ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Подольск. Собор Троицы Живоначальной.

Троицкий собор


Подольск. Собор Троицы Живоначальной
Собор. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Петра и Павла, Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1819 и 1832.
Архитектор:О. И. Бове
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
г. Подольск, Соборная пл., д.3-а

Координаты: 55.4338, 37.54639





Сортировка:

Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
28 декабря 2020
Собор Троицы Живоначальной, Панорамное фото северного фасада<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Панорамное фото северного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 февраля 2019
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
17 апреля 2013
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 февраля 2013
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Сидоров Григорий
22 февраля 2005
Собор Троицы Живоначальной, Портик<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Портик
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 февраля 2019
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
10 февраля 2019
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2015
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2015
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
5 августа 2015
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, Фреска<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Фреска
Сидоров Григорий
22 февраля 2005
Собор Троицы Живоначальной, Фреска<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Фреска
Сидоров Григорий
22 февраля 2005
Собор Троицы Живоначальной, Колокольня<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Колокольня
Сидоров Григорий
22 февраля 2005
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Алексей Кротов
28 августа 2023
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, , Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Манита Оксана
20 июня 2007
Собор Троицы Живоначальной, Автор:Фёдор Земсков, источник - pastvu.com<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
Автор:Фёдор Земсков, источник - pastvu.com
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 мая 1929
Собор Троицы Живоначальной, После 1906 г., фотограф И.Е. Лепехин.<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
После 1906 г., фотограф И.Е. Лепехин.
Алексей Кротов
1 января 1906
Собор Троицы Живоначальной, с сайта http://www.podolsk-news.ru/<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
с сайта http://www.podolsk-news.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1901
Собор Троицы Живоначальной, 1900-е гг.<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
1900-е гг.
Алексей Кротов
1 января 1900
Собор Троицы Живоначальной, с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#28<br>, Подольск, Подольский городской округ, Московская область
с сайта http://andcvet.narod.ru/more.htm#28
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Манита Оксана  24 августа 2007

Свято-Троицкий кафедральный собор города Подольска построен в 1819-1832 г.г. в память о победе в Отечественной войне 1812 года, с которой город связан воспоминаниями о проходившем здесь Тарутинском фланговом марше-маневре русской армии М.И.Кутузова. Собор имеет 2 придела: Успения Божией Матери и Петра и Павла.

Среди храмов южного Подмосковья, построенных в стиле классицизма в первой половине XIX века, кафедральный собор Подольска единственный имеет пятиглавое завершение. Оштукатуренное здание выполнено из кирпича с белокаменными деталями. С западной стороны к собору примыкает трехнефная трапезная и трехъярусная колокольня.

Собор создавался как композиционный центр всей городской застройки, определяющей архитектурный облик Подольска. Поставленный на высоком берегу над рекой Пахрой, собор возвышался над окрестностью, издалека привлекая к себе внимание, оживляя панораму города. Собор был рассчитан на восприятие его именно в окружающей застройке, поэтому изменение характера архитектурной среды мешает теперь в полной мере ощутить его своеобразие.

В настоящее время рядом с собором устроен крестильный храм, освященный в честь священномученика Владимира, архиепископа Киевского и Галицкого. В этом же здании находятся классы воскресной школы и библиотека духовной литературы.

Текст с информационного щита около собора


Троицкий собор г. Подольска был построен в 1819-1832 гг. в честь победы в Отечественной войне 1812 г., с которой город связан воспоминаниями о проходившем здесь знаменитом Тарутинском фланговом марше-маневре русской армии М.И.Кутузова. Собор имеет два придела: в честь Успения Божией Матери и святых апостолов Петра и Павла.

Среди храмов южного Подмосковья, построенных в стиле классицизма в первой половине XIX в., Троицкий собор города Подольска единственный имеет пятиглавое завершение. Оштукатуренное здание выполнено из кирпича с белокаменными деталями. С западной стороны к собору примыкает трехнефная трапезная и трехъярусная колокольня. Собор создавался архитектором О.И.Бове как композиционный центр всей городской застройки, определяющей архитектурный облик Подольска. Поставленный на высоком холме над рекой Пахрой, собор возвышается над окрестностью, издалека привлекая к себе внимание и оживляя панораму города.

