Яркий памятник костромского зодчества петровского времени, выдержанный в традициях местной архитектурной школы 17 в.; росписи в интерьере принадлежат к лучшим по сохранности и ценнейшим по художественным качествам образцам монументальной живописи на территории области. Поставленная на высоком берегу реки у моста, на перекрестке двух значительных улиц, она играет огромную роль в планировочной структуре города. 1710-м г. датировано разрешение на строительство каменного Богоявленского храма с приделом Николая Чудотворца (по названию которого церковь чаще называют Никольской) на месте сгоревшей 9 мая 1709 г. деревянной Никольской церкви, известной с 1653 г. Заказчиком храма выступил нерехтский купец Федор Зимин Младший (в библиографии кон. 19 – нач. 20 в. назван Федором Григорьевым Симоновым). Строительные работы продолжались 15 лет. Никольский придел был освящен в 1717 г., а основной храм – в 1725 г. Настенные росписи в храме выполнены в 1767 г. артелью ярославских мастеров под руководством братьев Шустовых.
В 1-й пол. 19 в. старая трапезная была заменена более просторной новой с возобновленным приделом Николая Чудотворца и Всех Святых (южный) и устройством симметричного северного придела, освященного в честь Петра и Павла. Чуть позже трапезная была расширена к западу двумя объемами по сторонам первоначальной колокольни – здесь расположились ризница и библиотека – а перед колокольней был устроен четырехколонный портик. Тогда же церковная территория была окружена металлической оградой в каменных столбах. В 1867 г. поновлялась живопись в храме. В 1930-е гг. церковь была обезглавлена, разобран алтарь и верхние ярусы колокольни, снесена ограда. В 1980-е гг. по проекту арх. Костромской СНРПМ А.П. Чернова храм был отреставрирован: восстановлены утраченные главы, верх колокольни, алтарные апсиды, ограда воссоздана по проекту арх. ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1987 г. в церковь были перевезен иконостас из с. Верховье Солигаличского р-на. Кирпичные стены здания побелены по толстому слою известковой обмазки, а фасады трапезной оштукатурены.
Стройный двусветный четверик церкви завершен четырехскатной кровлей, увенчанной пятью луковичными чешуйчатыми главками на глухих барабанах. Трехапсидный алтарь и обширная трапезная, приделы которой с прямоугольными в плане алтарями частично закрывают боковые фасады четверика, значительно понижены. Высокая шатровая колокольня, возвышающаяся над закрытой папертью, продолжающей объем трапезной, слегка сдвинута с продольной оси к югу. Перед западным входом устроен четырехколонный портик.
Четверик опоясан невысоким профилированным цоколем с валиком в завершении. Углы объема фиксированы огибающими лопатками, по которым раскрепован карниз с лентой бегунца и трехрядной пилы. Он отрезает аттиковый ярус с тремя крупными полуциркульными нишами, имитирющими закомары. Их обрамления в виде узкой ленты поребрика между двух валиков опираются на короткие лопатки, своеобразные «капители» которых также декорированы поребриком и валиками. На боковых фасадах четверика расположено по три высоких прямоугольных окна второго света. Они заключены в наличники, типичные для костромского зодчества 17 в. – с трехлопастными килевидными кокошниками, опирающимися на тонкие полуколонки, связанные профилированными подоконниками и карнизами. На южном фасаде под средним окном расположен входной проем, сохранивший старый портал с полуциркульным архивольтом на полуколонках с перетяжкой и маленькой нишей-киотом над перемычкой, а восточнее – заложенное прямоугольное окно, до нач. 1980-х гг. сохранявшее следы сбитых боковых полуколонок наличника. На северном фасаде единственный – входной – проем помещен в полуциркульную нишу. Западная стена четверика прорезана тремя восьмигранными окнами, типичными для петровского времени. Полукружья апсид разделены лопатками, а небольшие окна с трехцентровыми перемычками окружены перспективными прямоугольными рамками и оформлены наличниками с полуколонками и полукруглыми фронтончиками.
