от этих решений - не принципиальны, это технические неточности, влияние секуляризации.

Деревянная архитектура имеет специфические приемы, раскрывающие те же самые идеи, но другими средствами.

Что касается низких зимних церквей, то рядом-то стоял большой летний храм, в котором в полной форме было воплощено церковное учение, как образец, как учебник веры.
Nina
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 12 сен 2007, 23:48
Откуда: Питер - Берлин

Сообщение Nina »

Вагон и следующая постройка, даже если это временно, вызывают во мне протест. Хочется сказать: нет церкви, и это не церковь.

В тоже время в Орше (Белоруссия) у вокзала есть церковь в вагоне. Но там снаружи это не сразу заметишь. Главка есть. Цветы вьются по стенам. И воспринималось это даже трогательно.
Возможно, эта церковь есть в каталоге.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

Сергей Попов писал(а): ...если бы отдельные канонические части храма складывались в общее каноническое здание, которое мы воспринимаем как православный храм, то как бы мы сейчас в полностью обезображенном здании, без куполов, сводов, росписи, с заложенными окнами и т.д., достаточно легко узнавали храм и отличали его от других зданий? Я не знаю ответа на этот вопрос.
Сергей, Вы задали самый фундаментальный вопрос.
"Канонические части" не могут сложится сами по себе в произведение церковного искусства. Канон не освобождает от какой-то части творческой работы, иначе он бы сковывал свободу художника. Канон лишь подсказывает внутреннюю норму, следуя которой, творчество художника останется в русле соборности, в русле художественного языка Церкви, выработанного ею в течение веков.

Именно по этим (соборным) признакам мы и узнаем храм, как бы сильно ни был он разрушен. Значит, строители данного храма сумели выразить глубинные, общие смыслы веры, понятные всем, и образованным, и неграмотным, и в древности, и в наши дни. Это признак высочайшего профессионализма (неважно, кто строил - архитектор, или артель мастеров). Предмет творчества архитектора - не оформление фасадов, не "дизайн" - это пространство, оно читается в обнаженных конструкциях предельно четко, не загроможденное декором и оборудованием. Архитектура, как определяющее искусство, потому и зовется : "мать искусств".
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

При проектировании архитектор обязан руководствоваться нормативными документами, обязательными к исполнению. В настоящее время существуют Строительные Правила СП 31-103-99, действие которых
распространяется на проектирование вновь возводимых и реконструируемых зданий, сооружений и комплексов православных храмов, а также помещений домовых церквей, встроенных в здания другого назначения. Правила не распространяются на проектирование храмов, временно размещаемых в сборно-разборных и других аналогичных зданиях. Ниже приведена выборка из СП 31-103-99 которая обязательна к исполнению в соответствии с церковными требованиями.

СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ
РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ "Арххрам"
ПРИНЯТ И РЕКОМЕНДОВАН К ПРИМЕНЕНИЮ в качестве нормативного документа в Системе нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 27 декабря 1999 г. № 92

Выделенные полужирным шрифтом положения являются обязательными в соответствии с церковными требованиями.

Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников шириной, как правило, от 3 до 5 м

Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30° в связи с градостроительными особенностями размещения участка.

Основные варианты объемно-планировочных решений отдельно стоящих храмов

Количество нефов Однонефный Трехнефный Пятинефный и более
Количество столпов Бесстолпный Четырехстолпный Шестистолпный и более
Структура плана Двухчастная: алтарь - храм Трехчастная: алтарь - средняя часть - притвор (+ трапезная)
Форма плана Крестовая Прямоугольная (квадратная) Круглая Восьмиугольная
Расположение приделов В средней части В трапезной части Пристроены
Расположение колокольни (звонницы) Отдельно стоящая Пристроена Надстроена Встроена, в том числе в барабане главы
Расположение алтаря Встроен Пристроен
Расположение хоров в средней части На западной стороне П-образное с северной, западной и южной сторон
Форма кровельного покрытия Купольная Позакомарная Ярусная Шатровая Щипцовая
Количество глав в завершении Одноглавая Многоглавая (3, 5 и более)
Количество этажей (ярусов) Один этаж Один этаж с цокольным этажом (стилобатом) Два этажа

Кафедральные и монастырские соборы могут быть двухэтажными. При этом над алтарными частями храмов нижнего этажа не должно быть помещений иного назначения, кроме алтаря.

Главный вход в храм располагается, как правило, с западной стороны. Дополнительные входы могут быть с южной и северной сторон.

