Храмы Лядинского
погоста. Покрово-Власьевская церковь
Лядинский
погост (Лядины – место, расчищенное от леса) расположен на левом берегу реки
Лекшмы в 38 км от Каргополя. Лекшма соединяет Лекшмозеро с озером Лаче, близ
которого стоит город Каргополь. Из этого озера берет свое начало Онега. Некогда
здесь проходил большой торговый тракт Пудож-Каргополь. В наше дни Лядины
представляют собой небольшое село (другое название его – Гавриловская), но еще в
XIX
веке погост был настоящим «гнездом» селений и объединял семь деревень [1]: «Лядинский
погост расположен на открытой ровной площадке на краю группы деревень, улицы
которых ведут к погосту» [2].
Лядины
– один из самых древних населенных пунктов Каргопольской области. Первые
письменные упоминания о нем встречаются в Писцовой книге Петра Воейкова и дьяка
Ивана Льговского в 1616-1619 годы. Однако сохранились и гораздо более ранние
свидетельства другого рода. В собрании Государственного Эрмитажа хранятся
несколько богослужебных предметов, происходящих из храмов погоста.
Запрестольный выносной крест датирован концом XV - началом XVI века, икону
«Сташный Суд» северных писем специалисты относят к середине XVI века, к тому же
времени принадлежит образ святого великомученика Георгия [3]. Все это позволяет
утверждать, что возникновение Лядинского
погоста (а, стало быть, и его храмов) можно отнести по
крайней мере, ко второй половине XV века.
Как
уже было сказано, письменные источники, проливающие свет на историю погоста,
относятся только к XVII столетию. В «Дозорной по Каргополю книге» (1648 год) содержаться
следующие данные: «Волость Ледина, а в ней на погосте церковь Покрова Пресвятой
Богородицы, да другая церковь страстотерпца Георгия, строение приходных людей»
[4]. Кроме этого, в переписной книге 1648 года упомянут некто Иван Венедиктов
(известный в науке как автор «Жития преподобного Кирилла Челмогорского»), и назван
диаконом церкви Петра и Павла Лекшмозерской волости. 30 марта 1652 года он был
рукоположен во иерея Никоном митрополитом Новгородским и переведен в Покровскую
церковь села Лядины [5]. Из этих свидетельств можно заключить, что в середине
XVII столетия на Лядинском погосте существовало, по крайней мере, два храма:
Покрова Пресвятой Богородицы (к ее обиходу относится выносной запрестольный
крест, хранящийся в собрании Государственного Эрмитажа) и Георгиевский (древний
храмовый образ великомученика Георгия позже хранился сменившем его Богоявленском
храме Лядинского погоста, а сейчас тоже передан в ГЭ).
Каким
был облик этих двух церквей, на данный момент не выяснено. До нашего времени
дошли уже более поздние храмы. Первый из них - шатровый храм Покрова Пресвятой
Богородицы. В Епархиальных клировых ведомостях ее возведение без ссылки на
источник возводят к 1743 году, а в современной литературе существует еще одна
дата – 1761 год (возможно, последняя датировка отмечает время ремонта, а не
строительства церкви). Второй храм – двенадцатиглавая церковь во имя
Богоявления Господня – построен в 1793 году, а его шатровая колокольня – в 1820
году [1, 4, 6]. Еще в начале ХХ столетия погост окружала и придавала ему
завершенность массивная деревянная ограда со срубами в виде небольших башен и
калитками с глухими, тесовыми полотнищами и необычным перекрытием: на четыре
ската под миниатюрным сводом [7]. К сожалению, эта ограда не дошла до наших
дней. В настоящее время погост представляет собой редкий пример тройного
ансамбля, некогда очень распространенного на Русском Севере. Сейчас их осталось
совсем немного (как примеры можно вспомнить храмовый ансамбль в Кижах, погост
села Малошуйка
Онежского района Каргопольской области, погост села Ненокса,
ансамбль на Почозере).
