Разбогатев на строительстве железных дорог, русский дворянин немецкого происхождения барон Павел Григорьевич фон Дервиз приобретает для своей жены Веры Николаевны фон Дервиз имение Старожилово. Конечно же, он хочет перестроить свое имение по своему вкусу. Предполагалось построить каменную церковь, картинную галерею, изящную деревенскую избу, конный завод, школу.
В Старожилове к тому времени уже была приходская церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери. (Интересные сведения: Старожилово упоминается в писцовых книгах середины 17 века как сельцо, относящееся к приходу церкви соседнего села Насилово. Но уже в 1674 году в Старожилово освящают свой храм - Никольский. Спустя 40 лет на его месте женой комнатного стольника Михаила Фокича Грушецкого Анной Васильевной была построена просторная Казанская церковь.
Грушецкие - древний дворянский род, выехавший из Польши в Россию в конце 16 века. Имя Михаила Фокича встречается в числе лиц, подписавших соборное деяние об уничтожении царем Федором Алексеевичем местничества в 1628 году, а в 1696 упоминается в числе приближенных, бывших при гробе царя Иоанна Алексеевича. Славный род Грушецких не только служил Российскому государству, но и занимался богоугодными делами. Казанский храм в Старожилово был построен в 1714 году. Имел пятиярусный иконостас с золоченой резьбой по белому полю. Иконы в нем были писаны на цинке известным иконописцем Николаем Васильевичем Шумовым по заказу другой благодетельницы - Веры Николаевны Фон-Дервиз. Казанская церковь в Старожилове была семейной святыней рода Грушецких. В стенах церкви нашла упокоение храмоздательница Анна Васильевна Грушецкая. Но храм не остался без попечения. Так, в 1876 году вокруг него на средства Михаила Григорьевича Фон-Дервиза была сделана новая ограда. Пережив революцию, церковь простояла до 30-х годов 20 века. Ее не только закрыли, но и разрушили до основания. На месте храма построили типовое здание районной администрации, которое и стоит там до сих пор).
Однако, быстро разбогатевший Монте-Кристо (так называли Павла Григорьевича фон Дервиза) в 1870-е годы решает построить собственную небольшую домовую церковь с фамильной усыпальницей. В марте 1868 года Павел Григорьевич подробно рассказывает в письме архитектору Гримму, как добраться до Старожилова, чтобы определить места будущих построек. В августе 1865 года в письме к архитектору Давиду Ивановичу Гримму Павел Григорьевич описывает все постройки, в том числе и церковь, которые необходимо спроектировать...
Имеет смысл привести отрывок статьи опубликованной в журнале "Зодчий", за 1872 год, №7. На стр. 112 читаем следующее: "Действительный статский советник Павел Григорьевич фон-Дервииз поручил архитектору Д. И. Гримму составить прект православной церкви для села Старожилова. По программе требовалось устроить под алтарем склеп, который мог бы служить семейной усыпальницей. Из составленного профессором Гриммом проекта видно, что фундамент предполагалось вывести из тесанного камня, стены фасада - из кирпича. Осуществление этого проекта поставлено в зависимость, как нас уведомили, от более или менее успешной добычи хорошего материала (церковь строится уже три года, но, к сожалению, работы не продвигаются вперед). Крыша будет покрыта аспидными досками, а купола будут медные, вызолоченные. Церковь заложена в форме древней базилики в три нефа. От среднего нефа 12 ступеней ведут к алтарю, над которым возвышается купол; над главным входом помещается звонница. Иконостас невысок; над ним возвышается относительно огромной величины (высотою 7 1/2 аршин) запрестольный образ, изображающий Распятие. Образ освещается сверху окнами купола. Широкая лестница ведет из бокового нефа в склеп. Все помещение церкви предназначено для прихожан из соседних деревень, а возвышенное место у алтаря - для клироса, семейства владельцев и, в случае похорон - для постановления гробов". В июле 1869 года владелице имения Старожилово Вере Николаевне фон Дервиз «было дозволено построить каменную церковь на избранном месте по одобренному плану» за свой счет. Профессор Д.И. Гримм, архитектор Высочайшего двора, в 1872 году построил «церковь, сельскую колонию и конский завод барона Дервиза в имении Старожилово».
