Сакральные смыслы в архитектуре храма

История строений, архитектурные особенности и все, что с этим связано.
Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3103
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 10 ноя 2017, 12:50

Эта тема создана как информационная, для прояснения сакральных смыслов, выраженных в архитектуре храма. Кроме того в теме могут рассматриваться строительные материалы и технологии с точки зрения их соответствия образу православного храма.

В теме не предполагается споров и дискуссий, только высказывание собственного, желательно аргументированного, мнения по существу проблемы. Всякие попытки оспорить высказанные в теме идеи будут удалены модератором без объяснения причин.

Несогласие с изложенными здесь мыслями и представлениями можно размещать в других темах форума, уже существующих или вновь созданных.

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3103
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 10 ноя 2017, 13:51

Архитектура храма изначально дуалистична. Он одновременно материален и сакрален. Как материальный объект, здание храма должно соответствовать классической триаде – польза, прочность, красота. Как сакральный объект, храм - место приобщения к Богу, отражение Царства небесного на земле.

Непосредственно изобразить сакральные образы материальными средствами, невозможно. Поэтому здание храма символично. Оно наполнено сакральными смыслами, понимание которых связано с литургическим действием.

Вот об этих сакральных смыслах в архитектуре храма и хотелось бы услышать в этой теме.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 11 ноя 2017, 23:38

Очень смело открывать такую тему. Никакие форумы не могут заменить огромное наследие по теории христианской литературы. Книжки надо самим читать, а потом обмениваться мыслями по поводу прочитанного. Вот это было бы интересно.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 11 ноя 2017, 23:43

"...Символ отличается от аллегории и эмблемы, во-первых, тем, что не сочиняется и не составляется, а находится во взаимодействующей с человеком среде, включая историческую, культурную, общественную и материальную среду, и выявляется обобщенным сознанием человечества, особенно в творческом гносисе. Аллегория - искусственное построение образа, основанное на внешнем сходстве. Символ многозначен и многогранен, аллегория обычно однозначна. Аллегория сочиняется, а эмблема составляется, притом они могут меняться. Число эмблем и аллегорий может увеличиваться и убывать, а число символов ограничено. Символ имеет постоянный и устойчивый характер. ....Символ – связь видимого с невидимым, материального с духовным. ..... Храм - это голос Божий, воплощенный не в словах, а в камнях." - архимандрит Рафаил (Карелин). МДС 31-9.2003.
Выделено мною.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 12 ноя 2017, 20:50

Не вижу смысла переписывать здесь, на этой с лукавством созданной странице, уже сказанное ранее.
Поэтому просто даю ссылки для тех, кому интересно. А остальные могут далее продолжать глумление на тех же страницах.
viewtopic.php?f=5&t=10658&start=25
viewtopic.php?f=5&t=8701
viewtopic.php?f=5&t=25576
viewtopic.php?f=5&t=25937
viewtopic.php?f=5&t=13548
viewtopic.php?f=5&t=83
viewtopic.php?f=5&t=12153

Людмила Клешнина
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 12 ноя 2017, 21:48

Точное определение канона дано одним из основоположников возрождения православного иконописания в 20 веке, богословом и иконописцем Леонидом Успенским (1902 – 1987):

«Эта норма есть найденная форма наиболее адекватного выражения Откровения, в которую и облекается творческое соотношение Бога и человека. И канон предполагает не обособление, а именно включение в соборное творчество Церкви. В этом соборном творчестве личность художника осуществляет себя не в утверждении своей индивидуальности, а в самоотдаче; и высшее ее проявление здесь в том, что она как раз подавляет в себе черты обособленности.......творчество в каноне воспринимается художником не как выражение своего индивидуального восприятия мира и веры, а как выражение церковной веры и жизни, как служение. Он выражает ту жизнь, в которой участвует, то есть включает свою жизнь и творчество в совокупность других областей церковной жизни, направляемых каноном. И чтобы быть подлинным, его творчество должно быть в согласии с ними, органически в них включаться....... В разных областях церковной жизни и творчества канон есть средство, в которое Церковь облекает путь спасения человека.......канон (норма) обеспечивает передачу истины на любой степени причастности к ней, даже если причастие это только формально. Канону следует как художник творец, так и ремесленник, как в прошлом, так и настоящее время. Поэтому каноническая икона является свидетельством православия, несмотря на эмпирически часто встречающуюся несостоятельность носителей истины, самих православных (канон-то, повторяем, и ограждает икону от этой несостоятельности). На любой духовной и художественной степени, и даже на низком ремесленном уровне, каноническая икона, как старая, так и новая, свидетельствуют о той же истине. Обратно : та часть искусства, которая «освободилась» от канона, независимо от дарований художников никогда так и не достигла той высоты художественного достоинства, уж не говоря о высоте духовной, на которой стояла иконопись; она вообще перестала быть свидетельством православия» . 23. Л.А.Успенский «Богословие иконы Православной Церкви», 1989, стр.428.

