ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Стрельниково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Стрельниково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1905 и 1906.
Адрес:
Костромская область, Костромской район, с. Стрельниково

Координаты: 57.800769, 40.830861



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
oldboy
6 октября 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
oldboy
6 октября 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
oldboy
6 октября 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Стрельниково, Костромской район, Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Церковь".<br>, Стрельниково, Костромской район, Костромская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  23 января 2013

Большое поселение Стрельниково Костромского района расположено в нескольких километрах к западу от города Костромы по дороге на село Шунгу. Это бывшая стрелецкая слобода времён царствования Ивана Грозного. Когда-то стрельцы несли здесь охранную службу, так как рядом проходила граница Московского государства с Казанским ханством. Впервые же в летописи деревня Стрельниково близ Костромы упоминается в 1585 г., когда Царь Фёдор Иванович пожаловал её Ипатиевскому монастырю, в чьём владении она находилась вплоть до 1764 г. Со времён церковного раскола в 17 веке большинство жителей деревни являлись старообрядцами.

В 1885 г. в Стрельникове на средства крестьянина Фёдора Васильевича Мухина и на его земле было - за одну ночь - построено срубленное вне деревни большое здание моленной, но вплоть до конца 19 века власти запрещали местным жителям в ней молиться. Полную свободу старообрядцы получили только в начале 29 века при Императоре Николае Втором, когда вышел Манифест 1905 г. о веротерпимости. Именно в это время старообрядчество стало интенсивно развиваться и община в селе Стрельникове была одной из активнейших старообрядческих центров. В 1905 году Ф.В. Мухин передал здание моленной общине. Через год здание это было перестроено в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1906-1912 гг. здесь в Стрельникове служил священник Григорий Лакомкин (1872-1951 гг.), будущий известный епископ Геронтий, кто и был инициатором строительства этой Покровской церкви. Храм был освящён 19 ноября 1907 г. епископом Нижегородским и Костромским Иннокентием (Усовым). При церкви тогда было открыто начальное училище, а в 1907 г. открывают ещё одно училище на 150 детей с пятигодичным курсом обучения. 

В 1908 г. при церкви также была организована уникальная школа пения, где большое внимание уделялось обучению старинному крюковому пению. Эта известная школа готовила кадры для старообрядческих храмов. Во главе всех этих начинаний и стоял тогда будущий старообрядческий епископ Геронтий (В 1912 г. тогда ещё отец Григорий Лакомкин, приняв монашество с именем Геронтий, стал епископом Петроградским и Тверским. В 1932-1942 гг. он являлся узником ГУЛАГа, а выйдя на свободу с конца 1942 г. Геронтий был епископом Ярославским и Костромским). В конце 19 в. Костромское Александровское православное братство, развивающее свою деятельность в приходе церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе, к которому относилось и Стрельниково, открыло здесь начальное народное училище на 50 учащихся, для чего был куплен и приспособлен жилой дом в его центральной части.

В 20 веке Стрельниково слилось с близлежащими небольшими деревнями Шатерино, Цуцино, Омелино, давшими впоследствии названия улицам объединённого поселения. Так,на одной из улиц - Омелинской, стоит небольшая часовня кон. 19 века в русском стиле, другая - главная дорога, идёт на Шунгу. К западу среди застройки здесь стоит другая часовня сер. 19 века. Деревянный храм Покрова находится в северном конце поселения, от Шунгенской дороги к нему ведёт небольшая поперечная улочка. Сама же Покровская церковь - это пример сельского деревянного приходского храма в духе эклектики, выполненного по образцовому проекту конца 1850-х - нач. 1860-х годов. Основной объём, рубленный из брёвен и оштукатуренный по тесовой обшивке, поставлен в 1906 г., обширная трапезная с приделом Ильи Пророка (придел пристроен после пожара, случившегося в 1910 г.), рубленная из брёвен в лапу и обшитая калёванными досками, - в 1912 г.

