Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…». Она была поставлена на одной из верхних террас Воробьевых гор к северо-западу от дворца, в центре села, напротив однорядовой крестьянской застройки. Несмотря на не большие размеры и скромную архитектуру, церковь играет заметную роль в панораме Воробьевых гор и хорошо просматривается со стороны Лужников.
Первым настоятелем каменного храма стал отец Иаков Ильин, который в 1802 г. был переведен в храм святой Троицы из храма в честь иконы Божия Матери «Живоносный источник». Отец Иаков прослужил в храме до 1812 г.
Каменный храм был возведен близ прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 г. установили увенчанный крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Памятник находится в пяти-шести метрах от теперешнего главного алтаря храма. Со временем, правда, стёрлась надпись, сделанная на ней (следы букв кое-где проступают), но довольно отчетливо виден барельеф, изображающий трубящего Архангела.
До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком Сороке Москвы.
Нынешний каменный храм построен вчерне к 1811 г. и вначале был освящен престол святителя Николая. Престол святой Троицы освящен 22 сентября 1818 г. Сохранилось прошение № 1607 от 9 сентября 1818 года священника отца Петра Матвеева (Диаконова - ред.) и старосты воробьевского крестьянина Григория Иванова архиепископу Московскому и Коломенскому Августину. В прошении говорится: «По благословению Вашего Высокопреосвященства вместо деревянной построена на Воробьевых горах каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и с приделом Николая Чудотворца, каковой придел уже и освящен. Но настоящая Троицкая доселе токмо исправляема и приуготовляема к тому была. Ныне она исправлена, и к освящению готова. Того ради Ваше Высокопреосвященство! Всепокорнейше просим повелеть оную Троицкую церковь милостивейше своей архипастырской резолюцией снабдить святым антиминсом, и по ведомству его Благочинному Казанскому что у Калужских ворот протоиерею Иоанну Григорьеву освятить сентября 9-го дня 1818 года к сему прошению Троицкой что на Воробьевых горах Священник Петр Матвеев руку приложил. К сему прошению церковный староста крестьянин Григорий Иванов руку приложил». Резолюция архиепископа гласит «дозволить освятить храм чередному и святой антиминс выдать».
23 сентября 1818 года благочинный Николохлыновский протоиерей Иоанн Иоаннов посылает рапорт «во исполнение Его Императорского Величества указа из оной консистории от 16 сенября под № 4932, Замоскворецкого сорока храм Живоначальныя Троицы, что на Воробьевых горах, того же сентября 22 числа на новоосвященном антиминсе мною освящен…».
Хотелось бы также привести сведения о приделе преп. Сергия. Сохранилось прошение № 752 от 7 мая 1820 г., как и предыдущее прошение священника отца Петра Матвеева, но уже митрополиту Московскому и Коломенскому Серафиму. Там говорится: «В упомянутой Троицкой церкви при сооружении ея назначено в трапезе по сторонам быть двум пределам, из коих на правой один во имя святит. Николая уже освящен и существует, а на левой кроме одного пустаго места ничего еще нет; то ныне из усердия своего Московский купец Сергей Ильин сын Азбукин и вознамерился на левой против Николаевскаго сделать иконостас для предела угодника Божия Сергия, каковому иконостасу и план мне сообщил, и просим дозволения приступить к делу; но я на таковой его усердный его Азбукина подвиг без благословения Вашего Высокопреосвященства решиться не смею». В резолюции митрополита сказано «… есть ли сумнения не окажется: то по приложенному плану и фасаду строить иконостас Бог благословит».
К прошению приложена справка из Московской Духовной Консистории сообщающая, что «По ведомостям прошлого 1819 г. о церквах, священно-церковнослужителях и прочем показано: в Замоскворецком Сороке церковь Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах каменная вновь сооруженная с приделом святит. Николая Чудотворца утварию церковною снабжается. При ней причту священник, диакон, дьячек и пономарь. Приходских дворов 113, в них душ мужеска 354, женска пола 392».
Придел преп. Сергия игумена Радонежского был освящен примерно в 1823 г., так как в 1822 г. о нем говорится, что он «устрояется». Об этом упоминается в весьма интересном документе, который называется - «Ведомость о церкви Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, состоящей в Москве в Замоскворецком Сороке» написанная 7 января 1822 г., в ней говорится, что каменная церковь была «построена тщанием прихожан и доброхотных дателей. Зданием каменная, но еще печей в ней нет, иконостасы не вызолочены и неокрашены, а с наружи не общекотурена и без боковых крыльцев, да и без ограды. Престолов два, а третий устрояется… во имя преподобного Сергия. Утварею посредственна. Причта при ней издавна один священник, диакон, дьячок и пономарь… Приходских дворов с священно-церковно-служительскими 120, в них мужеска пола 377, женска 443 души. Сверх сего в приходе оном разных содержателей 16 кирпичных заводов, где в летнее время живет много и рабочих людей.
