ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Языково. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Языково. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца, Параскевы Иконийской
Год постройки:приблизительно 1875 - 1900.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Владимирская область, Судогодский район, с. Языково

Координаты: 55.975465, 41.21945
Проезд:От райценра Судогда выезд на восток по направлению к Мурому. Через 18км въезжаем в деревню Тюрмеровка; в центре деревни, у магазина, поворот на север к Андреево. В Андреево не заезжать, двигаться по главной, после ж/д путей 500м правый хорошо накатанный поворот Языково - Ковров, 7 км до села



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Языково, Судогодский район, Владимирская область
Самойлова Полина
27 сентября 2015
Церковь Николая Чудотворца, Восточный фасад<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Восточный фасад
Андрей Языков
19 сентября 2015
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Вид с юго-запада
Олег Щёлоков
8 марта 2012
Церковь Николая Чудотворца, Общий вид с северо-запада<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Общий вид с северо-запада
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Северный вход с наиболее сохранившимся внешним видом фасадов<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Северный вход с наиболее сохранившимся внешним видом фасадов
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Вид с юго-запада<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Вид с юго-запада
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Южный фасад основного объема<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Южный фасад основного объема
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Южный фасад<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Южный фасад
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Восточный фасад<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Восточный фасад
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, северо-восточный фасад<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
северо-восточный фасад
chirokov
15 октября 2002
Церковь Николая Чудотворца, северный фасад<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
северный фасад
chirokov
15 октября 2002
Церковь Николая Чудотворца, Остатки завершения колокольни<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Остатки завершения колокольни
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Цоколя колокольни<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Цоколя колокольни
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Фрагмент восточного фасада<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Фрагмент восточного фасада
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Цоколь апсиды<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Цоколь апсиды
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Детали стен<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Детали стен
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Деталь карниза основного объема. Южная сторона<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Деталь карниза основного объема. Южная сторона
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Деталь подкарнизного пояска<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Деталь подкарнизного пояска
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Остатки перекрытия основного объема<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Остатки перекрытия основного объема
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Вид на алтарь<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Вид на алтарь
Андрей Языков
19 сентября 2015
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер, общий вид от западного входа<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер, общий вид от западного входа
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер алтарной части<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер алтарной части
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер апсиды в уровне пола<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер апсиды в уровне пола
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Апсида, перекрытие<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Апсида, перекрытие
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер церкви, общий вид на запад<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер церкви, общий вид на запад
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Детали стен основного объема<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Детали стен основного объема
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Детали стен основного объема<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Детали стен основного объема
Олег Щёлоков
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер колокольни<br>, Языково, Судогодский район, Владимирская область
Интерьер колокольни
Олег Щёлоков
4 октября 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  29 ноября 2005

Обилие лесов в Судогодском крае долгое время определяло архитектуру всех построек, как церковных так и светских. Деревянные церкви строили вплоть до конца XIX века. Однако древесина материал недолговечный, особенно если за строением нет никакого ухода и присмотра. В начале октября 2005 года автором настоящей заметки была предпринята небольшая целевая экспедиция в Судогодский район, выяснить положение дел с деревянными церквями. На сегодняшний день в органах охраны памятников их числится всего две. Одна из них - Никольская церковь в с. Языково.

С первого взгляда церковь удивляет своими просторными объемами и размахом. Основной объем срублен в виде креста из четырех просторных клетей, образующих внутри единое пространство. Сверху он переходит в высокий квадратный объем. С востока примыкает алтарная часть из двух последовательных объемов, с запада притвор и колокольня. Колокольня на втором ярусе до площадки звона восьмигранная, шатер утрачен. Фасады очень красиво, своеобразно, в патриархальых русских традициях были украшены обшивкой. Особенность её в том, что она не полностью закрывала брёвна стен. Срубы же как бы прикрыты в своей верхней трети, в подкарнизной части узорчатыми "занавесями", - обшиты рящами аккуратных дощечек, переходящих в подшитые карнизы. Церковь изнутри была оштукатурена известковым раствором по дранке и окрашена. Фресок не просматривается, тем не менее фрагменты лепных потолочных фризов еще сохранились. 

