Старые фотографии и рисунки неатрибутированных храмов.
- Сергей Заграевский
- Сообщения: 1279
- Зарегистрирован: 07 сен 2006, 22:09
- Откуда: Москва
- Контактная информация:
Побольше бы таких энтузиастов... Как сейчас пишут в форумах, респект. Кстати, собор в Павлове-на-Оке - очень интересный храм в плане архитектурных форм и пластики. Для 1643 года он очень лаконичен, объемы очень ясные, колокольня отнесена далеко и не "давит" на храм. Вообще говоря, такие решения более типичны для конца столетия, тем более у "провинциальных" храмов.
Зашел вчера в "Дом Книги" на Невском и в зале краеведческой литературы случайно увидел книгу Д.И.Орехова"Карельский перешеек.Земля неизведанная" Часть VIII, СПб, 2005. Долистал ее до страницы 32 и ...
001-Церковь ап.Андрея Первозванного в дер.Палкеала(ныне дер.Замостье Приозерского района Лен. области). Освящена в 1865г. Разрушена в Финскую войну 1939г.
В книге дан вертикальный ракурс с юго-западной стороны, качество-так себе, но церковь идентифицирована однозначно. Интересно то , что именно в этот день в наш город были доставлены для поклонения(на месяц) мощи св. ап. Андрея.
Еще небольшое дополнение: фото 118 и 119-один и тот же храм, снятый с разных точек. Припоминаю, что когда я их покупал, кто-то сказал, что это вроде бы Псковская губерния.
001-Церковь ап.Андрея Первозванного в дер.Палкеала(ныне дер.Замостье Приозерского района Лен. области). Освящена в 1865г. Разрушена в Финскую войну 1939г.
В книге дан вертикальный ракурс с юго-западной стороны, качество-так себе, но церковь идентифицирована однозначно. Интересно то , что именно в этот день в наш город были доставлены для поклонения(на месяц) мощи св. ап. Андрея.
Еще небольшое дополнение: фото 118 и 119-один и тот же храм, снятый с разных точек. Припоминаю, что когда я их покупал, кто-то сказал, что это вроде бы Псковская губерния.
Церковь под №118-я довольно заурядной архитектуры, такая могла находиться где угодно, так что в данном случае локализация не сильно помогает идентификации.
Гораздо более "псковским" выглядит храм под №037, формой купола напоминая торопецкие и великолуцкие церкви. Скорее всего, храм городской, о чем свидетельствует присутствие на снимке каменной набережной со своего рода бульваром. Понять, что за водоем, трудно, но похоже на озеро. Впрочем, этим все мои догадки и ограничиваются.
Очень любопытен объект №034 с характерной композицией: двумя ярусами восьмериков, ассиметрично поставленной колокольней и кубическим приделом (теплой церковью?). Такой должен был обязательно привлекать внимание современников-любителей архитектуры. Но пока я что-то упоминания о чем-то подобном в своих источниках найти не могу, а самому в голову ничего толком не приходит. Да, объект тоже явно городской, но вот где это может быть???
Загадкой остается и церковь под №081. Рискну предположить, что это Ярославская губерния: очень напоминает ныне не существующую церковь у Торговой площади в Угличе (запамятовал название; фото можно видеть здесь http://www.uglich.ru/gallery/Old_ugl/ ).
В общем, будет думать...
Гораздо более "псковским" выглядит храм под №037, формой купола напоминая торопецкие и великолуцкие церкви. Скорее всего, храм городской, о чем свидетельствует присутствие на снимке каменной набережной со своего рода бульваром. Понять, что за водоем, трудно, но похоже на озеро. Впрочем, этим все мои догадки и ограничиваются.
Очень любопытен объект №034 с характерной композицией: двумя ярусами восьмериков, ассиметрично поставленной колокольней и кубическим приделом (теплой церковью?). Такой должен был обязательно привлекать внимание современников-любителей архитектуры. Но пока я что-то упоминания о чем-то подобном в своих источниках найти не могу, а самому в голову ничего толком не приходит. Да, объект тоже явно городской, но вот где это может быть???
