ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Боровск. Церковь Бориса и Глеба.

Борисоглебская церковь


Боровск. Церковь Бориса и Глеба
Церковь. Действует.  
Престолы:Бориса и Глеба, Пафнутия Боровского
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Год постройки:1704. Колокольня - 1819.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Калужская область, Боровский район, г. Боровск, ул. Коммунистическая, д. 102

Координаты: 55.21422, 36.50504



Сортировка:

Церковь Бориса и Глеба, Верхняя панорама с юга<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Верхняя панорама с юга
Hramsohran
20 марта 2022
Церковь Бориса и Глеба, Вид с высоты птичьего полета<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Вид с высоты птичьего полета
Петр Мельников
30 апреля 2018
Церковь Бориса и Глеба, Вид со стороны села Высокого<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Вид со стороны села Высокого
Иванов Дмитрий
5 апреля 2014
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Олег Гусаров
20 июня 2004
Церковь Бориса и Глеба, Вид со стороны чайной на Высоком<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Вид со стороны чайной на Высоком
Сергей Зорин
19 марта 2022
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Алексей Кротов
8 октября 2021
Церковь Бориса и Глеба, Вид с северо-востока<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 января 2018
Церковь Бориса и Глеба, Вид на основной объем с северо-запада<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Вид на основной объем с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 января 2018
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Алексей Кротов
26 декабря 2013
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
20 октября 2012
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Филиппов
20 октября 2012
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
МОРПЕХ879
20 июня 2005
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Алексей Кротов
8 октября 2021
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Алексей Кротов
8 октября 2021
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Алексей Кротов
8 октября 2021
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Алексей Кротов
8 октября 2021
Церковь Бориса и Глеба, Апсида<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Апсида
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 января 2018
Церковь Бориса и Глеба, Элементы декора северного фасада<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Элементы декора северного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 января 2018
Церковь Бориса и Глеба, Завершения<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Завершения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 января 2018
Церковь Бориса и Глеба, Верхний ярус колокольни<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Верхний ярус колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 января 2018
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Чупринин Михаил
2 сентября 2017
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Чупринин Михаил
2 сентября 2017
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Чупринин Михаил
2 сентября 2017
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
10 июля 2019
Церковь Бориса и Глеба, Купальня Бориса и Глеба.<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Купальня Бориса и Глеба.
МОРПЕХ879
14 мая 2016
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Елена Громакова
14 октября 2010
Церковь Бориса и Глеба, вид с северо-запада на основной объем		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
вид с северо-запада на основной объем
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
16 мая 2009
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, Изображение  на  алтаре<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Изображение на алтаре
Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, Южная  стена		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Южная стена
Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, Северная  стена		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Северная стена
Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, 		      <br>, Боровск, Боровский район, Калужская область

Иванов Дмитрий
4 ноября 2008
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Илья Смирнов
5 июня 2008
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Бориса и Глеба, Вид с запада (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12305/)<br>, Боровск, Боровский район, Калужская область
Вид с запада (источник - http://kompas-kaluga.ru/historyitem/12305/)
Иванов Дмитрий
1 октября 1941
Церковь Бориса и Глеба, , Боровск, Боровский район, Калужская область
Чупринин Михаил
2 сентября 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Построен в 1704 г. прихожанами. Возведен одновременно с трапезной и приделом Пафнутия в 1704 году. Искусные каменщики акцентировали углы четверика колоннами-дудочками, охватили его двумя поясами многорядных карнизов, украсили нарядными наличниками оконные проемы, а входы в храм перспективными порталами. Особенно выделяется, венчающий надстройку основного храма, карниз с четырьмя ложными кокошниками и его фриз с глубоким рельефом и красивым узором по разному уложению кирпичей, что значительно увеличило его высоту. Достойны внимания очень широко расставленные главы на высоких барабанах. Эти особенности архитектуры датируются концом XVIII века.

Четырехъярусная изящная колокольня с пилястрами в нижнем ярусе и парными колонками между арками звона во втором и третьем, с маленькой главкой на тонком, кажущемся хрупким, барабане была возведена в 1819 году.

Закрыт в 1929 году. Храм передан Епархии 05.06.92. согласно Постановлению Администрации Калужской области за № 144. Храм был передан Епархии отреставрированным госреставрацией, под медной кровлей, с побеленными стенами внутри, но без пола. Весь храм был завален кучами мусора.

Первым на восстановление храма деньги пожертвовал Инкомбанк г. Москвы (1 млн. руб.); потом местная реставрационная организация (нач. уч-ка - Денисова Анна Леонидовна) настелила досчатые полы и устроила солею из бетонных ступеней. Глава Администрации Галемон Б. М. заплатил за это из районного бюджета. Наиболее крупными жертвователями храма были: Шмытко Николай Михайлович, Шаталов Александр Николаевич, Главврач Боровской больницы Никищенко Петр Михайлович, Бехтемирова Лада Александровна и др.

