ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Александровка. Церковь Параскевы Пятницы.

Пятницкая церковь


Александровка. Церковь Параскевы Пятницы
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Параскевы Иконийской
Год постройки:Между 1640 и 1660.
Адрес:
Украина, Закарпатская область, Хустский район, село Александровка

Координаты: 48.135915, 23.510198
Проезд:до платформы Сокырница (следующая после Хуста).
1. от Ужгорода до Хуста дизель "Эдельвейс", далее на любом дизеле в сторону Солотвино до пл. Стеблевка.
2. от Ужгорода до ст. Батево (э/п) или до ст. Королево )д/п), далее на любом дизеле в сторону Солотвино. Далее пешком или автостопом около 10 км.



Сортировка:

Церковь Параскевы Пятницы, , Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Marylyn
1 мая 2009
Церковь Параскевы Пятницы, , Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Marylyn
1 мая 2009
Церковь Параскевы Пятницы, , Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Marylyn
1 мая 2009
Церковь Параскевы Пятницы, , Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Дмитрий
2 мая 2005
Церковь Параскевы Пятницы, вид с юго-востока<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, звонница, вид с юго-востока<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
звонница, вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, церковь, вид с юго-запада<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
церковь, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, вид с юго-запада<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, звонница, вид с юго-запада<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
звонница, вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, вид с северо-востока<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, восточный фасад<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
восточный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, , Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Саша
25 июля 2008
Церковь Параскевы Пятницы, подсебитье, вид с северо-востока<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
подсебитье, вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, деталь входного проема<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
деталь входного проема
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, подсебитье, западная сторона<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
подсебитье, западная сторона
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, центральная часть иконостаса (фрагмент)<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
центральная часть иконостаса (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, иконостас, нижняя часть<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
иконостас, нижняя часть
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, роспись западной стены на хорах (фрагмент)<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
роспись западной стены на хорах (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, верхняя часть иконостаса, вид с хоров<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
верхняя часть иконостаса, вид с хоров
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, бабинец, роспись северной стены<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
бабинец, роспись северной стены
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, внутреннее строение звонницы<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
внутреннее строение звонницы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 июля 2013
Церковь Параскевы Пятницы, , Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Marylyn
1 мая 2009
Церковь Параскевы Пятницы, , Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Marylyn
1 мая 2009
Церковь Параскевы Пятницы, Колокольня<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Колокольня
Саша
25 июля 2008
Церковь Параскевы Пятницы, Фото 1969 года из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор В.Ф. Ольхомяка<br>, Александровка, Хустский район, Украина, Закарпатская область
Фото 1969 года из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор В.Ф. Ольхомяка
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

Параскевы Пятницы, церковь, ХV в., 1753 г.

Деревянная (из дубовых брусьев), двухсрубная, трехмастная, с меньшим по размеру восточным срубом и крыльцом, примыкающим к притвору. Обшита дубовым лемехом. Коробовые своды восточного объема и нефа и плоские перекрытия бабинца скрыты под двумя крутыми двускатными крышами, лежащими в двух уровнях. Башня-колокольня каркасной конструкции вырастает из западного сруба и завершается подсебитьем, ошалеванным в нижней части вертикальными досками, украшенными фигурной порезкой. На фартуке основания шатра установлены четыре маленьких шпиля с фартуками у основания. К западному фасаду примыкает арочная галерея и крыльцо с кровлей на столбиках. Кровля крыльца переходит в поддашие, окружающее церковь со всех сторон.

В интерьере сохранилась стенопись XVIII в. Притвор, неф и восточный объем были расписаны народными мастерами. Неф в 1779 г. расписан Стефаном, маляром Теребельским. Стенопись, выполненная в технике клеевой живописи, подчеркивает архитектонику сооружения и отличается изысканностью колорита, что ставит памятник в ряд выдающихся произведений украинского народного искусства.

В ансамбле с памятником на запад от него находится колокольня. Деревянная, каркасной конструкции, двухъярусная, почти квадратная в плане. Нижняя часть первого расширенного яруса ошалевана, верхняя — открыта. Стены второго яруса колокольни обшиты гонтом до голосников. Шатровое завершение и опасание над первым ярусом покрыты лемехом. Реставрирована в 1969 г. (архит. И.Р. Могытыч). Памятник типичен для сооружений Потисья.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 205, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 октября 2016

Церковь св. Параскевы Пятницы носит явные признаки стиля строительных XV-XVI веков, хотя впервые упоминается о ней в записке Мукачевского епископа Ольшанского за 1751 год.