Загадкой остается и церковь под №081. Рискну предположить, что это Ярославская губерния: очень напоминает ныне не существующую церковь у Торговой площади в Угличе (запамятовал название; фото можно видеть здесь http://www.uglich.ru/gallery/Old_ugl/ ).
В общем, будет думать...
Кое-что опознал.
058 - церковь Михаила Архангела в с. Красном под Торжком(1862-1864). Сохранилась, действует.
070 - Успенская церковь в г. Оханске Пермской обл. Сохранился, но в запущенном состоянии.
076 - церковь св. кн. Ольги в чешском городе Франтишковы-Лазне (Франценсбад - нем. назв.), 1888-1889, арх. Г.Видерман. Сохранилась, действует.
081 - Троицкая церковь в с. Ново-Никульском Ярославской обл., недалеко от затопленной Мологи. XVIII в. Сохранилась, хотя в 70-е рухнула глава над алтарем.
089 - Георгиевская церковь в г. Ардоне (Сев. Осетия). Кон. XIX в. Сохранилась, действует.
Собор (043, 045) похож на работы пермского архитектора А.Б.Турчевича, в частности, на лысьвенский и верхотурский, но, что это конкретно, не знаю.
Михаил! Я знаю, что Вы занимаетесь исследованием по храмам Царского Села и окрестностей, и мне как исследователю храмостроения начала ХХ в. хотелось бы Вас о многом спросить. Если не затруднит, свяжитесь со мной по mail'у: avslezkin@yandex.ru. Думаю, что можем оказаться друг другу полезны.
058 - церковь Михаила Архангела в с. Красном под Торжком(1862-1864). Сохранилась, действует.
070 - Успенская церковь в г. Оханске Пермской обл. Сохранился, но в запущенном состоянии.
076 - церковь св. кн. Ольги в чешском городе Франтишковы-Лазне (Франценсбад - нем. назв.), 1888-1889, арх. Г.Видерман. Сохранилась, действует.
081 - Троицкая церковь в с. Ново-Никульском Ярославской обл., недалеко от затопленной Мологи. XVIII в. Сохранилась, хотя в 70-е рухнула глава над алтарем.
089 - Георгиевская церковь в г. Ардоне (Сев. Осетия). Кон. XIX в. Сохранилась, действует.
Собор (043, 045) похож на работы пермского архитектора А.Б.Турчевича, в частности, на лысьвенский и верхотурский, но, что это конкретно, не знаю.
Михаил! Я знаю, что Вы занимаетесь исследованием по храмам Царского Села и окрестностей, и мне как исследователю храмостроения начала ХХ в. хотелось бы Вас о многом спросить. Если не затруднит, свяжитесь со мной по mail'у: avslezkin@yandex.ru. Думаю, что можем оказаться друг другу полезны.
Алексей, благодарю за помощь в атрибутации. Вот уж не ожидал, что географический разброс объектов окажется столь широким. За последний месяц я смог опознать лишь один храм:
103- Церковь Воскресения Христова в с.Самро Лужского р-на Лен.обл. Постр. в 1756-1757гг., закрыта в 1939г. и в 1953г. разобрана.
Совершенно случайно в фототеке ИИМК РАН обнаружил ракурс этого храма, снятый с южной сторны в зимнее время (альбом 0.68 (55), фото 1925г.). Сравнивая его с моей фотографией (1900-х гг.), видно, что стены церкви заметно потемнели от времени, однако в целом здание практически не обветшало.
103- Церковь Воскресения Христова в с.Самро Лужского р-на Лен.обл. Постр. в 1756-1757гг., закрыта в 1939г. и в 1953г. разобрана.
Совершенно случайно в фототеке ИИМК РАН обнаружил ракурс этого храма, снятый с южной сторны в зимнее время (альбом 0.68 (55), фото 1925г.). Сравнивая его с моей фотографией (1900-х гг.), видно, что стены церкви заметно потемнели от времени, однако в целом здание практически не обветшало.