Фасады трапезной связаны горизонталями гладкого цоколя, профилированной полочки в основании прямоугольных окон и венчающего карниза с гладким фризом. Боковые пятиоконные фасады украшены портиками из четырех трехчетвертных колонн, увенчанными треугольными фронтонами. Четырехколонный, активно вынесенный портик перед западным фасадом также увенчан фронтоном. Прямоугольные окна, обведенные узкими гладкими рамками, акцентированы сандриками на плоских вытянутых кронштейнах с каплями. В интерколумниях боковых портиков помещены сандрики с полуциркульными профилированными фронтонами (ранее в них были размещались живописные изображения святых). В ложных закомарах сохранились живописные композиции с изображением Двунадесятых праздников, одновременные живописи внутри храма (1767 г.). Между ними, на коротких лопатках, написаны образа избранных святых, ангелы и херувимы. Титульная для храма сцена «Богоявления», помещенная в западном портике над входом, – пример провинциальной живописи в духе академизма, выполненной на рубеже 19 – 20 вв. Вероятно, она воспроизводит композицию, появившуюся здесь во время капитального поновления живописи в 1867 г. До кон. 1970-х гг. живопись (оглавные изображения избранных святых) существовала и в тимпанах полуциркульных фронтонов над окнами в портиках боковых фасадов.
Возвышающийся над трапезной восьмигранный столп шатровой колокольни разделен на два яруса нарядным широким фризом, состоящим из ленты поребрика, балясин и мелких консолек, ступенчато расширяющихся кверху. Ребра столпа подчеркнуты огибающими лопатками. Полоса поребрика помещена в основании яруса звона. Между опор, связанных парапетом, декорированным балясинами, перекинуты арки, полукружьям которых вторит непрерывная лента поребрика. Шатер, ребра которого акцентированы валиками-гуртами, прорезан двумя ярусами слухов в наличниках с треугольными фронтончиками, а над арками звона по граням шатра выложены композиции из трех кокошников (двух полукруглых и связывающего их высокого килевидного)
Высокий четверик храма перекрыт сомкнутым сводом. С алтарем его связывают три арочных прохода, еще одна арка ведет в двустолпную трапезную. Мощные столбы со срезанными ребрами связаны подпружной аркой; такие же арки переброшены на западную и восточную стены. В центральном нефе крестовые своды, в боковых – коробовые с переломом в западной части, маленькими лотками, идущими от восточных стен придельных алтарей, и щековыми распалубками над окнами. Узкая паперть, отрезанная от трапезной глухой стеной, в южной части перекрыта коробовым сводом; в ее южной части и в первом ярусе колокольни плоские потолки.
Стены и свод основного храма в 1768 – 1769 гг. украшены клеевой живописью, выполнявшейся артелью Афанасия и Ивана Шустовых из Ярославля. Все мастера артели поименованы на летописи, помещенной в откосе южного входного проема. Это ярославцы Басалаев Федор Петров, Гребеньщиков Николай Афанасьев, Звонарев Петр Алексеев, Кружевников Устин Никифоров, Мясников Федор Андреев, Попов Михаил Демидов, Сапожников Андрей Осипов, Столяров Стефан Андреев и Холщевников Андрей Денисов. Живопись поновлялась в той же технике в 1867 г. на средства купца Федора Григорьевича Ананьева, отреставрирована художниками Костромской СНРПМ (руководитель А.М. Малафеев) в нач. 1990-х гг.
