ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи.


Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи
Скит. Действует.  
Престолы:Иоанна Предтечи
Год основания:1821.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Калужская область, город Козельск, монастырь «Оптина Пустынь».

Координаты: 54.05315, 35.8389
Проезд:От Святых врат Оптиной пустыни до Святых врат Предтеченского скита пешком 450 метров.



План  скита Иоанна Предтечи, Козельск (Оптино)
Церковь св. Иоанна Предтечи Церковь свт. Льва Катанского Надвратная колокольня (1856-1858 гг.) Часовня-сень над колодцем свт. Амвросия Медиоланского Библиотечный корпус (1860 г.)  Дом Макария (XIX в.)  Дом Амвросия (XIX в.)  Башни ограды (нач. XX в.)

Храмы скита:

1. Церковь св. Иоанна Предтечи
2. Церковь свт. Льва Катанского
3. Надвратная колокольня (1856-1858 гг.)
4. Часовня-сень над колодцем свт. Амвросия Медиоланского

Другие постройки скита:

5. Трапезная (1858 г.)
6. Библиотечный корпус (1860 г.)
7. Дом Макария (XIX в.)
8. Дом Амвросия (XIX в.)
9. Дом Вейденгаммера (1901 г.)
10. Кельи (XIX-XX вв.)
11. Ограда скита (XIX-XX вв.)
12. Башни ограды (1840-е гг.)
13. Башни ограды (нач. XX в.)
14. Ворота ограды.
15. Пруд

Скит Свято-Введенского ставропигиального монастыря Оптина Пустынь

План составлен Курковым В.Д.



Сортировка:

Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Надежда Лаврова
8 октября 2011
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Надежда Лаврова
8 октября 2011
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Надвратная колокольня<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Надвратная колокольня
Илья Смирнов
13 апреля 2008
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, зима в скиту<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
зима в скиту
Ирина
1 января 2005
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, лето в скиту<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
лето в скиту
Ирина
4 июня 2004
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Башенка-проходная<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Башенка-проходная
Дмитрий Филиппов
13 июня 2008
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, вход в Иоанно-Предтеченский скит<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
вход в Иоанно-Предтеченский скит
Ирина
4 июня 2004
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Олег Трегубов
19 октября 2013
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, музей в Предтеченском скиту<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
музей в Предтеченском скиту
Ирина
1 января 2005
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Андрей
20 июля 2003
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Фото из журнала "Кормчий".<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1 января 1906
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Фото из журнала "Новый мир".<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Фото из журнала "Новый мир".
Андрей Агафонов
1 января 1899
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Вид Предтеченского скита, старинная гравюра. Источник: http://www.optina.ru<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Вид Предтеченского скита, старинная гравюра. Источник: http://www.optina.ru
Елена Григорьева
??
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Вход в Предтеченский Скит. Тиражная открытка со старинной фотографии. Источник: http://www.optina.ru<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Вход в Предтеченский Скит. Тиражная открытка со старинной фотографии. Источник: http://www.optina.ru
Елена Григорьева
??
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Внутренний вид Предтеченского Скита. Дом, в котором жил старец Амвросий. Источник: http://www.optina.ru<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Внутренний вид Предтеченского Скита. Дом, в котором жил старец Амвросий. Источник: http://www.optina.ru
Елена Григорьева
??
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Цветная карточка<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Цветная карточка
Алексей Кротов
??
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Почтовая тиражная открытка. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Почтовая тиражная открытка. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.
Алексей Кротов
??
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, Почтовая раскрашенная открытка. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Почтовая раскрашенная открытка. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1916 г.
Алексей Кротов
??
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Алексей Кротов
22 апреля 2017
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
15 августа 2020
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, , Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
15 августа 2020
Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи, вход в скит<br>, Козельск (Оптино), Козельский район, Калужская область
вход в скит
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
15 августа 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 марта 2007

Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».


Вадим кр
 
Вадим кр  24 ноября 2016

Центром Оптиной пустыни, ее сердцем, принесшим ей широкую духовную славу, был скит Иоанна Предтечи. Это было место пребывания святых оптинских старцев. Это к ним шли паломники за духовной поддержкой, мудрым советом, молитвенной благодатью. Строительство скита в Оптиной пустыни было одобрено митрополитом Филаретом, который благословил его. По прибытию в Оптину пустынь отец Моисей с братией взялись за расчистку местности. Пришлось рубить и выкорчевывать вековые деревья, все делалось в ручную. Скит решили построить поблизости от обители - не более полукилометра. Сначала построили дом для насельников, затем скитскую церковь и кельи. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. 1840 год можно считать началом серьезного укрепления старчества.