По внешнему виду храм похож на храмы Мармарошский готики с Сокирнице, Крайниково, Данилово, однако имеет некоторые свои характерные особенности. Здесь вертикализм не столь выражен, найдено равновесие между вертикальной линией башни со шпилем и горизонтальными линиями нави и алтаря.

Церковь двухсрубная, трехдольная, с видимым наклоном стен внутрь. Башня с четырьмя фиалами у основания шпиля возвышается над западным срубом. На главном фасаде - открытое крыльцо с арочной галереей. В Александровском храме можно увидеть богатые, полные и лучше сохранившиеся настенные росписи, выполненные в 1779 году мастером Стефаном Теребельским, и рисование народных мастеров. Об этом сообщает надпись на западной стене нефа. Когда-то бабинец с плоским потолком от нави с высоким арочным сводом отделяла срубная стена с открытым порталом. В середине XIX века проход был увеличен. Алтарный сруб отгорожено четырехрядным иконостасом XVIII века.

В 2002 году частичной реставрацией храма занимался Львовский институт археологии, из-за отсутствия финансирования проект приостановили.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 июня 2022

Последнее сооружение Хустской группы находится дальше всего к северу от Крайникова в селе Александровке. Все рассмотренные сейчас храмы расположены на низменной равнине, и только церковь Параскевы (конец XVII века), о которой сейчас будет речь, стоит среди гористой местности, на достаточно высокой террасе и с некоторых точек проецируется на фоне окружающих низких гор. Если в сокирницком храме ощущается тяжесть, неподвижность основного, мало расчлененного объема, а в Даниловском – все движение, динамика, легкость, то в Александровском счастливо обретена гармония, равновесие горизонтальных объемов с вертикалью башни. Это достигнуто тем, что по горизонтали расчленяется опасением не только неф, как во всех предыдущих сооружениях, но и женскую. На главном фасаде в нижнем ярусе устроено не глухое закрытое крыльцо с маленькими амбразурами, а открытое, на высоких резных столбах с арочным завершением. На втором ярусе мажорный ритм аркады подхватывает галерея-обход.

Итак, нижний массив храма не только более расчленен, но и богаче декорирован, он кажется легче, стройнее, такое впечатление усиливает довольно высокий фундамент. Низенький бабинец, такой же алтарь и чуть более высокий неф покрыты росписями, выполненными в 1779 г. «Стефаном маляром Теребельским». В нефе содержится уникальный по композиции иконостас. Он точно вписывается в форму стены, перекрытой сводом мягких очертаний, круто приподнятым в центре. Он четырехъярусный, в вертикальном направлении. В первом ярусе разделен на семь полей, как обычно, а во втором и третьем – на тринадцать; поэтому апостолы размещены каждый в отдельной арке, между резными колонками. В иконостасе, таким образом, преобладают вертикальные членения, зрительно делающие помещение более высоким.

Росписи в алтаре посвящены евхаристическим темам и различным святым. На стенах нефа нарисованы «Страсти», на потолке – эпизоды из апокалипсиса, а в притворе – «Страшный суд» и тоже эпизоды из апокалипсиса. В росписях алтаря, в изображениях фигур доминируют фронтальные позы, однообразный жест. Композиции нави, бесспорно, исполнил другой мастер. В них много динамики, сильного движения. Наконец, Бабинец разрисовал третий мастер. Для него характерна особая техника живописи, напоминающая акварельную.

На этих росписях сказались кризис феодальной идеологии и все дальнейший уход религиозного искусства от жизни. У них почти совсем исчезают монументальность, гражданские мотивы, идеи призыва к борьбе. Они немощны и Сухи, в них царит церковная схоластика, попытка отвлечь мысли людей от реальной жизни. Желание привить идеи аскетизма и покорности оказались в разрисовке на все лады апокалипсических сцен гибели мира.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 июня 2022

Церковь Параскевы в селе Александровке, построенная в XVII веке, расположена на невысоком холме. Строитель этого храма создал прекрасное сооружение, в котором удачно найдены гармония и равновесие горизонтальных объемов с вертикалью башни. Потому эта постройка сродни окружающим её невысоким холмам, по склонам которых разбежались отарой без пастуха небольшие вечнозеленые рощи. В отличие от церкви в Крайникоае, с её закрытым крыльцом, с окнами, похожими на бойницы, мастер церкви Параскевы в Александровке крыльцо делает открытым, на высоких резных столбах с подкосами, образующими арочки.