Эти мысли вполне справедливы и для церковной архитектуры.

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3103
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 12 ноя 2017, 22:12

Людмила Клешнина писал(а):
12 ноя 2017, 20:50
Не вижу смысла переписывать здесь, на этой с лукавством созданной странице, уже сказанное ранее.
Людмила, эта тема создана для того, чтобы Вы могли без всяких споров изложить свое видение символизма храма. Заинтересованный, но чаще всего слабо подготовленный человек, не будет отвлекаться на пустые разговоры, а сможет получить более-менее цельное знание по этой сложной теме. Мне кажется, что для этого имеет смысл, пусть даже тезисно, повторить то, что Вы говорили в дискуссиях.

Людмила Клешнина
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 27 июл 2007, 00:21
Откуда: Рига

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Людмила Клешнина » 17 ноя 2017, 21:31

Если даже Ваши намерения искренние, то о такой сложной теме как сакральные смыслы в архитектуре надо говорить системно. Это огромная работа. Начинать надо с вопроса - в чем отличие между архитектурой и строительством.
На эту тему у меня есть не одна публикация. Кроме того, еще в 2010 году мною был написан краткий учебник "Основы храмостроительства" (в редакции для староверов). Староверам нужно, православным - не нужно. Это множество страниц. Здесь невозможно это выкладывать. Кроме того, в интернете существует беспредел с авторским правом. Только что в Риге вышло компилятивное издание с ложной информацией "Справочник о православных приходах Латвии". Там целыми абзацами воровским способом вставлены мои тексты (в том числе и с sobory.ru) без ссылок на автора, конкретная информация о моих объектах вообще полностью искажена, как будто я уже умерла, и спросить не у кого. И Вы хотите, чтобы этот беспредел продолжался ?

А тема, конечно, очень актуальная. Сегодня купила неплохую книжку - Иеромонах Макарий (Маркиш) "Богослужение. Книга для всех, кто приходит в храм" Данилов мужской монастырь. Москва.2017. Там в доходчивой форме поясняется суть символа в слове, в церковных текстах, в богослужении, в иконе, в церковном пении... Ни слова об архитектуре ! Не приходит автору на ум простая мысль, если бы храм не построили, куда бы вы поместили иконы, книги и т. д. ? Почему архитектуру мудрецы называли матерью искусств ?
А эпиграф у книги какой хороший : "... В настоящей церковной разрухе в значительной доле повинны мы тем, что не приближали наше дивное богослужение, наши чудные песнопения к уму русского народа." свт. Афанасий Ковровский

Как видите, и тут ни слова об архитектуре. Вот и получаем муляжи.
Вы хотите от меня получить просветительский курс для священнослужителей ? мне это не по силам.

Аватара пользователя
Сергей Попов
Модератор
Сообщения: 3103
Зарегистрирован: 10 фев 2008, 21:27
Откуда: Москва

Re: Сакральные смыслы в архитектуре храма

Непрочитанное сообщение Сергей Попов » 18 ноя 2017, 13:07

Людмила Клешнина писал(а):
17 ноя 2017, 21:31
... мне это не по силам.
Людмила, я понимаю, что в таком формате сложно представить сакральные смыслы в архитектуре во всей многозначности… Но это и не требуется… В школе детей сначала учат арифметике, а уже потом высшей математике…

Мне кажется, что здесь только Вы сможете сформулировать хотя бы общие, начальные, представления об этой области архитектуры. Тем более, что в интернете практически нет грамотной информации, зато примитивных спекуляций хватает. Попробуйте, может получится…

Интернет, конечно, не совершенен, но это не повод…

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей