ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белый Раст. Церковь Михаила Архангела.


Белый Раст. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Чуда Михаила Архангела в Хонех, Петра и Павла, Владимирской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль, Русский стиль
Год постройки:Между 1879 и 1880.
Архитектор:В.И. Соколов
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Московская область, Дмитровский городской округ, с. Белый Раст

Координаты: 56.128509, 37.405136
Проезд:из Москвы по Дмитровскому шоссе (А-104) до первой бетонки (А-107), налево в сторону М-10, через 3-4 км налево по указателю Белый Раст, церковь Михаила Архангела.
От ст. Икша, Савёловского направления, авт. № 32 до ост. "Белый Раст".



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
Владислав Зарецкий
6 июля 2007
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Михалыч
7 мая 2006
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Михалыч
7 мая 2006
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Hramsohran
25 октября 2020
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Hramsohran
25 октября 2020
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Сергей Сол
10 июня 2017
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
7 февраля 2017
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Сергей Павлов
23 июня 2010
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Михаила Архангела, , Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Юрий Моченов
27 июля 2012
Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
Владислав Зарецкий
6 июля 2007
Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
Владислав Зарецкий
6 июля 2007
Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
Владислав Зарецкий
6 июля 2007
Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
Владислав Зарецкий
6 июля 2007
Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
Владислав Зарецкий
6 июля 2007
Церковь Михаила Архангела, Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст
Владислав Зарецкий
6 июля 2007
Церковь Михаила Архангела, Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999<br>, Белый Раст, Дмитровский городской округ, Московская область
Фото из книги "Памятники архитектуры Московской области" п.р. Е.Н. Подъяпольской М1999
Андрей Агафонов
1 января 1980



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


JuNe  18 июня 2007

Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в селе Белый Раст существовала еще в XVII веке и была деревянной. В то время село было приписано к дворцовому селу Озерецкому. В 1654 году эта местность была передана в вотчину Патриарху Никону.

Во второй половине XVII века деревянная Казанская церковь сгорела. На ее пепелище была обретена икона «Чудо Архистратига Божия Михаила в Хонех». В честь этой иконы и был назван новый деревянный храм, который был построен недалеко от того места. Где находился прежний. Эта церковь не сохранилась.

Ныне существующая каменная церковь в честь Михаила Архангела построена на средства прихожан в 1880 году по проекту В.И. Соколова с элементами классицизма и неорусского стиля. Храм завершается компактным патиглавием и через небольшую трапезную соединяется со стройной многоярусной колокольней.

В главном приделе особое внимание привлекает резной беломраморный иконостас. Он поражает своей тонкой резьбой и благородством форм великолепного образца русско-византийского стиля. История его появления в храме удивительна. Незадолго до взрыва Храма Христа Спасителя в Москве местные жители собирали в окрестностях села зерно, продали его и на вырученные деньги в Москве под видом камня купили один из иконостасов Храма Христа Спасителя. На телегах камни привезли в Белый Раст.

В церкви сохранилось несколько старинных икон. Особо почитаемая, конечно же, «Чудо Архистратига Божиего Михаила в Хонех», найденная на пепелище первого храма. В иконостасе справа от Царских ворот находится икона Дмитрия Солунского, и, напротив, на столпе – икона Пресвятой Богородицы. Считается, что обе иконы так же попали в церковь из Храма Христа Спасителя. В этом же престоле, в киоте, находится деревянная фигура «Христа в темнице». Характерная для русского севера резная скульптура выглядит удивительно и непривычно в стенах подмосковного храма. Предположительно, она была привезена из Царского Села.

В советское время церковь не закрывали. Во время Великой Отечественной войны здесь проходят тяжелые бои. Восточная стена церкви бала разрушена разорвавшимся снарядом. В пятидесятые годы ее восстановили. В церкви и по сей день совершаются регулярные богослужения.

Из книги: Святыни земли Дмитровской, М., 2005


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 февраля 2018

Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст.