Интерьер храма, бабинец, неф и алтарная часть покрыты росписями, выполненными в 1799 году «Стефаном маляром Теребльским». Алтарную часть от нефа отделяет уникальный по композиции иконостас. Он четырехъярусный. Такое членение зрительно увеличивает высоту нефа.

Поп И.И., Поп Д.И. «В горах и долинах Закарпатья». – М.: «Искусство», 1971 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 июня 2022

Принадлежит к типу бескупольных храмов, называемых псевдоготическими из-за высоких скатных кровель над алтарем и нефом и высокой башни над бабинцем. В плане она трехчастная, с квадратным нефом и одной ширины с ним прямоугольным бабинцем и алтарем уже нефа. Вся длина храма (включая четырехколонное крылечко-ганок) 14,5 м; высота алтарного свода 4 м, нефа 5,6 м, бабинца 3 м. Над бабинцем – башня с декоративным подсябитьем; она увенчана высоким шпилем. Боковые шпили посажены на низенькие арочные башенки. Высота башни с крестом 25,5 м.

Для облика здания характерна динамичная композиция масс, нарастающих ступенчато от низкого алтаря к высокой башне. Объемы его имеют монументальные пропорции и вместе с тем живописны, что придает храму величественность и торжественность. В интерьере четырехъярусный иконостас, который имеет строгую ордерную композицию и украшен сдержанной ренессансно-барочной резьбой и живописью, характерной для конца XVII – начала XVIII в.

В алтаре, нефе и бабинце находятся росписи, созданные «Року божого 1779 совершися месяца августа 6 Стефан маляр Теребельский». Благодаря низеньким помещениям они расположены на стенах лишь в два регистра, не считая сцен, написанных на своде. Силуэты фигур персонажей, интенсивных коричнево-красных, синих и зеленых тонов, прекрасно выделяются на светлом фоне. Сюжетные росписи отмечены экспрессией и динамикой композиций, острой психологической характеристикой действующих лиц.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 июня 2022

Два деревянных здания – церковь св. Параскевы (XV в. – 1753 г.) и расположенная к западу от нее колокольня (XIX в.) - эффектно завершают высокий живописный холм в центральной части села, усиливая выразительность окружающих горных пейзажей.

Церковь в своей основе имеет три последовательно расположенных по оси запад-восток сруба: прямоугольный, вытянутый в поперечном направлении Бабинец, равняющий с ним наву квадратной в плане формы и вытянутый в продольном направлении прямоугольный алтарь. Центральный и восточный срубы перекрыты коробовым сводом, а западный – плоским потолком, причем помещения бабинца и алтаря заметно уступают основному объёму по высоте. Эта традиционная для украинской деревянной церкви структура внутреннего пространства осложнена извне устройством высокой каркасной башни над бабинцем, а также перепадом уровней двускатной крыши над навой и трехскатной – над алтарем. Благодаря этому общая композиция храма приобрела подчеркнуто ассиметричного характера, а главный акцент в восприятии сооружения переместился на ее западный фасад.

Кроме последовательного наращивания объемов в западном направлении, это достигнуто устройством перед главным входом ажурной аркады-галереи на резных столбиках, а над ней (в основе башни) – еще одной аркады, чуть меньших размеров. Оба элемента отличаются тонким моделированием формы и изысканными пропорциями, логически завершаясь в пластическом венчании западной башни с аркадой-галереей, пидсябитием и готическим шпилем с четырьмя декоративными куполами у его основания.

Совершенство архитектурных форм памятника дополняется декоративно-пластическим решением интерьера, в котором ведущая роль принадлежит настенным рисованиям нави, выполненным в 1779 г. мастером "Стефаном, маляром Теребельським", а также монументальному четырёхъярусному иконостасу 17–18 века. Указанные особенности памятника и его эффектное расположение среди окружающей застройки позволяют считать ее одним из лучших образцов деревянных храмов хустской группы.