С июля 1992 г. по март 1993 г. в храме были настелены полы, проведено отопление, обустроен алтарь для службы, проведена электропроводка, повешены люстры, установлены недостающие рамы и двери. Далее каждый год по возможности что-то к праздникам делалось: четыре храмовые иконы были написаны в течении 2-х лет. На третий год, к Рождеству, заказали Царские врата, но установлены они были только через год, на Пасху 1996 года. В 1997 - 1998 гг. в центральной части храма были настелены мраморные полы. Первую службу на Пасху 1993 г. совершил протоиерей Олег Чекрыгин.

http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2015

Деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба известен с начала 17 века. В 1610-е годы он горел, но в 1621 году значился уже отстроенным заново. Возведён деревянным с приделом преподобного Пафнутия. Стоял в Мякишевской слободе Пафнутьева монастыря. Вокруг храма находтлся погост.

В 1685 году храм вновь сгорел вместе со всеми предметами церковной утвари. На погосте осталась стоять только одна колокольня, рубленная на восемь углов, с пятью небольшими колоколами на ней. В том же году приходские люди из Мякишевской слободы Савелий Игнатьев, Ефим и Кирилл Девятые и Иван Якрвлев «с товарыщи» начали строить новую «древяную клецки поземную тёплую» церковь преподобного Пафнутия. Возможно, она возводилась как временная, поскольку согласно документам в 1704 году в слободе стоял уже кирпичный холодный храм вновь наречённый во имя благоверных князей Бориса и Глеба с трапезной и южным тёплым приделом во имя преподобного Пафнутия.

В конце 18 века четверик храма надстроили и украсили пятиглавием, с запада к трапезной пристроили четырёхъярусную колокольню, придав тем самым зданию церкви законченный вид. Строительные работы производились «самым добрым мастерством», о чём и отметили в храмовой описи 1806 года. В ней также было сказано следующее: «Внутри оной настоящей Борисо-Глебской церкви царские врата с евангелистами писаны в красках. В 1-ом ярусе образ храмовой Бориса и Глеба, на нём венцы и риза чеканная сребропозлащённая, образ Николая Чудотворца без окладу, образ Пафнутия Чудотворца на нём венец и цата сребропозлащённая... Во 2-ом ярусе четыренадесять господских праздников». Всего упоминалось шесть ярусов иконостаса, а в приделе преподобного Пафнутия - четыре.

В 1811 году 1 апреля храму были преподнесены немалые дары: «крест благословящей сребропозлащённый черневой работы» и серебряное кадило пожертвовал московский купец Иван Иванович Капырин, «ризы парчёвые по голубой земле, на них оплечье парчёвые по земле серебряной, оплечье и около пололу и крест золотаго с травами серебренными, звезда также белой парчи...» - боровский купец Яков Тимофеевич Щукин.

Вполне возможно, столь дорогие подарки, как и другая утварь храма, в нашествие наполеоновской армии в октябре 1812 года были спасены. Такую надежду оставляют воспоминания священника храма Алексия Яковлева: «Вход в церковь северных дверей, хотя и был разбит, но похищения касательно ризницы, сосудов и прочих церковных вещей, внимания достойных, также не было. Потому что мною - священником со старостою церковным достойные церковные вещи все были вывозимы и паки в церковь сохранёнными доставлены». После ухода неприятельской армии прихожане заново отремонтировали и обустроили здание храма.

В ночь на 21 июня 1889 года в нём случился очередной пожар, который уничтожил крышу, главы, кресты и интерьеры храма. Восстановление требовало больших денежных средств. Стараниями епархиального начальства был образован Комитет по восстановлению храма, который нашёл деньги для возобновления иконостасов. Благодаря же пожертвованиям Александра Прокофьевича Смирнова, вложившего 1500 рублей, и Николая Степановича Степанова, вложившего до 600 рублей, был восстановлен внешний облик храма.

Несмотря на все предпринятые старания, храм так и не достиг былого великолепия. А из-за малочисленности прихода его то делали приписным к Троицкой церкви, то вновь возобновляли самостоятельным. Приход в 1916 году, действительно, был небольшой, всего 16 домов, в которых проживали 36 мужчин и 50 женщин. Старообрядцев на территории прихода числилось больше: 89 мужчин и 96 женщин. Доход храма в это время складывался из суммы аренды за пахотную землю и процентов с неподвижеого капитала в размере 3979 рублей 12 копеек, хранившегося в кредитных учреждениях.

В 1929 году храм закрыли, разместив здесь зернохранилище. Хотя с начала 20-х годов 20-го века храмовое здание состояло на учёте Отдела по делам музеев Главнауки НКП. Возможно, какое-то время в нём находился и музей.

Оккупировавшие в октябре 1941 - январе 1942 годов город немецко-фашистские части устроили в здании храма склад снарядов и мин. После освобождения Боровска храм вновь приспособили под зернохранилище. В 1962 году здание находилось в ведении райпотребсоюза, разместившего здесь свои склады.

В начале 1980-х годов над храмом нависла угроза сноса - уж больно неудобно он стоял, мешая безопасному движению автотранспорта. Не повлияло на такое варварское решение то, что ещё с 1960 года зданию храма был дан статус памятника федерального значения. Только в 1985-1993 годах Боровским реставрационным участком под руководством А.Л. Денисовой была проведена его научная реставрация.