В начале XVII ст. церковь Архистратига Михаила в селе Белом Расте была деревянная. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. под Селецкою десятиною написано: «новоприбылая в 1627 году церковь Архистратига Михаила села Белого Раста, дани 2 алтына, по наказу гривна, 8 апреля 1628 г. те деньги взято». По писцовым книгам 1635-51 гг. показано церковной дани платилось 21 алтын 3 деньги, десятильничих гривна. 15 марта 1654 г.. по указу св. патриарха Никона и по челобитной, за пометою дьяков Ивана Кокошилова и Лукьяна Голосова, с церкви Архистратига Михаила данных денег на нынешний 1654 год и впредь, имать не велено, из оклада выложить, потому что та церковь в домовых вотчинах св. патриарха».

Церковь Михаила Архангела в селе Белом Расте была построена новая, в которую выдано из патриаршей казны в 1676 г., под расписку священника оной церкви Иллариона, церковная утварь и священнические одеяния. Церковь в селе Белом Расте сгорела и на месте оной была построена новая деревянная церковь во имя Михаила Архангела.

7 ноября 1686 г. святейший патриарх Иоаким в Белом Расте святил новопостроенную церковь во имя Архангела Михаила и по освящении и по божественной литургии пожаловал той церкви попу Петру с церковными причетники на молебен полтину.

«17 августа 1690 г., по челобитной, за пометою казначея Паисия Сийского, села Белого Раста Архангельскому попу Петру в прибавок на покупку колокола, который купил с прихожанами к той церкви, выдано 10 рублей». Того же года попу Петру Илларионову выдано 2 рубля на сорокоустие по патриархе Иоакиме.

В переписных книгах 1701 г. церковь деревянная во имя Чудо-Архистратига Михаила описана в следующем порядке: «в церкви двери царские и сень писаны красками в окладе, оклад серебряный басемный, по правую сторону царских дверей образ Всемилостивого Спаса стоящий, писан красками, по полям оклад серебряный басемный; образ Архистратига Михаила, на полях оклад серебряный басемный, венец с короною и гривенка с камешками простыми, резные вызолочены, ожерельеце малое жемчужное; по другой стороне царских ворот образ Пресвятой Богородицы Казанской, образ Николая чудотворца; у местных икон киоты посеребрены и вызолочены. В трапезе над дверьми образ Спасов большой, писан на красках, перед образом лампада медная, небольшая… в церкви в четырех окошках четыре окончины большие слюдяные; на колокольне 6 колоколов».

Священник церкви Михаила Архангела Петр Илларионов с прихожанами в прошении, поданном в Синодальный казенный приказ 20 января 1709 года, писал: «вотчины святейшего патриарха села Белого Раста церковь Божия Архистратига Михаила деревянная, строена тому ныне 26 год, а кровля на той церкви обгнила и есть течи многие, а перекрыть, за скудностью, стало нечем, а как строили в селе Озерецком каменную церковь и того села Белого Раста все приходские люди всякую работу у того строения работали и всякие должные поборы платили и на ту церковь на кровлю по полтине с осмака взяли и просил, чтоб села Озерецкого с деревнями с приходских людей собрать на церковь Божию на крышу кровли тако ж по полтине с осмака». Вследствие сего прошения 21 января 1709 г. из казенного приказа послан указ управителю села Озерецкого Алексею Сурмину, которому велено: «в той кровли церкви Божии учинить вспоможение приходским людям села Озерецкого».

