Церковь пророка Ильи в Пруссах называют старейшей в Коломенском крае. Маленькую шатровую церковь построили не позднее 1578 года. Действительно, в Коломне и районе есть только две близкие по возрасту постройки: церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище и Успенский храм Брусенского монастыря. Нижняя часть Иоанно-Предтеченского храма относится к XIV веку, но в XVI столетии церковь перестроили. Шатровую церковь Брусенского монастыря возвели при Иване Грозном в 1552 году. В селе Городня в десяти километрах от Прусской церкви стоит еще один шатровый храм той же эпохи, но территориально он относится уже к Ступинскому району.
На стенде перед Ильинским храмом помещен портрет владельца села Пруссы в XVI веке Ивана Васильевича Шереметева. Представитель знаменитого боярского рода служил воеводой при царе Иване Грозном и погиб в бою в Ливонии. Однако боярин изображен без бороды, в парике, западноевропейской одежде и, более того, с орденом апостола Андрея Первозванного. Этот первый российский орден царь Петр I ввел в 1698 или 1699 году. Очевидно, что воевода XVI века Иван Васильевич Шереметев не мог носить Андреевского ордена и выглядеть как европеец. По ошибке на стенд попал его знаменитый родственник граф Борис Петрович Шереметев. Этот представитель рода Шереметевых был близким сподвижником Петра и героем Северной войны. Он приходился владельцу Пруссов Ивану Васильевичу двоюродным праправнуком и жил на полтора столетия позже. Борис Петрович тоже командовал царскими войсками в Ливонии. В 1704 году он взял крепость Дерпт – нынешний эстонский город Тарту. Шереметевы, владевшие Пруссами и окрестными селами, принадлежали к седьмому колену боярского рода по подсчету генеалога Александра Барсукова. В начале XX века он насчитал девятнадцать колен Шереметевых. Их родоначальником был Андрей Кобыла – общий предок с Романовыми. Праправнук Кобылы Андрей Константинович получил прозвище Шереметь, от которого все последующие потомки взяли фамилию Шереметевы. В седьмом колене было два брата, которые не только носили одно имя Иван, но и умерли в один год. Иван Васильевич Большой умер 27 мая в 1577 году в Кирилло-Белозерском монастыре, приняв монашеский постриг с именем Иона. Иван Васильевич Меньшой, о котором говорилось выше, погиб 10 февраля 1577 года в Ливонском походе при неудавшейся попытке взять прибалтийскую крепость Ревель (Колывань) – нынешнем эстонском Таллинне.
Подмосковное село в разное время называлось Пруссы, Прус или Прусье. Писатель Николай Иванчин-Писарев в «Прогулке по древнему Коломенскому уезду» писал по этому поводу следующее: «По своему названию не принадлежало ли какому-нибудь выходцу из Пруссии, прибывшему в Россию с целой дружиной или многочисленной прислугой, которая здесь и поселилась: известно, что из Пруссии выехали Захарьины-Юрьевы, Шереметевы, Колычевы, Салтыковы, Шеины, Кутузовы и другие знатные роды». В Подмосковье есть еще Прусы в Мытищинском районе и Прусово в Талдомском районе. В книге «Карта рассказывает» Б.Б. Вагнера приводится два толкования этих «прусских» названий. Возможно, они связаны с прибалтийским племенем голядь, которое населяло в том числе и московские земли до XI века. По другой версии название происходит от клички Прус, которую давали прожорливому человеку. Сама кличка шла от разновидности саранчи – прусов. Прусский храм посвящен пророку Илие – одному из самых почитаемых святых на Руси. Илия Фесвитянин жил за девятьсот лет до Рождества Христова при израильском царе Ахаве. Жизнь и чудеса пророка Илии описаны в Третьей книге Царств в Ветхом Завете. Под влиянием жены Иезавели Ахав ввел в царстве языческий культ Ваала и Астарты. Пророк Илия обличал царя и предрек засуху и голод в Израильской стране до тех пор, пока царь не уничтожит идолов и не вернется к почитанию единого Бога. Илия сказал: «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Три года в Израильском царстве не было дождя и урожая. От голода Илия скрывался у потока Хораф в пустыне. Там каждое утро и вечер вороны по Божьему повелению приносил пророку хлеб и мясо. Почитание Илии на Руси было связано с описанной в Библии чудесной способностью пророка повелевать дождем. В засуху крестьяне молились пророку в надежде, что тот пошлет дождь и не допустит гибели урожая. На иконах Илия часто изображается сидящим в пустыне у потока Хораф вместе с вороном. Подобная икона напечатана на стенде у храма в Пруссах и помещена в иконостасе справа от иконы Спасителя у царских врат. С северной стороны церкви на внешней стене есть еще небольшая мозаика с образом пророка Илии. Праздник святому в православной церкви отмечается летом двадцатого июля – второго августа по новому стилю. Согласно изложенным данным выше, можно сделать вывод, что Ильинский храм выстроен на средства Шереметьевых.
