ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Мгарь. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь.

Лубенский монастырь


Мгарь. Спасо-Преображенский Мгарский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1619.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, Полтавская область, Лубенский район, с. Мгарь

Координаты: 50.030726, 33.055286
Проезд:из Киева до монастыря на поезде или автобусе (проезд до станции «Лубны»). От Лубен до монастыря — около 10 км, автобус «Лубны-Мгарь» или такси; на автомобиле из Киева по трассе М-3. Указатель на Мгарь. От поворота до монастыря — несколько минут пути.



План Спасо-Преображенского Мгарского монастыря,Мгарь

Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Преображения
2. Церковь Афанасия с трапезной
3. Колокольня
4. Северные ворота
5. Келейные корпуса
6. Корпус (XVII в.)
7. Хозяйственная постройка
в 500 метрах северо-восточнее монастыря находится Благовещенский скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы (скитская) и часовней



Сортировка:

Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, , Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
26 августа 2011
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, , Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
26 августа 2011
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, , Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
26 августа 2011
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, , Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
Inna
28 июля 2007
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, , Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
9 мая 2013
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, Северные ворота<br>, Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
Северные ворота
V.Petrovich
9 мая 2013
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
26 августа 1941
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, Лубны. №3. Афанасиевский монастырь. Почтовая карточка<br>, Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
Лубны. №3. Афанасиевский монастырь. Почтовая карточка
Алексей Кротов
.. - ..
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, Вид фасада странноприимного Мгарского монастыря, где размещался отряд. Альбом «Первый передовой хирургический отряд Красного Креста при Одиннадцатой Армии. 1915-1916 гг»  http://and110.ucoz.ru/war/38/sam24.html <br>, Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
Вид фасада странноприимного Мгарского монастыря, где размещался отряд. Альбом «Первый передовой хирургический отряд Красного Креста при Одиннадцатой Армии. 1915-1916 гг» http://and110.ucoz.ru/war/38/sam24.html
Т.
??
Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, Вид на часовню, находящуюся за оградой Мгарского монастыря<br>, Мгарь, Лубенский район, Украина, Полтавская область
Вид на часовню, находящуюся за оградой Мгарского монастыря
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2011

Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, 2 класса, близ города Лубен, на горе, называемой Мгари. Основан в 1624 году Исайей, епископом Перемышльским. Здесь почивают открыто мощи святого Афанасия, патриарха Константинопольского, преставившегося в 1654 году, на возвратном пути из Москвы (см. 2 мая); святитель почивает (по восточному обычаю) в сидячем положении, в кресле, которое обведено великолепной серебряной ракой, почему он известен больше под именем «Афанасия сидящего». При монастыре школа для сирот духовного звания и Спасо-Преображенское братство.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Т.  9 декабря 2013

Мгарский монастырь, XVII—XIX вв. В состав комплекса входили построенные в разное время Преображенский собор, здание келий (не сохранилось), кирпичная ограда, колокольня, дом настоятеля, гостиница, теплая Благовещенская церковь. Дом настоятеля, 1786 г. Перестроен в XIX в. Представляет собой каменное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание в стиле классицизма. Устроенная на главном фасаде обширная лоджия ограничена четырьмя тосканскими колоннами. Гостиница, вторая половина XIX в. Вытянутое в плане двухэтажное здание под четырехскатной крышей с простыми, лишенными украшения фасадами.

Ансамбль значительно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Ведутся реставрационные работы.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.290-292, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 г.


Титов П.Н.  13 марта 2016

Мгарский монастырь - духовная жемчужина Лубенской земли - уже много веков возвышается над живописной Сулой.

Появление первых монахов-отшельников на Мгарской горе предание относит к X-XI вв. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан выдающимся антиуниатским деятелем Исаией Копинским в 1619 году на средства княгини Раины Вишневецкой.

Получив блестящее образование в православных учебных заведениях князей Острожских, Копинский совсем молодым был пострижен в монахи Киево-Печерской Лавры. Четырнадцать лет провел он в непрестанных молитвах в Антониевых пещерах. А потом отец Исаия стал игуменом Густынского монастыря, возглавлял Киевское Богоявленское братство, принимал деятельное участие в создании знаменитой Киево-Могилянской академии. Не удивительно, что именно ему Раина Могилянка-Вишневецкая, сестра Петра Могилы и вдова собственника огромных феодальных владений по обоим берегам Днепра, 18 января 1619 года выдала грамоту на учреждение православного монастыря в Мгарском лесу в шести километрах от города Лубны. Предание, о котором вспоминает Т.Г. Шевченко в повести «Близнецы», говорит, что место постройки Мгарского монастыря Раине указали ангелы.

В 1692 году на месте ранее построенной деревянной церкви, на средства гетьманов И. Самойловича и И. Мазепы был выстроен каменный Спасо-Преображенский храм (архитектор Иоганн-Баптист Зауэр). Освящал новопостроенный собор митрополит Киевский Варлаам (Ясинский).