В основном объеме храма на своде написан образ Коронования Богоматери, окруженный девятью чинами небесных сил. Ярус композиций в основании свода иллюстрирует текст Символа веры, на восточном лотке помещены сцены «Снятия со креста» и «Положения во гроб». Они фланкировали венчавшее первоначальный иконостас Распятие. Три верхних яруса росписи на стенах четверика посвящены евангельским сценам, включая сцены Страстей. В четвертом ярусе сверху развернут цикл на темы Апокалипсиса, в пятом – проиллюстрировано житие Николая Чудотворца, которому в храме посвящен придел. Нижний ярус росписи на западной стене содержит шесть клейм на темы «Песни песней» царя Соломона, все они восходят к иконографии, представленной в Библии Пискатора. Полотенца под нижним ярусом, как и нижние откосы окон, расписаны травным орнаментом. Часть сцен евангельского цикла и Апокалипсиса заходит на откосы окон. В сводах оконных проемов представлены образа Христа и Богоматери, в том числе Богоматери Ахтырской, почитание которой установлено в 1751 году (обретена в 1739). В откосах западной входной арки написаны фигуры двух архангелов, в своде – поясной трехчастный Деисус в круглых клеймах. Со стороны трапезной фигуры архангелов повторены в более крупном масштабе. Над боковыми входами в тимпанах размещены образа царя Соломона и Иосифа Прекрасного, в сводах над ними – лики пророков и праотцев в круглых клеймах.
Роспись стен носит ковровый характер. Внутри ярусов клейма разделены архитектурными кулисами. Пейзажные фоны состыкованы без разгранки. Большое число фризов привело к измельчению композиций, особенно в нижних ярусах. Только композиции свода выделены масштабом. Многие изводы для евангельских и библейских сцен заимствованы из лицевых изданий Библии, в частности, из Библии Пискатора. В отличие от своих предшественников, Шустовы отказываются от узорочья в проработке тканей, применяют растяжки по тону для передачи объема складок. Моделируя лики персонажей иконным приемом вохрения, они вводят белильные блики-оживки при письме глаз, что усиливает выразительность ликов и раскрывает идею внешнего источника света, в отличие от иконописного «сияния» самого лика.
Цветовая гамма строится на контрасте плотных вишневых и синих, красно-коричневых и зеленых тонов в одеждах, и светлых, розовых, охристых и нежно-изумрудных – в архитектуре. Россыпь пятен белого цвета придает росписи легкость и усиливает тональную контрастность. В росписи присутствует почерк двух знаменщиков. Первому автору принадлежат композиции свода. Он имеет навык работы в крупном масштабе, склонен к усложненному рисунку формы, умеет добиваться внятной читаемости силуэта фигур. У второго знаменщика рисунок более дробный, вялый. Он склонен к проработке деталей, измельченному масштабу фигур и упрощению их пластики. Эта линия прослеживается в цикле Страстей, Апокалипсисе, житии святителя Николая и в алтаре. Разница почерков нивелируется чередованием разностильных композиций в пределах ярусов, единой для всех палитрой колеров и сквозной для ансамбля работой мастеров доличного, палатного и травного письма. Личное в церкви писали, видимо, сами знаменщики. Прослеживается то же деление почерков на жесткий, с контрастами санкиря и вохрения, и мягкий, расплывчатый, когда дымчато-охристый санкирь незаметно переходит в света.
Живопись храма представляет ярославскую школу церковных стенописей и несет в себе черты переходного периода. При консервативной системе росписи, декоративной условности колорита и традиционных с 17 в. источниках иконографии здесь в значительной степени сохранены иконописные приемы письма ликов и палат. Вместе с тем, определенный прогресс заметен в написании пейзажных фонов и драпировок, в ряде композиций присутствует стремление воспроизвести не только схему, но и стиль западноевропейского прототипа. Исполненные маслом фигуры избранных святых на столбах трапезной (в их числе преподобный Пахомий Нерехтский) выполнены в 1867 г.
