Церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове, на дворе Румянцевского музея (ныне - Российская гос. библиотека). Ваганьковский пер., ныне улица Маркса-Энгельса, 14
Переулок известен с 1446 г., назывался по жившим здесь в XV-XVI вв. скоморохам и псарям, которые "ваганили" (потешали) царя и бояр. В начале XVII в. переулок назывался Шуйским по дому боярина Шуйского, стоявшему на месте современной библиотеки Ленина. В XVII-XVIII вв. назывался Благовещенским по стоявшей в середине его церкви Благовещения. Долгое время так и считалось, что слово "ваганить" одного корня с западноевропейскими "вагантами". Позже шуты были переселены в Новое Ваганьково, где также построен храм св. Николая, но уже в "Новом Ваганькове" (здание его сохранилось, см. часть "Город в границах 1917 г.") близ Ваганьковского кладбища. Но недавно С. Романюк предложил более убедительное толкование. Предполагают, что это название - "Ваганьково" - произошло от слова "ваганить", которое Даль в своем словаре снабжает пометой "вологодское" и объясняет: "баловать, шалить, играть, шутить", так как здесь якобы находился "государев потешный двор".Однако было бы логичнее объяснить это название наименованием денежного налога за взвешивание товара, который назывался "ваганным".
В жалованной грамоте конца XV в. на право беспошлинной торговли было написано: "А коли с чем пошлют, с каким товаром или что купят себе, ино им с того товару не надобе мыт... ни померное, ни побережное, ни ваганное". Место же, где взимался такой налог, звалось ваганец; отсюда и наименование "Ваганьково". Предположение о связи этого названия с торговлей может подтверждаться и тем, что поблизости от села Ваганьково находился брод через Москву-реку, по которому проходила важная дорога из Новгорода в приокские города. Естественно было ожидать появления заставы у самого брода под стенами крепости на Боровицком холме, где и собиралась "ваганная" пошлина.
В XV в. на месте старого здания библиотеки им. Ленина стоял загородный дворец вел. кн. Софьи Витовтовны - жены Василия I, а за ним к востоку - село Ваганьково... В XVIII в. здесь был дом князя А. А. Меншикова. В 1782 г. его купил крупный чиновник-миллионер П. Е. Пашков, потомок денщика Петра I. К 1786 г. для него знаменитый архитектор В. И. Баженов построил великолепное здание "Пашкова дома". В 1843 г. его занимал Дворянский институт, в 1849 г. - 4-я мужская гимназия, а с 1862 г. - Румянцевский музей. Ныне здание занято библиотекой им. В. И. Ленина.
Нынешняя Никольская церковь построена в 1759 г. Придел преп. Сергия устроен с юга. Он известен с 1703 г.; значится в списке церквей 1722 г. После перестройки придел освящен вновь в конце 1755 г., а главный престол в 1759 г. С 1813 г. церковь приписана к Антипьевской, а с 1819-го к Крестовоздвиженской. После Наполеона Сергиевский придел стоял неосвященным до 1842 г. В этом году храм стал домовым при Дворянском институте, переведенном с Тверской в бывший дом Пашкова. В 1849 г. в доме открыта 4-я гимназия, с 1861 г. переехавшая на Покровку, а взамен ее поместился Румянцевский музей. В Сергиевском приделе сохранялся старый елизаветинский иконостас и несколько древних икон. В 1902 г. устроена звонница, архитектор Г. П. Евланов. Церковь обновлялась в 1902 г. Она называлась "музейской"; в ней в свое время любил молиться Гоголь.
Наиболее точную историю Никольского храма дают исследования последних лет. Первоначальная деревянная Никольская церковь, возможно, была поставлена на подворье Николо-Песношского монастыря. Не позднее первых десятилетий XVI в. (в 1531 г.?) ее сменил каменный храм. На Петровом чертеже (рубеж XVI-XVII вв.) храм показан кубическим, одноглавым: он гораздо крупнее других, стоявших неподалеку церквей. Храм XVI в. был сложен из маломерного, "алевизовского" (5x22x22) кирпича и стоял на высоком белокаменном подклете; белый камень присутствовал и в декоре здания.
В первой половине XVII в. (не позднее 1657 г.), когда храм был уже приходским, прежнее здание разобрали, сохранив часть его белокаменного подклета, которую затем включили в объем построенной тогда церкви. В конце XVII в. (в 1690-х гг.) к северу от Никольского храма поставили маленькую каменную (очевидно, зимнюю) церковь Сорока мучеников. В 1745-1759 гг. Никольский храм перестраивался; в 1782 г. с запада к нему была пристроена колокольня. В 1792 г., при строительстве Пашкова дома, церковь Сорока мучеников разобрали, а кирпич использовали для возведения церковной ограды, продолжавшей по улице ограду дома.
Разграбленная в войну 1812 г., Никольская церковь обветшала. В 1842 г. была снесена колокольня (остался только нижний ярус, где размещался притвор). К середине XIX в., с устройством в Пашковой доме гимназии, а затем - Румянцевского музея, церковь стала "домовой" для этих учреждений. Между 1895 и 1903 гг. с запада увеличили придел и, расширив старый притвор, возвели над ним звонницу в русском стиле.Главный объем существующей церкви типа восьмерик на четверике сложился в результате нескольких строительных периодов. Немного вытянутый с севера на юг четверик с остатками примыкающих к нему стен прежней (возможно, тройной) абсиды возведен в первой половине XVII в. Завершение храма было другим, чем теперь (если верить плану Мейерберга 1660-х гг., то церковь была трехшатровой). Нынешний восьмерик, асимметричная абсида, Сергиевский придел и трапезная относятся, вероятно, целиком к перестройке храма в середине XVIII в. От этого же периода сохранился тонкий белокаменный карниз на алтарной части и трапезной.
Закрыта около 1930 г. и отдана Ленинской библиотеке под ее нужды. Кресты были сбиты, в звоннице, стилизованной под старинную псковскую, заложены проемы. Внутри находился склад библиотеки, частично сохранились росписи, но состояние здания было крайне скверное, - хотя храм и состоит на государственной охране под № 280.
В 1980-х гг. началась наконец реставрация (архитекторы А. А. Клименко, затем Б. Могинов). В 1990 г. достраиваются главы на храме и звоннице. Здание все еще принадлежит ГБЛ, но есть надежда, что его вернут верующим. Недалеко от Никольского храма издревле стояла каменная церковь Благовещения, построенная в начале XVI в. на средства казны повелением великого князя Василия III. Выстроил ее архитектор Алевиз. На месте этой церкви, разрушенной еще в XVIII в., в 1820-х гг. был построен небольшой двухэтажный дом № 21.
В 1992 г. богослужения возобновлены.
Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. - М., 1994, с. 101-105