Из истории храма известно, что в 1860 г. святитель Филарет, митрополит Московский, определил в священники Троицкого собора г. Подольска выпускника Московской Духовной семинарии Николая Васильевича Косминкова. Тридцать с лишним лет провел отец Николай в Троицком приходе. В годы его служения храм постоянно благоукрашался. Вместе с избранным в 1886 г. церковным старостой подольским купцом Н.Я.Каноныкиным им была утеплена вся церковь. Ими же был сооружен новый иконостас с драгоценными серебряными ризами. В 1898 г. Была обновлена и трапезная, стены которой были расписаны священными изображениями, вновь сооружены иконостасы и приобретена церковная утварь.

В 1866 г. в Подольске свирепствовала эпидемия холеры, отец Николай, не боясь заразиться, по первому зову являлся в дом к больным для причащения их, показав себя истинным и ревностным пастырем. В те дни из г. Бронниц была принесена в г. Подольск чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Крестных ходом святой образ обнесли вокруг города, - и эпидемия прекратилась. В благодарность за избавление от мора гражданами города была приобретена копия с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, перед которой было установлено совершать молебен с акафистом Божией Матери в память видимого ее заступления.

В 1921 г. собор посетил и совершил в нем всенощное бдение и Божественную литургию Святейший Патриарх Тихон, исповедник Всероссийский. Получив его благословение, храм прошел через все бури и испытания богоборчества и сохранился как духовная твердыня для города.

В 1929-1937 гг. сначала диаконом, а затем священником в Троицком соборе служил священномученик Петр (Ворона), расстрелянный 11 декабря 1937 г. и причисленный к лику святых в 2000 г.

Среди прихожан жива молитвенная память о прежних настоятелях Троицкого собора: архимандрите Гаврииле, благодаря которому во время повсеместного закрытия храмов Троицкий собор не был закрыт, о твердом в традициях православия протоиерее Евпле Орлове, протоиерее Николае Кондратюке, о протоиерее Василии Потехине, который был рабочим, прошел фронт, госпитали и в годы жесточайшего административного давления, несмотря на физическое нездоровье пас стадо Христово, о протоиерее Петре Деревянко, который, твердому запрету властей на крестные ходы, даже в Пасхальную седмицу, продолжал их совершать, и о многих рядовых священнослужителях. Незабываем и протодиакон Николай Морозов, служивший в соборе в 1949-1980 гг. Его усердная, неторопливая манера служения до сих пор в памяти прихожан.

В сентябре 1990 г. настоятелем Троицкого собора и благочинным церквей Подольского округа назначен протоиерей Александр Ганаба. Перед отцом Александром стояла непростая задача: на территории Подольского благочиния действовало всего 3 храма, а более тридцати храмов лежали в руинах, необходимо было подготовить кандидатов для рукоположения в священный сан и восстановления поруганных святынь. В это время Троицкий собор стал школой для будущих пастырей. Более пятидесяти священнослужителей прошли здесь подготовку и получили основы знаний для пастырского служения, а по рукоположении проходили тут богослужебную практику.

В 1991 г. при Троицком соборе открыла свои двери воскресная школа. На сегодняшний день это одна из самых больших школ Московской епархии, с девятилетним сроком обучения, имеющая более 200 воспитанников. Кроме духовного образования и участия в богослужебной жизни Церкви, школьное воспитание включает в себя подготовку и проведение православных праздников (спектакли, концерты, викторины, изготовление праздничных подарков своими руками). Взрослые также живо участвуют в жизни школы. Родители посещает занятия, помогают в воспитательной работе педагогам, участвуют в паломнических поездках, в организации совместных трапез.

9 сентября 2001 г. Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 

Рядом с собором устроен крестильный храм с баптистерием для крещения взрослых полным погружением, освященный в честь священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого. В этом здании находятся классы воскресной школы и библиотека духовной литературы.

Троицкий собор имеет свои чтимые святыни. Это Иерусалимская икона Божией Матери, почитаемая подольчанами за избавление в 1866 г. города от холеры, два мощевика с частицами мощей 140 святых, в дни памяти которых совершаются полиелейные службы, икона новомучеников Подольских. В 2004 г. собор стал еще духовно богаче: были написаны и установлены в достойные золоченые киоты два образа: икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" со всеми святыми и икона Собора новомучеников и исповедников Российских. Теперь прихожане собора могут возносить молитвы своим небесным покровителям, взирая на эти благолепные образы, выполненные в стиле старинного убранства храма.

http://www.podolskoe.ru/podolsk_troitsky/main.htm


Собор Троицкий, по адресу: г.Подольск, пл.Карла Маркса (ныне Соборная), д.3 является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 04.12.1995 г. № 176).