Длительное бесхозное содержание церкви отразилось на ней самым пагубным образом. Стропила и главы обрушились, стены сгнили от протечек, южный фасад в основном объеме утрачен. Полы разобраны на годный материал. Никаких украшений или деталей иконостаса не обнаружилось. Внутри лежат остатки луковицы деревянной главы. Осталось несколько крещатых металлических решеток на окнах. Отопительных печей не просматривалось. Кровля была металлической, крашеной. 

В настоящий момент церковь находится в стадии гибели -последовательного обрушения и руинирования. Никаких следов ухода и приведения её в порядок местными жителями не просматривается.


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  21 июня 2006

«Село Языково при прудах находится в 23 км. от Судогды и в 66 км. от Владимира. Храм в Языкове существовал уже в начале 17 столетия. В патриарших окладных книгах о ней было написано: "церковь великаго Чудотворца Николы в селе Языкове в вотчине Карпа Навалкина". По писцовым книгам 1643 г. с. Языково было старинной вотчиной Степана Петровича Навалкина. В селе была церковь Николая Чудотворца и теплая церковь св. мц. Параскевы - обе деревянные, строение вотчинниковое. В 1648 году Языково значится в вотчине постельничего* Михаила Алексеевича Ртищева, а в 1653 году - в вотчине Крутицкого митрополита, а затем в вотчине митрополита Сарского и Подонского. 

Согласно сохранившейся описи 1702 года храм в с.Языкове был богат иконами старого письма. Причем это были иконы, как правило, с житийными клеймами, обложенные басменными* серебряными (при этом золочеными) окладами. Храм был уже один во имя свт. Чудотворца Николая с теплым приделом в честь мц. Параскевы. В храме был 3-х ярусный иконостас. В половине 18 столетия храм был перестроен , а в 1757 году освящен. Приход состоял из села Языкова и деревень: Жарцов ( 11 км), Радилова (11 км), Болотского стекольного завода (7 км). По клировым ведомостям в этих поселениях числилось 551 человек муж. пола и 607 жен. В Языкове существовала церковно-приходская школа, в ней было 21 ученик. 

Храм в с. Языкове в советское время был взят под "охрану" государством, как памятник деревянного зодчества. Однако памятник доживает свои последние дни. 

В 1932 году был арестован священник о. Павел (Янов), в 1936 году о. Димитрий (Левкоев), а в 1937 году священник о. Василий (Третьяков). 

В 1996 году в с. Языково разразился страшный пожар, уничтоживший 15 домов и 10 отдельно стоящих бань. Во время пожара, со слов пожарного Кудряшова Александра, произошло следующее: «Подъезжая к источнику воды, я увидел среди горевших домов один уцелевший домик, я не знал чей он, но видел бабушку лет за 70 с иконой Казанской Божией Матери, которая 3 раза обошла этот дом… В это мгновение огонь, не коснувшись этого дома, перекинулся через крышу на следующий дом…». При этом разрушенный Божий храм не пострадал».

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/ 

ред. 2010г.
В блогах и СМИ замечены сообщения, что ещё в 2009 году патриотически настроенная молодежь участвовала в расчистке остатков (полностью?) рухнувшей церкви.

ред. 2012г.
Акции молодежи окончились устройством поклонного креста и заборчика из необрезных досок, прибитых к разнокалиберных деревянным столбам. Чья-то идея разобрать церковь и закопать бревна, как закапывают падший от болезни скот, к счастью не состоялась.


chirokov  18 февраля 2012
28 ноября 1906 г. в селе Языково случился пожар, затронувший и деревянную церковь. В связи с чем в 1907-1909 гг. в селе заново был выстроен деревянный на кирпичном основании храм. 

Андрей Ершов  24 марта 2012

В 1936 г. арестованы и привлечены к ответственности якобы за антисоветскую деятельность группа церковников с. Языково Судогодского района: Худякова Мария Евдокимовна и Мельникова-Горькова Евдокия Федоровна (в июне) и священник Левкоев Дмитрий Григорьевич (в августе).

Следствие утверждало:

«Поп Левкоев вернувшись из ссылки в 1934 г. в с. Языково путем распространения к/р. провокационных слухов, широкой антисоветской и антиколхозной агитации насаждал среди населения недовольство к существующему строю. В своей деятельности Левкоев опирался на церковного старосту Худякову, члена церковного совета Мельникову-Горькову и других.