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий). Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова.

С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко). В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий, была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова), настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия. На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский), архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский Мефодий (Писнячевский).

В XVII-XVIII ст. была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины.

В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

В начале 1930-х годов на территории Мгарского монастыря был создан Патронат для детей «врагов народа». С 1937 года здесь находился дисциплинарный батальон, а с 1946 года — войсковые склады. В 1985 году монастырь передали под пионерский лагерь.

Возрождение святой обители началось лишь в 1993 году. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне — Архиепископ Полтавский и Миргородский. В настоящее время монастырь имеет пахотные земли, свое животноводческое и птицеводческое хозяйство, пасеку, пекарню, занимается издательской деятельностью. Издаваемый монастырем журнал «Мгарский колокол» в 2005 году признан лучшим журналом УПЦ.

По материалам сайта pravoslavie.ua


Сергей Ковров   21 мая 2018

Село Мгар расположено в нескольких километрах западнее города Лубны. Если ехать по трассе Е40 (М03) из Киева в Полтаву, то на Лубенской окружной дороге заметите указатель местного Спасо-Преображенского монастыря. Именно благодаря этому монастырю известно на всю Украину село Мгар. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь основан в 1619 г. на средства княгини Раины Могилянки Вишневецкой и построенный митрополитом Исаией Копинским (тогда игуменом Густынским и Подгорским).

В состав комплекса монастыря входят: Преображенский собор, 1684 г. Колокольня, 1785 г. Дом настоятеля, 1786 г. Гостиница, вторая половина XIX в. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, конец XIX в.

В 1654 г., 25 февраля, на обратном пути из Москвы в Константинополь в монастырь прибыл Царьгородский Патриарх Афанасий III (Пателарий). Патриарху в то время было уже почти 60 лет и здоровье его было подорвано. Афанасий тяжело заболел и предал Богу душу 5 апреля 1654 г. По его завещанию он был похоронен в монастыре. По обряду погребения Царьгородских патриархов, его тело в сидячем положении разместили в каменной гробнице, которая была установлена у царских ворот монастырского храма Преображения Господня. Через восемь лет патриарх Афанасий был канонизирован.

Спасо-Преображенский собор

В 1684 г. на месте деревянной церкви, на средства гетманов Ивана Самойловича и Ивана Мазепы и по проекту талантливого виленского зодчего Иоганна-Баптиста Зауэра, в содружестве с местными мастерами М. Томашевским и А. Пирятинским, был заложен каменный Спасо-Преображенский собор. Закончено строительство в 1692 г. Внутренние росписи и золочение иконостаса осуществлял лубенский мастер И. Иванович. После смерти Баптиста достраивал собор местный умелец А. Пирятинский, руководил плотницкими и столярными работами Д. Ворона. В росписи монастырских зданий принимал участие украинский художник И. Максимович.

В основу композиции собора положен тип крестово-купольного храма с широкой средней частью и центральным куполом. И. Баптист и М. Томашевский при решении фасадов собора применили четкое ордерное членение стен. По высоте они поделены на два яруса и украшены плоскими пилястрами ионического ордера на углах и в пролетах. Лепные украшения были выполнены в первой половине XVIII ст. при реставрации после пожара. Лепка носит барельефный характер и включает элементы растительного орнамента.

В 1728 г. обрушился центральный купол сооружения, а в 1736 г. оно пострадало от пожара. При восстановлении в 1754 г. изменился облик памятника: уменьшилось количество куполов (5 вместо 7), появился лепной декор. Здание каменное, прямоугольное в плане, трехнефное, шестистолпное, пятиглавое; из общего объема выступает граненая апсида; угловые башни и трансепт отмечены на фасадах ризалитами. Фасады разделены широким карнизом, оформлены ионическими пилястрами, завершены живописными фронтонами, характерными для гражданских зданий. Особый интерес представляет лепной декор, имеющий барельефный характер. Композиции исполнены подчеркнуто реалистично, даже в интерьере они не связаны с религиозной тематикой. В интерьере сочетаются глубинный и высотный принципы раскрытия пространства. Благодаря делению боковых нефов на два яруса особое значение приобретает центральный неф. Своеобразный характер придает интерьеру лепка; вертикальное движение подчеркивают ионические каннелированные пилястры.

Памятник – одно из лучших произведений украинского барокко, где творческая переработка традиций древнерусского зодчества XI-XII вв. сочетается с достижениями барочно-ренессансной архитектуры Западной Европы.