В Подольске существовала и тюремная церковь во имя иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" в комплексе Присутственных мест. Была обустроена в 1878 г., в 1890-х пристроена колокольня (архитектор П.Г.Егоров). В 1923 г. была закрыта и сильно искажена, утрачена колокольня. Здание ныне лишено специфических черт культового сооружения. Адрес: г.Подольск, Февральская ул, 50, 52, Советская пл., 5, 7. "Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" при тюрьме Присутственных мест" является выявленным объектом культурного наследия (Приказ Министрества культуры МО от 04.12.2002 г. № 457).

В 1915 г. в Подольском реальном училище по ходатайству директора была обустроена церковь Алексия Митрополита Московского (здание 1912 г. в стиле модерн, арх. В.А.Степанов). Ликвидирована в 1920-х. Здание училища сохранилось (Большая Серпуховская ул).

Кирилл Аминов 1 марта 2015 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 сентября 2023

В то время когда Подольск стал городом (1781 г.), все русские областные и уездные города получали новую, регулярную планировку. Не стал исключением и Подольск. Следы этой планировки — четкая сетка улиц — сохранились на правом берегу Пахры вдоль центральной планировочной оси — московской дороги. Здесь, в самой старой части города, сохранились три архитектурных памятника. Самый ранний из них — Троицкий собор (1819-1832), высокая колокольня которого видна уже из Ивановского. К сожалению, сегодня собор притиснут и задавлен громадой современного жилого дома, выстроенного на месте Торговых рядов. С этими рядами собор некогда составлял выразительный ансамбль эпохи классицизма. Торговые ряды, располагавшиеся полукругом, имели аркаду. Полукруглые в верхней части окна световых барабанов собора создавали с этой аркадой определенный архитектурный образ, и поэтому с утратой рядов сам собор немало потерял в своей выразительности.

Классицистические храмы первой половины XIX столетия еще во множестве встретятся нам при дальнейшем знакомстве с южным Подмосковьем. Собор Подольска единственный среди них имеет пятиглавое завершение: большой центральный барабан, несущий сравнительно невысокий купол, и четыре значительно меньших по диаметру угловых барабана. Оформление основной части собора лаконично: тосканские портики в лоджиях, фронтоны, обработанное пилястрами полукружие апсиды. Хорошим контрастным дополнением сдержанному по декору храму является высокая ампирная колокольня. Именно характер убранства колокольни и позволяет отнести ансамбль церкви к школе Бове. Лепные украшения колокольни, расположенные по принципу нарастания от низа к верху, помогают скрыть некоторую грубоватость ее пропорций. Верхний ярус колокольни не лишен изящества. Общий вид портит лишь аттик, утяжеляющий силуэт завершения. В сооружении ансамбля Троицкого собора и Торговых рядов нашли отражение прежде всего градостроительные принципы, присущие русской архитектуре первой трети XIX века. Он являлся композиционной доминантой всей городской застройки, определял архитектурный облик Подольска. С этим связаны и все художественные особенности сооружения: характер оформления, пропорции, выразительность силуэта.

Поставленный на высоком холме над Пахрой, собор возвышался над окрестностью, издалека привлекал к себе внимание, оживлял панораму города. Собор был рассчитан на восприятие его именно в окружающей застройке, поэтому изменение характера архитектурной среды мешает теперь в полной мере ощутить его своеобразие. В настоящее время Троицкий собор с востока и юга вплотную окружён многоэтажными жилыми домами из силикатного кирпича.

Из книги-путеводителя: Серия "Дороги к прекрасному". М. М. Дунаев. К югу от Москвы. - М:«Искусство», 1986 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 февраля 2024

Троицкий собор в городе Подольске был построен на народные деньги в 1819-1832 гг. в память о победе русской армии в Отечественной войне. Пятиглавую церковь в стиле ампир проектировал мастер школы знаменитого московского архитектора Осипа Бове. Храм никогда не закрывался, и является единственным городским собором в Московской области, который действовал в советские годы. С 1866 г. в Подольске утвердилось особое почитание Иерусалимской иконы Божией Матери, чтимый список которой хранится в Троицком соборе.

