ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Поречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Казанская церковь


Поречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1763. Колокольня - кон. 18 в., трапезная - 1848.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, Рузский район, с. Поречье

Координаты: 55.617445, 36.512771
Проезд:1. Электричкой с Белорусского вокзала до ст. Тучково, далее автобусом на Колюбакино до ост. “Поречье”. 2. Автомашиной по Минскому (и/или Можайскому) шоссе, через Тучково на Колюбакино или через Звенигород по дороге Колюбакино – Тучково.





Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
27 июня 2020
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
27 июня 2020
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
15 марта 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
5 апреля 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
29 апреля 2013
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Вид с запада<br>, Поречье, Рузский городской округ, Московская область
Вид с запада
Вадим Павлов
10 июля 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
30 июня 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
Илья Смирнов
6 июня 2004
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
МОРПЕХ879
5 апреля 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Памятный крест<br>, Поречье, Рузский городской округ, Московская область
Памятный крест
Вадим Павлов
10 июля 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Поречье, Рузский городской округ, Московская область
Вадим Павлов
30 июня 2004



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим Павлов
 
Вадим Павлов  7 ноября 2004

Ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1763 г. тщанием помещицы села, генерал-поручицей Марией Петровной Яковлевой. Храм построен в стиле русского барокко, по типу ярусного центрического храма. Через 20 лет, в 1783 г., ею же была построена колокольня "из кирпича, а крыша каменная". До 1848 г. колокольня стояла отдельно, а в этом году была соединена с церковью каменной стеной. По описи 1887 г. на ней было 5 колоколов. Приход был малочисленным и крайне бедным. Несмотря на это, настоятель храма о. Михаил Сергиевский в 1895 г. приобрёл избу, в которой открыл церковно-приходскую школу. В ней было 48 учеников. 18 декабря 1913 г. освящена новая школа, здание для неё построено попечительницей школ уезда В. Ф. Дубровиной. Последним священником, служившим в храме, был протоиерей Александр Волоснухин. Родился в 1864 году. После закрытия храма в 1929 году погиб при неизвестных обстоятельствах.

В советское время храм был изуродован, разграблен и постепенно превращался в руины. 4 декабря 1974 года получил статус республиканского памятника архитектуры, что никак не отразилось на его судьбе. Возрождение началось в 1990 году, когда храм был возвращен верующим. В 1991 году первый настоятель храма, священник Александр Максимов полностью восстановил остов храма. В 1997 году он же помог нынешнему настоятелю завершить реставрацию. В июле 1997 года был начат, а в августе завершен внешний и внутренний ремонт храма.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  7 июня 2021

Тщание храмоздателей Михаила Александровича и Марии Петровны Яковлевых простиралось и на их поместье в селе Поречье, что в пяти верстах от Васильевского (там находился их усадебный дом). В Поречье они построили каменную Казанскую церковь. "Помощию Божию сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновкая в лето от Рождества Христова 1763 июля 3 числа... а в ней храмовая икона Богоматери Казанская на серебряной ризе, которой внизу чеканными словами написано: "Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновкия", а на обороте написано: "Писана сия св. икона 1627 года" (метрика церкви в Поречье 1887 года). Почему же Каплуновская? С Каплуновским Казанским образом всегда связывалась память о Полтавской победе 1709 года над шведами, где чудотворная икона явилась знамением победы. Михаил Яковлев воевал со шведами во вторую кампанию 1741-1743 гг., а также победоносную. Построение храма во имя Казанской-Каплуновской иконы Пресвятой Богородицы он увековечил святую память о помощи свыше в этих воинах. Михаил Яковлев умер в 1767 году. В России существовал древний обычай, по которому на гробах погребаемых лиц приносили иконы, остававшиеся потом в ризнице храма.

"Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киево-Печёрской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченной ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: "Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, что есть в Киево-Печёрской лавре". "В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой", читаем в метрике церкви в Поречье в 1887 году "Местный образ Спаса Нерукотворного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей", - читаем там же". В 1997-м году, сильно разрушенный в советские годы Казанский храм в селе Поречье, полностью восстановлен. Святыни же, к сожалению, были утрачены.

Из журнала: "Московские епархиальные ведомости". Выпуск №3/2021/Екатерина Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 марта 2024

Недалеко от поселка Тучково городского округа Руза у берега реки Москвы находится село Поречье. Когда-то здесь располагалась одноименная усадьба, от которой до нашего времени сохранилась красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. О том, что общего у этой церкви с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском, и почему Казанский образ Богородицы называют еще и Каплуновским, читайте в этой статье.

Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Через двадцать лет после постройки храма на деньги Марии Петровны Яковлевой была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня.