Колокольня. В 1785 г. на месте, где любил уединяться Афанасий Лубенский, патриарх Цареградский была построена колокольня в стиле барокко. Колокольня, начата в 1785 г., достроена в 1837–1844 гг. Включена в кольцо ограды и служила главным входом на территорию монастыря. Кирпичная, трехъярусная, с последовательным уменьшением площади и высоты ярусов. В плане первый ярус представляет собой квадрат с закругленными углами, остальные – круглые. Увенчана полусферическим куполом. Фасады первого яруса оформлены четырехколонными дорическими портиками с треугольными фронтонами. Верхние ярусы прорезаны высокими арочными проемами, украшены спаренными колоннами – ионическими во втором ярусе и коринфскими – в третьем, и двумя рядами ниш. Памятник является произведением архитектуры в стиле барокко.

Дом настоятеля, 1786 г. Представляет собой каменное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание в стиле классицизма. Устроенная на главном фасаде обширная лоджия ограничена четырьмя тосканскими колоннами.

Гостиница, вторая половина XIX в. Вытянутое в плане двухэтажное здание под четырехскатной крышей с простыми, лишенными украшения фасадами.

С 1737 г. игуменом, а с 1744 г. первым архимандритом монастыря был будущий святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. Его преемником стал Иларион Рогалевский.

В 1773 г. в монастыре произошел большой пожар, от которого обитель значительно пострадала. В XVII-XVIII вв. была создана Мгарская летопись. При монастыре был основан скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Теплая церковь, конец XIX в. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, двухъярусное, одноглавое, завершено невысоким шатровым на восьмигранном барабане куполом с главкой. Плоскость стен раздроблена многочисленными нишами, сдвоенными и строенными окнами. Фасады увенчаны фронтонами различной формы. В интерьере сохранились остатки масляной росписи. Построено в характерном для того времени псевдовизантийском стиле.

В 1889 г. по благословению епископа Полтавского Илариона было решено на холме монастырского сада вместо часовни построить церковь, а местность, окружавшую курган, отделить от монастырского сада каменной стеной, поставить забор и дать этому месту назначение монастырского скита. 25 сентября 1891 г. состоялось освящение новой церкви. Освящение совершил лично владыка, прибывший специально с этой целью в Лубенский округ.

Рядом с Афанасьевский скитской церковью (теперь она называется Благовещенской) высится огромный крест. Он установлен на месте захоронения 17 мгарский монахов, расстрелянных в 1919 г.

В 1922 г. из монастыря была изъята и отправлена в Харьков серебряная рака Афанасия, которая весила более 4 пудов. Впоследствии в Харьков были вывезены мощи самого Афанасия. Сейчас они находятся в кафедральном харьковском Благовещенском соборе.

После утверждения советской власти на Украине монастырь был закрыт. С началом сталинских репрессий в монастыре был патронат для детей «врагов народа», а с 1937 г. размещался дисциплинарный батальон. С 1946 г. в бывших монастырских помещениях были устроены военные склады, а с 1985 г. – пионерский лагерь.

Годы осквернение привели к запустению монастыря. Здесь сохранились: разграблен Преображенский собор; колокольня; кельи XVIII в.; Благовещенская церковь, превращенная в кухню; разрушены дом настоятеля и странноприемница. Почти не сохранились кельи XVII в. В ските сохранилась Афанасьевская (Благовещенская) церковь и часть каменного забора.

Возрождение святой обители началось лишь в 1993 г. Первым ее наместником в послереволюционный период стал игумен Филипп (Осадченко), впоследствии архимандрит, а ныне – Архиепископ Полтавский и Миргородский.

https://our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Poltava/Mgar.php


Сергей Ковров   10 июня 2018

Мгарский Спасо-Преображенский мужской монастырь находится в Полтавской области и расположен на величественной горе над правым берегом реки Сулы неподалеку от старинного города Лубны. Местность, на которой располагается монастырь, входила в состав нижнесульского племенного объединения, или объединения государственного типа. И первые поселенцы были уже в конце V века до Рождества Христова и относились к среде посульских племен земледельцев скифского времени. На самой горе и в ее окрестностях находились укрепления, которые защищали подходы к самому городищу, именуемому историками «Верхний Вал» или «Лысая Гора». Основанием для такого мнения является долгая цепь курганов, которые простираются по правому берегу реки Сулы, несколько из которых были исследованы археологами под руководством Ф.И. Каменского (1881,1883,1889 г.г.), В. М. Щербаковского (1912), О. Б. Супруненко (1989), а Полтавской скифо-славянской археологичной экспедицией в 1990 году был исследован курган в 200 метрах от скитской церкви, в котором были найдены останки воина-лучника скифского периода, возле которого сохранились некоторые предметы воинского облачения, а также футляр с 119 прекрасно сохранившимися острыми бронзовыми наконечниками стрел. Результаты исследований, а также останки городища, находящегося рядом с Мгарским монастырем на север от основной монастырской территории, свидетельствуют, что первые жители горы появились уже за несколько тысяч лет до основания монастыря. И как на самой монастырской горе, так и вокруг были укрепленные форпосты на пути к древнему городу, а в дальнейшем и к Киеву.