Осенью 1935 г. обвиняемый Левкоев во время службы в церкви распространял к/р. слухи о положении церкви и духовенства с выпадами против колхозов. С аналогичной агитацией выступала и обвиняемая Худякова.

Худякова и Мельникова-Горькова на собрании единоличников в 1935 году по вопросу о вступлении в колхоз, выступая с к/р. выпадами против советской власти и колхозов призывали крестьян-единоличников не вступать в колхозы.

Обвиняемые Левкоев, Худякова и Мельникова-Горькова осенью 1935 г., выступая с а/с агитацией и к/р. выпадами против Советской власти среди колхозников и единоличников саботировали выполнение госналогов и госпоставок, призывая население к неподчинению законам Советской власти.

Весной 1936 г. Левкоев, посещая дома верующих, распространял к/р. слухи пораженческого характера. Аналогичную агитацию и к/р. слухи пораженческого характера распространяла и обвиняемая Худякова.

Худякова и Мельникова-Горькова в целях разложения колхоза весной 19З6 года подбивали вновь вступающих единоличников в колхоз не обобществлять посевы, а среди колхозников вели а/с агитацию за невыход на колхозные работы и призывали выходить из колхоза.

В целях срыва весенне-посевной кампании в колхозе 1936 года Худякова и Мельникова-Горькова, используя религиозные предрассудки верующих, неоднократно срывали колхозные работы. 12 июня с/г. Худякова путем подворного обхода спровоцировала женщин-колхозниц прибыть в церковь на молебствие о дожде, в результате все женщины в этот день на колхозные работы не вышли.

Благодаря разлагающей к/р. деятельности Левкоева, Худяковой и Мельниковой-Горьковой и других церковников колхоз с. Языково доведен до развала. В период весеннего сева под влиянием разложенческой работы попа Левкоева из колхоза самовольно ушли на побочные заработки 36 человек мужчин и 35 человек женщин; из имеющихся в колхозе 32-х лошадей работает - 7, остальные стоят без дела за отсутствием в колхозе рабочих рук. План подъема паров 310 га выполнен всего на 3%. К уборочной кампании колхоз не подготовлен, машины не ремонтируются».

Левкоев Дмитрий Григорьевич якобы возглавлял контрреволюционную группу церковников. Все в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР, якобы виновными себя признали и уличаются показаниями свидетелей и своими собственными.

Т.к. дело происходило в 1936 г., над обвиняемыми проходил полноценный судебный процесс. Материалы предварительного следствия не нашли подтверждения в суде. Обвиняемые Левкоев, Худякова и Горькова в суде не признали себя виновными и от своих показаний на предварительном следствии отказались. Левкоев в суде показал, что на следствии его показания извращались, а протоколы допроса он вынужден был подписать. Некоторые свидетели при допросе их в суде, также указали, что их показания записывались неверно и показаний об антисоветской агитации осужденных не дали.

Материалами дела хотя и подтверждено, что по инициативе обвиняемой Худяковой 12 июня 1936 года в селе Языково было организовано моление о дожде, однако, эти действия Худяковой необоснованно расценены судом как контрреволюционные.

Кроме того, в основу приговора в отношении Левкоева и Горьковой положены показания свидетелей. Однако показания этих свидетелей не могли быть положены в основу обвинительного приговора, поскольку содержание высказываний осужденных, о которых свидетели показали, не подпадает под признаки контрреволюционной агитации и пропаганды. Некоторые свидетели, будучи передопрошены в 1956 году, показали, что Левкоев никаких антисоветских разговоров не вел.

Тем не менее, Худякова и Мельникова-Горькова приговорены к 3 годам лишения свободы, а священник - к 8; к несчастью, довольно скоро против него прямо в тюрьме возбудили новое дело и 9 января 1938 г. расстреляли. (Материалы предоставлены Отделом Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии) // Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 174-176.


Андрей Ершов  11 марта 2013

Данный судебный процесс в 1936 г. оказал сильное деморализующее влияние на верующих. Так, уже 10 июня 1936 года церковный совет (4 человека) постановил ходатайствовать перед Судогодским райисполкомом церковь закрыть и переоборудовать в школу-семилетку. Вскоре состоялось общее собрание жителей села, на котором из 160 человек 73 проголосовали за закрытие церкви, 63 - против, 24 воздержались. 22 июля райисполком утвердил данное решение. 27 июля церковный совет (те же 4 человека) постановили снять колокола и сдать их в Госфонд, т.к. «колокола при Языковской церкви не являются необходимостью для верующих с. Языкова», и просить райисполком оставить колокола-подзвонки для противопожарных целей (разместить их предполагалось в центре села и по концам).