В 1872 году Павел Григорьевич заказывает иконостас для Старожиловской церкви в Петербурге. Когда домовая церковь и картинная галерея были уже построены, и началась их внутренняя отделка, Павел Григорьевич, охладев к убыточному Старожиловскому имению, дарит его одному из своих братьев. Кому? Вот тут возникают вопросы. В книге Т.А. Соловьевой «Фон Дервизы и их дома» говорится о брате Иване Григорьевиче фон Дервиз, «после смерти которого, имение перешло к сыну Павла Григорьевича, Павлу Павловичу фон Дервиз». Однако в ГАРО (Государственный Архив Рязанской Области) помещик с таким именем в имении Старожилово не значится, но известно, что в 1874 году домовая церковь фон Дервизов во имя преподобного Сергия Радонежского стала разбираться Михаилом Григорьевичем фон Дервизом (братом Павла Григорьевича), несмотря на запрет церковной власти. Церковь была полностью разобрана до основания, не взирая на то, что по Российским законам того времени церковь, построенная (или недостроенная) на деньги помещика со всей утварью состояла в ведении епархиального начальства. По какой причине образованный верующий дворянин Михаил Григорьевич фон Дервиз разобрал ее, неизвестно. В 1881 году Михаил Григорьевич продает свою долю в имении Старожилово и уезжает в Дягилево, что под Рязанью.
В 1891 году Вера Николаевна фон Дервиз начинает строить на месте разобранной церкви новую домовую церковь. И через год, 29 июня 1892 года (ст.ст.), церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла была освящена преосвященным Иустином (Полянским). Эта новая церковь была построена по проекту академика Александра Федоровича Красовского, выдающегося архитектора России.
Церковь в имении Старожилово была небольшой, но очень изящной, обнесенная стеклянной галереей. Расположенная в центре молодого сада, церковь была видна из каждого его уголка. К церкви лучами сходились дорожки. Даже сейчас сохранилась липовая аллея, ведущая к храму. Кроме яблонь и груш в саду и парке благоухала голландская сирень, жимолость, жасмин. Около храма в центре одного из каскадных прудов был островок с беседкой. В прудах плавали лебеди. В парке были сооружены фонтаны и скульптуры.
Очень богатым и красивым было внутреннее убранство храма: огромная двухъярусная медная люстра с хрустальными подвесками, великолепный иконостас, позолоченные иконы, картины на библейские сюжеты, дорогая позолоченная церковная утварь, расшитые золотом и серебром ткани. Внутренний свод купола олицетворял ночной небосвод: на синем фоне блестели золотые звезды, выполненные из сусального золота. Пол был отделан плиткой из белого и серого мрамора. К сожалению, все убранство храма, как и купол с позолоченным крестом безвозвратно утеряны.
Чудом сохранилось само здание церкви. С первых дней советской власти там открыли пекарню, что и спасло ее от разрушения. Пекарня работала долго, несколько десятилетий. В начале 1970-х гг. непродолжительное время в здании церкви производили газированную воду. Когда же здание окончательно обветшало, его забросили…
С ноября 1991 года здание церкви Петра и Павла было передано Рязанской Епархии, и с этого времени началось активное его восстановление. Первым священником после долгого вынужденного перерыва был иерей Алексий Аникин, который начал восстанавливать храм. С марта 1992 года настоятелем храма стал священник Василий Рупов. За прошедшие 15 лет храм отреставрирован, благоустроена территория вокруг храма. Территория храма обнесена металлической оградой. Началось восстановление плодового сада.
В храме художником Валерием Ивкиным,членом Союза Художников России, создан живописный иконостас, выполнены росписи на библейские сюжеты и храмовый орнамент. Прихожане принесли бережно сохраненные старые иконы. В стеклянной галерее храма сохранилась напольная плитка фон Дервизов. Восстановлена наружная отделка храма. Братом священника Павлом Руповым создан купол, и по его проекту Старожиловская организация «Сельхозтехника» изготовила крест, венчающий храм. На алтарной стене храма с внешней стороны художником Георгием Александровичем Чапкиным выложена мозаика святых апостолов Петра и Павла.
12 июля 2022 года в рабочем поселке Старожилово прошли торжества в честь 130-летия храма Петра и Павла и 93-летия со дня образования района. Начались они праздничной службой в Петропавловской церкви, которую возглавил и провел митрополит Рязанский и Михайловский Марк.
Сегодня пряничная церковь, будто сошедшая со страниц русской волшебной сказки — храм Петра и Павла живёт полноценной церковной жизнью, в нём проводят службы и работает воскресная школа.
С сайта: https://62info.ru/history/Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Старожилове Рязанской области.