115 - церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - подворье Ягодинского Введенского женского монастыря. Построена в 1911-1912гг., арх. А.П.Аплаксин. Закрыта в 1923г. и через некоторое время разобрана. Храм находился в СПб на Петроградской стороне, угол Широкой ул. и Геслеровского переулка.
Здание, находящееся справа от церкви - это пятиэтажный дом №41 по Широкой ул., 1913г. постройки (сохр. без изменений), на дальнем плане - пятиэтажный дом №42 по Чкаловскому пр., 1906г. постройки (также сохр. без изменений). На месте же церкви и деревянного дома находится построенный в 1953г. пятиэтажный "сталинский" дом (Широкая ул., 43/25).
Здание, находящееся справа от церкви - это пятиэтажный дом №41 по Широкой ул., 1913г. постройки (сохр. без изменений), на дальнем плане - пятиэтажный дом №42 по Чкаловскому пр., 1906г. постройки (также сохр. без изменений). На месте же церкви и деревянного дома находится построенный в 1953г. пятиэтажный "сталинский" дом (Широкая ул., 43/25).
081 - Троицкая церковь в Верхне-Никульском Некоузского района Ярославской области. Сравните: http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=30681 и http://www.sobory.ru/mm/081.jpg
Посещение архивов приносит неожиданные открытия:
024- фрагмент западного фасада церкви Всех Святых на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге (любительское фото 1910-х гг.). Разрушена в 1931г.
Опознана по более ранней фотографии 1890-х годов, хранящейся в фототеке Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств (инв.№15201), запечатлевшей этот храм полностью с западной стороны. Интересно, что она, как выяснилось, оказалась единственным (и к тому же, нигде не публиковавшимся) архивным снимком этого храма.
По поводу №007 пришло подтверждение из независимого источника: это действительно церковь Рождества Иоанна Предтечи на ст.Тапа (в дореволюционных изданиях - Тапс) Балтийской ж.д. в Эстонии. Сохранилась.
Была опознана совершенно случайно пару недель назад по ссылке от Александра Бокарева.
024- фрагмент западного фасада церкви Всех Святых на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге (любительское фото 1910-х гг.). Разрушена в 1931г.
Опознана по более ранней фотографии 1890-х годов, хранящейся в фототеке Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств (инв.№15201), запечатлевшей этот храм полностью с западной стороны. Интересно, что она, как выяснилось, оказалась единственным (и к тому же, нигде не публиковавшимся) архивным снимком этого храма.
По поводу №007 пришло подтверждение из независимого источника: это действительно церковь Рождества Иоанна Предтечи на ст.Тапа (в дореволюционных изданиях - Тапс) Балтийской ж.д. в Эстонии. Сохранилась.
Была опознана совершенно случайно пару недель назад по ссылке от Александра Бокарева.
Старые фотографии неатрибутированных храмов.
056- Николаевская в Залесье, Солигаличского уезда Костромской губернии. (Ныне север Буйского р-на Кострмской области) Постр. 1820 г.
- Василий Шелёмин
- Модератор
- Сообщения: 4629
- Зарегистрирован: 30 июл 2004, 15:53
- Откуда: Санкт-Петербург
- Контактная информация:
Ещё три фото от Михаила Мещанинова. Продолжена изначальная нумерация.
170 Опознано: Любим, Ярославская губ. Введенская церковь в Заучье http://sobory.ru/article/?object=05385
171 Опознано: Судиславль, Костромская губ. Вдали Успенская церковь http://sobory.ru/article/?object=04659 ; часовня (справа) снесена в годы советской власти
172 Опознано: Великие Луки, Псковская обл. Казанская церковь http://sobory.ru/article/?object=12683
170 Опознано: Любим, Ярославская губ. Введенская церковь в Заучье http://sobory.ru/article/?object=05385
171 Опознано: Судиславль, Костромская губ. Вдали Успенская церковь http://sobory.ru/article/?object=04659 ; часовня (справа) снесена в годы советской власти
172 Опознано: Великие Луки, Псковская обл. Казанская церковь http://sobory.ru/article/?object=12683
170 - Введенская церковь (в Заучье) в Любиме, Ярославская обл. Посмотреть можно здесь http://www.lubim.orthodoxy.ru/hramy.htm
172 - это Казанская церковь в Великих Луках.