Материалы отправили в Ивановский облисполком. Казалось бы, судьба храма была решена: церковный совет от него отказался, применение ему было найдено, среди жителей села тех, кто высказался за закрытие, было больше тех, кто против. Но неожиданно 13 августа 1936 г. облисполком (председатель - Аггев) отклоняет ходатайство Судогодского райисполкома. Видимо, если для райисполкома было важно, что тех, кто высказался за закрытие, было больше тех, кто против, то облисполком учитывал, что те, кто высказался за закрытие, не составляли даже половины жителей села.

Как писали потом верующие, «при церкви остался один поп Третьяков, которого позднее арестовали». Арестовали отца Василия 27 октября 1937 г. и приговорили к 10 годам лишения свободы.

15 июля 1938 г. сельсовет и местный колхоз составляют следующий акт: «Церковь находится без всякого присмотра со стороны общины, церковной двадцатки нет, оставшиеся в живых 3 старухи 80-85 лет никакого участия в присмотре за имуществом и церковью не принимают. Ключи от таковой лежат где попало. Церковь нуждается в большом ремонте: крыша худая, стены разваливаются (церковь деревянная)… Просим президиум РИКа церковь закрыть и передать колхозу под школу, т.к. имеющаяся школа к работе непригодна. Район деятельности прихода - с. Языково».

5 августа того же года церковная староста М.Г. Романова пишет в райисполком: «Церковная двадцатка и церковный совет распались; я, Романова, осталась одна, также старостой церковного совета я [себя] не считаю и от руководства его отказываюсь, … снимаю с себя всякую ответственность за церковь. Т.о. … церковь остается без всякого надзора… Хотела ключи от церкви повесить на замок, но мне этого не разрешили, а предложили или созвать общее собрание верующих, или обратиться в рик с отказом. Созвать собрание я не смогла, т.к. не сбираются… В 1935 г. [так в тексте. - Авт.] как я, так и все члены церковного совета от церкви отказались, т.е. церковный совет распался; тогда при церкви остался один поп Третьяков, которого позднее арестовали; в это время председателем сельсовета… и представителями рика произведена опись имущества церкви… Прошу: договор, заключенный между общиной с. Языково с Судогодским риком, расторгнуть, по данной описи 1935 г. произвести проверку наличия имущества в церкви, принять от меня ключи и имущество церкви».

В тот же день Судогодский райисполком постановил: т.к. «церковь не функционирует с 1937 г. февраля месяца, в настоящий момент церковь находится в полной бесхозяйственности, сторожа не имеется, церковной двадцатки нет, а если которые и остались в живых 3 человека, имеют преклонный возраст 81-85 л., никакого участия в присмотре за церковью не ведут; церковь нуждается в большом ремонте: крыша худая, стены разваливаются, имущество, сданное общине в эксплоатацию [написание в соответствии с нормами орфографии тех лет. - Авт.], растаскивается - … закрыть церковь в с. Языкове. Помещение передать под колхозную школу, т.к. имеющаяся школа пришла в негодность (имеющаяся церковь деревянная)».

9 августа была составлена опись имущества (священнические ризы, серебряная ложечка и около 12 кг воска) и акт о том, что ключи сданы и на каждую из 4 дверей наложено по сургучной печати. 14 августа 1938 г. Ивановский облисполком утвердил решение Судогодского райисполкома. 20 августа последний выслал в облисполком акт о приемке ключей от церкви, опись имущества и заявление о сдаче церкви. Церковь облисполком постановил использовать под начальную школу, а не 7-летку, как планировали местные жители в 1936 г. Так была закрыта церковь в с. Языково.

В 1948 г. прихожане ходатайствовали об открытии храма. Результаты этого неизвестны.

ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 609. Л. 2-10, 1, 11; ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 967. Л. 1-7.

// Ершов А. О закрытии Никольского храма в с. Языково // Дивен Бог во святых своих. Альманах второй. Издание Судогодского благочиния и Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии. – Владимир  Транзит-Икс, 2012. – С. 46–50.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.