Первое свидетельство о городе Людиново как о населенном пункте содержится в «выписи» из «Брянских писцовых книг» (1595 г.) как упоминание о «Людиновском рубеже». Более подробное описание деревня Людиново на реке Псурке в Батоговской волости Брянского уезда встречается в «Брянских писцовых книгах», датированных 1626 годом. Принадлежала деревня князю Юрию Андреевичу Звенигородскому из «дворцовых сел». В качестве приданного за его дочерью переходит к Шереметьевым, и в придание дочери Шереметьева, вышедшей замуж за графа Бутурлина переходит к их фамилии. В 1750 году статский советник Никита Никитович Демидов покупает в г. Людиново на р. Ломпати у действительного камергера и кавалера Аркадия Ивановича Бутурлина. В том же году принимается решение о строительстве церкви в Людинове.
В 1755 г. Н.Н. Демидов выделяет надел из своих владений на содержание своей новопостроенной церкви святых пророков Божиих Илии и Елисея. С 1777 году по образовании г. Жиздры и уезда в составе Калужского наместничества (с 1796 губернии) с. Людиново, в котором было учреждено волостное управление, относится уже к Жиздринскому уезду.
В 1802 году Петр Евдокимович Демидов (внук Н.Н. Демидова) чуть севернее старого деревянного храма начал строительство нового каменного трехпрестольного, с каменной колокольней (Рошефор «Опись церковных памятников Калужской губернии» СПб, 1882 г., с. 27). Центральный престол храма был устроен в честь Казанской иконы Божией Матери, северный (левый) в честь святителя Николая Чудотворца, и южный в память первого деревянного храма – в честь св. пророка Божия Илии. Завершение строительства храма и его освящение произошло в 1820 году уже при новом владельце Людиновского и Сукремльского железоделательных заводов – Мальцове Иване Акимовиче.
Внешняя архитектурная часть храма первоначально по проекту была выдержана в стиле «русского барокко», позже, примерно в 1850 годы, храм был расширен и перестроен в типичном классическом стиле ХIХ в. Уникальными же особенностями внутреннего убранства являлись:
- великолепный хрустальный иконостас всех трех алтарей, выполненный как бы заедино, и хрустальный престол главного алтаря. Насколько нам известно, это один из двух хрустальных иконостасов России ХIХ в., они оба были устроены заводчиками Мальцовыми, потомственными «стекольщиками». Второй был в храме с. Дятьково – деловой «столице» фабрично-заводского округа С. И. Мальцова, который писатель В.И. Немирович-Данченко называл «Америкой в России». К великому сожалению, ни один из двух иконостасов не сохранился, кроме нескольких хрустальных плиток, хранящихся в «Музее хрусталя» г. Дятьково и хрустального креста, хранящегося в мини-музее храма, а о былом великолепии Людиновского иконостаса свидетельствуют лишь чудом уцелевшие фотографии;
- четыре замечательных церковных «паникадила» со множеством хрустальных подвесок, одно пятиярусное — в главном куполе в центре храма, второе среднее – в трапезной части и два поменьше — в боковых приделах;
- удивительная и нехарактерная для русских храмов колоннада двухъярусных «балконов-галерей» вдоль всей западной стены храма, из ребристых литых чугунных колонн с коринфскими капителями. По-видимому, балконы были устроены для увеличения «вместимости» призаводского храма.
В таком благолепном виде храм сохранился до самого его закрытия 1930 года.
Первым настоятелем собора в 1820 году, по имеющимся данным, был священник Николай Остроумнов, диаконом Димитрий Карасев, старостой избран Григорий Бурылев. К храму тогда же было приписано 8 человек певчих, регентом хора был назначен Владимир Фирсов, присланный из Тулы. Последним настоятелем Казанского собора оказался священник Павел Нестеров, который долгое время служил в храме. Он упоминается еще в 1910 году, при нем же в штате 1916 года указываются еще священник Николай Попов, священник Симеон Баталин, дъякон Лаврентий Рождественский, псаломщики Василий Рождественский и Тимофей Спасский, и.д. псаломщика Василий Кушневский. Обычно при храме служил один диакон, но на лето «выписывали» протодиакона из губернии (из Калуги). При соборе была хорошая приходская библиотека и действовало «Общество любителей церковного пения». В конце ХIХ – начале ХХ веков при храме было 2 профессиональных хора — взрослый и детский (сохранились фото 1910 и 1929 гг.).