Село Белый Раст в начале XVII ст. приселок дворцового села Озерецкого Московского уезда, Манатьина, Быкова и Коровина стана. В 1654 г. оно променено из приказа Большого Дворца в дом Пречистой Богородицы на патриаршию домовую вотчину Каширского уезда и того же года выдана патриарху Никону жалованная грамота на владение этим имением. В приселке Белом Расте находилось в 1678 г. 16 дворов крестьянских, в них 79 человек, 10 дворов бобыльских, в них 26 человек, 3 двора плотничьих, с 9 человеками; в 1704 г. – 45 дворов крестьянских. В 1722 г., по именному указу и по приговору Св. Правительствующего сената, село Белый Раст пожаловано преосвящ. Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 августа 2020

Археологические обследования говорят, что берега озера Нерского и вытекающей из него речки Волгуша заселены людьми в доисторические для России времена. Возможно, что еще в те времена, когда слово «Россия» писалось с одной буквой «С» возвышенности с заливными лугами на северо-восток от озера Нерское люди дали название Белые Росы. В конце 16 в. поселение на территории урочища «Белые Росы», в котором была построена деревянная часовня, считалось приселком села «Озерецкое».

Лесные угодья озера «Круглое», «Долгое» и «Нерское», луга и пахотные земли в округе села принадлежали дворцовому ведомству царя Федора Ивановича и входили в Московский уезд. Со времен обретения самостоятельности Русской Церкви 1589 г. и в особенности после изгнания польско-литовского нашествия 1612 г. В Подмосковье массово строились православные храмы, в народе ощущался духовный подъем. Местные жители в начале 17 в. на месте обветшавшей часовни построили деревянный храм во имя Казанской Божией Матери, и приселок с этого времени стал самостоятельным селом.

В 1654 г. царь Алексей Михайлович, имея неограниченную доверенность и любовь к бывшему своему главному советнику, а теперь уже патриарху Никону, жалованной грамотой передал в вотчину село с лесными, пахотными угодьями и сенокосными лугами. Царский писарь при написании жалованной грамоты на передачу урочища и села допустил ошибку в названии, написав «Белые Расты» вместо «Белые Росы». Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому. В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, т.е. «Белый Раст».

Во второй половине 17 в. церковь частично сгорела от молнии, ударившей в колокольню. В 1786 г. на месте обгоревшей была выстроена новая тоже деревянная церковь.

Деревянная церковь служила православным до 1812 г. В сентябре 1812 г., когда часть наполеоновских войск ходила с Москвы для пополнения продовольствия в г. Дмитров, (так как разведка донесла, что в районе Дмитрова пасутся стада коров) церковь неизвестно от кого сгорела (был обычай на пути французов все сжигать). Впоследствии, при расчистке погорелого храма, среди пепелища была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

После наполеоновского нашествия, ослабленные материально, но бодрые духом, местные жители не осмелились больше строить деревянную церковь, а длительное время собирали средства, изготавливали и обжигали на месте кирпич и приобретали иные стройматериалы. Из истории известно, что в первые века Христианства при отсутствии храмов Литургию совершали на гробах мучеников и исповедников Христовой веры. Новый храм прихожане решили построить не на месте старого, а в стороне на месте акрополя или, как называют в народе, погоста, где были похоронены местные священники и жители села.

В 1880 г. по проекту В.И. Соколова на средства прихожан и жителей села была построена церковь, отделка и роспись заняла еще 2 года, освящена церковь в 1883 г. За неимением средств в церкви был временно установлен иконостас из неизвестного нам ветхого деревянного храма, он простоял до 30-х г.г. 20 в.

В Москве в 30-е г.г. во время разрушения Храма Христа Спасителя на разборке внутреннего его убранства были задействованы двое местных жителей, прихожан храма Михаила Архангела, которые сообщили в селе Церковному совету о возможности приобретения иконостаса. Жители села (представить себе только, в голодные годы) собрали, кто сколько мог зерна, отвезли его в Москву, продали, а за вырученные деньги (под видом камня) выкупили два боковых мраморных иконостаса из Храма Христа Спасителя, на телегах перевезли его в Белый Раст, из них изготовили один целый иконостас на 3 придела храма, который стоит и поныне, напоминая нам о важности ценностей духовных и о тех героях войны с Наполеоном, ради подвига которых создан был этот иконостас.