В 1918 году скит был закрыт, но не разрушался. Здесь поочередно был то музей, то дом отдыха, то жилье. Заново его открыли и отремонтировали в 1990 году. За оградой находятся 2 храма, колокольня, 11 жилых и хозяйственных помещений. В настоящее время скит для мирян недоступен. Посетить его можно только по двум престольным праздникам – в июле и сентябре.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/skit-ioanna-predtechi.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2021

Оптинский скит св. Иоанна Предтечи Господня находится на восточной стороне обители, в глубине монастырского леса. От монастыря ведет к нему небольшая, усыпанная песком тропинка, извиваясь на расстоянии 170 сажен, под природным навесом вечно зеленеющих сосен и елей; она приводит прямо к благолепным скитским св. вратам; еще издали виднеется позлащенный крест устроенной над ними колокольни. – Здесь благоговейное внимание посетителя невольно останавливается на святых изображениях, которыми украшены св. врата извне и извнутри. – И точно, эти изображения, как плод благочестивой мысли блаженного Старца иеросхимонаха Макария, стоют того, чтоб подолее заняться ими:

Выше карниза в подкаморах (по три на каждой стороне квадратной колокольни), изображены поясные лики 12-ти Апостолов с золочеными сияниями. На западной (глухой) стене колокольни, обращенной ко входу – Деисус (т. е. Спаситель с Божиею Материю и св. Иоанном Предтечею), во весь рост.

Ниже, на Фронтоне, в особом месте (киоте) изображена икона Печерския Божия Матери, седящей на троне с предвечным Младенцем на коленях; а обе руки Пречистой положены на плеча коленопреклоненных у ног Ея Преподобных отцов: Антония и Феодосия Печерских. Подстав киота поддерживают два Ангела; внизу иконы золотыми буквами начертана надпись: «Образ Печерския Божия Матери»; ниже киота: «Милосердия двери отверзи нам Благословенная Богородице!»

Над аркою ворот дугообразно начертана надпись: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко Храму Святому Твоему».

Под карнизом св. врат, по обеим сторонам входной арки, в 8-ми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные – изображения Восточных Св. Отцов-подвижников – по правую сторону: Авва Дорофей, Виссарион, Феодор Студит и Максим Исповедник; по левую сторону входа: Макарий Александрийский, Исихий, Досифей и Харитон Исповедник.

Входная арка разделена: по средине створчатыми деревянными воротами; по сю и по ту сторону ворот, внутри арки, поставлены с правой и с левой стороны от входа святые изображения, во весь рост писанные на холсте масляными красками. По сю сторону ворот, на правой стороне изображены Преподобных Отцев Российской Церкви: 1) Савва Звенигородский, 2) Лаврентий Калужский, 3) Тихон Калужский, 4) Николай Радонежский, 5) Варлаам Хутынский, 6) Елеазар Анзерский, 7) Макарий Калязинский; у него на хартии, держимой в руках, епиграф: «от всякао пути лукаваго возбраних ногам моим, яко да сохраню словеса Твоя», 8) Пафнутий Баровский, – на хартии написана: «светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим». 9) Сергий Радонежский, – на хартии надпись: «не скорбите братие и не унывайте: аз отхожду от вас душею, но духом с вами пребуду; Обитель моя во веки не оскудеет». 10) Кирилл Белоезерский, – на хартии написано: «во веки незабуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси». 11) Нил Сорский, – на хартии надпись: «и свою немощь подобает исповедати; и слово Божие не скрывати от хотящих послушати».

По левую 11-ть Преподобных Отцов Православной Восточной Церкви: 1) Иоанн Лествичник, – у него на хартии надпись: «деятельную часть добродетели составляют: послушание и смирение». 2) Антоний Великий, – на хартии надпись: «труд же и терпение, и убожество с благодарением, и умерщвление тела живот есть и сладость вечная души». 3) Савва Освященный, – на хартии надпись: «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою». 4) Макарий Египетский, – на хартии надпись: «отрицатися себе не иное что быти думай, как готова себе представити братству на все, воли своей вовсе ни в чемь неповиноватися». 5) Пахомий Великий, – на хартии надпись: се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе». 6) Исаак Сирин, – на хартии надпись: «страх Божий начало есть добродетели; глаголется же быти рождение веры». 7) Евфимий Великий, – на хартии надпись: «исчезает во спасение Твое душа моя, на словеса Твоя уповах». 8) Варсануфий Великий, – на хартии надпись: «добро есть еже выну глаголати сие: Господи Иисусе Христе, помилуй мя». 9) Пр. Иоанн, (Пророк) на хартии надпись: «имей смирение, и поможет ти Бог вскоре». 10) Ефрем Сирин, – на хартии надпись: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». 11) Арсений Великий, – на хартии надпись: «бегай, молчи, пребывай в безмолвии: ибо это корни безгрешия».