Собственные иконостасы Богоявленской церкви не сохранились. Перенесенный сюда в 1987 г. иконостас из Воскресенской (Никольской) церкви с. Верховье, Солигаличского р-на, вероятно, относился ко времени освящения этого храма (1776 г.). Первоначально цельный, построенный единым фасадом для трех престолов, в Нерехте он был разделен на главный и два придельных. Во время ремонта, осуществленного на средства П.М. Михалева в 1886 г. при расширении приделов церкви с. Верховье, его резное убранство с ковровым узорочьем, характерным для иконостасов кон 17 – сер. 18 в., было дополнено барочными и рокайльными элементами, придавшими сооружению эклектичный характер. В этот период заново было сделано навершие иконостасов, заменены нижние резные панели на царских вратах и декор сени над ними, а также иконы местного ряда. Реставрационные работы и золочение выполнены Костромской СНРПМ при переносе иконостаса в Нерехту.
Главный иконостас плоский, трехъярусный, на семь осей. В первом ярусе размещены три ряда икон, во втором и третьем – по два. На венчающем карнизе установлены надставные образа. Прорезные колонны, декорированные мотивом виноградной лозы, имеют лиственно-волютные капители. Они установлены на постаментах («тумбах»). Антаблементы, раскрепованные над колоннами, содержат узкие фризы и профилированные карнизы.
Царские врата прорезные, арочной формы. Их створы, декорированные пышным лиственным орнаментом коврового типа, содержат овальные образа «Благовещения» и четырех евангелистов. Под местными иконами в цоколе иконостаса находятся иконы с библейскими сценами. Над местными иконами и над боковыми входами в алтарь размещены шесть икон праздничного чина. Доски этих икон имеют вид рокайльных щитков, оформлены резными картушами. Для остальных икон характерны линейные очертания досок с лучковыми навершиями или с выпилами на углах, они очерчены простыми профилированными рамами. Во втором ярусе представлен апостольский чин с образом Спаса Великого Архиерея в центре. Под чиновыми иконами помещены «Тайная вечеря» и шесть сцен мучений апостольских. В третьем ярусе по сторонам образа «Коронования Богоматери» в двух рядах расположены иконы пророков и праотцев. Над иконостасом установлено живописное Распятие с предстоящими, заключенное в прорезную раму с травной орнаментикой, и четыре иконы овальной формы в резных картушах. Две из них содержат сцены из страстного цикла, на двух других попарно представлены святые жены.
Иконы в иконостасе относятся как ко времени его создания, так и ко времени ремонта (среди них две вкладные иконы с петербургскими клеймами на серебряных венцах). Одной из программных особенностей иконостаса является присутствие мученического ряда в составе апостольского чина. Эти иконы служат комментарием к образам апостолов. Другая особенность – развитый библейский цикл в цокольной части первого яруса, напрямую не связанный с тематикой местных икон. Придельные иконостасы, которые в Верховье являлись боковыми крыльями главного иконостаса и служили его продолжением, – одноярусные, на пять прясел каждый, с установленными над царскими вратами венчающими иконами.
Ограда представляет собой изящную металлическую решетку с раппортом из сердцевидных звеньев, укрепленную в четырехгранных кирпичных столбах, связанных невысоким цоколем. Столбы с филенками на гранях завершены ступенчатыми пирамидками, увенчанными вазообразной каменной главкой. Такие же столбы поставлены по сторонам ворот, расположенных по линии ул. Володарского напротив западного входа в храм.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 143; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 217, № 522; Холмогоров Г. Материалы для истории Костромской епархии. Вып. 4. Костромская десятина жилых данных церквей 1628–1710 и 1памятники742-1748 гг. Кострома, 1908. С.78; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 147 – 148; Диев М. Город Нерехта в XVIII и в первой четверти XIX века // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. XII. Кострома, 1919. С. 66, 69; Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. М., 1960. С. 252; Большаков И., Михеев Е., Бадин В. Нерехта. Ярославль, 1989. С. 7; Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. М., 1996. С. 36 – 40; Каткова С. Нерехта и ее храмы // Наше наследие. М., 2002. № 62. С. 9 – 14, 17 – 19; Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 135; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 24-30. Архивные источники: ГАКО. Ф. 588. Оп. 2. Д.158. Л. 3 об.
http://svodokn.ru/object/101524985?open=true