Колокольня расположена к западу от храма и играет роль важного акцента в архитектурно-пространственной организации ансамбля и всей окружающей застройки. Это двухъярусная, квадратная в плане постройка каркасной конструкции. В ее основе и завершении устроены две традиционные аркады-галереи на столбиках. Своеобразное венчание колокольни с дополнительным заломом, как и определенный схематизм в решении ее отдельных элементов, свидетельствуют о более позднем происхождении этого сооружения, ценность которого определяется прежде всего ее градостроительным значением.

В.Т. Завада «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 июля 2022

Местность в окрестностях Данилова холмистая и привлекательная, здесь много садов, есть и виноградники, среди которых проходит дорога в село Александровку, расположенное в нескольких километрах от Данилова. Церковь св. Параскевы в Александровке, вероятно, возведена в XVII в., как можно судить по формам её сруба и патине на нём. На довольно высоком холме, совершенно лишенном деревьев, господствуя над селением, стоит церковь. Построенная раньше даниловского храма, она имеет менее вытянутые пропорции. Массы ее также компактны, формы башни изящны, но весь силуэт менее динамичен. В общем облике этого храма преобладают гармония, равновесие, спокойствие, величавость и торжественность.

Если церковь в Данилове проецируется всегда на фоне неба, что оптически еще более утоняет ее формы, то храм в Александровке проецируется в разных условиях – то на фоне неба, то, большей частью, на фоне окружающих холмов. Он прекрасно обозревается со всех сторон и виден отовсюду издали.

Пожалуй, ни у одного здания этого типа так изящно не нарисовано венчание, как у церкви Параскевы. Обшивка подсябитья заканчивается ажурным орнаментом, состоящим из ряда свисающих трилистников. Арочки верха башни очень хорошего рисунка и слегка вытянуты. Четыре маленьких шпиля, расположенные вокруг центрального, посажены не, как обычно, на башенки, а как бы на небольшие четырехароч-ные кивории, накрытые низенькими, очень похожими на шляпки грибов, кровлями.

Интерьер церкви Параскевы когда-то хранил в себе древние архитектурные традиции. Первоначально ее бабинец отделялся от нефа стеной с одним дверным проемом. Позже, в середине XIX в., для лучшей пространственной связи бабинца с нефом эту стенку вырезали.

В центральном нефе наибольший интерес представляет иконостас. Привлекает внимание прежде всего его необычная композиция. Царские врата и «Деисус» над ними имеют обычные пропорции. Но в праздничном и апостольском ярусах, в связи с тем, что ширина нефа очень незначительна, колонки иконостаса поставлены довольно близко одна от другой. Поэтому пропорции двенадцати икон каждого из этих ярусов имеют сильно вытянутую прямоугольную форму. Сочная резьба иконостаса типична для конца XVII – начала XVIII в.

О времени и авторе росписей церкви Параскевы над дверями в неф сохранилась следующая надпись: «Року божого 1779 совершися месяца августа 6 Стефан маляр Теребельский».

Так как алтарь, неф и бабинец имеют небольшую высоту, росписи в них расположены всего в два регистра, не считая сцен, написанных на своде. В алтаре, на восточной стене в центре изображен в широкой арке евхаристический сюжет – престол с жертвенником и стоящие по сторонам Василий Великий и неизвестный святой. По бокам ее, в более узких арках, написаны архидиакон Стефан и Афанасий Александрийский. Во втором ярусе – «Жертвоприношение Авраама» и «Видение патриарху Александрийскому».

На южной стене алтаря внизу представлены – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Мартин, папа римский, епископ Леон, Антоний и Феодосии Печерские; над ними – святители и архиепископы. На северной стене внизу – патриарх Софро-ний, святитель Николай, архиепископы Никифор и Антоний, епископ Артемий и Иван Сучавский; над ними – святители, епископы и архиепископы. Фигуры первого яруса как на северной, так и южной стенах разделены колонками, увитыми виноградной лозой. Палитра мастера алтарных росписей сдержанна и лаконична. На теплом светло-охристом фоне прекрасно выделяются силуэты фигур, написанные либо в более интенсивных коричнево-охристых, синих и зеленых тонах, либо совершенно черной краской, как фигуры Антония и Феодосия.

В нефе на своде изображены сцены из Апокалипсиса; на стенах, в нижнем регистре – мученики и мученицы в медальонах, а в верхнем – Страсти. На северной стене – «Бичевание», «Несение креста» и «Прибивание к кресту», на южной – «Моление о чаше», «Целование Иуды» и «Христос перед Каиафой».