Одними из первых приход христианской проповеди до крещения русских земель и само крещение Руси встречают местные жители, ведь их земли лежат на пути к Киеву, а также близость этих земель к «матери городов Русских» подтверждает это. А самое важное событие, — это основание Великим князем Киевским Владимиром Святославичем в 988 году, именно в год крещения Руси, города Лубны, который находится в 6 километрах от монастыря, как одну из крепостей Посульской оборонной линии для защиты Киевской Руси от нападения татаро-монгольских племен. Такие крепости строились по берегам реки Сулы и образовывали цепь оборонных форпостов.

История свидетельствует, что город исправно выполнял свою оборонную миссию, много раз горел, но благодаря богатой природе население города никогда не подвергалось полному истреблению. Впервые город упоминается в летописи 1107 года. Именно тогда Великий киевский князь Владимир Мономах вместе с отрядами других русских князей сумел нанести сокрушительный удар половцам. Выгодное расположение в среднем течении реки Сулы (дословно с индоевропейской — «глиняная река»), которая была судоходной и имела пристань, контроль над путями на Киевские и Переяславские земли — все это делало Лубны с его окрестностями желанным трофеем в выяснении отношений враждующих сторон. В 1239 году крепость погибла от рук монголо-татарских захватчиков, а возродилась в конце XIII в.

Но какая связь между вышеописанными событиями Х–XIII в.в. и историей монашества на монастырской горе, ведь Мгарский Спасо-Преображенский монастырь официально основывается только в начале XVII века ровно 390 лет назад? Оказывается, именно с этого времени начали селиться первые монахи на монастырской горе. Именно в то далекое время промысел Божий был открыт об этом месте, уже в те времена первые насельники начали возносить свои молитвы к Истинному Богу, в еще только отступившем от тьмы язычества и находящемся в кровавом водовороте непрерывных войн крае. Как мы видим, с обращением наших предков от языческого неведения Господь утверждает в каждом крае такие алтари, на которых неусыпно возносятся молитвы о мире всего мира.

К сожалению, те далекие времена мало изучены и, наверное, они останутся для нас густым туманом, через который видны только некоторые силуэты. Так и с историей нашей обители. Зная об образе жизни первых иноков на русских землях, а также достоверно то, что они были вынуждены расходиться на все четыре стороны света из своих монастырей при разгроме местности неприятелем, в том числе Киева, и селиться в труднодоступных местах, историки относят возникновение монашеской жизни на месте нынешнего монастыря к началу XI века. Это подтверждают некоторые факты.

Исследования, проведенные этнографом В. Милорадовичем, говорят о том, что раньше на территории современного монастыря существовал монастырь во имя преподобного Онуфрия Великого. Как нам известно, преподобный Онуфрий Великий был одним из тех славных пустынножителей, укрывшихся в дикой Фиваидской пустыни, что в Египте, которые в IV веке, во времена императоров Констанция и Валента, пламенною молитвою, постом и покаянием защищали святую веру христианскую, гонимую еретиками-арианами, он прославился строгостью монашеской жизни, и уже это только одно наводит мысль на величину монашеских подвигов первых насельников на месте нашей обители. Остается неизвестной дата основания этого монастыря, рассвет которого должен приходиться на конец XIV — середину XVI в.в., т.к., по исследованиям этнографа, в монастыре должен был быть большой и, возможно, каменный храм, который строить в период особого накала противостояния с половцами и монголами никто бы не стал.

Приведем здесь записи этнографа В. Милорадовича: «О пустыне в народе говорят так: «Перва гора от Тышкив на Лубни звется Онопривська: на їй був монастырь св. Оноприя. Так вин той святий зыйшов звидтиль и труну покынув, чогось не понравылось. Де престол, так там и теперь обгорожено мисто и горб и хрест з цеглы зробленый». По другому сказанию: «У великим лиси був Онуфрій. Тоди вин зійшов, як святитель Афанасій объявывсь. Нихто не знае, куды вин зійшов. Там, де був Онуфрій, там був дворець. Там колись був и став. Вербы в обыймище». Говорят еще: «Манастырь разбойник Третяк розорыв».

А основание первого монастыря на месте нынешнего должно относиться к середине ХI–XIII вв., именно в это время происходит распространение монашества на Руси (особенно в Киеве и его окрестностях — например, большой пещерный Межигорский, что близ Вышгорода, да и сами Лубны отстоят на 150 километров от столицы Руси), и разорение Киева с его древними славными обителями в 1240 году. Конечно, нельзя сказать, какой устав был в обители, скорее всего, отшельнический, по примеру отцов Египта, т.е. братия только собиралась на общую молитву, а заботу о телесных нуждах каждый брал на себя (см. историю основания Киево-Печерского монастыря или позже Пр. Сергия Радонежского), несмотря на то, что общежительные уставы, в частности Студийский, были в те времена очень распространены, но неспокойная внешняя обстановка и малочисленность братии в только что крещенном отечестве более указывают на пустынножительство.