Троицкий храм в Подольске строился в годы расцвета архитектурного стиля ампир, который утвердился в России после победного окончания Отечественной войны 1812 г. Подольск являлся торговым городом, поэтому его главный собор должен был не только напоминать о Божием заступничестве в боях с врагом, но и, по слову искусствоведа Н.А. Некрасова, «освящать торговлю». Изначально собор был встроен в ансамбль зданий несохранившихся торговых рядов, которые располагались полукругом вокруг церкви. Ряды противополагались алтарной части собора, что символизировало противопоставление и, одновременно, тесное соседство мирских дел (торговли) и молитвы. Другим примером «церкви на торгу» в Подмосковье является храм Иоанна Богослова в Коломне. Ампирную колокольню коломенской церкви строили также в память о войне 1812 г., причем торговые ряды вокруг церкви сохранились.

На площади перед Троицким собором можно увидеть еще один памятник Отечественной войне 1812 года – каменный обелиск, посвященный гренадерам генерала М. А. Милорадовича, которые одержали малоизвестную, но важную победу над французами у села Спас-Купля Подольского уезда 22 сентября 1812 г. Этот памятный знак был установлен 2 октября 1912 г. в ходе празднования 100-летия победного завершения Отечественной войны. Судьба памятника в XX веке была драматичной: в советские годы обелиск переделали под постамент для бюста Карла Маркса, а в 1995 г. памятнику героям 1812 года вернули его прежний вид и изначальное посвящение.

Оставив Наполеону Москву 2 сентября 1812 г., русская армия отступила по Рязанской дороге в сторону Бронниц и Коломны. Однако в районе Боровского перевоза через реку Москву основные части резко свернули на запад в сторону Подольска – это было начало блистательного флангового марша, получившего название Тарутинского маневра. Враг упустил из вида огромную 60-тысячную русскую армию, и ошибочно преследовал по неверной дороге два небольших казачьих отряда, принимая их за арьергард русских. В это время М.И. Кутузов расположил штаб в селе Красная Пахра Подольского уезда, пополнил армию и вел отступление главных сил к селу Тарутино.

Маневр смог защитить Калугу, откуда в армию поступали запасы продовольствия, Тулу и Брянск, служившие складом боеприпасов и оружия. Упустив время, наполеоновский генерал Мюрат с 20-тысячным корпусом все же настиг русскую армию у Тарутино, но перевес в силе и позициях был уже не на его стороне. Фланговый марш от Боровского перевоза до Тарутино закончился 22 сентября, и последним ходом в этом движении стала схватка с французами у села Спас-Купля Подольского уезда (до 2012 г. Подольского района, а ныне на территории Новой Москвы). Именно этой небольшой победе, предшествовавшей Тарутинскому сражению 6 октября 1812 г., посвящен обелиск у Троицкого собора в Подольске.

Вот как события 20-22 сентября 1812 г., развернувшиеся в Подольском уезде, описывал М.И. Богданович в известном труде «История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам»: «21-го сентября Милорадович, будучи обойден справа частью неприятельских войск, двинувшуюся на Богоявленское, отступил с арьергардом, составленным из 8-го пехотного корпуса и двух егерских полков, к Спас-Купле… Для удержания неприятеля, продолжавшего наступать, была поставлена на высоте у Спас-Купли батарея из четырнадцати конных орудий… Наша артиллерия, подбив три орудия и взорвав четыре ящика, заставила неприятельскую батарею сняться с занятого ею места и отойти назад; а потом обратила огонь против кавалерии, покушавшейся обойти нас с фланга, и, расстроив ее меткими выстрелами, побудила французов скрыться в лесу и отказаться от дальнейшего наступления. Неприятель потерял одними пленными десять офицеров и полтораста нижних чинов».

Спустя полвека после победы над французами в Подольск пришла беда иного рода – холера, жертвами которой стало множество горожан. Эпидемия 1866 года началась в Москве, и первый ее случай наблюдали в Павловской больнице 16 июня – заболела кухарка дьякона больничной церкви. Благодаря своевременной врачебной помощи женщина выжила, однако второй случай оказался трагическим – 6 июля от холеры скончалась торговка Евфимия Лебедева. За короткое время болезнь распространилась по городу и унесла многие человеческие жизни.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил непрерывно служить молебны перед главной городской святыней – Иверским образом Божией Матери. Именно в это трудное время эпидемии 1866 г. святитель Филарет писал своему викарию: «Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась».