Храм сильно вытянут по продольной оси. В его объёмной композиции доминирует двусветный четверик с четырёхскатной кровлей, увенчанной пятью декоративными луковичными главками нарядным чешуйчатым покрытием "в шахмат". Более узкая пятигранная апсида и большая трапезная, по ширине равная четверику, значительно понижены. С запада к трапезной примыкает паперть с пониженными угловыми частями. В силуэте здания основному пятиглавию вторят главки над алтарём и коньком трапезной, а также миниатюрные главки над западной папертью и щипцовыми подвышениями кровли по центру всех фасадов четверика. Роспись храма и трапезной выполнена в 1954 году. Главный иконостас, по-видимому, выполненный к открытию храма, типичен для русского стиля. Иконы расположены в четыре яруса, по девяти осям. Все они, кроме верхних - арочных, имеют прямоугольную форму. Границы ярусов отмечают орнаментальные фризы, украшенные накладной резьбой. По горизонтали в ряду иконы разделены резными колонками, также декорированными накладной резьбой. Дубовый трёхъярусный иконостас придела Ильи Пророка также относится к нач. 20 века. В линиях обрамления царских врат и большой иконы во много клейм над ними, чувствуется влияние модерна.

После революции храм каким-то чудом избежал закрытия, что, в частности, позволило во всей чистоте, например, сохранить традиции церковного пения. Так, в 1985 г., по приглашению Союза композиторов РСФСР, группа певчих хора из Стрельникова посетила Москву,где дала ряд выступлений. Тогда же во Всесоюзной фирме "Мелодия" состоялась запись пения хора, а в 1988 г. в год 1000-летия крещения Руси, вышла в свет пластинка с записями Стрельниковского хора.

По материалам: Н.А. Зонтиков "Храмы Костромского района"; Н. Кучин "Костромской край: города и веси", стр. 280; "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 2, стр. 90-92.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 апреля 2017

Впервые деревня Стрельниково близ Костромы упоминается в 1585 г., когда царь Федор Иванович пожаловал ее Ипатиевскому монастырю, в чьем владении она находилась вплоть до 1764 г. Со времен церковного раскола в XVII в. большинство жителей деревни являлись старообрядцами. В 1885 г. в Стрельникове на средства крестьянина Федора Васильевича Мухина и на его земле было – за одну ночь – построено срубленное вне деревни большое здание моленной, но вплоть до конца XIX в. власти запрещали местным жителям в ней молиться. В 1906-1912 гг. в Стрельникове служил священник Григорий Лакомкин (1872-1951 гг.), будущий известный еп. Геронтий. Под его руководством здание моленной было перестроено в церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которую 19 ноября 1907 г. освятил еп. Нижегородский и Костромской Иннокентий (Усов). После пожара в 1910 г., в ходе которого церковь сильно пострадала, ее внешний облик сильно изменился: снаружи церковные стены оштукатурили, одну венчающую главу сменило традиционное пятиглавие, а к основному зданию пристроили придел во имя св. прор. Илии. В 1908 г. при церкви открылось четырехгодичное училище, большое внимание в котором уделялось обучению старинному крюковому пению.

После революции храм каким-то чудом избежал закрытия, что, в частности, позволило во всей чистоте сохранить традиции церковного пения.

http://kostromka.ru/zontikov/churchland/1.php


Марина Зуйкова  26 сентября 2020

Пример сельского деревянного приходского храма в духе эклектики, выполненного по образцовому проекту кон. 1850-х — нач. 1860-х гг. Основной объем, рубленный из бревен и оштукатуренный по тесовой обшивке, поставлен в 1906 г., обширная трапезная с приделом Ильи Пророка, рубленная из бревен в лапу и обшитая калеванными досками, — в 1912 г. Инициатором строительства церкви выступил Геронтий (Лакомкин), впоследствии старообрядческий епископ.

Храм сильно вытянут по продольной оси. В его объемной композиции доминирует двусветный четверик с четырехскатной кровлей, увенчанной пятью декоративными луковичными главками с нарядным чешуйчатым покрытием “в шахмат”. Более узкая пятигранная апсида и большая трапезная, по ширине равная четверику, значительно понижены. С запада к трапезной примыкает паперть с пониженными угловыми частями. В силуэте здания основному пятиглавию вторят главки над алтарем и коньком трапезной, а также миниатюрные главки над западной папертью и щипцовыми подвышениями кровли по центру всех фасадов четверика.