Перед началом войны местные коммунисты уничтожили колокола церкви, приобретенные за средства своих родителей, требовали у старосты отдать ключи от церкви, но пожилая женщина, даже под страхом смерти ключи не отдала, и храм в советское время не закрывался. В Великую Отечественную войну село Белый Раст было занято немцами, храм использовался как лазарет, а его колокольня как наблюдательный пункт для корректировки боя. Белый Раст стал отправной точкой с севера от Москвы, от которой наши войска перешли в контр наступление 3 декабря, спасая Москву от окружения. Здесь была посрамлена гордыня немцев оставивших обоз при отступлении с парадной формой и наградами для победителей над СССР. Храм получил небольшие раны от разорвавшихся снарядов и пуль, о чем свидетельствуют застрявшие осколки и пули в царских вратах, иконах и стенах. Господь в сугубо ожесточенных боях за поруганные святыни Храма Христа Спасителя и церкви Михаила Архангела принял в жертву души многих сотен наших воинов с честью защищавших столицу нашей Родины. Местные жители в течении нескольких месяцев собирали тела погибших воинов и захоронили их в три кольца диаметром 50 м вокруг храма и часть отдельно в братскую могилу при входе в церковный двор. Здесь официально был построен первый памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне весной 1942 года. В середине 50-х г.г. сюда же, в братскую могилу были перезахоронены останки воинов из территории храма и построен новый памятник.

В настоящее время ведутся работы по реставрации храма, благоустройству территории и реконструкции памятника на братской могиле воинов, о которых церковь непрестанно молится. Так же церковь молится о благотворителях и благоукрасителях святого храма, тех, кто своим трудом или средствами оказывает помощь по сохранению святыни и увековечиванию памяти воинов – героев. Торжественные мероприятия у братской могилы ежегодно проводятся при большом стечении народа 8 декабря в день освобождения села и 9 мая.

В церкви Михаила Архангела центральный престол посвящён празднику чуда Архистратига Михаила в Хонех, правый престол – апостолам Петру и Павлу, левый – Владимирской иконе Божией Матери.

Информация с официального сайта храма, http://hramma.ucoz.ru/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 августа 2020

Церковь Михаила Архангела кирпичная, выстроена на средства прихожан в 1880 г. по проекту В.И. Соколова. Архитектура основана на сочетании классицизирующих и псевдорусских форм. Здание отличает удачная компоновка объемов и гармоничность пропорций.

Центрический, квадратный в основании четырехстолпный храм завершен компактным пятиглавием, поставленным над центральной повышенной ячейкой плана. Световой кирпичный средний барабан и деревянные малые глухие покоятся на высоком парусном своде. Аналогичные своды и арки формируют расчлененное внутреннее пространство, тяготеющее к повышенному центру. Положению столбов снаружи отвечают ризалиты, лопатками разделенные на три прясла, переходящие в полукружия килевидных закомар. Близкие национальные мотивы использованы в декорации верха многоярусной колокольни. Наружная обработка остальных частей здания тесно связана с архитектурой классицизма.

В интерьере интересен беломраморный резной иконостас "византийского" стиля, перенесенный, по преданию, из храма Христа Спасителя в 1930-х г.г. При установке его крайние участки были понижены. Двухъярусный лишь в средней части, иконостас воспроизводит схему древней алтарной преграды. Проем царских врат с глубокой амбразурой близок древнерусским порталам. Масляные росписи по холсту на стенах и сводах храма - 1970-х г.г.

Архив ИИМК, Ф. P-III, Л<? 3697. Метрика, 1887 г.; ЦИАМ, ф. 54, on. 135, д. 22, 1878 г.; on. 136, д. 13, 1879 г.



Комментарии и обсуждение


Построена из кирпича в 1880г. и оштукатурена. Действующая. Служба прерывалась только в период Великой Отечественной войны.
20 августа 2006, Наташа Кожухова.

Приделы храма: Петра и Павла, Владимирской иконы Божией Матери.

К.В. Аминов

22 августа 2014.