Достоверно можно сказать, что первый монастырь был пещерный и что наземный монастырь был заложен в непосредственной близости от целого комплекса пещер. И это подтверждает сам образ жизни первых русских иноков, а также заваленные во второй половине ХХ века монастырские пещеры, продолжительность которых, по свидетельству местных жителей, должна составлять более одного километра, а если учесть увлечение подземельями до середины XVII в. местными феодалами, то длина пещер может быть намного значительнее. Данные пещеры должны были содержать ряд подземных келий, усыпальницы и храм, а может, и несколько. Кроме заваленной цепи монастырских пещер, в округе монастыря существует ряд уединенных пещер отшельников.

Со временем подземный монастырь, как и многие другие, имевшие сходную историю, из недр земли вышел на поверхность и обрел широкую известность в крае как монастырь преподобного Онуфрия Великого, а после уничтожения уже как Спасо-Преображенский с 1619 года.

Несмотря на то, что нет достоверных сведений об истории монастыря в затрагиваемый период, фактом остается, что на территории нынешнего монастыря еще в середине прошлого века также существовали пещеры — предтеча и изначалие, своеобразный внутренний стержень наземного монастыря, возникшего позже и питавшегося живительными силами исихии, исходящими из глубоких подземных недр. И пережив бури и потрясения на протяжении не одного столетия, монастырские пещеры прекратили свое существование в одночасье, и отнюдь не в результате опустошительных войн или непредсказуемых стихийных бедствий. Они были сознательно уничтожены в середине просвещенного века, на знамени которого были начертаны лозунги, декларирующие бережное отношение к памятникам старины.

Подготовил иеродиакон Диодор (Иванченко) https://www.mgarsky-monastery.org/main/91


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  6 апреля 2023

Недалеко от старинного города Лубны над живописной рекой Сулою возвышается Мгарская гора. Говорят, первые монахи поселились здесь еще во времена Киевской Руси. Неудивительно, что намоленное место снова выбрали для основания монастыря в начале XVII в. Занимался этим делом митрополит Исайя Копинский, в то время – настоятель Межигорья (монастыря, а не резиденции). Дело это было церковнику знакомо: ведь при его участии по приглашению Михаила Вишнивецкого уже основывались Густынский и Ладынский монастыри.

Исайя считается одним из основателей будущей Киево-Могилянской Академии. Однако большую часть жизни святой отец провел в конфессиональных политиках. Он возглавлял промосковское течение Украинской церкви, в противоположность Петру Могиле, которого поддерживало польское правительство.

Основание православного монастыря тоже было политикой, направленной против униатства и католицизма. Тогда, собственно как и теперь украинскую веру разрывали противоречия. Да что далеко ходить. Средства на фондирование монастыря дала Раина Вишневецка (в том числе двоюродная сестра Петра Могилы), в то время как ее всемогущий сын, владелец огромных земель левобережья, Ярема Вишневецкий был католиком.

Собственную партию в религиозно-политической игре исполняет Константинополь. На тамошний патриарший престол как соперничал митрополит Фессалоникийский, он же временный патриарх Афанасий III. После нескольких мероприятий, Афанасий чуть ли не становится римо-католическим кардиналом. Но потом отправляется на восток, при поддержке молдавского хозяина, украинского гетмана и русского царя.

Патриарх в экзили пытается инициировать чуть ли не крестовый поход на турок, привлекая царя Алексея Михайловича царьградским престолом. Весь в хлопотах, Афанасий в 1654 г. останавливается в Мгарском монастыре, где отдает Богу душу. Там же, согласно воле новопреставленного, его и хоронят. Причем сидя, как это положено для Константинопольских патриархов.

Канонизация Афанасия, ныне известного как Лубенского чудотворца, происходила долго и непросто. Это вообще сложная процедура: чудеса надо доказывать, деяния святого описывать. Однако чтение началось очень скоро после смерти.

На месте деревянного храма в 1684-1692 г.г. строится большой Свято-Преображенский собор. Авторство приписывают польско-немецкому архитектору Иоганну-Баптисту Зауэру. Зодчий трудился сначала в Кракове, затем в Вильнюсе, Каунасе, Чернигове. К работам в Мгаре его приглашает гетман Иван Самойлович.

Мгарскому монастырю хватало внимания и высокой поддержки. Кроме уже упомянутых чиновников, финансировали обитель, а также выдавали охранные универсалы Иван Мазепа, Богдан Хмельницкий, Петр Дорошенко, Иван Скоропадский, Петр I, Елизавета Петровна. Это позволило в очень сжатые сроки отстроить монастырь после сильного пожара 1736 года. Восстановленный главный храм обители стал пятиглавым, однако сохранил главные черты так называемого казацкого барокко.