Жители Подольска, охваченные страхом перед новой бедой, просили московского митрополита доставить к ним из Москвы Иверскую икону, однако святитель Филарет благословил поступить иначе: 12 августа 1866 г. в Подольск из Бронниц привезли чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери. Эта святыня спасла когда-то Бронницы во время другой эпидемии – чумы 1771 г. Икону Божией Матери с надеждой встретили тысячи жителей Подольска, и случилось чудо – распространение холеры остановилось. В память об этом событии ежегодно 12 августа стал совершаться 40 километровый крестный ход из Бронниц в Подольск, а в Троицком соборе был установлен точный список с бронницкой святыни. Этот почитаемый список Иерусалимской иконы Божией Матери пребывает в Троицкой церкви Подольска и сегодня. Крестный ход 12 августа с Иерусалимской иконой стал, по словам краеведа В.Ф. Козлова, главной местной православной традицией до революции. Весь путь чудотворный образ несли 25 человек на специальных носилках. Процессия проходила через многие села и деревни Подольского уезда, и в каждом селении крестный ход останавливался для молебнов.

Если в 1912 г. в Подольске торжественно отмечалось столетие победы над французами, кульминацией которого стало открытие обелиска гренадерам генерала Милорадовича, то спустя несколько лет в 1916 г. в городе с размахом отмечался духовный юбилей – 50-летие принесения бронницкого образа и чудесного избавления от холеры 1866 года. В память об этом церковном торжестве жители Подольска подарили Иерусалимскому храму Бронниц драгоценную серебряную лампаду к чудотворному образу Божией Матери, прославившемуся чудесами в Подмосковье. До революции здание было архитектурной доминантой Подольска. Собор в окружении Торговых рядов стоял на высоком берегу Пахры и был заметен уже при подъезде к городу.

Теперь облик застройки Подольска знатно изменился. Торговые ряды при советской власти сломали, почти вплотную к собору построили жилые дома, из-за чего храм стало трудно красиво сфотографировать. Однако в любом случае он остаётся выдающимся памятником архитектуры и истории России позапрошлого века. История Троицкого собора города Подольска началась в августе 1818 г., когда жители города обратились к управляющему Московской епархией архиепископу Московскому и Коломенскому Августину (Виноградскому) с прошением о возведении нового храма: «…решили единодушно устроить вновь церковь каменную, огромного здания, внутри самого города, на Красной площади, во имя Живоначальной Троицы, с приделами: с правой стороны — во имя Успения Божией Матери, а с левой — во имя святых апостолов Петра и Павла, на которой площади для помещения новой церкви и построения священно- и церковнослужителям домов земли весьма достаточно».

Благочестивые подольчане хотели, чтобы собор был построен в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. Проект нового собора жители Подольска заказали уже известному и авторитетному в то время московскому зодчему Осипу Ивановичу Бове. В архивном деле о построении храма чудом сохранились подлинные проектные чертежи, подписанные архитектором. Проект был представлен архиепископу Августину, который незадолго до своей кончины рассмотрел его и оставил благословляющую резолюцию. От приходского совета и городского магистрата с автором проекта встречались отец Феофилакт Иванов и подольский купец Петр Ефимович Аллилуев.

После кончины архиепископа Августина прихожане Воскресенской церкви Подольска (церковный староста – купец Петр Ефимович Аллилуев) обращаются в июне 1819 г. к митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму (Глаголевскому). Речь идёт о составлении нового проекта Троицкой церкви. Новый проект утвердили и передали купцу П.Е. Аллилуеву 12 июня 1819 г.

Летом приступили к строительству: заложили фундамент и возвели стены под уровень окон. Работы выполняли местные мастера купца Василия Семеновича Стрельцова. Согласно заключенному с ним контракту, постройку планировалось закончить не позднее 1822 г., а стоимость всех работ, не считая материалов, составляла 24 050 рублей. Уже в 1820 г. имеющихся средств для продолжения строительства оказалось недостаточно и был начат сбор пожертвований. Для этой цели около строящегося храма, на площади при Большой Серпуховской дороге возвели деревянную часовню, которая в 1847 г. была заменена каменной; тогда же на церковной земле построили каменные одноэтажные торговые лавки.

Несмотря на то что сбор средств продолжался и в последующие годы, в 1824 г. церковь все ещё была не достроена: «…совершена вчерне совсем, покрыта железом, а осталось поставить на ней главы, прикласть крыльца, настлать пол и выщекотурить внутренность, колокольни же складен один первый ярус». Только 8 сентября 1825 г. был освящен придел Успения Божией Матери. К этому времени деревянный иконостас придела выкрасили в белый цвет, а колонны и резьбу позолотили. До окончания работ было еще далеко; колокола временно развесили на каменных столбах, располагавшихся рядом. В 1827 г. строительство храма подошло к концу, но внутренняя отделка и завершение колокольни оставались делом будущего. Долг прихода составлял тогда 12 000 рублей. К 1831 г. был изготовлен иконостас центрального придела; освящение главного (Троицкого) престола состоялось в 1832 г.