Необходимо учитывать, что формы основных элементов храма, его функциональные и декоративные элементы определяются православной традицией и символикой, в том числе:
- завершение храма главой с крестом;
- приподнятость уровня пола храма над уровнем земли и солеи с алтарем над уровнем пола храма
(может не существовать в домовых и ряде древних храмов);
- округлые формы сводов, арок, куполов, глав, завершений оконных и дверных проемов в каменных храмах или иные повышающиеся к центру формы;
- система организации освещения средней части храма сверху из барабанов глав и проемов в верхней части стен.
Над притворами может быть устроена колокольня или звонница.
В притворах должны быть предусмотрены свечные киоски, по возможности изолированные от молитвенных помещений храма (трапезная и средняя части), места для проведения заказных богослужений (например, молебны, панихиды), а также помещения подсобного назначения: комнаты персонала, помещения уборочного инвентаря, кладовые, гардеробы верхней одежды прихожан и др. в соответствии с заданием на проектирование.

На паперти должно быть предусмотрено место для крышек гробов и венков.


Главы в соответствии с православной традицией имеют, как правило, шлемовидную или луковичную форму, а их количество, как правило, должно быть не менее количества престолов в храме. Глава должна быть увенчана крестом, ориентированным на запад.

Глубина алтаря в малых и домовых храмах должна составлять не менее 3,0 м, а в иных храмах не менее 4,0 м. В центре алтаря должен находиться квадратный престол с размером стороны 0,8-1,0 м на расстоянии до Царских врат не менее 1,3 м, вокруг которого должен быть оставлен, как правило, круговой обход с расстоянием от престола до запрестольного образа (Горнего места) не менее 0,9 м [1]. В кафедральных соборах у Горнего места на возвышении должны устраиваться сидячие места для епископа (в центре) и священнослужителей (по обеим сторонам).

Входы в алтарь должны быть организованы из средней части храма через двери и Царские врата в иконостасе
, причем устройство порогов не допускается. Дополнительный выход может быть организован через пономарку или непосредственно наружу.

В иконостасе должны быть, как правило, три открывающиеся внутрь алтаря двери: две боковые (северная и южная) одностворчатые двери, открывающиеся в сторону боковых стен алтаря, с шириной проема порядка 0,9 м, но не менее 0,6 м, высотой около 2,1 м и одна двустворчатая, центральная, особо украшенная, так называемые Царские врата с шириной проема 1,0-1,4 м и высотой, как правило, 2,5 м. Размеры дверей иконостаса устанавливаются в соответствии с заданием на проектирование. В приделе и домовых церквях допускается устройство помимо Царских врат лишь одной боковой (северной) двери [1].

Количество рядов иконостаса не регламентируется, но должно быть не менее одного нижнего "местного" ряда с Распятием наверху.

Перед алтарем должна быть расположена солея шириной, как правило, не менее 1,2 м, приподнятая на одну или несколько ступеней по отношению к уровню пола средней части храма. Уровень пола солеи должен совладать с уровнем пола алтаря.

Звонница, независимо от числа колоколов, состоит из трех групп колоколов: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные).

На верхних закрытых ярусах колоколен возможна установка курантов с механической передачей к тягам колоколов. Применение технических средств звукоусиления колокольных звонов не рекомендуется, а применение вместо колокольных звонов технических средств звуковоспроизведения не допускается.

В крещальнях для взрослых крещаемых по возможности должна устраиваться стационарная купель с подводкой горячей и холодной воды и спуском освященной воды в дренажный колодец, расположенный на храмовой территории. Однако может быть предусмотрена и переносная купель.

Размер купели для взрослых должен быть не менее 1х1 м при глубине не менее 0,9 м для обеспечения полного погружения.

Помещения крещален должны быть оборудованы переносными купелями для крещения младенцев диаметром 0,6-0,9 м, столами для переодевания грудных детей шириной 0,9 м и кипятильниками.
Для установки купели для крещения младенцев следует предусматривать свободное место перед стационарной купелью с круговым обходом вокруг купели для крещения младенцев шириной не менее 0,7 м.

Здания часовен, как и храмов, должны быть увенчаны главой с крестом.

При наличии алтаря в крещальне над ним не допускается размещение иных помещений.

К уровню освещенности, направленности и месту источника освещения каждой структурной части храма предъявляются свои специфические требования, обусловленные символикой и функциональным назначением этих частей. Свет в православном храме является образом Божественного света и допускается внутрь храма в определенной системе.
Естественное освещение средней части храма осуществляется преимущественно из верхней зоны через окна в стенах и в световых барабанах глав, размеры которых определяются архитектурным решением фасадов. Площадь световых проемов рекомендуется предусматривать в пределах 10% площади пола.
Естественное освещение алтаря осуществляется, как правило, через три светопроема, центральный из которых ориентирован в восточном направлении. Допускается вместо центрального светопроема размещать икону - "запрестольный образ".