172 - это Казанская церковь в Великих Луках.
Приветствую столь знающее общество, поклон Михаилу!
Могу опознать еще кое-что. Основывался на подписях под фотографиями, извините, если что-то узнали до меня. Итак:
008 - действительно типовая военная церковь. Да вот было их не полтора десятка - я знаю о 62.
023 - часовня в лагере русских военнопленных 1-й Мировой. Имею точно такую открытку, но место установить пока не смог.
067 - Никольская церковь в Семипалатинске
070 - Успенский собор в Оханске
076 - церковь в Франценсбаде (Австро-Венгрия)
077 - Пятигорск, снимок от гостиницы Бристоль на собор
078 - Знаменский собор и мужская гимназия в Семипалатинске
094 - Холмская Русь, собор Яблочинского монастыря
121 - увы, в опознании ошибка. Это Полоцк, часовня по дороге в Спасо-Ефросиньевский монастырь.
Все указанные объекты я имею на атрибутированных почтовых открытках, если бы умел - поместил бы для подтверждения сканы.
Могу опознать еще кое-что. Основывался на подписях под фотографиями, извините, если что-то узнали до меня. Итак:
008 - действительно типовая военная церковь. Да вот было их не полтора десятка - я знаю о 62.
023 - часовня в лагере русских военнопленных 1-й Мировой. Имею точно такую открытку, но место установить пока не смог.
067 - Никольская церковь в Семипалатинске
070 - Успенский собор в Оханске
076 - церковь в Франценсбаде (Австро-Венгрия)
077 - Пятигорск, снимок от гостиницы Бристоль на собор
078 - Знаменский собор и мужская гимназия в Семипалатинске
094 - Холмская Русь, собор Яблочинского монастыря
121 - увы, в опознании ошибка. Это Полоцк, часовня по дороге в Спасо-Ефросиньевский монастырь.
Все указанные объекты я имею на атрибутированных почтовых открытках, если бы умел - поместил бы для подтверждения сканы.
фотка 127
127 - г. Сосновый Бор, Ленинградская обл., церковь Свт. Николая Чудотворца.
-
- Сообщения: 328
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
Да, кстати. Уж не знаю, из чьей коллекции были снимки на опознование в "Филокартии" (№ 1 (3) за 2007), отпишу тут. Там есть снимок побитой снарядами "неопознанной церкви" с порушенной частично кровлей.Кирилл Сокол писал(а):Опознавать - дело интересное, хорошая зарядка для мозгов.
Это повреждённая в 1915 в ходе боёв Михаило-Архангельская церковь в Сморгони (Беларусь, Гродненская обл.) - строилась как кальвинистский собор, потом католический костёл, с 1860-х православная церковь, с 1920-х снова костёл. Здание цело, но луковичная главка и верхний ярус колокольни ещё в 1920-х при реставрации демонтированы.
Александр, спасибо! Эта открытка из моего собрания. Также, как и почти все фотовопросы из журналов ЖУК (до 10 номера, при первом редакторе) и Филокартия. Как член редакционного совета, стараюсь давать действительно серьезные вопросы; до этого в 1-м ЖУКе, как неопознанный, был помещен вид Псковского кремля.
Как показывает практика в 95% случаев фототкрытка изображает ту местность, откуда она отправлена, поэтому решил попристальней вглядется в почтовые штемпеля и вчитаться в текст писем:
050-имеет довольно редкий штемпель отправителя "МОСКВА-2-С.П.БУРГЪ.13.08.1912" (послано в г.Павловск под СПб), а вот цитата из текста на ней: "Завтра собираюсь ехать въ Брохово(или Трохово?-первая буква не совсем разборчива) смотреть свой лесъ...Хотелось бы вернуться вечеромъ...".
Могу осторожно предположить, что на ней изображен один из населенных пунктов на линии Николаевской ж.д., недалеко от Москвы.