Классическую колокольню строили довольно долго и завершили только в 1844 г. Как будто на том самом месте, где любил молиться патриарх-изгнанник Афанасий.

Монастырский комплекс включал также корпус келий. Начинал проект еще Зауэр, но потом заболел и умер. Был также дом настоятеля и странноприемница (гостиница) – эти постройки до наших дней не дожили. Недалеко был основан скит с кельями и Благовещенской церковью. Уже в конце XIX в. скит отграничили от монастырского сада каменным забором, а также построили новый каменный храм. Все эти постройки при советской власти прекрасно подошли для обустройства тюрьмы и военных складов. Первую партию монахов большевики расстреляли в 1919 г. Репрессии продолжались и дальше, одновременно с ограблением монастыря. Сама лишь серебряная рака (гроб) с мощами Афанасия весила от 5 до 10 пудов (в зависимости от фантазии повествователя). Чтобы защитить святые мощи монахи вели нон-стоп службу, на которую съехались тысячи верующих из окрестных сел. Конфисковать драгоценности большевики смогли только с началом жатвы, когда люди разъехались по домам.

В 1930-х г.г. обитель окончательно разогнали. Здесь разместили сначала воспитательный лагерь для «врагов народа», а затем дисциплинарный батальон. Военные ушли с территории монастыря в 1985 г., тогда его переоборудовали под пионерский лагерь.

Церкви монастырь вернули в 1993 г. Тогда же по инициативе писателя и драматурга Алексея Коломийца на соседнем холме был построен мемориал народной скорби «Голодомор-1933». Надпись по кругу колокола такова: «Когда умирает один человек, с ним умирает мир. Когда же миллионы уходят в безвестность, тогда умирает уже целая Галактика».

Трудно сказать, что из увиденного подлинное, а что новодельное. В восстановление обители вложены немалые средства, уже сейчас она выглядит как картинка. Гламуру добавляют павлины и новейшие технологические тенденции. Посетители теперь могут приобрести иконку с помощью платежной карты.

Спасо-Преображенский монастырь посещают тысячи туристов и паломников. Для них неподалеку построили гостиницу.

Кроме павлинов и зверинца, монастырь имеет немалое хозяйство. 240 гектаров земли, животноводческие фермы, пасеку – прямо как в дореволюционные времена. По завершению реконструкций монастырь надеется получить мощи патриарха Афанасия, ныне хранящиеся в харьковском Благовещенском соборе.

Скоро о непростом прошлом Мгару будет напоминать могила расстрелянных монахов и колокол Голодомора.

Вадим Войтик «Мгарский монастырь. Гламурная обитель», 2010 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 ноября 2023

Нас интересует ансамбль Мгарского монастыря, основанного в 1619 г., лежащий примерно в трех километрах от Лубен. О его основании сохранилась весть в летописи: «Того же времени (1622) Копинский, съехав из Киева совсем, жил построек в Лубенском, строєчи его, который зветця Мгар». Первые постройки были деревянные и не уцелели. Для монастыря выбрали высокую гору, которая кажется длинным коленом между Сулой и глубоким оврагом, что было очень выгодно с точки зрения обороны. Ансамбль состоит из Преображенского собора, трапезной с кельями и надвратной колокольни. Когда задумали строить новый храм, то по совету Лазаря Барановича для составления проекта и самого строительства пригласили И. Баптиста, который незадолго до того закончил сооружение Троицкого собора в Чернигове. Огромное громадье этого сооружения, видно, оказало большое влияние на воображение современников, и оно стало образцом и для Мгару.

Место, выбранное для собора, осматривал сам гетман Самойлович, будучи проездом в Лубнах. Когда Баптист показал проект – «абрис Черниговской монастирской церкви», который собирался повторить, то план показался гетману «за повеликую махину до этого места». Эта фраза гласит, что заказчик входил в тонкости проекта и разбирался в чертежах, ибо мог определить масштабность «большой махины» – Черниговского собора на «мгарском месте». В самом деле, храм был бы слишком велик – он бы «раздавил» гору своим массивом. Поэтому после замечания Самойловича в соглашении появляется точное определение предусмотренных размеров храма: «внутри стены – 57 локтей (около 38 метров), ширина – 37 локтей (около 24 метров), а высота – 63 локтя без креста (около 42 метров)».