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КАНОН (греч. - норма, правило) - совокупность твердо установленных правил, предопределяющих нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения. В храмовой архитектуре роль канона выполняет "каноническая традиция" - образцовые сооружения, принятые Церковью, как отражающие средствами архитектуры богословское содержание храма.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

ПРИМЕРЫ ХРАМОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕРКОВНО-КАНОНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

1. Великая Успенская Печерская церковь в Киево-Печерском монастыре (XIв)
2. Успенский собор на городке в Звенигороде (XVв)
3. Церковь Трифона в Москве (XVв)
4. Церковь Петра митрополита Высокопетровского монастыря в Москве (XVIв)
5. Церковь Спаса в Уборах под Москвой (XVIIв)
6. Церковь Косьмы и Дамиана в Москве (XVIIIв)

(мной опущены схемы планов и фасадов)

Значение храма как места молитвы, Дома Божия, Царства Небесного может быть выражено различными средствами. Канонической храмовой архитектуре соответствует строгий и возвышенный стиль ввиду молитвенного предназначения храма. В то же время образ Дома Божия - Царя Небесного выражается через благолепие храма с широким использованием декоративных средств. В архитектурных решениях византийских и древнерусских храмов ясно выражено стремление к отражению идеала неземной красоты "Царства Небесного". Храмовая архитектура строилась в основном на пропорциональном соответствии частей и целого, учитывая, что объектами внимания молящихся должны быть священные изображения стенописи и икон. Главной зоной архитектурной декорации является преимущественно верхняя зона храма, символизирующая "Царство Небесное".

По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества" [6].
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

Nina писал(а):Вагон и следующая .... Хочется сказать: нет церкви, и это не церковь.
И я так думаю. В этих постройках совсем нет любви, а без Любви нет веры православной. Так что это какая-то совсем другая "конфессия".
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Спасибо, Сергей! Это отвечает на многие вопросы.

Кстати, приведен очень странный набор образцов:

ПРИМЕРЫ ХРАМОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЦЕРКОВНО-КАНОНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

1. Великая Успенская Печерская церковь в Киево-Печерском монастыре (XIв)
2. Успенский собор на городке в Звенигороде (XVв)
3. Церковь Трифона в Москве (XVв)
4. Церковь Петра митрополита Высокопетровского монастыря в Москве (XVIв)
5. Церковь Спаса в Уборах под Москвой (XVIIв)
6. Церковь Косьмы и Дамиана в Москве (XVIIIв)

Я, конечно, не против перечисленных храмов, но как же Успенский собор Фиораванти, София Киевская, София Новгородская, Троицкий в Лавре, Вознесение в Коломенском и мн. др.?
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

Сергей Заграевский писал(а): Кстати, приведен очень странный набор образцов:... Я, конечно, не против перечисленных храмов, но как же Успенский собор Фиораванти, София Киевская, София Новгородская, Троицкий в Лавре, Вознесение в Коломенском и мн. др.?
Сергей, как я понимаю, в нормы вставили то, что под рукой было (планы и фасады не ко всем планам, похоже ксерокопированы с учебника). Этот случайный набор лишь подтверждает, что архитектурного канона в однозначном смысле действительно нет, и можно в качестве образцов перечислить практически всю историю русской архитектуры. То есть существует "каноническая традиция" и символическая трактовка отдельных элементов и пространственных построений. В этом случае возникает вопрос: по каким причинам это произошло? Это случайность или создание архитектурного канона просто невозможно? Кстати нашёл любопытный современный храм http://sobory.ru/article/index.html?object=04077. Интересно Ваше мнение. Я надеюсь, что Людмила, как специалист, тоже выскажется.
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Сообщение Vitale »

Сергей Заграевский писал(а):
Кстати, приведен очень странный набор образцов







Я, конечно, не против перечисленных храмов, но как же Успенский собор Фиораванти, София Киевская, София Новгородская, Троицкий в Лавре, Вознесение в Коломенском и мн. др.?
Действительно, набор образцов более чем странный: особенно удивляет Успенский собор Киево-Печерской Лавры, почти разрушенный во время войны и восстановленный в барочном виде XVIII в., а также восьмилепестковая церковь Петра Митрополита Высокопетровского монастыря- образец "италианского" зодчества, не имеющий ни одного прямого аналога на бескрайних российских просторах... :(
Аватара пользователя
etienne
Модератор
Сообщения: 1671
Зарегистрирован: 11 янв 2006, 22:51
Откуда: Богородское

Сообщение etienne »