Троицкий собор относится к архитектурным памятникам стиля ампир. Здание состоит из основного четверика и пристроенных к нему алтарной апсиды, прямоугольной трапезной и колокольни. Центральная ротонда, возвышающаяся над основным объемом, прорезана небольшими арочными окнами и завершена полусферическим куполом с главой и крестом. Стоящие по углам четверика небольшие барабаны также имеют главки с крестами. С северной и южной сторон четверика находятся два тосканских четырехколонных портика, завершающиеся фронтоном. Алтарная полукруглая апсида расчленена плоскими пилястрами. Лепной фриз опоясывает все здание. На фасадах расположены живописные изображения.

Трехъярусная колокольня имеет более богатое лепное убранство. Ее нижний ярус украшен с севера и юга трехколонными портиками тосканского ордера с фронтонами, а с запада — четырехколонным. Каждая из четырех сторон второго яруса декорирована двумя колоннами. Третий ярус, отделенный от второго лепным карнизом, украшен с четырех сторон колоннами ионического ордера, над которыми расположены лепной фриз, карниз и фронтон с тимпаном. Завершается колокольня куполом с главкой. Стены собора сложены из кирпича; цоколь, колонны и элементы декора фасадов белокаменные. Внутри трапезная расчленена шестью столбами, пространства между которыми перекрыты крестовыми сводами. Арочный проем соединяет трапезную с основной частью храма. Перекрытие алтарной апсиды плоское. Стены внутри украшены масляной живописью.

В 1866 г. в Подольске и уезде свирепствовала холера. По свидетельству очевидцев, «…жертв от заразной болезни с каждым днём всё более и более увеличивалось. Наконец дело дошло до того, что стало недоставать ни гробов, ни могильщиков, чтобы похоронить умерших от лютой болезни. Их принуждены были хоронить в общих братских могилах». Настоятель Троицкого собора протоиерей Николай Косминков проповедовал в храме, напутствуя, ободряя и подкрепляя упавших духом жителей Подольска, провожал в последний путь умерших граждан. Каждый день подвергал свою жизнь опасности заражения страшной болезнью. Наконец, обеспокоенные размерами эпидемии, жители Подольска слезно обратились к Высокопреосвященному владыке Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, с просьбой разрешить «отпустить из Москвы» чудотворную Иверскую икону Божией Матери. Владыка благословил принести в Подольск чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери из Бронницкого собора, которая прославилась в Московской епархии многими чудесами и исцелениями. И о чудо! 12 августа (25 н. ст.) 1866 г., в день встречи образа Царицы Небесной не только не было умирающих от этой ужасной болезни, но даже и заболеваний в этот торжественно-радостный день. С этого дня в нашем городе холера совсем прекратилась. В память этого чудесного избавления от холеры жители Подольска установили обычай ежегодно 12 августа (25 н. ст.) с великим торжеством и с чувством радости, благодарности и надежды на помощь приносить из Бронниц чудотворный образ. В Троицком соборе поместили список Иерусалимской иконы Божией Матери, установив в воскресные дни служение торжественного молебна с акафистом.

В августе 1882 г. Троицкий собор подготовили к новому освящению после проведенного в нем обновления. Серебряные ризы и иконостас были позолочены, а настенная живопись, выполненная московским художником Варлаамом, поновлена. Освящение храма совершил епископ Можайский Алексий (Лавров-Платонов).

В 1884 г. на службе в Троицком соборе присутствовал Петр Ильич Чайковский. Его восхитило стройное пение хора, состоявшего из местных певчих (руководил хором П. Д Волков): «Очень хорошая церковь, весьма благопристойное пение и служба».

22 ноября 1896 г. Московская духовная консистория издала указ об открытии церковноприходской школы при Троицком храме Подольска. Проект утвердили, и летом 1897 г. приступили к её строительству, в основном на средства церковного старосты, подольского купца Якова Николаевича Конаныкина. Председателем комиссии по постройке соборной церковно-приходской школы избрали священника Николая Холмогорова. Летом 1898 г. постройку школы закончили и приступили к её оборудованию. Здесь нужно отметить широкую благотворительность попечительницы школы Марии Федоровны Конаныкиной, на средства которой «школа всем снабжена и ни в чем не испытывает недостатка».