С внутренней стороны арки: на правой стороне изображение св. Иоанна Предтечи Господня, в пустыни; на левой – св. Пророк Илии, сидящего возле пещеры на горе Кармильской.

С той же стороны, на фронтоне втораго этажа колокольня, в особом месте (диаметрально противоположном –изображенной на наружной стороне – иконе Печерской Божией Матери) (в киоте) изображен образ Знамения Пресвятыя Богородицы; подстав киота поддерживают два Ангела – (как и с наружной стороны); внизу иконы начертана золотыми буквами подпись: «образ Знамения Божией Матери», а еще ниже: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим».

Внизу под аркою ворот дугообразная начертана надпись: «Коль возлюблена селения Твоя Господи».

Под карнизом св. врат, по обеим сторонам входной арки в 8-ми настенных киотцах, обрамленных столбиками, поясные изображения подвижников Православной Российской Церкви, Преподобных Отцев: С правой стороны: Варлаама Хутынского, Феодосия Тотемского, Димитрия Прилуцкого и Корнилия Комельского.

С левой: Кирилла Новоезерского, Зосимы и Савватия Соловецких, и Саввы Вишерского.

Если посетите скит летом, то едва вступите в св. врата, взоры ваши, утомленные однообразным видом леса, будут приятно изумлены новым для них зрелищем: среди плодового сада, украшающего пребывание отрекшихся от красот наземных, возвышается смиренный по наружности Божий храм, куда в установленное время стекаются делатели духовного вертограда на славословие. Но прежде, нежели войдем во внутренность храма поклониться его святыне, обозрим расположение скита:

Площадь его, вместе с примыкающею с севера пасекою, составляет почти правильный четвероугольник, в 75 сажен длины а около 105 сажен (с пасекою) ширины; (75 куб. саж. собственно скит, и 30 пасека). Площадь ровная, имеет в направлении от юга к северу небольшую покатость.

Средину собственно скитской площади, как мы сказали, занимает деревянная церковь во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня, построенная в 1821 году из леса, срубленного на этом самом месте честными руками основателей скита. Ближе к стенам ограды, со всех 4-х сторон построены братския келлии, состоящия из небольших деревянных флигелей, каждый для 3-х или 4-х братий, расстоянием один от другаго на каменное вержение, по древнему обыкновению Св. Отцев-пустынножителей. Всех корпусов (включая и здание братской трапезы). (Из них 2 на западной, 1 на восточной, 4 на северной и 3 на южной стороне). Все корпуса деревянные, на каменных фундаментах. Из них корпус, находящийся на восточной стороне (и выстроенный только в 1860 году), с мезонином, в котором помещается скитская библиотека, и 4 на западной покрыты железом (из них 3 обложены в 1849 г. кирпичем), два крыты тесом, а остальные черепицею.

Кроме сего, в северо-западном углу скита, позади трапезы, устроены: ледники, хлебный амбар, дровяной и конюшенный двор. При всех жилых корпусах назади устроены навесы для дров, на каменных столбах, крытые черепицею (за исключением двух, прилегающих к св. вратам, крытых железом).

Между церковью и новым корпусом – св. колодезь, под куполообразною крышею, на столбах.

За сим все остальное пространство, которое более трех обыкновенных десятин, обращено в один прекрасный сад: там и сям насаждены яблони, груши, чернослив и другие плодовые деревья, перемешанные с ягодными кустарниками; в приличных местах расположены овощные гряды, парники и цветочные куртины; сад перерезан в разных направлениях (от келлий к церкви и между келлиями) дорожками, всегда усыпанными песком; на восточной стороне скита, в северо-западном углу, пруд, в котором есть небольшое количество саженней рыбы; впрочем покрытое железистой ржавчиной дно его не благоприятствует разведению хорошей рыбы, и потому главное назначение пруда – служить для поливки садовых растений, овощей, парников и цветов, грядами которых окаймлены все скитския дорожки; по сю сторону пруда (находящегося, как мы сказали, на восточной стороне скита), на небольшом пространстве, между двух корпусов разведена рощица, состоящая из сибирских кедров, лиственницы и пихты, из них до 30 деревьев, посаженные назад тому лет 20, достигли уже средней величины; а 3 кедра, посаженные еще при основании скита (в 1821 году), уже несколько лет приносят плоды. За прудом, вдоль восточной стены, проведена уединенная дорожка, где любящий во время прогулок безмолвствовать и уединяться в самого себя найдет самое удобное к тому место: со внутренней стороны дорожка эта прикрыта частью кедровою рощицею, а частью купою деревьев (дубов, сосен и берез), из которых одни сохранены от посечения, а другия насаждены вновь уединявшимся в виднеющейся из за них келлии – Схимонахом Вассианом.