Сергей Попов писал(а):Кстати нашёл любопытный современный храм http://sobory.ru/article/index.html?object=04077. Интересно Ваше мнение.
Я хоть и не специалист, но тоже скажу.
Церковь в Паланге - один из редчайших удачных примеров, скажем так, "новаторского стиля" в современной православной архитектуре. Архитектор явно не пытался стилизовать храм "под старину", но, тем не менее, церковь получилась красивая, довольно оригинальная, особенно на фоне других современных храмовых построек.
Кстати, чтобы оценить, что же там построено, мне кажется, одной фото из каталога не достаточно, можно взглянуть еще тут:
http://www.mosgrad.ru/gallery/albums/us ... GP4667.JPG
http://www.orthodoxy.lt/index.php/where ... p;sub3,177
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Я хоть и не специалист в современной церковной архитектуре, но мне храм в Паланге относительно нравится (во всяком случае, как справедливо заметил Этьен, тут присутствует хотя бы некоторый творческий поиск).
Кстати, в свое время мне понравился храм на Поклонной горе:
http://sobory.ru/article/index.html?object=01967
Мне даже тогда показалось, что он открывает некую перспективу развития новых форм церковного зодчества. К сожалению, не открыл...
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

etienne писал(а): Я хоть и не специалист, но тоже скажу.....Кстати, чтобы оценить, что же там построено, мне кажется, одной фото из каталога не достаточно, можно взглянуть еще тут:
Действительно одной фотографии мало, к сожалению по ссылкам тот же вид. Кстати, уважаемый etienne, архитектору всегда интересно мнение не специалиста (вернее специалиста в другой области), так как оно не связано профессиональными интересами, а выражает эмоциональное восприятие постройки. Мне, как архитектору, церковь очень понравилась. Есть стиль, учтены традиции места, решение оригинальное, эмоциональное. Редкий случай удачной, профессиональной работы. Для полноты представления чертежи бы посмотреть :D
Vitale
Сообщения: 450
Зарегистрирован: 10 май 2007, 20:12
Откуда: Москва

Сообщение Vitale »

По храму в Паланге, действительно, было бы интересно посмотреть план... Фасады (собственно все фотографии почти с одной точки) производят весьма цельное впечатление по массам, однако, всё это как-то БЕСПОКОЙНО, ЭКЛЕКТИЧНО, на одном фасаде уместился и щипец, и полуфронтон, и кубообразный подиум под барабаном, ещё кажется, что уровень 2-го света, зачем-то вместе с колокольней развернули ко входу, а храм оставили на линии З-В; вход с угла тоже как-то странно смотриться...С другой стороны в Паланге он будет хорошо корреспондироваться с местной застройкой ( по моим смутным воспоминаниям), да и любимые Людмилой круглые окошечки имеются в наличии.
PS. Откровенно говоря, последнее время, что-то смущает меня повторяющаяся от храма к храму луковичная форма центральной главы- будто под копирку повторенная почти на всех новых постройках. Вспоминая многообразие форм глав, систем завершения и покрытий в 19-нач.20 вв. хочется поверить, что архитекторы нашли в современных главах некий закон красоты, некую овеществлённую сакральную истину... да, уж скушно больно.
Аватара пользователя
Сергей Заграевский
Сообщения: 1279
Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Сергей Заграевский »

Vitale писал(а): PS. Откровенно говоря, последнее время, что-то смущает меня повторяющаяся от храма к храму луковичная форма центральной главы- будто под копирку повторенная почти на всех новых постройках. Вспоминая многообразие форм глав, систем завершения и покрытий в 19-нач.20 вв. хочется поверить, что архитекторы нашли в современных главах некий закон красоты, некую овеществлённую сакральную истину... да, уж скушно больно.
А мне после статьи о форме глав в древнерусских храмах
http://www.zagraevsky.com/glavi.htm
современные луковичные главы - как бальзам на душу :) Уж стилизуют под старину - так хотя бы стилизуют правильно. Жаль, конечно, что не ведется поиск новых форм.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

Vitale писал(а):Откровенно говоря, последнее время, что-то смущает меня повторяющаяся от храма к храму луковичная форма центральной главы- будто под копирку повторенная почти на всех новых постройках.
Да, глава храма, пожалуй, самое слабое место, выпадает она из стиля. И другие есть недостатки, но не хочется критиковать автора, общее впечатление всё таки хорошее. Свежее решение, пусть и не доведённое "до звона", значит есть над чем работать. Молодец пензенский архитектор Дмитрий Борунов. Для сравнения http://sobory.ru/photo/index.html?photo=9641
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=13972
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=25515
http://sobory.ru/photo/index.html?photo=32460
Последний раз редактировалось Сергей Попов 17 фев 2008, 18:41, всего редактировалось 1 раз.
Юрий Красильников
Сообщения: 1407
Зарегистрирован: 27 сен 2005, 17:26