Закрыт был Казанский собор 14 февраля 1930 года. Хотя решение о закрытии церкви было принято на заседании Людиновского горсовета еще 12 марта 1929 года (о чем сообщалось в заводской газете «Грохот станков» от 21 марта 1929 года № 23). Необходимость закрытия храма мотивировалась тем, что в пос. Людиново две церкви, верующих якобы всего 728 человек из 12 тысяч населения и имеется острый недостаток в культпросветучреждениях. Имеется сообщение Людиновского исполкома от 25.06.1930 о том, что на территории района закрыт один храм в г. Людиново, его помещения используются под склады Центрального рабочего кооператива и Райплодсоюза, а ценности переданы Госбанку (на основании письма из ГАБО).
Примерно с 1933 года кроме складов, перенесенных в восточную часть храма, в его западной части устроили кинотеатр, отделив его деревянной перегородкой, который работал до самой войны. Это позволило оккупационным властям с лета 1942 года разрешить в соборе совершение богослужений. Для этого были убраны деревянные перегородки, а иконостас, иконы и утварь были привезены из Александро-Невской церкви д. Голосиловка. Привозили иконы и из Колчинской церкви, поскольку все, что было в храме ранее, исчезло. Но службы совершались недолго. 14 февраля 1943 года, накануне Сретения, попущением Божиим восточная часть храма сгорела. В это время в храме совершал богослужения настоятель Свято-Лазаревского кладбищенского храма протоиерей о. Викторин Зарецкий, который таким образом стал фактически последним настоятелем Казанского собора.
В 1945 году в западной части храма, уцелевшей после пожара, вновь был устроен кинотеатр, для этого трапезную часть отделили от центральной подкупольной части храма кирпичной стеной, заложили оконные проемы кирпичом. Колокольня же была разобрана до уровня первого этажа еще до войны. Это была I-я реконструкция храма. В результате II-й (1955-1957 гг.) и III-й (1964-1967 гг.) реконструкций были разобраны: алтарная апсида с колоннам и сделан вход в здание с востока, то есть через алтарь. Были разобраны мощные опорные столбы с восьмью прилегающими от центра храма круглыми колоннами, на которых держалась ротонда (барабан) купола. Было сделано железобетонное перекрытие, разделившее на два этажа всю восточную часть храма с новыми опорными квадратными колоннами, изменены проемы окон из арочных на прямоугольные. Окончательно разобрали (до фундамента) колокольню и вместо нее сделали глухую, П-образную стену. Убрали «балконы-галереи» на чугунных ребристых колоннах и арочный потолок, вместо него сделали прямое перекрытие на всю ширину здания с фермами из лиственницы, с подшитым потолком. Были засыпаны все подвалы. В бывшем храме разместились кинотеатр, музыкальная школа, библиотека, отдел культуры, кафе-бар, туалет и курительная комната.
Вместо красивого здания храма в классическом стиле ХIХ века получилось типично советское сооружение общественного пользования, в котором с трудом можно было найти сохранившиеся архитектурные элементы былого великолепия. В таком виде здание храма и было возвращено Русской Православной Церкви в 1999 году. 16 июня 1999 года во исполнение совместного распоряжения Министерства культуры РФ и Министерства госимущества РФ от 15.12.1998 № 205/1608-р «О передаче памятника истории и культуры Калужской епархии Русской Православной Церкви» комиссия произвела прием и передачу «используемого учреждениями культуры и кинотеатром здания церкви Казанской Божией Матери для ремонта и последующего использования по прямому назначению», о чём подписан соответствующий акт.
21 июля 1999 года в только что возращенном храме, после некоторых подготовительных работ, была совершена первая Божественная литургия. Богослужение возглавил епископ Людиновский Георгий, викарий Калужской епархии.
По материалам: http://ludinovo-sobor.cerkov.ru/sobor/history/