Сергей Заграевский писал(а):У меня тут мысль возникла, она еще сырая, но все же хочу поделиться. И на эту мысль меня навел Храм Христа Спасителя (сегодня там рядом как раз был). Здание, как известно, колоссальное, под куполом может поместиться Иван Великий. А выглядит далеко не таким огромным из-за того, что пропорции соответствуют милым сердцу старинным храмам, и человеческий глаз невольно придает ХХС "человеческий" масштаб.
Теперь посмотрим на бесконечные современные римейки. Из-за того, то они имеют "родные и теплые" старинные прототипы, их какими ни строй, все равно результат будет печальным. Почему - варианта два.
1. Внутреннее раздражение зрителя из-за того, что издали казалось - встречусь со стариной, а передо мной новодел.
2. Напрасно затраченные силы и средства на строительство огромных зданий, которые все равно огромными не кажутся. Этот вариант можно назвать "синдромом ХХС".
Древнерусские храмы прежде всего воспринимались торжественно, человек в старину замирал перед их масштабами и пропорциями (возможно, некоторые храмы некоторых зрителей даже подавляли, таков эффект высокой готики). Из современной православной архитектуры эта "торжественная", "зовущая ввысь" составляющая ушла из-за "синдрома ХХС". А ближе к человеку при этом храмы не стали, потому что люди все равно чувствуют фальшь, когда им вместо старины преподносится римейк.
Это, так сказать, констатирующая часть. Если на ее основе придумаю какое-нибудь конструктивное предложение, напишу.
Уважаемый Сергей! Вы опять медитируете о вечном..., однако размышления сии, как мне кажется, недостаточно объективны. Отчего плохи "милые сердцу" пропорции старинных храмов"? Отчего Вы полагаете, что древнерусские храмы чуть ли не "подавляли" своими пропорциями и масштабом? Да и "зовущая ввысь" составляющая, думаю никуда не ушла- эта особенность, как мне кажется, не является родовым свойством русской архитектурной традиции. Основной тип и вид русской церкви- небольшой посадский, приходской храм, пугать размерами не предназначенный по определению... В Новгороде, а исключением Софийского собора, или может еще Юрьева монастыря, никто даже не претендует на эту роль. В Пскове кажется тоже. Ну конечно, в городах столичных, в Киеве или Владимире храмы помасштабнее...но, не настолько все же.
Так что Ваша "констатирующая часть" подозрительно похожа на Ваше частное мнение.
Насчет Православной идеи, так и вовсе непонятно:о чем Вы? "Идея"-существует века и неизменна в веках: человеку предлагается Путь ко Спасению... А то,что Вы называете "духом эпохи"- суть проходяще и изменчиво. И ничего страшного, никакого застоя не будет!
Сегодня купил книгу о петербургском архитекторе А.П.Аплаксине (1879-1931), несколько фраз как-будто прямо в тему:
"...современный зодчий, приступая к делу построения Божьего Храма составлением проекта и выполняя в жизни предначертания проекта, то есть строя уже храм, не помнит Того Великого, во имя Которого он делает свою работу", -"...современный русский церковный зодчий не думает о религиозной тайне, не проникается сознанием Божественного, а смотрит на храм, как на архитектурную концепцию, идея которой будто бы всецело покоится на внешнем содержании". К сожалению, все наши разговоры о"новой стилистике" совершенно не учитывают этих простых истин...