Сообщение Юрий Красильников »

Сергей, можно просьбу - давать ссылку не на картинку, а на страницу с этой картинкой? Тогда будет ясно, что это за церковь и где она.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

Юрий Красильников писал(а):Сергей, можно просьбу - давать ссылку не на картинку, а на страницу с этой картинкой? Тогда будет ясно, что это за церковь и где она.
Ссылки исправил.
Людмила Клешнина
Сообщения: 2106
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Сообщение Людмила Клешнина »

Vitale писал(а):По храму в Паланге, действительно, было бы интересно посмотреть план... Фасады (собственно все фотографии почти с одной точки) производят весьма цельное впечатление по массам, однако, всё это как-то БЕСПОКОЙНО, ЭКЛЕКТИЧНО...
Редкий случай, когда мне близки мысли Vitale, что вселяет надежду, что мы сможем когда-нибудь найти «общий язык».
Вы очень точно заметили, что композиция форм здесь отличается излишней эмоциональностью и беспокойством. Именно умиротворенностью, могучим спокойствием веет от северных деревянных храмов, псковских и новгородских церквей, московских соборов, затейливые храмы русского узорочья не вселяют беспокойство в душу, звучат тихой мелодией, а множество не очень правильных провинциальных церквушек поражают выражением смирения (!) в своем облике. Выразить эти чувства языком архитектуры – да! меня всегда восхищает мастерство зодчих этих храмов. И наоборот, не менее мастерские и яркие проявления экзальтации мы видим в католической архитектуре (вспомним стиль «чурригереско» в Испании).
Вот это спокойствие, трезвение ума и есть то самое «глубинное», что помогает нам узнать православный храм даже в развалинах.
Vitale, Вы очень точно заметили особенности планировочного решения. Но искать план и не надо. Ясно, что он очень красив, наверное, отточен по форме и был бы очень интересен в современном здании. Но в храме мы хотим видеть канонический «узкий путь» к спасению души, который выражается осевой анфиладой помещений. Перспективный портал – первый знак, начало этого пути, далее он продолжается трудно, но указан нам ясно, без лукавства, поэтому анфилада развивается по прямой. В этом проекте нет портала, нет прямого пути. Есть некоторая игривость своим мастерством, умением играть объемами. А хотелось бы видеть – смирение.
Круглое окно на фасаде есть просто игра формой, что было бы красиво в другом месте, но не в храме. Здесь у автора, к сожалению, «прокол», он в неведении по поводу глубочайшего и интересного философского и богословского смысла этой формы. Иначе не было бы такого застекления (в «клеточку»), окно было бы в другом месте. Тяжелый куб, который висит над входом вместо легкого, осеняющего крыльца, мне напоминает башню тяжелого орудия на военном корабле, а окно – боевую амбразуру. Этот образ тоже находится в общем русле излишней напряженности композиции. Парящая в воздухе форма крыльца – знак милосердия Божия, а здесь получился знак угрозы.
Талантливая работа, но глубинных основ православной веры автору выразить не удалось. Хотелось уйти от штампов исторических образцов, но от пут современных стереотипов архитектурного мышления освободиться не удалось.
Аватара пользователя
Юрий Булкин
Модератор
Сообщения: 2224
Зарегистрирован: 13 дек 2005, 21:33
Откуда: Московская область

Сообщение Юрий Булкин »

Именно по этим (соборным) признакам мы и узнаем храм, как бы сильно ни был он разрушен
Спасибо Людмила.
Как бы Вы охарактиризовали так любимый нами ж.д вагон, если у него унесёт порывом ветра дохленький крест? С позиции композиции форм и традиций православия?
А вот ещё "дворцовая" архитектура:
http://www.kerpc.ru/prihoddb/images/i40
Юрий Булкин
Гость

Сообщение Гость »

Юрий Булкин писал(а):А вот ещё "дворцовая" архитектура:
http://www.kerpc.ru/prihoddb/images/i40
Это действмительно православное сооружение, или крест на чем-то, что находится позади этой автостанции?
Наталия
Сообщения: 2060
Зарегистрирован: 19 дек 2005, 08:11

Сообщение Наталия »

Это я почему-то анонимно :?:
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3175
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Попов »

По поводу храма в Паланге и других работ мастерской "Дабор" можно посмотреть здесь http://www.dabor.ru/ и http://www.orthodoxy.lt/index.php/where ... h;sub3,555
Ответить