ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Маслянское. Церковь Троицы Живоначальной (старая).


Маслянское. Церковь Троицы Живоначальной (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1887 и 1892.
Год утраты:приблизительно 1950
Адрес:
Россия, Курганская область, Шадринский район, с. Маслянское, ул. Советская, 4 (на месте современного храма)

Координаты: 56.083003, 63.921566



Церковь Троицы Живоначальной (старая), Начало ХХ века. Фото с сайта современной Троицкой церкви maslyanskoe.cerkov.ru<br>, Маслянское, Шадринский район и г. Шадринск, Курганская область
Начало ХХ века. Фото с сайта современной Троицкой церкви maslyanskoe.cerkov.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Троицы Живоначальной (старая), Иконостас. Фото с сайта современной Троицкой церкви maslyanskoe.cerkov.ru<br>, Маслянское, Шадринский район и г. Шадринск, Курганская область
Иконостас. Фото с сайта современной Троицкой церкви maslyanskoe.cerkov.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 марта 2017

Маслянское село от епархиальнаго города в 230 вер., от уезднаго в 18 в. на северо-восток, по Ялуторовскому тракту, расположено на левом берегу реки Исети. Климатическия условия местности для здоровья благоприятны. Почва в окрестностях села не одинаковая, частью солончаковая, частью же глинистая, в большинстве же черноземная, способствующая развитию земледелия. Возникновение села относится к 1669 году. Основателем его считается некто Федька Качесов, получивший разрешение построить слободу. Устроенная им слобода Маслянская носила также название «Острога Маслянскаго», вероятно потому, что обнесена была стеною из деревянных срубов, окопом и рвом. В ведении этой слободы находились три села и 22 деревни. В каком году был открыт в Маслянской слободе самостоятельный приход, сведения об этом неимеется. Из сохранившихся с 1772 года церковных документов видно, что в означенном году в состав Маслянскаго прихода, кроме самой слободы, входили деревни: Ильтякова, Калганова, Кокорина, Кандакова, Верхозина, Шушарина, Маслянка, Городище, Завьялова, Кокуйка, Ермакова, Калганчикова, Квашнина, Бобарыкина и Боровая. В 1857 году к этим деревням прибавилась новая – «Кресты». В этом составе приход существовал до 1863 года, когда из него выделились и образовались самостоятельные приходы в «Крестах» и Кокориной, к которым отошли деревни Ильтякова, Калганова, Кандакова и Верхозина.

В настоящее время Маслянский приход состоит из самого села и 10 деревень с населением в 1949 м. п., 1969 ж. п. Главное занятие прихожан - земледелие, в деревне Боровой подспорьем к земледелию служит плетение коробов, а в д. Завьяловой, Квашниной и Ермаковой некоторые из крестьян занимаются выделкой роговых вещей, преимущественно, гребней и гребенок. Жителям же самого села Маслянскаго, помимо их обычных занятий сельскохозяйственных, средства к жизни доставляет также существующая в селе Екатерининская ярмарка, на которую привозятся в значительном количестве различные сырые сельские продукты, как-то: перо, пух, кожи, куделя, шерсть и т.п. Ярмарка эта в материальном отношении имеет некоторое значение и для церкви села Маслянскаго: арендная плата за торговыя помещения на ярмарочной площади, достигающая до 1000 руб., поступает с незамятных времён в пользу церкви.

Первый храм в селе Маслянском был деревянный, двухпрестольный, причём алтари были устроены рядом один подле другого. Один из престолов был освящён в честь Святой Живоначальной Троицы, а другой – в честь Знамения Пресвятой Богородицы. Основание этого храма относится к 1700 г., а освящение его последовало в 1702 году. Построен он был на высоком берегу одного из рукавов р. Исети, называемаго Каргою, где ныне расположены церковные ярмарочные лавки. Как гласит местное предание, он существовал до 1772 года, когда со всеми принадлежностями и архивом был уничтожен пожаром. В этом же году, вместо сгоревшего, был заложен новый, тоже деревянный, храм в честь Знамения Пр. Богородицы. В 1784 г. был заложен другой храм, тоже деревянный, во имя Св. Живоначальной Троицы, при чём первый храм был зимним тёплым, а вновь устроенный – летним. Оба эти храма были устроены несколько севернее сгоревшей церкви, о месте их свидетельствуют построенные из кирпича памятники-столбы, увенчанные крестами. С отделением от прихода Маслянского деревни Кокориной в 1862 году, Троицкая церковь была уступлена безмездно жителям этой деревни, перенесена ими и устроена в том же виде, как существовала и в с. Маслянском, но освящена в честь Св. Николая Чудотворца. Другая – Знаменская церковь была за ветхостью разобрана и часть её употреблена на постройку часовни в д. Квашниной.

В 1821 г., при существовании вышеупоминаемых двух церквей, была заложена новая каменная, двухэтажная, верхний этаж её был освящен в честь Св. Троицы, а нижний – в честь Сретения Господня, но в 1844 г. Сретенский престол был переименован в честь Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. Храм этот строился иждивением прихожан. В полном своем виде он существовал до 1873 года, когда вследствие больших трещин, угрожавших безопасности дальнейшего его существования, верхний этаж и колокольня был разобраны, так что для богослужений оставлен был один только нижний этаж. Последний ни по своим размерам, ни тем более по своему внешнему виду, напоминавшему какие-то жалкие развалины, не мог удовлетворять прихожан, почему в 1887 году был заложен новый каменный ныне существующий храм. Через 5 лет он уже был вполне закончен и в 1892 г. торжественно освящен в честь Св. Живоначальныя Троицы, престол же старого храма был сожжен на р. Исети.

Настоящий храм, однопрестольный, в форме креста, в русском стиле, весьма красивой архитектуры. По своим размерам (10 саж. вышины в куполе и 18 саж. длины) он вполне удовлетворяет потребности прихода даже в дни великих праздников, когда бывает весьма большое стечение богомольцев. Иконостас в нём перенесён из прежней каменной церкви, поновлен и приспособлен к его размерам с заменою икон нижнего яруса новыми и с добавлением новых св. икон и украшений. Прежний же храм, несколько переделанный, приспособлен для помещения в нём ц.-приходской школы. Часовен в пределах прихода три: в д. Шушариной – Георгиевская, в д. Маслянке – Прокопиевская и в д. Квашниной – Иоанно-Богословская и одна строющаяся – в с. Маслянском. Все часовни деревянные. Во владении церкви имеются деревянные лавки и четыре деревянных же дома для помещения причта и просфорни.

По материалам книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии ". Екатеринбург, 1902



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.