По этому поводу гетман пишет в письме: «Вам господину Якову Баптисті, мастеру дела нашего мурового, Мартину Томашевскому подмайстеру, по всем вашим обществом доброго от господа бога здоровья зичим». Далее определяется плата каждому: «Якову Баптисту в неделю 8 золотых и муки на все лето: ржаной – осьмачок - 5, гречневой – 2, гороха – 1, соли – 7, гусей – 100, сала – 2 пуда, баранов – 6, масла – 2 кадушки, сыра – 2, пива – 3, водки – 100 кварт, масла – 30 кварт, яловицю и кабана. Подмастерью Мартину Томашевскому в неделю – 6 золотых и соответственно на 25 процентов меньше тех же продуктов. Далее идет челядь, каменщики – 8 человек с платой по 3 золотых в неделю, 4 человека – по 2 золотых в неделю, 6 человек – по 13 шагов и пять человек – по півталяра. Затем определяются на лето каждому продукты, примерно, на 25 процентов меньше, чем Баптисту.

Далее летопись сообщает: «И тако почаша кирпич в построек делать» – с 1682 г. в 1684 г. В 1684 г., в день святого Юрия, «начаша фундаменты копать немного вишше старой деревянной церкви». Возложение первого камня обставили очень торжественно: присутствовали от гетмана оба его сына и много казацкой старшины. Это происходило 24 апреля 1684 года. «А наутро, 24 априля, начали сооружать фундамент мастер мурарський бысть немец с Вильня, зовом Иоанн Баптиста. Тогда же кельи старые разбросали и вал старый засыпали и за тем старым засыпанным валом кельи новые поставили. И новым валом того же лета в круг весь монастырь обвели". А уже в 1687 года которую церквей юж тинковали». Но в церкви не была закончена баня над бабинцем; ее окончили в 1688 г. «Того же лета начали каменную ворота с церковью Михаила вместо старой деревянной... и того же времени докончили и внутри витиньковали и на зиму снопками накрыли», потому что не успели сделать крышу.

В 1685 г. для изготовления иконостаса договорились о сницаря Степана М-тяницю за 2000 золотых и большое количество продуктов, например, одних только телок – 15, овнов – 60, откормленных кабанов – 20, простой водки – 1500 кварт, меду пресного – 5 пудов и т. д. Так же точно определяется плата плотникам, извозчикам и другим рабочим. После смерти Баптиста соглашение на окончание других работ в 1701 г. было заключено с мастером Афанасием Пирятинским. В 1692 г. все работы в соборе закончились, и храм освятили. В 1728 г. упала средняя баня, а в 1729 г. построена новая. В 1736 г. монастырь потерпел от большого пожара. Восстановление тянулось долго и только в 1754 г. было закончено. Тогда сделали новый иконостас и лепленные орнаментальные украшения на церкви. В 70-х г.г. XVIII в. построена новая надвратная колокольня.

А теперь, когда мы знаем историю строительства и имена его исполнителей, посмотрим, как осуществлен замысел заказчиков. Лубны-город казацкого полка. Тем-то в сооружении храма деятельное участие принимали не только гетман Самойлович, стремясь увеличить свою популярность в массах, но и лубенская полковая старшина. Надо сказать, что тогда вкусы казацкой верхушки не были еще так далеки от народных. Это заметно и в быту, и в одежде. Достаточно взглянуть на портрет лубенского полковника Ильяшенко, и станет ясно, что художник изобразил без идеализации, украшений не такого напыщенного «господина полковника», а «рачительного хозяина», который вникает во все хозяйственные дела, контролирует расходование каждого гроша. У него даже и прическа и борода такие, как у чумака.

Место для ансамбля выбрано чрезвычайно удачно, продуманно. Как только выйти из Лубен, на горизонте сразу привлекает внимание монументальный силуэт. Дорога спускается в балку и поднимается на гору, делая несколько поворотов, поэтому по мере приближения к монастырю он воспринимается с высоких холмов каждый раз с других точек. Еще подъем на один горб – и уже можно разглядеть и очертания бань, и колокольню.

При подходе к самому монастырю гора на время закрывает ансамбль так, как в театре опускают занавес, чтобы показать новые декорации. Еще поворот – гора отходит в сторону, и мы оказываемся в долине, у подножия горы, увенчанной зданиями, во главе которых – высокая надвратная колокольня. Следует отдать должное и Самойловичу, и мастерам: масштаб здания относительно «Мгарского места» найден точно. Храм непринужденно, естественно вырастает из холма мягких очертаний. Сооружения и ландшафт взаимно дополняют друг друга.

Как уже сказано, Баптист повторил планово-пространственную композицию Троицкого собора в Чернигове. Он тоже имеет три пары опорных столбов и две башни – на западных рогах, где содержатся лестницы на хоры. Сначала было семь бань, а после восстановления в XVIII в. их оставили только пять. Как и его прототип, черниговский собор имеет членение горизонтальным карнизом на два яруса, классические профили наличника и карнизы, пилястры и капители. Но у него меньшие размеры, другой порядок пропорций, более мелкий шаг пилястр, часть из которых сделана из архитектурных соображений и не отвечает пространственной разбивке сооружения стенами и столбами в интерьере.

