Современное состояние церкви (1914 г.)
Церковь с. Спасского в настоящее время длиной 11 саж. и 2¼ аршина. Главный алтарь оной церкви длиной в 8¼ ар., шириной в 7 аршин. Настоящая церковь длиной в 10 ар., шириной в 9 арш. Придельная церковь длиной в 17 ар., шириной в 15¾ ар. Стены как извнутрн, так и вне, отштукатурены и внутри окрашены масляной краской и расписаны священными изображениями. Во всей церкви 25 окон и изъ них 14 окон укреплены железными решетками. На настоящей церкви большая глава покрыта железом, окрашенным в синюю краску; на придельном храме такая же глава, только меньших размеров. На означенных главах кресты железные, вызолоченные червонным золотом, чстырехконечные, старинные. Крест на главе настоящей церкви со всех сторон укреплен железными цепями. Входные двери с трех сторон в паперть — деревянные. Паперть сделана из плитного белого камня и украшена священными изображениями.
В алтаре настоящей церкви престол из соснового дерева; вышины и ширины в нем 1 арш. 6 верш. Одет медно-вызолоченной одеждой с изображением: Тайной вечери. Преображения Господня и святых, имена коих носят жертвователи; Алексий (Медведев) и Иоанн (Коровкин). При главном приделе иконостас деревянный, сплошь вызолочен, украшен резьбой и в нижнем ярусе четырьмя колоннами. Ярусы один от другого отделены красивыми карнизами. В иконостасе 4 местные иконы, каждая длиной в 1¾ арш., шириной в 13 верш., в серебряных окладах, сделанных на иждивение прихожан в 1847 году. За оклады икон Спасителя и Божией Матери уплачено 1317 р. 55 к., а за оклад Преображения Господня 695 р. 96 к. Стены настоящей церкви украшены живописью и ей заняты все свободные места, так что куда-бы не обратил свои глаза богомолец, он везде видит св. иконы и священные изображения. Убранство церкви прекрасно дополняется Красивым медно-позлащенным паникадилом, верх коего увенчан ангелом, и изящной работы медно-позлащенными хоругвями. В алтарях придельной церкви престолы сделаны из дубового дерева, вышиной 1 арш. 6 вер., длиной и шириной в 1 арш. 4 верш, и одеты парчовыми одеждами. Иконостасы двухярусные, деревянные, с резьбой, окрашены малиновой краской и покрыты позолотой. Из икон приделов замечательны: икона Корсунской Божией Матери длиной 9 верш., а шириной в 8 верш, в серебрянной (84 пробы) позолоченной ризе с таковым-же венцом с клеймом «1806 г.». Нa оном образе около венца на звездочке 82 жемчужины, один алмаз и несколько цветных простых камней. В оной ризе с жемчугом и камнями веса 1 фунт 59 золотников.
Икона св. Чудотворца Николая, длиной 8 верш., шириной 6 вершков, очень старинного письма, в сребро-позолоченной ризе; весу в оной 1 ф. 45 зол., 84 пробы, и клеймом «1819». К ней привешен Георгиевский крест. В церкви имеется до 25 разных икон в серебряных ризах.
Ризница Преображенской церкви все необходимое для священнослужения имеет в достаточном количестве. Сосуды, приобретенные в 1808 году в Москве, работы Сазикова, — весят 2 фунта и 68½ золотников; уплачено за них 222 руб. 81½ к.
В других сребро-позлащенных сосудах веса 1 ф. и 60 золотников. Красивая сребропозлащенная Дарохранительница, весом 1 фун. 32 коп. Крест серебряный, 84 пробы, чеканной работы, с позолотой, восмиконечный, с надписью: «сим победиши». Второй Крест, тоже серсбренно-позлащенный, пожертвован Коллежским Ассесором Михаилом Петровичем Забелиным в 1841 году. Кроме сих еще есть три серебряных креста малых размеров. В числе церковной утвари находятся оловянные св. сосуды, а также оловянные же дарохранительница, дароносица и три напрестольных креста.
