Богоявленский собор является первым каменным храмом города Ишима. Строили его не менее полувека, причём точная дата окончания строительства не известна: свидетельства об освящении верхней церкви до сих пор не обнаружены. Устроение новых населённых пунктов на Руси всегда сопровождалось возведением церкви - Коркина слобода, основанная в 1687 году на Киселёвском мысу в излучине реки Ишим и преобразованная в конце ХVIII века в город Ишим, не была исключением из этого правила. Первым делом пришедшие сюда русские переселенцы построили деревянную Никольскую церковь, находившуюся как раз в районе нынешней Соборной площади, где сегодня высится Богоявленский собор. Около сорока лет она служила верой и правдой жителям Коркиной слободы, пока в 1726 году не сгорела - причиной пожара стала неисправность "ветхой печи". На пепелище быстро построили новую Никольскую церковь, тоже деревянную, простоявшую здесь по крайней мере до 1808 года. Однако уже к 1770-м годам состояние деревянного храма оставляло желать лучшего, чем и было вызвано обращение прототопа Афанасия Райкова и церковного старосты Лариона Желтышева к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму (Петрову) с просьбой благословить строительство каменного храма "о двух аппартаментах", то есть о двух этажах, что вполне согласовывалось с принципами "сибирского барокко" - стиля, получившего широчайшее распространение в сибирском зодчестве в ХVIII веке.
Ишимский Богоявленский собор довольно долго оставался единственным храмом Ишима и его обширных окрестностей, называемых Приишимьем, таким образом, он исполнял роль духовного центра для многотысячного православного населения этих мест, которое на протяжении ХIХ века неизменно росло. До появления в Ишиме новых церквей, то есть до начала 1840-х годов Богоявленский храм вынужден был в одиночку справляться с удовлетворением религиозных потребностей местного населения. Составлялось штатное расписание церкви - кроме протоирея, в храме служили два священника, два диакона, два дьячка и три пономаря. Впоследствии, с созданием новых приходов, причт сократился - с 1877 года он состоял из настоятеля-протоирея, священника, диакона и двух псаломщиков.
В Сибири сохранилось немало храмов, выстроенных в стиле "сибирское барокко", господствовавшего на огромной территории за Уралом на протяжении всего ХVIII века. Сохранились благодаря тому, что они вовремя были официально зачислены в ряд историко-архитектурных памятников, ведь ХVIII век для русской Сибири - это почти седая древность. Проект Богоявленского собора был выполнен в канцелярии тобольского архирея - собственно, Тобольск и является родиной "сибирского барокко". Всё, что свойственно этому стилю, мы обнаружим в ишимском храме - перед нами "корабль", состоящий из трёх частей: это - колокольня с притвором, трапезная и основной четверик с гранёной апсидой. В высоту - традиционные два этажа. Фасады украшены затейливым барочным декором; основной четверик увенчан гранёным куполом, на который водружён световой восьмигранный барабан с восьмигранной же башенкой и главкой. Пропорции храма необыкновенно гармоничны - несмотря на "прямоугольные" формы, вообще свойственные барокко, для него характерна устремлённость ввысь, обусловленная как его немалой высотой, так и правильным "убыванием" объёмов по вертикали. В довольно "низкорослой" центральной части Ишима Богоявленский собор смотрится очень выразительно, являясь одной из архитектурных доминант города. Одним из самых выразительных архитектурных деталей являются наличники окон - основа декоративной "мелодии" Богоявленского собора. Все основные окна храма схожи по форме, с арочным завершением, и различаются лишь по высоте. Не то - с наличниками. Они варьируются - в рамках одной барочной стилистики - от света к свету, коих всего насчитывается три. Наличники окон первого света - трёхлопастные, с затейливыми изгибами; выше - наиболее выразительные, с завершением в виде трилистника и волютами по бокам; ещё выше - в форме простого изогнутого "фронтона". Для оформления барочных храмов характерно использование люкарн - оконных проёмов в крыше или куполе, как правило круглых. Люкарны Богоявленского собора не вполне обычны: во-первых, они прорезаны в верхней части фасадов и выделены полуциркульным изгибом карниза, украшенного подзором; во-вторых, имеют четырёхлепестковую форму. На куполе Богоявленского собора поставлены два уменьшающихся в высоту восьмигранных барабана. Нижний - световой; его окна разделены псевдопилястрами с мощными капителями. Барабан этот очевидным образом "рифмуется" с верхним ярусом колокольни, формируя тем самым повторяющийся мотив, который играет важную роль в восприятии всей постройки. Колокольня Богоявленского собора - двухъярусная, восьмигранная, "вырастает" из двухэтажного притвора. В гранях нижнего яруса прорезаны квадратные окна (часто ложные); ярус звона снабжён крупными проёмами с арочными завершениями. В его восьмигранном покрытии по сторонам света имеются выступы с люнетами.
В 1994 году на колокольню были подняты семь колоколов. Согласно метрике 1887 года, их насчитывалось восемь - самый большой, отлитый в 1840 году в Шадринске, весил более 170 пудов (то есть около трёх тонн). Размеры Богоявленского собора: длина здания - 37 метров, ширина (по ширине трапезной) - 15,5 метров, высота колокольни - более 36 метров, высота храма - более 35 метров, сторона основного объёма (представляющего собой в сечении квадрат) - чуть больше 10 метров, высота первого этажа - более 4 метров, высота второго этажа (в основном четверике) - около 13 метров. Из притвора лестница ведёт на второй этаж и колокольню. К сожалению, верхняя церковь до сих пор остаётся неотремонтированной и, как следствие, неосвящённой, - на это пока не хватает, ни средств, ни сил. Всё понятно, но тем не менее огорчительно - ведь именно второй этаж наиболее "барочен" и торжественен; при достойном оформлении он мог бы превратиться в визитную карточку храма. Из трапезной второго этажа три арки (средняя мощная, большая; боковые - поменьше) ведут в основной объём, от высоты которого перехватывает дыхание. Всё буквально залито светом, льющимся из многочисленных окон - по три в два ряда (плюс люкарны) на северной и южной стенах, ещё одна в алтарной апсиде, наконец световой барабан, изнутри открывающийся в куполе. Здесь, в куполе, сохранилась оригинальная лепнина с изысканными растительными орнаментами и изображениями "всевидящего ока Господня" в треугольниках. По сравнению со вторым этажом первый выглядит несколько тесным и низким - так, впрочем, обыкновенно бывает в двухэтажных храмах. Но только - при сравнении. Потому что хорошо продуманная система освещения "нивелирует" ощущение тесноты. В северной части трапезной освящён небольшой придел святителя Николая Чудотворца - устроенный в своё время, в память о первом деревянном храме Ишима, который стоял на этом месте. В наши дни в верхней церкви, которую ещё предстоит привести в порядок, иконостаса нет; внизу же иконостасы, как и до революции, невысокие, однако никакой резьбы и особенных украшений не имеют - изготовлены они вполне функционально, что, видимо, и объясняется тоже "функционально": дефицитом средств и сжатыми сроками, в которые требовалось возродить храм.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №186, 2016 г.