ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Погост. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Паданского погоста.

Никольская церковь


Погост. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Паданского погоста
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1900.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Республика Карелия, Медвежегорский р-он, село Погост.

Координаты: 63.267241, 33.411266



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Паданского погоста, Фото 1940-ых годов<br>, Погост, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото 1940-ых годов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1940
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Паданского погоста, Фото 1961 года из фондов Национального музея Республики Карелия. Автор Виктор Васильевич Алава<br>, Погост, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фото 1961 года из фондов Национального музея Республики Карелия. Автор Виктор Васильевич Алава
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  29 июня 2017

В писцовой книге Обонежской пятины Заонежской половины, составленной Андреем Плещеевым и подъячим Семеном Кузьминым в 1582-1583 гг., в числе других 17 погостов назван и Паданский. В 1587-1588 гг. подьячие Неждан Луговской и Одинец Иванов, в «Книге сбора данных и оброчных денег с тяглого населения Лопских погостов», тоже вспоминают о «волости Падани».

«Дозорная книга Лопскях погостов» подьячего Григория Кобелева, датируемая 1597 годом, дает самое полное описание Никольского Паданского погоста. Вот как он начинает свое повествование: «Погост Никольской Падонский, а на погосте храм Никола чюдотворец...».

Сложность же заключается в том, что уже с начала XVIII века (а может, и раньше) у погостинской церкви появляется новое название — Рождества Пресвятой Богородицы, а река Падана тоже по неизвестным причинам превращается сначала в Селецкую (XIX век), затем в Лужму (XX век). И опять странность: первоназвание реки в XIX веке уже прочно забыто, а вот церковь в быту именуют по-прежнему Никольской. Старики упорно твердили, что главной иконой в ней была икона святого Николая Чудотворца. Я попытался разобраться в этом, но выяснил лишь то, что самый первый приходской храм — уже Богородицкий — к середине XIX века пришел в такую ветхость, что в нем было запрещено богослужение. Однако и вновь отстроенный (в 1874 году) простоял недолго, в июле 1898 года он дотла сгорел вместе с библиотекой и архивами. По этому поводу в новой церковной летописи записано: «По случаю сильного ветра сила огня была так велика, что даже расплавились колокола, а о спасении имущества церковного нельзя было и думать». Сгорело абсолютно все. В том числе и метрические книги. Новая церковь (Богородицкая) была выстроена на прежнем месте. И служба в ней открылась в декабре 1900 года.

Но самые потрясающие свидетельства обнаружены мною в чудом сохранившейся рукописной летописи церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую вел с 1898 по 1907 годы благочинный священник И. Вознесенский. Это, к слову, последнее, что уцелело от разграбленной в 1960-х годах церковной библиотеки. Служба в погостинской церкви — последней действующей — была прекращена в первые послевоенные годы. Иконостас, по рассказам, при перевозке его в Петрозаводск случайно утоплен где-то возле Великой Губы вместе с колоколами. В Петрозаводск отбыл и последний священник.

Сбылось давнее желание безбожников об «искоренении» поповщины. Еще в феврале 1930 года местные ячейки ВКП(б) предложили закрыть в Паданах все три церкви, «немедленно передав их для обслуживания растущих культурных нужд населения». Богоявленскую церковь, «как старое царское гнилье, ненужное для культурной советской деревни», предлагалось переоборудовать под столовую, церковь деревни Погост — под дом физкультуры, а Лахтинскую часовню— под пионерский клуб. Колокола же передать в фонд индустриализации страны. И после прослушивания доклада «Религия — враг социалистического строительства» все с таким решением согласились.

А.М. Цыганков «Слово о Паданах» (Медвежьегорская районная газета «Диалог», декабрь 1991 г. – январь 1992 г.)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.