Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери появился в канун грозных испытаний для России - на пороге эпохи Смуты. Заказчиком храма стал крещёный касимовский царь, в то время уже носивший титул великого князя Тверского, Симеон Бекбулатович. Церковь является одним из наиболее интересных культовых сооружений конца ХVI столетия в целом и замечательным образцом шатровой архитектуры в частности. Точные даты возведения здания неизвестны, равно как неизвестны и имена строивших его архитекторов. Между тем есть основания считать, что над храмом трудились иноземные зодчие. Особенно показательно в этом отношении белокаменное подцерковье, выстроенное в типичных западноевропейских традициях. Древнейшие упоминания о Кушалине относятся к ХVI веку.
В Писцовой книге Тверского уезда 1539-1540 годов содержатся сведения о волости Кушалино. Ко времени составления Писцовой книги 1580 года Кушалино находилось во владении Симеона Бекбулатовича, великого князя Тверского, создавшего в селе свою резиденцию. В ней содержится интересное описание культовых построек Кушалина: "Село Кушалино на речке на Кушалке, а в селе церковь Никола Чудотворец, древяна клецки, да церковь Воскресенья Христова, а придел Благовещенья святой Богородицы, ветха и завалилася, а те оба храма у великого князя двора, да по конец посаду церковь Воздвиженье Честнаго Креста древяна клецки". Как видно, в селе существовали три церкви, две из которых являлись домовыми храмами Симеона Бекбулатовича. Время и обстоятельства их строительства неизвестны, однако указание на ветхость и аварийное состояние Благовещенской церкви дают возможность допустить, что она была выстроена за несколько десятилетий до описываемых событий. В современных текстах, посвящённых храму в честь Смоленской иконы Божией Матери, часто можно встретить указание на так называемую церковную летопись, в которой датой постройки храма указан 1592 год. К какому именно времени относится данная летопись, кем из священников составлена, сохранилась ли до нашего времени, неизвестно. С уверенностью можно сказать лишь то, что такой источник, происходивший из самого Смоленского храма, должен был относиться ко второй половине ХIХ - началу ХХ века. Именно в этот период "церковные летописи" получают особенное распространение, их ведение поощряется Святейшим Правительствующим Синодом.
После опалы Симеона Бекбулатовича и его пострижения в монашество Кушалинская волость отошла в казну. По окончании Смуты село Кушалино было выделено клинским дворянам Григорию и Гавриилу Козловским. Они отличились в войне с поляками в 1618 году, когда польский король Владислав предпринял безуспешную попытку восстановить свои права на московский престол. Польские отряды подходили к Твери, однако были отбиты храбрым местным воеводой Дмитрием Петровичем Пожарским-Лопатой. Вскоре братья Козловские уступили свою вотчину Дмитрию Лопате. Архивный документ свидетельствует: "За князем Дмитрием Петровичем Пожарским купленная вотчина, что купил у клинян у Григория да у Гавриила Ивановых детей Козловского, что было дано за московское осадное сидение королевича приходу село Кушалино на реке на Кушалке, а в нём церковь Пресвятые Богородицы Одигитреи каменная, да два придела Варлаама Хутынского да Дмитрия Солунского, строения князя Симеона Бекбулатовича Тверского, а другой храм святого пророка Илии древян строение князя Дмитриево, во дворе поп Иван, во дворе дьячек ивашко Иванов, во дворе пономарь Нестерко Иванов. А писана за ним та вотчина по купчим 1620-1621 и 1627-1628 году".