Наконец в юго-восточном углу скита высятся одиноко три вековые сосны, сбереженные при очистке сего места от леса под сад (в 1857 г.) от посечения настоятельною просьбою покойного Старца о. Макария, из которых одна, носившая посему его имя, в самое короткое время засохла, пред его кончиною (весною 1860 года), а две другия, растущия на одном корне, еще зеленеют.

Такое соединение в небольшом пространстве: плодовитого сада, лесных деревьев, и небольшего пруда, – делает особенно привлекательным для глаз местоположение скита.

На южной стороне его обращает внимание усыпальница почивших о Господе скитян, также обсаженная деревцами и кустарниками (о ней будет сказано подробно в своем месте).

На северной стороне сохраняется, как достопримечательность, малая ветхая келья, упомянутого выше Схимонаха Иоанникия, преставльшегося в 1815 году. Основатель скита Иеромонах о. Моисей, почитая память Старца, сохранил эту келью, а в 1845 году, чтоб она не разрушилась от чрезвычайной ветхости, оправил и поддержал ее: под нее подвели вновь каменный фундамент, обили снаружи тесом и покрыли черепицею; – в этом виде она служит памятником начального основания уединенного жительства на сем месте. Первоначально она стояла возле скитских св. врат, а в 1833 году перенесена на нынешнее место, – к пруду. – Вместо первоначального ветхого забора, сделана в 1840-х годах вокруг скита новая ограда – досчатый забор на каменном фундаменте между каменными же столбами, с навесом покрытым черепицею; на трех углах возвышаются каменные башни; – в юго-восточной устроена келлия для любителей безмолвия.

Скитская церковь, как мы уже знаем, построена в 1822 году трудами основателя скита, о. Моисея, с помощию Козельских Граждан Д.В. Брюзгина и Ф.Т. Третьякова, на каменном фундаменте из соснового лесу, срубленного на этом же самом месте. Освящена 5 Февраля 1822 года бывшим Игуменом Оптиной пустыни Даниилом, во имя Собора св. Иоанна Предтечи Господня и названа по воле (покойного) Преосвященного Филарета, домовою церковию для Архиерейского приезда.

... Окончив обозрение церкви, зайдем в Скитскую библиотеку, помещающуюся в мезонине нового корпуса, стоящем на восточной стороне скита, за церковью, в роскошной зелени развесистых дубов и елей.

Комната, занятая библиотекою, убрана портретами известных старцев, украшавшими некогда келлию почившего в Бозе скитского Старца Иеросхимонаха о. Макария.

На основание скитской библиотеки поступила келейная библиотека Старца, согласно его желанию; она заключает в себе до 1000 нумеров рукописей и книг разных названий, разделенных на 8 отделений:

I. Рукописей 133

II. Книг Св. Писаний и толкований на оный 37

III. Книг богослужебных 96

IV. Писаний Св. Отцев 94

V. Духовно-нравственных 347

VI. Исторических 219

VII. Духовных журналов (каждый год имеет свой №) 85

VIII. Книг разного содержания (медицинских, хозяйственных, учебных и т. п.), не вошедших в число первых 7 отделов по своему содержанию 55.

Итого 1106. А как несколько экземпляров книг одного наименования обозначены одним номером; тогда как, например в VII отделении, каждое из изданий обители имеется в 12 экземплярах: то число томов библиотеки доходит таким образом до 1500.

Архимандрит Леонид (Кавелин). «Историческое описание Скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящагося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Вид скита и обозрение скитской церкви. 1862 год». Орфография и пунктуация полностью сохранены; http://www.optina.ru/history/skete/history_skete_3/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2021

Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX в. в глубине монастырского леса на малой пасеке. Спустя шесть лет после его кончины сюда переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были старцы Моисей и Антоний, которым и было поручено устройство Скита. Отцу Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата - о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет.

Именно в скиту зародилось старческое руководство, но преп. Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества. Для этого требовался человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению. Именно таким и оказался старец Лев.

Временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х г.г. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и достигло своего расцвета при преп. Амвросии. Именно благодатное старческое окормление привлекало сюда множество людей разных сословий и классов. Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось! Любовь к старцам в народе была огромная. Простые люди относились к ним с полным доверием, обращались со всеми своими духовными и хозяйственными нуждами. Именно поэтому не иссякал поток людей, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина Пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.

Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» - род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.

http://www.optina.ru/history/skete/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.