В 1992 году храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба вернули Русской Православной Церкви, а в 1997 году в нём открыли приход.

Святые свидетели вечности: храмы и монастыри Боровска. Автор-составитель Лошкарёва Н.П. Калуга: Золотая аллея, 2010.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 мая 2016

Кирпичная церковь, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Бесстолпный трёхапсидный четверик с трапезной, к которой с юга пристроен особый одноглавый объем Пафнутьевского придела, с богатым декором. На рубеже XVIII-XIX вв. основной объем надстроен и завершен пятиглавием, пристроена колокольня в стиле классицизма. В XIX в. была приписана к Троицкой церкви, закрыта в 1929 г., занята складом. Отреставрирована в 1985-1993 гг., в 1992 г. возвращена верующим.

http://borovsk.blagochin.ru/xram-svv-kn-borisa-i-gleba-v-g-borovske/


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 июля 2019

Видный из всех уголков старинного Боровска мощный четверик с трапезной церкви Бориса и Глеба были выстроены в начале ХVIII века, в 1704 году, которые являют собой превосходное решение стиля "нарышкинское барокко" на Боровской земле. С запада к трапезной в 1819 году пристроили четырёхъярусную колокольню, выдержанную в формах классицизма с некоторыми чертами европейского барокко. Изящная колокольня с пилястрами в нижнем ярусе и парными колонками между арками звона во втором и третьем ярусах, с маленькой главкой на тонком, кажущемся хрупким, барабане настолько органично вписалась в объём храма, что читаемое стилевое различие между этими постройками, напротив, лишь усиливает целостностное восприятие Борисоглебской церкви. Четверик храма венчается ярусом декоративных кокошников, установленных на мощный многообломный карниз, состоящий из нависающих друг над другом рядов профилированного "поребрика". Стены, надстроенные в конце ХVIII века выше яруса кокошников, завершены были пятиглавием.

Древний сомкнутый свод, перекрывающий четверик, не разобрали, на нём под новой кровлей продолжает стоять древнее восьмигранное основание, на которое опирается шея центральной главы. Наличники, которыми оформлены оконные проёмы, выполнены из профилированного кирпича, по своим формам типичны для зодчества Москвы второй половины ХVII века. Необходимо отметить особенность в применении мотива декорации оконных проёмов в соответствии с их ярусным расположением. Более богатые и более "модные" наличники с разорванными фронтонами и многоярусными антаблементами декорируют проёмы первого яруса. Наличники более скромные и архаичные обрамляют проёмы второго света (Система же поэтажного применения типов наличников в храмах Москвы того времени придерживалась чёткого порядка: чем выше ярус, тем богаче мотив декорации).

В трапезной сохранился круглый в плане столб приземистых пропорций псковского типа, поддерживающий систему её сводов. Стена, отделяющая храмовую часть от трапезной, имеет центральный арочный проём. Под трапезной сохранился пол в "ёлку" из положенных на постель плинф двух цветов. В стенах храма ниже пят в два ряда в шахматном порядке были заложены голосники, открывающиеся своими жерлами внутрь помещений.

Внутреннее убранство храма не сохранилось (с 1929 года в помещении храма располагалось зернохранилище, с 1962 года - склад Райпотребсоюза). Чудом сохранилась на восточной внутренней стене сомкнутого свода четверика фреска - "Отечество", выдержанная в суровой гамме холодного колорита.

Из книги: Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. - Калуга: "Золотая Аллея", 2009


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  22 июля 2019

С историей храма Бориса и Глеба связан один случай. В 1812 году в храме, как наиболее защищённом и объёмном здании, неприятель расположил конюшню. По местному преданию, после непродолжительного времени обнаружилась пропажа хорошего французского скакуна. В краже обвинили местных жителей и взяли заложниками 12 старейших крестьян из близлежащих деревень с условием: они будут сидеть закрытыми в храме до назначенного срока, в который должен был объявиться похититель коня. В противном случае - всем им грозила смертная казнь. Время шло, вор не появлялся. Крестьян ждала жестокая участь, и тогда один из взятых в заложники стариков по имени Тит из села Федотова принял вину на себя. Французы не стали разбираться в правдивости показаний старика и утопили его в пруду. Пруд, сильно заросший, сохранился до настоящего времени. Только с той поры его стали именовать Титовым.

Из книги: Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности. Храмы и монастыри города Боровска. - Калуга: "Золотая Аллея", 2009


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  18 июля 2021

Есть сведения, что в Борисоглебской церкви Мякишевской слободы венчались бабушка и дедушка Ф. М. Достоевского и здесь же крестили в младенчестве самого Фёдора Михайловича. Нечаев Фёдор Тимофеевич - отец матери Ф. М. Достоевского действительно родился в Боровске в 1769 году, а в 1790 году отсюда уехал в Москву. Теоретически, мог успеть здесь жениться.

Из книги-путеводителя: Марцев П. А. "Москва-Калуга-Козельск". - Москва, 2015



Комментарии и обсуждение


Церковь Бориса и Глеба XVIII в., завершение четверика и колокольня XIX в.