Церковь
Покрова Пресвятой Богородицы (1761 год) представляет собой удивительно
гармоничное сооружение. Пропорции нижнего четырехгранного сруба, покоящегося на
нем восьмерика и высокого восьмигранного шатра (он виден за несколько
километров) на редкость удачно сочетаются между собой. Особую прелесть храму
придает уравновешенная пластика его объемов. Так, восьмерик отделен от шатра
широким выносом – повалом, крытым полицей, который напоминает декоративный
карниз. К нижнему срубу с востока прирублен алтарь, перекрытый нарядной
«бочкой» с далеко отходящими от нее в стороны выносами двух боковых повалов. С
западной стороны к четверику примыкают трапезная и паперть. Очень красиво
решено декоративное покрытие (здесь не имеется ввиду поздняя обшивка тесом
четверика и восьмерика, скрывшая некоторые детали декора, например – рубку «в
обло»). Главки на шатре и алтаре покрыты лемехом, удачно дополненным изящным
«воротничком» («епанчей») из гонта вокруг шеи. Фигурный гонт покрывает поверхность алтарной
«бочки» (кроме двускатного верха), а грани шатра украшены рядами теса с
фигурным краем. Такое богатство приемов – само по себе явление уникальное в
деревянном зодчестве.
Внутреннее
устройство церкви представляет собой множество дополняющих друг друга
помещений. И основной объем, и трапезная, разделены на два этажа. В двух этажах
церкви размещены два ее престола. Их посвящения в настоящее время вызывают
некоторые разногласия у исследователей. Некоторые из них называют храм Покрово-Васильевским
[1,4], но больше распространено мнение, что престол теплого (зимнего) нижнего
храма был освящен во имя священномученика Власия епископа Севастийского. Таким
образом, в литературе чаще всего встречается наименование «Покрово-Власьевская
церковь Лядинского погоста».
Большой
интерес представляет собой почти полностью сохранившееся внутреннее убранство
Покрово-Власьевской церкви. В трапезной перекрытия между этажами поддерживают
два резных столба. Они выполнены в виде тройной «дыньки» с двумя перехватами
тройным «жгутом». К столпам примыкают массивные скамьи. Такие же скамьи, но с
более нарядной резьбой тянутся вдоль стен трапезной [6]. На таких же двух
резных столбах покоится матица – перекрытие на стропилах между двумя храмами [8].
Верхний
– Покровский храм – украшен еще более нарядно. В нем частично сохранился старинный
иконостас (наиболее древние иконы конца XV-XVI веков, как было указано выше,
хранятся в Государственном Эрмитаже). Два нижних ряда иконостаса украшены
пышной ажурной резьбой. Сложные резные навершия с изображениями херувимов
некогда венчали киоты наиболее почитаемых икон (сейчас полностью сохранился
один из киотов). Особое великолепие придает убранству двенадцатигранное «небо»
конца XVIII века, притягивающее взгляд почти первоначальной яркостью красок. «Небо»
- это вид внутреннего потолочного перекрытия шатровых деревянных церквей и
часовен Русского Севера. Оно выполняется в виде усеченной пирамиды (обычно, с
двенадцатью гранями, но иногда их количество меняется - от восьми до восемнадцати), грани которой сходятся к центральному кольцу. Широкое
распространение «небеса» получили в XVIII-XIX веках [9].