Храм в Поречье интересен с точки зрения архитектуры – он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают «лепестки», полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного «лепесткового» плана был построен в конце XVII века – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIII столетии в подмосковных усадьбах богатых вельмож стали появляться церкви такой необычной формы.

В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны.

На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския».

Из текста приведенной выше метрики видно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери, который иконографически почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю. В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон» приводятся предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии.

В 1689 году местному священнику Иоанну Ильичу Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто незнакомый старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона Божией Матери. Первое время икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме отца Иоанна Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря: «Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!» Проснувшись, священник увидел, что из глаз Пресвятой Девы на иконе текут слезы. После этих чудесный явлений о. Иоанн Уманов торжественно перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь богомольцам.

Свою роль сыграл Каплуновский образ и во время Полтавской битвы 1709 года. По легенде, когда Карл XIIпришел на Украину, царь Петр I прибыл с армией в Харьков, куда позвал и священника Иоанна Уманова с чудотворной Каплуновской иконой. Шведы заняли Каплуновку, а Карл XII, как гласит предание, остановился в пустующем доме священника Уманова. Захватчик приказал сжечь местную церковь Рождества Богородицы, но слуги короля не могли развести огня. Бывший при Карле его союзник Мазепа разъяснил шведскому правителю, что Божия Матерь оберегает церковь, потому что в ней находилась чудотворная Каплуновская икона. Узнав о том, что сама эта святыня перевезена в Харьков к русской армии, Карл пал духом, видя в этом недобрый знак. Перед Полтавским сражением Петр I молился у Каплуновского-Казанского образа и велел священникам обойти с ним ряды солдат, а после победы приказал сделать святыне золотую ризу с драгоценными камнями. На киоте была выбита надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавою войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».

Ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери построена в 1763 г. тщанием помещицы села, генерал-поручицей Марией Петровной Яковлевой. Сохранилась метрика церкви 1887 г.: "Первоначальное устроение церкви объясняет медный вызолоченный лист, сохранившийся до сего времени в церкви, на коем вверху вычеканено изображение Богоматери Казанския на облаках с двумя по сторонам ангелами, держащими правою рукою над иконою Богоматери следующую надпись: "Образ Пресвятыя Богородицы Казанския". Внизу под иконой Богоматери чеканными словами написано: "Помощию Божию сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763 июля 3 числа". Сооружена тщанием владелицы оного села генерал-поручицею Марией Петровной Яковлевой и супругом ее Михаилом Александровичем Яковлевым. Сначала была построена в небольшом пространстве , от колокольни отделялась каменной стеной. Помещиком же села Поречья Иваном Алексеевичем Бартоломеем в 1848 г. была соединена с колокольней каменными стенами. Построена разносторонним крестом в 1 этаж с одним полукружием. На аршин от бута сложена из белого тесаного камня, а остальное все из кирпича. Стены выложены сплошной кладкой из толстого кирпича, связи в стенах железные. Цемент положен тонким слоем.

Наружные стены гладкие. Карнизы устроены из кирпича в виде поясков Кровля на сводах церкви дуговая, на два ската из железа, окрашена зеленой краской. Фонарь на сводах с пролетами устроен прямо над сводами, на фонаре имеется шея с украшениями. Глава на церкви маковицею, одна, покрыта железом, синей краской окрашена. Крест железный вызолоченный 4-х конечный с заважнами с цепями спускающимися к главе, на вершине креста корона, а на подножии полулуна. Окна продолговатые, в алтаре два окна в один свет. Наличники из кирпича гладкие, железные решетки устроены в форме колец, которые образуются двумя извилистыми железными лентами. Дверей три, расположены они на запад, север и юг, наличники каменные, петли простые железные. Паперть устроена с 3-х сторон.

Храм интересен своей архитектурой: он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов по форме напоминают лепестки клевера, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье три лепестка, а на месте четвертого расположены трапезная и колокольня.

Церкви такой необычной формы стали появляться в подмосковных усадьбах в XVIII столетии. Один из первых таких храмов был построен в конце XVII века – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В Рузском округе помимо церкви в Поречье есть еще одна с похожей архитектурой – храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово.