Изначально собор не имел орнаментальных украшений, его массив делили по вертикали пилястры и выступы трансепта и бабинца, а по горизонтали – карниз. Тени обрисовывают четкую структуру объемов и ордерную отделку фасадов, благодаря чему она приобретает вид светского сооружения. Как видим, мастер пытался усложнить пластическую обработку об разъемов исключительно архитектурными средствами – членением массива и применением ордера. Отстраивая собор, его украсили уже в соответствии с другими вкусами, потому что он казался бедным по сравнению с пышно украшенными лепленными орнаментами и живописью сооружениями 30-40-х г.г. XVIII в. его фасады обогатили орнаментальными украшениями.

Западный, главный фасад щедро и чрезвычайно сочно украшен свободно нарисованными и закомпонованными лепленными из штукатурки сюжетными рельефами и растительными орнаментами. Входной портал, фланкирован широкими пилястрами, сплошь укрывает «густой», акантового характера орнамент. их форма, обрезанная под прямым углом, четко обрисовывается светотенью и воспринимается как кованная из серебра, подобно орнаментам на иконах или окладах Евангелий. Главенствующая стена над низким бабинцем имеет вокруг большого крестообразного окна огромное орнаментальное панно с ангелами, которые напоминают, например, путти в Загаровському апостоле XVI века. Стиль орнаментов, даже отдельные мотивы имеют много общего с заставками печатных книг и с орнаментами на окладах евангелий, икон, в вышивке и гаптуванні. Все образования той эпохи проникнуты радостным жизнеутверждающим чувством. Стоит сравнить буйные орнаменты этого собора с отличным окладом евангелия оттуда же, чтобы убедиться в единстве стиля и тесной связи всех видов искусства.

В прямоугольный формат оправы хорошо вкомпоновано наугольники с рельефами четырех евангелистов. Они изображены на фоне архитектурного ландшафта целиком в стиле гравюр. Ювелир знает законы перспективы и соблюдает их. С полным знанием анатомии человеческого тела тщательно моделирует он лицо, руки и форму складок. В центре доски, в картуше сложной формы помещено «Распятие», а вдоль него крест-накрест - медальоны с рельефами четырех главных праздников. Всю плоскость доски укрывает растительный орнамент. Он буйно стелется, окутывая сюжетные композиции и образуя с ними одно целое. Аналогии для хрупких орнаментов некоторых наличников восточных окон можно найти в украшениях сделанного в 1723 г. напрестольного креста с этого собора. Легкие ветви с короткими листочками и почками очень тонко чеканные, что придает серебряной плоскости приятный вид. Итак, орнаменты на серебряных вещах и на стенах собора построены на одних художественных началах.

Центром орнаментальных композиций в ризалитах боковых фасадов, как и на главной стене, являются окна. Вдоль крещатой нишки помещены стилизованные розетки-цветы, стебли которых, извиваясь, спадают вокруг окон, переходя под окном в большую гирлянду. В верхних частях лепные орнаменты далеко не такие «густые» и занимают меньшую площадь. Над лучков фронтончиком расцветает огромное рокайлева цветок, ответвлениями охватывает верхнюю часть окна. В ее ветви вкомпанованы рельефы домашних животных, лошадиные и овечьи головы. На боковых фасадах орнаменты размещены так, чтобы подчеркнуть центральную часть фасадов – ризалиты. Над порталами в первом ярусе, вокруг круглых окон, закомпонованы крупные орнаментальные панно, целиком заполняющие всю плоскость между пилястрами. Над украшениями работало несколько артелей мастеров. Те, которые украшали восточный фасад, были воспитаны на традициях народного искусства, их композиции напоминают орнаменты выбойных тканей или резьбы по дереву. Орнаменты южного фасада имеют мягкое моделирование, а на северном, наоборот, форма моделируемая очень энергично, потому что здесь нет солнечного освещения, как на южном фасаде.

В интерьере так же борются две тенденции в раскрытии внутреннего пространства – глубинная и высотная. Средний неф, благодаря тому, что боковые нефы имеют хоры, доминирует в интерьере. Он открыт в направлении иконостаса. Это движение на перекрестке нефа и трансепта сменяется противоположной тенденцией – движением вверх вертикалей опорных столбов и линиями окон бани. Опорные под-банные столбы расставлены широко, баня просторная, поэтому она «солирует» в интерьере. В этом сочетании двух противоположных тенденций, очевидно, и кроется сила воздействия на зрителя.

Колокольня является необходимым компонентом монастырского комплекса и своей вертикалью, так сказать, поддерживает героическую ноту ансамбля.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Истоки образования Мгарского монастыря. «Господи, хорошо нам здесь быть» (в 5 частях) https://www.mgarsky-monastery.org/main/rubric/istoki-obrazovaniya-mgarskogo-monastyrya

10 июня 2018, Сергей Ковров .