Земли при сей церкви Указная пропорция тридцать три десятины имеется, она вся неостолблена, и плану на нее нет, а некоторая токмо часть ея и с усадебной означена на общем обывательском плане. На которой церковной земле издавна имеется два кирпичных завода…». Первым заводом владела «и глину выбирала» московская купеческая жена Аксинья Андреевна Нечаева, а другим московский купец Михаил Артамонович Шкарин.
«Домы у священно-церковно-служителей собственные, на церковной земле, кроме одного диаконского, который диакон по новости своей не успел еще построить, для места построения дома, небольшое количество усадебной земли имеется. Содержание священно-церковно-служителей от земли церковной, и стоящих на ней кирпичных заводов, да и от приходских треб…».
По метрике 1887 года храм описывается следующим образом: «Сооружена на средства прихожан - крестьян Удельного ведомства села Воробьева, сельца Семеновского и деревни Рыкина. Мастера неизвестны. Причислена к городу Москве, а находится на Воробьевых горах. На самом возвышенном месте.
Церковь не старинная и пристроек никаких не делано. В виде разносторонняго креста, одноэтажная. С одним полукружием без всяких граней. В вышину 9 саженей, в длину 13 саженей и в вышину 6 саженей. Уклонений алтаря от направления восточного нет. Церковь построена вся из кирпича. Стена выложена сплошною кладкою без цемента. Кирпич тяжеловесный, но не более 18 фунтов и обожженный с клеймами Б. и К. И стены сохранились в первобытном виде. В стенах проходов нет. Связи железныя. Наружныя стены гладкия без украшений и без пояса.
Окна широкия над цокалем в алтаре три а в предалтариях по два в …неразб… светов. Под самой крышей окон нет. Окна с перемычками прямыми …неразб… имеют внутрь. Решетки в окнах …наразб… из прутоваго четырехгранного железа с поперечными …неразб… Ставень старых и оконниц нет и внизу подоконников обкладки из цветных кафель нет». Дверей «Три, с западной стороны в теплом храме и с северной и южной в холодном двухстворчатые деревянные обиты листовым железом сплошь выкрашены медянкою без всякой живописи и украшений. Петли в дверях железныя обыкновенныя.
Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Престол деревянный, покрыт обыкновенною доскою деревянною же устроен в уровень с полом. Ширина его 1 ½ аршина, длина и вышина тоже 1 ½ аршина листами никакими не обложен. Сени над престолом не имеется. Горнее место устроено на открытом месте без сени. В углублениях оконных изображений святых нет. Жертвенник устроен в одном с престолом помещении на открытом месте деревянный вышиною 1 ½ аршина, шириною 1 ¼ аршин. Иконостас устройства новаго с колонками деревянной резьбы, кроме колонок и рамок вызолоченных нет. Четыре яруса. Царския двери двухстворчатыя, резныя узорами без столбцов. Форма верхушек царских дверей полукруглая.
Колокольня построена одновременно с храмом, четырехсторонняя квадратом на средства прихожан из кирпича обоженнаго 18-ти фунтоваго. Изображений нет. Шесть колоколов: 1-й в 156 пуд 32 фунта подпись: вылит сей колокол в Москве в заводе майорши Анны Петровны (Ред.- Венкович). Глас мой услыши Господи по милости Твоей и судьбе Твоей живи мя. 1843 года февраля 5 дня ко храму Живоначальныя Троицы на Воробьевых горах доброжелательством вкладчиками онаго храма при старосте церковном Иване Михайловиче Баранове при священнике Афанасии Скворцове и диаконе Николае Добронравове. Остальные колокола без надписей.
Иконы старого русскаго письма имеется три: Донския Божия Матери, Троеручицы и икона Николая Чудотворца. Надписей на них нет. Кем подарены неизвестно, имени мастера и года написания нет, в деревянных вызолоченных рамах все за стеклом чем и обзначено дальнейшее их сохранение. Иконы Донския Божия Матери и угодника Божия Св. Николая сохраняются в первобытном виде.
Священник Московской Троицкой на Воробьевых горах церкви Петр Петрович Соколов. Обучался «В Московской Духовной Семинарии. 45-ти лет священствует 21-й год». Метрика от «5-го февраля 1887-го года». В 1874 году протоиерей И. Благовещенский в книге о московских храмах сообщал, что «Троицкая на Воробьёвых горах церковь, построенная в 1811 году, имеет три придела — Святой Троицы, Святителя Николая и Преподобного Сергия. Дворов 114, душ мужского полу 506, женского - 600». Число прихожан в селе Воробьёве увеличивалось с ростом самого селения.