Сцены Страстей представлены на светло-синем фоне, с которым хорошо гармонируют интенсивные темно-синие, красные и светло-охристые одежды персонажей. С этими насыщенными цветами мастер тонко аранжирует охристо-серые, бледно-зеленые и светло-коричневые тона. По динамике композиции, остроте рисунка и психологической характеристике образов особенно хороши «Несение креста», «Прибивание к кресту» и «Моление о чаше».

Росписи бабинца принадлежат кисти другого мастера, возможно, помощника Стефана. На потолке написаны по белому фону растительные орнаменты и сюжеты из Апокалипсиса, исполненные в очень своеобразной манере, напоминающей акварельную технику. Среди них привлекают внимание большой оригинальностью четыре апокалиптических всадника. На стене, некогда разделявшей неф и бабинец, была представлена композиция «Страшный суд», от которой уцелели только небольшие фрагменты; на других стенах бабинца, как и в нефе в нижнем регистре, изображены мученики и мученицы в медальонах.

Живопись этого мастера уступает экспрессивному письму Стефана в нефе, и вышколенной, несколько шаблонной манере изображений в алтаре. Но зато типы персонажей росписей в бабинце выразительны и более народны.

Стенопись церкви Параскевы в Александровке наглядно отражает кризис феодальной идеологии и все больший отход религиозного искусства от запросов жизни. В них почти совсем исчезает монументальность, высокий гражданский пафос. Их пронизывает некоторая сухость и немощь. Церковная схоластика, стремление увести мысли народа от реальной жизни, навязать ему идеи аскетизма и покорности судьбе проявились здесь и в варьировании на все лады апокалиптических сцен гибели мира.

«Логвин Г.Н. «Украинские Карпаты». – М.: «Искусство», 1973 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  9 июля 2022

В Александровке стоит ещё одна деревянная церковь из знаменитой готической четверки (до 1994 г. – пятерки) Хустщины. Общей композицией объемов церковь подобна храмам в Даниле, Крайнике и Сокирнице, но в то же время имеет свои неповторимые особенности.

Формы храма не покорены вертикализму, найдено равновесие между вертикальной линией башни со шпилем и горизонтальными линиями нави и алтаря. Сооружение рассудительно венчает широкую поверхность холма и четким силуэтом вырисовывается на фоне невысоких гор. Сельских домов почти не видно, новостройки не вносят диссонанса в патриархальную картину, неизменную уже несколько веков. Церковь двухсрубная, трехдольная, с видимым наклоном стен к середине. Дубовые срубы установлены на мощных устоях длиной 9,2 м и сечением 34:65 см. Опасение обнимает все срубы. Башня-колокольня каркасной конструкции с четырьмя фиалами у основ шпиля возвышается над западным срубом. На главном фасаде - открытое (в отличие от других готических церквей) крыльцо с арочной галереей.

В Александровском храме сохранен богатый декор, выполненный в 1779 г. мастером Стефаном Теребельським, и рисование народных мастеров. Эта роспись наиболее полная и лучше всего сохранена среди подобных росписей. Когда женскую с плоским потолком от нави с высоким коробовым сводом отделяла срубная стена с дверным проемом. В середине XIX в. эту стену прорезали. Алтарь, перекрытый Коробовым сводом, отгорожен четырехрядным иконостасом.

В 1751 г. так описана церковь: «Деревянная с башней в очень бедном состоянии, скоро распадется. Образами как-то украшена... подсвечник один деревянный... Книги литургические все принадлежат церкви... посвященная св. Параскевии». Известно, что церковь переносили в пределах села.

Памятник отреставрирован архитектором И. Могитичем в 1969 г.

Возле церкви-деревянная каркасная двухъярусная колокольня под шатровым верхом с имитацией залома.

Сирохман Г. «Церкви Украины: Закарпатье». - Львов. 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Памятник архитектуры республиканского значения. Недействующая, с советских времён - краеведческий музей, представлен интерьер.
28 января 2008.

Церковь расписана внутри, таких деревянных церквей в Украине всего 15, половина из которых находится на Закарпатье.

Источник: сайт "Культурная платформа Закарпатья" (Утраченные церкви Карпат. Закарпатская живопись); https://artroad.digital/vtracheni-derev-iani-tserkvy-karpat/

23 марта 2023, Т..