Евангелие в большой лист, переплетено в деревянные доски, в окладе медном чеканном, на лицевой стороне оклада пять чеканных образов. Напечатано на александрийской белой бумаге. На нем есть надпись следующего содержания: «Сие священное Евангелие принадлежит Тверской Губернии, Калязинскаго уезда, что на углу, напечатано в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7186, а от Рождества Христова 1677 года индикта 1 Сентября повелением Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексиевича, Благословением Святейшаго Московскаго и Всея России Патриарха Иоакима, а вновь исправлено сие Евангелие и украшено чеканными бронзовыми—посеребренными листами и фннифтянными образами иждивением доброхотных деятелей за 10 руб. в 1848 году».
Кроме этого есть еще два Евангелия, — одно в большой лист, напечатанное в 1805 году, а другое в средний листъ, напечатано в 1779 году, оба обложены медно-чеканным окладом. Два малых Евангелия: 1) в четверть листа. 2) в осьмушку; оба напечатаны в Киево-Печерской Лавре, — первое в 1803 году, а другое в 1830 году и оба обложены медно-посеребренным окладом.
Все эти Евангелия в настоящее время не употребляются при Богослужениях, а вместо оных употребляются три Евангелия, пожертвованные Димитрием Евграфовичем Салтыковым. На каждом из них на задней доске с внутренней стороны есть надпись с обозначением, кем оно пожертвовано, сколько заплачено за него и составляет неотъемлемую принадлежность одного из трех престолов церкви.
1-ое Евангелие, находящееся на престоле Преображения Господня, переплетено в деревянные доски, обложенные сребро-позлащенным окладом. Па лицевой стороне пять чеканных изображений Воскресения Христова и четырех Евангелистов, а на задней стороне изображение Рождества Христова и надпись: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». За это Евангелие уплачено вместе с большим крестом 500 руб. Печатано на белой бумаге с киноварью в Москве, в Синодальной типографии, 1883 года.
2-ое Евангелие — принадлежность Корсунского престола с сребро-позлащенными досками с изображением на лицевой стороне Воскресения Христова и четырех Евангелистов, а на задней — Св. Троицы; корешек обложен бархатом, голубого цвета.
3-е Евангелие — принадлежность Никольского престола — такое, какое и на Корсунском престоле с такими же изображениями на лицевой стороне, только на задней изображено Благовещение Пр. Богородицы. За оба эти Евангелия уплачено 400 руб. На каждом Престоле кроме большого Евангелия находится по малому, в ⅓ листа, в сребро-позлащенных окладах.
При описании церкви с её ризницей и утварью, является сознание, что она всецело обязана своим благоукрашением роду г.г. Салтыковых, в особенности Надежде Ивановне, Ольге Михайловне, Евграфу Васильевичу и Димитрию Евграфовичу, и настоящий храм не был бы таким благоукрашенным, если-бы исключительно содержался на пожертвования крестьян, коих всего в приходе 277 ревизских душ. В ризнице церкви есть один документ, из коего видно, настолько прежде были велики денежные пожертвования г.г. Салтыковых.
Во время расширения настоящей церкви пристройкой двух приделов поступило пожертвований: от Ольги Михаиловны…2000 руб.; Евграфа Васильевича… 400 руб. и от крестьян около… 100 руб.
Заботясь о благоукрашении своего приходского храма, предки Салтыковых устроили и при доме своем часовню, предназначенную для домашних молений, и в ней местный причт отправлял всенощные бдения на каждый воскресный и праздничный день. В настоящее время здесь служатся только молебны.