Святыни: В храме находятся иконы XVII, XVIII, XIX веков - «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона - с изображениями Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи и Рождества Святителя и Чудотворца Николая, «Утоли моя печали» - перед иконостасом придела Преподобного Сергия. Все иконостасы церкви благолепно украшены иконами с изображением двунадесятых праздников, апостолов. Справа от иконостаса перед алтарем Святой Троицы - икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова, а слева находится икона Божией Матери «Донская», она является чтимым списком с чудотворной иконы, написанной Феофаном Греком. С той самой иконы, с которой русское воинство в день Куликовской битвы 8 сентября 1380 г. одержало победу.
Чтимой иконой является икона Божией Матери - «Благодатное Небо», которая стоит слева от иконостаса алтаря Святой Троицы. Пресвятая Дева бережно прижимает к Себе Младенца Иисуса. Её исполненные печали глаза уже видят, сколько мук придётся перенести на земле Её Возлюбленному Сыну, снисшедшему пострадать за людей.
Не так давно, стараниями настоятеля отца Сергия Суздальцева, рядом с иконой «Благодатное Небо» был установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской, а так же их иконы. В храме около главного алтаря по обе стороны помещены две иконы новопрославленных святых, слева: преп. Андрея Рублева, святителя Иннокентия, свят. прав. Иоанна Кронштадского и др., а справа: царских страстотерпцев царя Николая, царицы Александры и чад их. А так же на западной стороне главной части храма установлена икона священномученика Андрея Воскресенского.
В храме имеется икона, на которой изображен святитель Спиридон Тримифунтский. В середине прошлого века ее написал известный иконописец инок Григорий (Круг). Согласно его завещанию, в конце 1960-х г.г. она была переправлена в Россию. Икона около 40 лет находится в храме Святой Троицы. Только недавно специалисты обнаружили, что эта уникальная икона принадлежит кисти инока Григория (Круга). По разрешению настоятеля храма она в 2005 г. была предоставлена на выставку в Московский союз художников, а потом возвращена. Усердием отца настоятеля и благотворителей расписан фасад и установлены мозаичные иконы, две на колокольне – « Нерукотворный Спас» и «Знамение» и еще одна в притворе - свят. вмч. и цел. Пантелеимона.
Рядом с храмом Троицы работал врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор» - Ф.П. Гааз (1780-1853), который в первой половине XIX в. являлся главным врачом московских тюремных больниц. Он был одной из любопытнейших личностей своего времени. Девизом всей его жизни была его любимая фраза - «спешите делать добро». Он заботился о заключенных пересыльной тюрьмы на Воробьевых горах, устроенной из бывших бараков для рабочих - строителей витберговского храма Христа Спасителя. В 1832 г. его заботами и на им же собранные средства на Воробьевых горах была устроена для арестантов больница на 120 кроватей, которая и поступила в его непосредственное заведование.
Завершение строительства Троицкой церкви на Воробьевых горах историки приписывают Ф.П. Гаазу, который так заботился о заключенных пересыльной тюрьмы. Он хотел, чтобы больные арестанты были как-то приписаны к этой церкви, имели возможность посещать богослужения и окормляться у ее священников. В подтверждение этого в биографии священника Троицкого храма Афанасия Скворцова, читаем «по распоряжению Московского попечительского Комитета о тюрьмах в учрежденной арестантской больнице и казармах пересыльного замка на Воробьевых горах, напутствовал как больных, так и здоровых арестантов исповедью и причастием Святых Христовых Тайн. В том же месте указом Московской Духовной Консистории назначен был для назидания арестантов в обязанностях веры и нравственности с исправлением молитвословий и при отправке арестантов молебного пения с водоосвящением, должность проходил до 28 мая 1844 года».
Интересно, что с храмом Троицы связаны предки знаменитого русского писателя И.С. Шмелева. Шмелевы появились на Воробьевых горах около 1814 г. в селе Семеновском (находилось рядом с селом Воробьево). Связано это было с предпринимательской деятельностью главы семейства – постройкой кирпичного завода. Москва отстраивалась после пожара 1812 г., и производство кирпича, несомненно, было делом прибыльным, а Воробьево являлось чрезвычайно удобным местом для строительства кирпичного заводика.
В Клировой ведомости за 1819 г. говорится: «При означенной Троицкой церкви издавна имеются на церковной земле два кирпичных завода. Одним владеет Московский купец Иван Иванов сын Шмелев по контракту с платою двухсот рублей в год, а ныне по смерти его описанный в казну, а другим заводом московские мещане Иван и Михайла Семеновы дети Ильины с платою по 100 рублей в год, и оныя деньги получаются в пользу священно-церковно-служителей. Сверх сего отдана церковной земли десятина вышеписанному Шмелеву под копание глины на семь лет по контракту бывшим священником Дмитрием Николаевым по 100 рублей в год в пользу священно-церковно-служителей».
http://hram-troicy.prihod.ru/istorija_khrama_razdel/view/id/21688