По всей вероятности, Смоленская церковь не сильно пострадала во время Смуты. В 1637 году Дмитрий Лопата передал Кушалино Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю. Пожарские издревле благоволили этой обители, делали богатые вклады. Здесь же находится их усыпальница. Первые серьёзные изменения в облике Смоленской церкви произошли в 1741 году. Тогда были разобраны придельные престолы преподобного великомученика Димитрия Солунского и преподобного Варлаама Хутынского. Кроме того, стена между центральной и северной апсидами были разобрана. Чтобы избежать опасность обрушения сводов, верхняя часть кладки в этом месте была усилена толстой доской, закреплённой между стенами и принявшей на себя нагрузку. В то же время "для большего свету" растесали старые окна и добавили несколько новых. Ещё более существенные переделки произошли в 1790 году. Об этом кушалинский священник Иоанн Судаков написал через шестьдесят лет: "В церкви Смоленской Пресвятой Богородицы Одигитрии приделана трапезная церковь и с колокольнею, а поэтому и окна на западной стороне Смоленской церкви закрыты. В трапезе один поставлен престол св. великомученика Димитрия Солунского, который и освящён в 1792 году мая 24 дня Троицкого Калязина монастыря Архимандритом и Тверской семинарии ректором Арсением, прибывших тогда священниках Якове Кононове и Егоре Иванове и диаконе Петре Иванове".
19 июля 1838 года из-за небрежности одной из крестьянок во время топки печи в Кушалине произошёл большой пожар, уничтоживший более сотни (из ста пятидесяти) домов. Пострадало не только село - горели и местные храмы. Ильинская церковь, выстроенная Дмитрием Лопатой, сгорела до основания. В Смоленской церкви серьёзно пострадал иконостас, колокола с колокольни все упали: малые медные расплавились, а большой хоть и упал, но остался цел, иконы из иконостаса были вынесены и спасены прихожанами. Годом позже на месте Ильинской церкви была заложена большая церковь во имя Сошествия Святого Духа с тремя престолами. Она сохранилась до наших дней, хотя и в плачевном состоянии. В 1854-1862 годах вместо старой трапезной Смоленской церкви, оказавшийся тесной, была построена новая, с новой же высокой колокольней по проекту губернского архитектора Ивана Фёдоровича Львова. Храм приобрёл тот облик, в котором существует и поныне.
Последнее свидетельство о службе в храмах до их закрытия относится к 1929 году. Тогда обе церкви пострадали от урагана, но купола и кресты на них восстановили стараниями мастера из деревни Юрьево Михаила Рязанцева. Однако уже в начале 1930-х годов службы в храмах не проводились. Последний священник Николай Флеров был выслан. В Смоленской церкви разместили клуб, в Духовской - склад. Древняя шатровая церковь, оставленная без внимания и ремонта, ветшала. В 1973 году произошла трагедия - первоначальный кирпичный шатёр рухнул. Считается, что виной тому стали сотрясения, вызванные стрельбами на соседнем полигоне и вибрацией от двигателей боевых вертолётов, пролетавших прямо над храмами. Шатёр восстановили достаточно быстро. Это сделал известный мастер советской реставрации Борис Альтшуллер. Однако на комплексное восстановление всего ансамбля денег не хватило.
25 декабря 1990 года Рамешковский районный Совет народных депутатов, рассмотрев обращение православных жителей Кушалина, постановил: "Передать церковь Смоленской Божией Матери в с. Кушалино верующим для удовлетворения религиозных потребностей". В древней Смоленской церкви начались службы, но серьёзных работ по восстановлению кушалинской церкви так никто и не проводил. Настоятели менялись часто, некоторые из них относились к своему служению потребительски. В народе в то время даже родилась присказка - "искушалинские попы". В 2010 году в Кушалино получил назначение священник Александр Юрков, и жизнь в храме наконец затеплилась. К Рождеству 2012 года в южной части трапезной, окружающей здание постройки эпохи Симеона Бекбулатовича, оборудовали престол во имя великомученика Димитрия Солунского. Почти всю столярную работу отец Александр делал сам. Приходу по-прежнему нелегко. Постоянных богомольцев всего 10-15 человек. Финансирования храма нет. В основном своими силами приходится поддерживать хоть в каком-то состоянии оба храма - и Смоленский, и Духовский.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №152, 2015 г.