Варницы – один из древнейших пригородов Тотьмы, где еще в пятнадцатом веке началась славная история тотемского солеварения, позволившего городу экономически процветать вплоть до открытия на юге страны больших соляных озёр. Богатство солеваренных промыслов подчеркивало множество храмов в этом районе, от которых к началу ХХ века осталось два, а к нашему времени только один.
Центром района был высокий холм, известный впоследствии под названием Хоробардина Гора. В ХVI-ХVII вв. район Варниц был связан с именем Строгановых, построивших здесь деревянную церковь Воскресения, предшественницу ныне существующей, построенной в ХVIII в. Как и большинство тотемских церквей, храм создавался в два этапа: в 1743-1750 годах был возведен нижний теплый, а в 1772-1775 годах над ним сооружен холодный, с колокольней.
Визуально он несколько напоминает Входоиерусалимский, появившийся несколько позже, но более скромен по декору и несколько мрачноват. Благодаря выгодному местоположению на вершине крутой Хоробардиной горы длинный шпиль колокольни ранее был виден из многих мест Тотьмы. Сейчас шпиля, как и колокольного навершия, у храма нет.
Несмотря на стилистическую и типологическую общность с другими памятниками города, это здание выделяется рядом индивидуальных черт. В его нижнем ярусе очень ясно читается характерная для провинциальных храмов первой половины XVIII века вытянутая по продольной оси планировочная система. К сравнительно небольшой, прямоугольной в плане церкви примыкает более узкий пятигранный алтарь и несколько уширенная, крупная трапезная, заканчивающаяся папертью. Архитектура нижнего храма, в которой сочетаются специфически барочные черты и архаизирующие древнерусские элементы, близка церквам Иоанна Предтечи и Рождества Христова. Его фасады украшают все те же пилястры на консолях, цокольный пояс с валиками и поребриком, завершающий карниз с поясом фестончатых зубчиков и, наконец, рамочные оконные наличники с килевидными фронтонами на манер XVII века.
При возведении холодного храма все объемы нижней церкви были надстроены, в связи с чем новое здание при всей вертикальной динамичности архитектурных форм верхнего храма и колокольни сохранило горизонтальность своего прежнего композиционного построения. Такая двойственность трактовки была обусловлена тем, что церковь Воскресения, очевидно, являлась первым памятником сложившегося зрелого стиля в развитии тотемского зодчества. Именно здесь впервые появляется ряд новых, чисто местных приемов и форм: и стройный двусветный четверик с легким изящным пятиглавием из двухъярусных восьмигранников, и живописными картуши под окнами и на гранях колокольни, и вычурными фронтончики над верхними окнами здания.
В процессе разработки нового архитектурного языка в декоре храма использованы и такие формы, которые в дальнейшем не находят своего продолжения, оставаясь уникальными. Таковы полуколонки, украшающие углы четверика церкви, трапезной и колокольни. Эти особенности во многом связаны еще с предшествующим зодчеством (особенно с нарышкинским барокко) и придают храму какую-то особую пластичность, скругленность форм, которой нет ни в одной из позднейших тотемских церквей с их более подчеркнутой плоскостной графичностью. Из других уникальных деталей церкви Воскресения можно отметить витую полуколонку и архивольт ранее существовавшего в западном членении северного фасада арочного проема, к которому, видимо, вело наружное крыльцо с лестницей (нынешняя лестница под колокольней — позднейшая).
С сайта http://www.gorodtotma.ru/