1 сентября 1898 г. занятия в школе начались. Так исполнилась давняя мечта причта и прихожан: теперь у детей из бедных семей появилась возможность получить образование. Школа стала широко известна в Московской епархии. Несколько раз в Подольске проводились съезды учителей церковноприходских школ. В послереволюционное время здание школы было реквизировано; лишь в начале 1990-х гг. его вернули Троицкому собору. Теперь в нем располагаются учебные классы воскресной школы. В этом же здании находится крестильный храм, освященный во имя священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского и Галицкого. В этом храме не только крестят, но и совершают богослужения для детей-инвалидов с отклонениями в развитии.

12-13 августа 1921 г. подольчане встречали у себя в городе Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина). Он совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Троицком соборе. Публикуем отрывок из письма: "Танечка, детка! [...] Приезжай на днях, теперь я все время в скиточке, все устроим для тебя... Конечно, как и всегда переживаем за наше будущее – посмотри, что кругом! А я вчера ездила в Подольск, приезжал Патриарх, праздновали Подольскую-Иерусалимскую, а у него день ангела вчера. Видела бы ты это зрелище: весь город собрался к [Троицкому] собору, люди текли рекой, и вчерашние рабочие-демонстранты, и «много знающая» молодежь – все спешили увидеть своего Патриарха и получить благословение. Звон колокольный как раньше в Чудовом [монастыре в Кремле], все в едином порыве, толпы народа. Как-то даже было все удивительно это видеть в наши дни. Обнимаю тебя, детка моя дорогая! Пиши и приезжай скорее! Твоя схимоигум[енья] Тамара. 14.XIII.1921 г.» - письмо схиигумении Фамари (Марджановой) к духовной дочери из фонда Котэ Марджанишвили Национального музея Ильи Чавчавадзе в г. Кварели, Грузия. Сохранилась лишь краткая запись о визите в Подольск в богослужебном дневнике первосвятителя и полностью совпадает с приведенным выше письмом: "12 (25) августа 1921 г. - четверг. Патриарх Тихон совершает всенощную в г. Подольске. 13 (26) августа 1921 г. - пятница. Патриарх Тихон совершает литургию в г. Подольске (день ангела)" - Богослужебный дневник Патриарха Тихона, рукопись, М., 1925 г., из фондов Синодальной библиотеки Московского Патриархата.Письмо и дневник патриарха выявлены историком и краеведом Александром Семенихиным в указанных музее и библиотеке.

В 1922 г., во время массовой кампании по конфискации церковных ценностей в «пользу» голодающих Поволжья, в Подольске был образован соответствующий комитет. 3 апреля 1922 г. «церковный стол» Подольского исполнительного комитета выдал мандат «для изъятия церковных ценностей в церковь Троицкий собор, город Подольск» уполномоченному Карпову. Было вывезено более 3 пудов серебра. 27 апреля 1923 г. в «Известиях» опубликовали новую инструкцию НКВД для регистрации религиозных обществ. Согласно новым правилам, для регистрации общинам необходимо было представить следующие документы: протокол общего собрания, устав общества, список общества, список членов исполнительного органа, список пресвитеров, договор на использование зданием и имуществом, опись движимого имущества.

Несмотря на отчаянные усилия безбожников, храмы в Подольске были переполнены верующими. Служба шла во всех церквах города, кроме Скорбященской, которая была закрыта по предписанию Подольского уездного исполнительного комитета. В 1927 г. Подольский горсовет разрешил «общине Троицко-соборной церкви постройку сторожки внутри ограды», которую и ныне можно видеть рядом с храмом. В конце 1920-х - 1930-е гг. в Троицком соборе служил священник Пётр Ворона, прославленный в лике святых в 2000 г.

С 1930 г. собор Святой Троицы стал единственным действующим в Подольске храмом. Уже в 1935 г. было принято решение о застройке территории, прилегающей к собору. Работы велись в послевоенное время; высокие здания заслонили храм с двух сторон. К 1941 г. большинство храмов Подольского благочиния было закрыто. Действующим оставался лишь собор Святой Троицы, служба в котором продолжалась все годы Великой Отечественной войны. Старейшие прихожане Троицкого собора вспоминают, что в самые тяжелые дни войны настоятелем храма архимандритом Гавриилом устраивались крестные ходы с молебнами о даровании победы.