О причте церкви
Из священников с. Спасского известны: Михаил Симеонов, упоминаемый в 1750 г.; Стефан Петров (с 1781 по 10 Июня 1796 г.); Симеон Петров (с 1797 г. по 1805 г.); с 1806 г. по 1808 г. исправлял должность священника села Зайцева свящ. Иоанн Данилов; Алексей Григорьев (с 1808 по 1810 год); ьИоанн Яковлевич Новоселов (с 1811 по 1840 г.), образованием из синтактического класса, был ранее дьячком в селе Леонтьевском Калязинского уезда; Николай Александров Гиляревский — диаконский сын, окончил курс в Владимирской семинарии, посвящен на настоящее место в 1841 году и служил до смерти (в 1876 г.); Иоанн Макариев Сретенский (с 1876 по 1878 год), был сначала учителем и псаломщиком в с. Спасском, что на Нерли, с 1872 по 1874 г., священником в селе Ванчугове, Кашинского уезда, с 1875 по 1876 г., отсюда перемещен к церкви села Воскресенского, что на Хотче; Нестор Арсеньев Завьялов (с 20 Мая 1878 по Июнь 1879 г.), ранее был диаконом в селе Завидове, Кашинского уезда, перемещен в Успенский Собор г. Кашина, откуда и поступил сюда; Василий Петрович Садиков (с 8 Сентября 1879 года по 1886 год), был учителем в Константиновском земском училище, Калязинского уезда, ныне священствует в селе Воронцове, Калязинского уезда; Леонид Иоаннов Сутягин (с 28 Февраля 1887 года по 1890), был сначала священником при церкви Петровских озер, Корчевского уезда, а впоследствии поступил в полковые священники в г. Брест-Литовск, где и скончался; Александр Димитриев Покровский (с 21 Сентября 1891 г. по 4 Января 1899 г.), был диаконом в селе Капшине, Калязинского уезда, переведен на таковую должность к церкви погоста Никольского, что в Грачах, ныне служит в селе Алабузине, Бежецкого уезда; Феодор Иоаннов Ушаков, по окончании курса в Тверской духовной семинарии в 1898 г., определен на должность учителя в Койское земское училище, Кашинского уезда, рукоположен в сан диакона к церкви погоста Петропавловского, Новоторжского уезда, 25 Августа 1890 г., на настоящее место рукоположен 21 Марта 1899 года.
Псаломщики (дьячки), служившие при сей церкви: Сергей Стефанов (с 1788 по 1805 год); Афанасий Иванов (с 1809 по 1825 год); Егор Васильев (с 1827 по 1828 г.); священник Стефан Стефанов Весский (с 1829 по 1834 год); Николай Алексеев Ушаков (с 1835 по 1841 г.); Михаил Берестов (с 1842 по 1871 г.); Евгений Алексеев Ушаков (с 1876 по 1890 г.); Иван Федоров Голубев (с 1891 по 1895 г.); Федор Дмитриев Введенский (с 4 янв. 1896 по настоящее время).
Пономари: Игнатий Андреев с 1790 по 1824 г. и вторично с 1834 г. по 1842 г.); Иаков Петров (с 1825 г. по 1830 г.); Алексей Дорофеев Комаров (с 1831 по 1833 г.); Тихон Иванов (с 1842 по 1871 г.).
По материалам издания Ушаков Ф. Село Спасское, что на углу, Калязинского уезда, Тверской губернии. Исторический очерк. - Тверь, 1914. По материалам сайта: Православные храмы Тверской земли
Спас-Угол (Спасское на Углу) Талдомского района Московской обл. - Преображенская церковь
Комментарии и обсуждение
Церковь Преображения Господня построена в имении Салтыковых в 1797 г. в стиле раннего классицизма. Трапезная и колокольня возведены в 1820 г. В здании размещался музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. М., 1999
Усадьба "Спас-Угол", где жил и работал М.Е.Салтыков-Щедрин, по адресу: Талдомский район, с.Спас-Угол, является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Решение Исполкома Мособлсовета от 28.03.1972 г. № 317/7). В составе усадьбы: кладбище, на котором похоронены отец и старший брат писателя М.Е.Салтыкова-Щедрина; парк с прудом; церковь Преображения.
Современный адрес: с/п Квашенковское, с.Спас-Угол.
Кирилл Аминов 13 мая 2015 г.
Село Спасское, что на углу, Калязинского уезда Тверской губернии: исторический очерк / Составил свящ. Ф. Ушаков. - Тверь: Типо-Литография М.В. Блинова, преемника Н.М. Родионова: Тверская ученая архивная комиссия, 1914. - 32 с., [2] л. ил.; 26 см. - Имен. указ.: с.30-32.
Село Спасское, что на Углу, Калязинского уезда, Тверской губернии | НЭБ Книжные памятники