Церковь внутри устроена крестообразно. Алтарь от храма каменною стеною не отделяется. Один придел. Притвор устроен в виде палаты, притвор отделяется от храма глухой стеной с пролетом. Своды устроены в виде круговой дуги, без опоры на столбах. Пол выслан плитами. Алтарь одночастный, находятся в нем 2 окна, помост алтаря возвышен на 1 ступень в 1871 г., а прежде был ровен с помостом храма. Престол деревянный. Сень над престолом резная из дерева, верх ее шатровый. Горнее место устроено на открытом месте. Жертвенник устроен в одном среднем с престолом на открытом месте, деревянный. Вместо старого иконостаса, который был написан на полотне, в 1824 г. устроен новый резной работы с живописными образами высотой в 3 яруса из дерева, царские двери устроены с стумбиками в средине, которые вызолочены червонным золотом, коим же вызолочена и вся резьба, форма верхушек царских врат плоская. Пред алтарием от одного клироса до другого устроена солея, которая выше помоста храма на одну ступень, без решетки. Амвон устроен из камня. На клиросах украшений нет, клиросы продолговатые. Колокольня устроена в 1783 г. в виде башни тщанием Марии Петровны Яковлевой под смотрением Николая Михайловича Яковлева месяца августа 21 дня. Из кирпича, а крыша каменная из лещедьи. Колоколов 5. Стены церкви расписаны живописным письмом, которое было возобновлено в 1870 г. Церковь расписана вся. Снаружи стен есть иконные изображения в верхней части храма. К иконам старинного письма можно отнести следующие: храмовая икона Богоматери Казанская на серебряной ризе, которой внизу чеканными словами написано: "Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския", а на обороте написано: "Писана сия св. икона 1627 года".

Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киевопечерской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченой ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: "Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятыя Богородицы, что есть в Киево-Печерской лавре". В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой. Местный образ Спаса Нерукотворенного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей. Местно-чтимая икона Макария Египетского. На иконостасе находятся древние иконы Казанской Божией Матери и Спаса Нерукотворенного в своем первобытном виде. Резная статуя, изображающая сидящего в темнице Иисуса Христа в терновом венце величиною 2 арш. и 4 вершка. Ответы давал 7 февраля 1887 г. священник Матвей Михайлов Сергиевский 46 лет, священствует 2 года, воспитывался в Московской духовной семинарии." В 1890 г. в селе была усадьба штабс-капитана Алексея Владимировича Львова. При ней имелся завод, которым управлял запасной фельдфебель по фамилии Пушкин. По рассказам местных жителей, он спас жизнь своего командира на войне.

Приход был малочисленным и крайне бедным. Несмотря на это, настоятель храма о. Матфей Сергиевский в 1895 г. приобрёл избу, в которой открыл церковно-приходскую школу. В ней было 48 учеников. До этого о. Матфей учил детей в собственном доме. 18 декабря 1913 г. освящена новая школа, здание для неё построено попечительницей школ уезда В. Ф. Дубровиной.

Последним священником, служившим в храме до его закрытия в послереволюционное время в 1929 году, был протоиерей Александр Волоснухин 1864 года рождения, который тогда же погиб при неизвестных обстоятельствах. Колокол в те годы, сбросили и разбили (пошёл на переплавку), храм богоборцы разграбили, а помещения использовали как конюшни.

А уже после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, оставившей несколько отметин на стенах здания, подверглось разграблению фамильное захоронение Яковлевых, находившееся в подвале церкви. Здание Казанского храма долгое время стояло заброшенным, брошенным на произвол судьбы, медленно превращаясь в руины. 4 декабря 1974 года - получил статус республиканского памятника архитектуры, что впрочем, никак не отразилось на его судьбе. Реставрация памятника не проводилась.

Возрождение началось в 1990 году, когда храм был возвращен верующим. В 1991 году первый настоятель храма священник Александр Максимов вместе с приходской общиной восстановил остов храма. В 1997 году он же помог нынешнему настоятелю завершить восстановление остова храма. В июле 1997 года был начат, а в августе — завершен внешний и внутренний ремонт храма (побелка, штукатурка). В 2003-2006 гг., возведена церковная ограда, отремонтирована колокольня.

C 2005 года силами прихода оказывается содействие в восстановлении Крестовоздвиженского храма в деревне Костино и регулярно проводятся службы. В 2009 году построена крестильня при содействии благотворителя Анатолия Александровича Полосьмак, преобразованная по благословению Владыки Ювеналия в храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Храм во имя Казанской иконы Божией Матери освящен 10 мая 2009 года архиепископом Можайским Григорием.

В 2010 году силами прихода в московской областной психоневрологической больнице №4 в селе Бороденки создан Больничный храм Блаженной Матроны, при Психоневрологической больнице №4, филиал в д. Бороденки Рузского округа.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Церковь Каплуновской-Казанской иконы в Поречье и сайта: https://orthodox-ruza.ru/ruzskoe_blagochinie/hramy_ruzskogo_blagochiniya/cerkvi_ruzskogo_rajona/



Комментарии и обсуждение


Сайт прихода Казанской церкви с. Поречье и прихода Церкви Воздвижения Креста Господня в деревне Костино Рузского района http://porechje2005.narod.ru

22 августа 2005.

Колокольня построена в между 1783-1793 гг. Небольшая трапезная-притвор построена в 1848 г. на средства лейб-поручика И.А. Бартоломеуса.

К.В. Аминов

10 августа 2014.