050-имеет довольно редкий штемпель отправителя "МОСКВА-2-С.П.БУРГЪ.13.08.1912" (послано в г.Павловск под СПб), а вот цитата из текста на ней: "Завтра собираюсь ехать въ Брохово(или Трохово?-первая буква не совсем разборчива) смотреть свой лесъ...Хотелось бы вернуться вечеромъ...".
Могу осторожно предположить, что на ней изображен один из населенных пунктов на линии Николаевской ж.д., недалеко от Москвы.
-
- Сообщения: 328
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
Если допустить, что дорога - Николаевская, то это однозначно не Московская губерния, в Московской ничего похожего (две церкви к северо-востоку от платформы, совсем рядом с путями) не было.Михаил Мещанинов писал(а):Как показывает практика, в 95% случаев фототкрытка изображает ту местность, откуда она отправлена...
050-имеет довольно редкий штемпель отправителя "МОСКВА-2-С.П.БУРГЪ.13.08.1912"...
Могу осторожно предположить, что на ней изображен один из населенных пунктов на линии Николаевской ж.д., недалеко от Москвы.
Вид железнодорожной постройки у правого края кадра предположению, что это Николаевская дорога, не противоречит.
-
- Сообщения: 328
- Зарегистрирован: 19 ноя 2004, 08:46
По поводу 040. Если это Эстония, о.Хийумаа, то скорее всего храм Рождества Богородицы в Куристе. Единственный уцелевший и действующий на сегодняшний день на острове. См. ссылку http://turism.moonsund.ee/vaatamisvaarsused.php
Храм построен в 1888-1890. Освящен в 1890.
Лугус - место проживания священника.
Храм построен в 1888-1890. Освящен в 1890.
Лугус - место проживания священника.
МА
Спасибо. Абсолютно с Вами согласен. Ошибочка вкралась в связи с моим незнанием эстонского языка. Информация на русском языке по теме полностью отсутствует.
Вот точный адрес церкви: Taterma küla, Käina vald, Hiiumaa
Кроме нее на Хийумаа сохранилась еще аналогичная церковь в Пуски (северо-запад острова), но на фото №40 скорее всего не она, а именно церковь в Куристе (Татерма)
Вот точный адрес церкви: Taterma küla, Käina vald, Hiiumaa
Кроме нее на Хийумаа сохранилась еще аналогичная церковь в Пуски (северо-запад острова), но на фото №40 скорее всего не она, а именно церковь в Куристе (Татерма)
Спасибо, что согласны со мной. Только сегодня я уже сам не уверен, что согласен с собой. В Куристе - единственный уцелевший храм, где совершаются службы на сегодняшний день. А приходов было три. Покопался немножко в сети и нашел фото храма в Пуски. Вот он: http://www.mv.hiiumaa.ee/g2/v/maanus/ki ... 2.JPG.html
Они были построены по типовому проекту и поэтому очень трудно определить, который из них на старом снимке. Может глаза специалистов заметят какие-нибудь детали?
У третьего (в местечке Kuri) на сегодняшний день колокольня уже разрушена. Вот ссылка. http://www.hiiumaa.ee/index.php?idc=1241141100010001000
Они были построены по типовому проекту и поэтому очень трудно определить, который из них на старом снимке. Может глаза специалистов заметят какие-нибудь детали?
У третьего (в местечке Kuri) на сегодняшний день колокольня уже разрушена. Вот ссылка. http://www.hiiumaa.ee/index.php?idc=1241141100010001000
МА
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 04 дек 2007, 14:33
Десяток Эстляндских церквей хорошо отснят в этом альбоме
Помогите внести окончательную ясность в вопрос с церквями на о. Хийумаа:
1.Во имя какого праздника были освящены три типовые церкви в Puski, Kuriste и Kuri (неужели все были во имя Рождества Пресвятой Богородицы)?
2.Обе ли сохранившиеся церкви(в Puski и Kuriste ) являются действующими ?