Первое документальное свидетельство о храме встречается в писцовых книгах Коломенского уезда 1577-1578 годов: «село Прус, под ним пруд, а в селе церковь Пророка Илии каменна». Четверик Ильинского храма частично переделывался в 60-х годах XVII века. В конце XVIII – начале XIX века ансамбль церкви дополнился кирпичной трапезной. В 1861 году построена деревянная колокольня. В 1872 году в трапезной устроен придел в честь святого преподобного Сергия Радонежского. В 1887 году проводились работы по обновлению и укреплению здания Ильинского храма. В 1891 году сооружена каменная ограда. В начале XX века в приходе действовала церковно-приходская школа, предоставлявшая начальное образование местным жителям. 5 мая 1922 года в ходе кампании советского правительства по изъятию церковных ценностей храм лишился небогатой церковной утвари весом 5 фунтов 46 золотников (2 кг 244 гр) серебра. В 1925 году при церкви действовала община из 25 человек. Известно имя последнего настоятеля – священник Виктор Федорович Маслов. В 30-е годы XX века Ильинский храм закрывается, трапезная с Сергиевским приделом и колокольня сломаны. В 1990-х храм был возращен верующим в аварийном состоянии. В 2007 г. начаты восстановительные работы: проведены комплексные научные исследования, в 2008 г. завершена подготовка проектной документации. В 2008-2009 г.г. в процессе ремонтно-восстановительных работ возведены укрывающие конструкции, отреставрирована кирпичная кладка карниза, но в 2009 г. работы были заморожены. В связи с неактуальностью результатов инженерных изысканий, проведенных в 2007-2008 г.г. компанией «Коэнергия» по заданию Министерства культуры РФ, восстановление Ильинского храма было заморожено, а для возобновления ремонтно-восстановительных работ потребовалась актуализация проектно-сметной документации и вливание денежных средств в процесс восстановления.
В 2015 г. Ильинская церковь была включена в программу Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. В том же году, по результатам проведенного технического обследования строительных конструкций и ревизии проектно-сметной документации, ремонтно-реставрационные работы возобновлены». Как сообщалось позже, после окончания реставрации, отреставрированному храму «иконостас и утварь пожертвованы попечителем храма, заместителем полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко. Труды по благоустройству взяла на себя администрация Коломенского района во главе с А.В. Ваулиным». Ильинский храм был восстановлен в рамках программы Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь. Освящён он был великим чином митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием 14 сентября 2016 года, после чего митрополит возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. В этот день Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный Коломенского церковного округа игумен Петр (Дмитриев), епархиальный древлехранитель игумен Серафим (Голованов), настоятель Ильинского храма священник Иоанн Новиков, настоятель Смоленского храма села Софрино Пушкинского района протоиерей Владимир Гончаров. За богослужением молились первый заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Н. П. Овсиенко, глава Коломенского района А. В. Ваулин. «Небольшой шатровый храм со всех сторон окружен глубокими, с бесчисленными разветвлениями, оврагами и устроенными в них рыбными прудами. Минуя эти заливы, тропа позволяет хорошо рассмотреть древнее сооружение в самых разных ракурсах.
Памятник XVI века сохранился в редкостной полноте, испытав не очень значительные переделки в XVII столетии, когда к нему пристроили крохотную трапезную и новый, более вместительный алтарь. Внутри храма никаких древностей нет, за исключением чисто архитектурных деталей, обеспечивающих конструктивный переход от четверика к шатру» — писал А. Тарунов в своей статье «Вблизи Коломны» в 1994 году. Прототипом для культовой постройки несомненно послужила шатровая Успенская церковь Брусенского монастыря в Коломне, возведённая в честь взятия Казани в 1552 году. Бесстолпный, кубовидный объём с алтарным выступом на востоке, венчает приземистый восьмигранный шатёр со стройным световым барабаном и главкой (ныне отсутствует).Рельефно выступающие на фасадах лопатки у наборного карниза и порталов образуют ступенчатые композиции с декоративными консольками. Небольшие оконца в обрамлениях из пилёного кирпича. Перспективные белокаменные порталы завершены сильно вытянутыми в высоту килевидными арками.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Путешествие к святыням Подмосковья/Антон Саков. Ильинский храм в Пруссах