В Подольском районе по статистике 1945 г. уже числилось 33 бездействующие церки, в числе которых 26 занимали разные службы. Отношение властей к Троицкому собору не улучшилось: он как бельмо на глазу стоял в центре промышленного областного города. Продолжалась застройка домов завода им. Орджоникидзе. Постановлением Совета министерство РСФСР от 22 мая 1948 г. Троицкий собор в Подольске поставили на государственную охрану как памятник архитектуры. Исходя из этого отдел архитектуры Мособлисполкома запретил дальнейшую постройку в зоне охраны памятника, т.е. остановил дальнейшую надстройку заводских домов. Однако, невзирая на это предписание, исполком горсовета Подольска разрешил заводу продолжать дальнейшее строительство жилого дома. Протест отдела архитектуры от 7 сентября 1948 г. остался без ответа. Такое слишком близкое соседство храма с жилым строением ничего хорошего не сулило. Позже отец Евпл Орлов жаловался уполномоченному на «хулиганские действия подростков соседнего дома, которые бьют в церкви стекла, портят наружную живопись, забрасывают на территорию церкви камни и другой мусор, и со стороны городской милиции никакие меры не принимаются».

С начала 1950-х годов на страницах советской печати усилилась антицерковная и атеистическая пропаганда. Уполномоченный Совет Трушин в начале 1953 г. отмечал, что в число 12 крупных православных приходов Московской епархии (он называл их 1-разрядными) входит Троицкий собор города Подольска, в котором «…церковные службы производятся ежедневно… 18 января, в воскресный день, храм посетило около 800 человек; 15 февраля, в праздник Сретения, около 1500 человек». Настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Евпл Орлов сумел создать сплоченную православную общину. В своих проповедях он убеждал верующих держаться Православия, жить с богом, не бояться житейских трудностей, честно трудиться, не стыдясь имени православного христианина. В храм стала приходить молодежь, находя здесь духовную поддержку в выборе жизненного пути.

В период с октября 1982 г. по июнь 1984 г. проводилась реставрация фресок внутри собора. Было установлено, что при предыдущих поновлениях сильно изменены колорит и построение некоторых сюжетов. Например, на западной стене под сценой «Богоявление» реставраторы обнаружили «Преображение». Цвет фона во всех медальонах изначально был золотым. Композиции, размещенные на сводах, имели «орнаментальное золоченое обрамление». Живописное убранство оконных проемов было полностью переписано, а «полотенца» в стиле XVII столетия в цокольной части стен появились лишь во время последней реставрации. Все поздние записи с фресок были удалены.

В сентябре 1990 г. по указу Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, настоятелем Свято-Троицкого собора в Подольске был назначен протоиерей Александр Ганаба. Одним из первых действий отца настоятеля стало возвращение Троицкому собору здания церковно-приходской школы. После ремонтно-восстановительных работ и надстройки здания ещё одним этажом, в 1991 г. церковно-приходская Троицкая школа широко открыла свои двери детям и взрослым для духовно-нравственного образования и просвещения. В 1996 г. впервые состоялся выпуск учащихся после шестилетнего обучения.

В новом тысячелетии город Подольск впервые удостоился чести принимать Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Воскресным утром 9 сентября 2001 г. Святейшего Патриарха встречали на подольской земле Управляющий Московской епархией митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, главы города и района — А.В. Никулин и Н.П. Москалёв, председатели общественности, духовенство и многочисленные жители Подольска. В эти дни город отмечал свой 220-й день рождения.

В 2002 г. на базе воскресной школы была создана православная молодежная организация «Протос». Со 2 по 5 сентября 2005 г. в Троицком соборе находился ковчег со святыми мощами святого великомученика Георгия Победоносца, перед которым духовенство постоянно совершало молебны с акафистами святому. Особый дух пребывал в эти дни в городе. Потоками стекались к Троицкому собору жители близлежащих районов, чтобы с благоговением приложиться к великой христианской святыне. За последние несколько лет в Троицком соборе было проведено множество восстановительных работ: поновлена позолота всех иконостасов и киотов, отреставрированы иконы, промыта настенная живопись; на колокольне размещены новые колокола; вызолочены все купола и главки. В 2022 году торжественно отмечалось 190-летие освящения кафедрального Троицкого собора города Подольска.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Подольский храм - памятник войны 1812 года и его чудотворный образ и с сайта: История Троицкого кафедрального собора города Подольска. (vk.com)



Комментарии и обсуждение


Верх колокольни относится к концу 19 - началу 20 вв.

К.В. Аминов 12.06.14

12 июня 2014.