Сравнив свою фотооткрытку 040 с современными фотографиями этих храмов (см. ссылки от Марка), я пришел к выводу, что это все-таки церковь в Пуски, поскольку у церкви в Куристе кладка цоколя колокольни совершенно другая (что хорошо видно на фотографиях).
Окончательное подтверждение этому я получил, внимательно изучив текст на обороте фотооткрытки, написанный беглым почерком. Вот фрагмент предложения (прошу прощения за возможные ошибки при переписывании, не все слова были написаны разборчиво): "...saadan teile Saamaa Pusski kirku pildi mida Seesnoe kristiise sundimise ..." - кроме слов "Pusski kirku ", я ничего не понял, но и этого, наверное достаточно. Почтовых штемпелей на открытке не было, поэтому понять смысл этих слов, находящихся в середине текста, первоначально было невозможно.
.
1.Во имя какого праздника были освящены три типовые церкви в Puski, Kuriste и Kuri (неужели все были во имя Рождества Пресвятой Богородицы)?
2.Обе ли сохранившиеся церкви(в Puski и Kuriste ) являются действующими ?
Сравнив свою фотооткрытку 040 с современными фотографиями этих храмов (см. ссылки от Марка), я пришел к выводу, что это все-таки церковь в Пуски, поскольку у церкви в Куристе кладка цоколя колокольни совершенно другая (что хорошо видно на фотографиях).
Окончательное подтверждение этому я получил, внимательно изучив текст на обороте фотооткрытки, написанный беглым почерком. Вот фрагмент предложения (прошу прощения за возможные ошибки при переписывании, не все слова были написаны разборчиво): "...saadan teile Saamaa Pusski kirku pildi mida Seesnoe kristiise sundimise ..." - кроме слов "Pusski kirku ", я ничего не понял, но и этого, наверное достаточно. Почтовых штемпелей на открытке не было, поэтому понять смысл этих слов, находящихся в середине текста, первоначально было невозможно.
.
Kuriste - Рождества БогородицыМихаил Мещанинов писал(а):1.Во имя какого праздника были освящены три типовые церкви в Puski, Kuriste и Kuri (неужели все были во имя Рождества Пресвятой Богородицы)?
Kuri - Вознесения Господня
про Puski ничего пока сказать не могу (возможно Рождество Христово (см. ниже))
Сохранились все три, только в Kuri разрушен шатер колокольни. http://www.hiiumaa.ee/index.php?idc=1241141100010001000Михаил Мещанинов писал(а):2.Обе ли сохранившиеся церкви(в Puski и Kuriste ) являются действующими ?
Церковь в Kuriste действующая, в Puski, как я понимаю, службы нерегулярно но бывают (хотя по внешнему виду не скажешь), церковь в Kuri не действует. Все три принадлежат Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата
Церкви построенные по одному проекту, отличить, конечно, очень сложно, но визуально они различаются тем, что в Куристе и на самом храме и на колокольне имеются довольно внушительных размеров подкрестовые яблоки, а в Пуски их нет (может быть сейчас нет, а раньше были, хотя судя по запущенности последней церкви, ремонта там не было давно). Я исходил из этого. По камушкам в основании яруса звона, мне кажется, сложно отличать церкви, тем более что не на всех фото они видны.Михаил Мещанинов писал(а):Сравнив свою фотооткрытку 040 с современными фотографиями этих храмов (см. ссылки от Марка), я пришел к выводу, что это все-таки церковь в Пуски, поскольку у церкви в Куристе кладка цоколя колокольни совершенно другая (что хорошо видно на фотографиях).
Кстати, в Кури подкрестовые яблоки тоже сохранились.
Я тоже не понял, но одно могу добавить:Михаил Мещанинов писал(а):Вот фрагмент предложения (прошу прощения за возможные ошибки при переписывании, не все слова были написаны разборчиво): "...saadan teile Saamaa Pusski kirku pildi mida Seesnoe kristiise sundimise ..." - кроме слов "Pusski kirku ", я ничего не понял, но и этого, наверное достаточно.
Kristuse sündimise - Рождество Христово