Храм поднят на невысоком кирпичном оштукатуренном цоколе. Углы основного объема закреплены рустованными лопатками, в завершении четверика и апсиды — трехчастный тянутый карниз. Ярусное построение боковых трехосевых фасадов (нижние окна более высокие) подчеркивают узкие профилированные тяги на уровне подоконников. Широкие наличники в каждом ярусе имеют свою форму: у нижних окон — рустованные в верхней части, с килевидным завершением, у верхних — с имитацией квадров камня в перемычке, на апсиде — рамочные с ушами. Убранство фасадов трапезной ограничено профилированной планкой в основании прямоугольных окон и профилированным карнизом. Западный вход в храм акцентирован портиком из двух пар колонн, поддерживающих выступы карниза треугольного фронтона. Пониженные фланговые объемы завершены пологими щипцовыми аттиками. Четверик храма имеет перекрытие в виде пологого восьмилоткового свода — “неба”, в основании которого проходит тянутый карниз с иониками. От трапезной с плоским потолком храм отделен широкой аркой с лучковой перемычкой. Роспись храма и трапезной выполнена в 1954 г.

Главный иконостас, по-видимому, выполненный к открытию храма, типичен для русского стиля. Иконы расположены в четыре яруса (верхний объединяет два ряда) по девяти осям. Все они, кроме верхних, арочных, имеют прямоугольную форму. Границы ярусов отмечают орнаментальные фризы, украшенные накладной резьбой. По горизонтали в ряду иконы разделены резными колонками, также декорированными накладной резьбой. Каждое из прясел вверху завершено архивольтом: центральное и по два с флангов — трехлопастными, остальные — простыми полуциркульными. По верху их украшает ажурный резной подзор и кресты. Дубовый трехъярусный иконостас придела Ильи Пророка также относится к нач. 20 в. В линиях обрамления царских врат и большой, во много клейм, иконы над ними чувствуется влияние модерна. Своеобразие облику иконостаса придают расположенные в три ряда миниатюрные иконы верхнего яруса в рамах с килевидными завершениями.

Часовня, сер. 19 в.

Редкий пример сельской часовни в формах позднего классицизма, сохранившей фрагменты настенной живописи. Стоит в центре небольшой площади в окружении деревянной жилой застройки. Ее стены выполнены из кирпича, детали оштукатурены и побелены. Кубический объем увенчан чешуйчатой главкой на глухом граненом металлическом барабанчике. Первоначальная более высокая кровля утрачена, поэтому в настоящее время нижняя часть барабана скрыта за венчающим карнизом, что придает композиции сооружения некоторую приземистость.

Здание имеет низкий чуть выступающий цоколь. В центре каждого из фасадов помещена крупная арочная ниша, обрамленная широким гладким полуциркульным архивольтом, опирающимся на каннелированные пилястры. На западной стороне в нише помещен прямоугольный вход, на северной и южной — прямоугольные окна. На уровне пят арок все здание опоясывает тяжелый профилированный карниз, вторящий венчающему карнизу сооружения. Внутри часовня имеет плоское деревянное перекрытие. На стенах частично сохранилась потемневшая масляная живопись в холодных синевато-серых тонах, выполненная во 2-й пол. 19 в.: на северной стене — Адам и Ева, на южной — три святителя московских и митрополиты Иона и Филипп.

Часовня, кон. 19 - нач. 20 в.

Типична для небольших сельских культовых построек в русском стиле. Поставлена на окраине Стрельникова у понижения рельефа. Стены часовни сложены из кирпича, некоторые детали декора подчеркнуты побелкой. Кубический объем завершен пологой четырехскатной кровлей, над которой возвышается луковичная чешуйчатая главка на глухом граненом барабанчике, украшенном маленькими нишками. Скромный фасадный декор составляют низкий цоколь с узким зубчатым пояском между двух валиков, широкие рустованные лопатки, поставленные с выпуском углов, и профилированный трехчастный карниз с гладким фризом. На западном и боковом фасадах помещено по крупному арочному проему с килевидным обрамлением. В дверном проеме сохранились решетчатые створки. Внутри миниатюрное помещение перекрыто сомкнутым сводом и тянутым карнизом в основании.

Библиография: Костромские старообрядцы // Губернский дом. Кострома, 1999. № 2; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. - Кострома, 2000. С. 91-93.

http://svodokn.ru/object/108183692?open=true



Комментарии и обсуждение


Старообрядческий храм РПСЦ. В советское время никогда на закрывался. Перестроен до революции из старообрядческой часовни. Храм известен был своей школой церковного знаменного пения. До сих пор стрельниковский хор - один из самых лучших. 

19 февраля 2007.