Роспись
«неба» Покровской церкви относится к наиболее распространенному
иконографическому типу «Небесное воинство». В центральном медальоне помещена
композиция «Отечество» (восседающий на престоле Бог-Отец держит на коленях
своего Сына – Иисуса Христа, на груди у которого изображен медальон с Духом
Святым в виде голубя). Верхний регистр росписи граней занимают изображения
шестикрылых серафимов. В нижнем регистре в рост представлены фигуры семи Архангелов,
стоящих на облаках, каждый с характерным для него атрибутом (Архангел Михаил
показан с мечом, Архангел Гавриил с зерцалом, Архангел Рафаил с отроком Товией
и т.п.). В остальных четырех гранях мы видим евангелистов (тоже на облаках) со
своими символами (евангелист Иоанн – с орлом, евангелист Лука – с тельцом,
евангелист Марк – со львом и евангелист Матфей с ангелом). Центральную
восточную грань (по оси с царскими вратами) занимает композиция «Распятие с
предстоящими». В данном случае, по сторонам от креста изображены Пресвятая
Богородица с Марией Магдалиной и Иоанн Богослов с Лонгиным Сотником (иногда две
группы предстоящих помещали на двух соседних гранях, например, а росписи
«небес» храма Рождества Богородицы в Бережной Дуброве) [9]. На четырех угловых
сегментах (заменяющих в деревянных храмах паруса) мы видим очень экспрессивные
фигуры трубящих ангелов. Дополняют убранство небольшие иконы в медальонах и
квадратных обрамлениях над входами в храм и его окнами.
Весь
облик Покровской церкви является как бы одной из составляющих единого
гармоничного ансамбля. Он рассчитан на восприятие его со всех сторон и
композиционно взаимосвязан с летним храмом
Богоявления Господня (1793 год) и его шатровой колокольней (1820
год). К огромному горю всех, кто любит Русский Север и его церкви, отныне это невозможно. 5 мая 2013 года находящаяся на реставрации Покрово-Власьевская церковь и стройная шатровая колокольня сгорели во время пожара. Официальная версия - удар молнии. Еще одна утрата тем горше, что она абсолютно невосполнима. Теперь храм останется только в нашей памяти и на фотографиях...
Библиография:
[1]
Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л., 1982. С.: 47-49
[2]
Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 189-190
[3]
Нерсесян Л.В. Видение пророка Даниила в русском искусстве XV-XVI веков // Мир
истории. 2000. №3; Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа. Иконопись,
книжная миниатюра и орнаментика XIII—XVII веков. Спб., 1992. № 59 ил. на
с.172-175; Искусство земли Вологодской XIII—XX веков. Каталог выставки.
Авт.-сост. В.В.Воропанов, А.В.Пантелеев, А.А.Рыбаков. М., 1990. № 21, ил. на с.
63; Сто икон из фондов Эрмитажа. Л., 1982. № 13, с. 37—38; Рыбаков А.А.
Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII
веков. М., 1995
[4]
Суслов В.В.Церкви на Лядинском погосте Олонецкой губернии Каргопольского уезда
// Художественные сокровеща России. 1901. Т.1. №4. С.: 55
[5]
Старицын А. Н. Каргопольские чудеса и повседневность XVII в. // Рябининские чтения
- 2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского
Севера. Петрозаводск, 2007. С.: 447; Пигин А. В. Сказание о иконе Макария
Желтоводского в Хергозерском монастыре // Словарь книжников и книжности Древней
Руси. Вып. 3. Ч. 4. СПб., 2004. С.: 603–605; РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ч. 1, д.
168, л. 182; ф. 236, оп. 1, д. 10, л. 20–20 об. Цит. по: Старицын А. Н., Пигин
А. В. Источники по истории Наглимоезерской пустыни. М., 2010
[6]
Алферова Г.В. Каргополь и Каргополье. М., 1979. С.: 129, 152
[7]
Красовский М.В. Курс истории русской архитектуры: Деревянное зодчество. Пг.,
1916. С.: 126-129, 276
[8]
Гунн Г.П. Каргополье-Онега. М., 1984. С.: С.: 68-74
[9]
Кольцова Т.М. «Небо» и его росписи в памятниках деревянной культовой
архитектуры Архангельской области. С.: 74-83 // Проблемы исследования,
реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных
областей. Петрозаводск, 1986. С.: 75, 76