ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернавино. Церковь Василия Великого.

Церковь Василия Кесарийского


Чернавино. Церковь Василия Великого
Церковь. Действует.  
Престолы:Василия Великого, Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1686.
Адрес:
187412, Ленинградская область, Волховский район, д.Чернавино

Координаты: 59.998763, 32.311845





Сортировка:

Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
ProFan156
20 мая 2020
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
ProFan156
20 мая 2020
Церковь Василия Великого, Вид с запада<br>, Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
5 сентября 2016
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Галина Букина
5 октября 2013
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Галина Букина
5 октября 2013
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Инга Томан
10 марта 2013
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
yozik
5 июня 2011
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Сергей Прохоров
16 августа 2010
Церковь Василия Великого, Вид церкви после ремонта<br>, Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Вид церкви после ремонта
Алексей Сычев
31 мая 2008
Церковь Василия Великого, Вид с юго-востока<br>, Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Вид с юго-востока
pavlun_mavlun
14 января 2007
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
strusto
13 июня 2005
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
strusto
13 июня 2005
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
SmartCat
9 апреля 2005
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Бородкин Владимир
20 октября 2013
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
yozik
5 июня 2011
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Сергей Прохоров
16 августа 2010
Церковь Василия Великого, Фото 1911 года из фондов Российского этнографического музея. Автор В.М. Машечкин<br>, Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Фото 1911 года из фондов Российского этнографического музея. Автор В.М. Машечкин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1911
Церковь Василия Великого, Рис. из журнала "Нива"<br>, Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1910
Церковь Василия Великого, Рис. из журнала "Нива"<br>, Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1885
Церковь Василия Великого, , Чернавино, Волховский район, Ленинградская область
МОРПЕХ879
9 сентября 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 июля 2003

Церковь Василия Кесарийского построена в 1686 г. на фундаменте церкви XIII в.


Наталия  8 февраля 2008

Напротив Староладожской крепости на противоположном берегу Волхова расположена деревня Чернавино. В жалованной грамоте 1555 года на этом месте упоминается монастырь. В монастыре тогда было две церкви - деревянная «на каменной подошве» Благовещенская, каменная Василия Кесарийского и деревянная колокольня «на восьми столбах». В 1686г. обветшавшую церковь разобрали, а на ее фундаменте, на деньги дворянина Тихона Ивановича Бестужева построили новый храм. Стены храма сложены из плит. У западного фасада пристроено крыльцо, с южной стороны расположен небольшой Благовещенский придел с открытой папертью. Главный придел и трапезная покрыты двускатной крышей. Небольшая главка венчает глухой барабан. Западный портал и окна украшены фигурными обрамлениями из кирпича. Монастырь был упразднен во время екатерининских реформ в 1764 году. После этого церковь стала приходской. В советское время церковь закрыли, в здании устроили сельский клуб. В 2004г. храм закрепили за женской монашеской общиной. В 2006г. проводились реставрационные работы по восстановлению фасадов: поверхность заново оштукатурена и покрыта современными материалами. Работы проводила компания «Лапин Энтерпрайз».

По статье в журнале «Вода живая» № 1 2008г.


Марина Зуйкова  8 мая 2018

Село Васильевское в 160-ти верстах от Петербурга, в 12-ти от Новой Ладоги; в четверти версты от правого берега Волхова, на высоте 20-ти сажень над рекою. Оно расположено против мужского Староладожского монастыря. Так как на месте погоста было когда: то Валаамское подворье, под именем Васильевского монастыря, то можно полагать, что первыми обитателями здешнего места были валаамские иноки, спасшиеся сюда при разорении их обители в конце 16-го века. Это подтверждает синодик, хранившийся некогда в здешней церкви, а потом взятый на Валаам. До 1857 года здесь была деревянная церковь Преображения, построенная, как значится на доске, хранившейся в церкви, в 7192 (1684) году при Феодоре Алексеевиче, патриархе Иоакиме и митрополите новгородском Корнилии. А надпись на деревянном кресте, стоявшем в алтаре этой церкви, свидетельствует, что крест водружен «в церкви Боголепного Преображения 7190 (1682) года, генваря в 8-й день».

В 1857 г. по указу духовной консистории от 23-го мая, за № 3131, церковь перенесена на Валаам. Туда же взяты крест и доска. Но так как местность эта издревле называлась погостом, то и церковь явилась здесь во времена очень отдаленные. Даже нынешний храм носит на себе признаки несомненно глубокой древности. Он имеет в устройстве своем черты новгородских храмов 11-12 веков, как-то: трехчастное разделение алтаря, существование полатей или хор, толщина стен, кладка их из камня и плиты, устройство главного престола из камня и помещение жертвенников в стенных впадинах. Всех этих свойств нет в позднейших строениях, особенно в последней половине 17-го века. На это же время указывают и клировые ведомости, и синодик, веденный иноками Валаамского монастыря, временными насельниками Васильевской обители. В клировых ведомостях пишется: «храм построен в 1670 году, при державе благоверного государя царя и великого князя Михаила Феодоровича (Алексея Михайловича?), при митрополите Макарии Великого Новогорода и Великих Лук, рачением Боголюбивых православных христиан приходскими людьми».

В синодике: «192 года по вере и обещанию построил в Ладоге, в Васильевском монастыре, церковь Божию каменную, с трапезою, во имя Василия Кесарийского и освящена в 194 году, генваря в 28-й день, раб Божий Тихон, сын Бестужев, с женою и детьми, для своего спасения и родителей своих вечного поминовения, и кто в тое святые обители вииредь будут игумены или строители и братия, им бы пожаловать во святых своих молитвах за нас грешных Бога молить и родителей наших поминать». Показание клировых ведомостей взято, конечно, из синодика, а здесь монахи, вместо исправления храма Бестужевым, нависали построение храма, так как в старину возобновление и исправление церквей называлось построением. Вероятно до каменной церкви была здесь деревянная; так было везде. Даже в самом Новгороде первый собор был деревянный. А церковь была необходима для жителей правого берега Волхова, потому что прочие поселения хотя и входили в пределы Обонежской пятины, но церкви их находились на левом берегу Волхова, в пятине Вотской; каковы были: Климентовская, Ильинская, Михаило-архангельская. Таким образом от Троицкого монастыря на Златыне, находившегося в 5-ти верстах от устья Волхова, до Гостинопольского монастыря, отстоявшего на 35 верст, т.е. на пространстве 30-ти верст, не было бы ни одного храма, что трудно предположить при густоте берегового заселения, неудобстве сообщения с левым берегом не только весной и осенью, во и зимою, так как на Волхове, при оттепелях, образуются значительные полыньи, а иногда и вовсе не бывает льду. Предполагать, что существовала здесь с первых веков христианства в России, церковь можно потому, что погост, как известный округ, не мог зависеть от другого погоста, даже в духовном отношении, во избежание смешения. От того, вероятно, описываемый нами погост и не имел никакого другого названия, кроме «Васильевский», как и Климецкий или Ильинский, тогда как другие, кроме церковных, носили и другие названия, как-то: Городенский, Песоцкий, Теребужский, на Пороге, с Городища и т. п.

Итак, Васильевская церковь была одною из древнейших церквей здешнего края, хотя и не входила в состав города, как входили Пречистенская, Климентовская и Георгиевская. Нынешний храм, судя по употребленному на него материалу, построен никак не позже 14-го века и может быть создан новгородским архиепископом Василием, в честь тезоименитого ему святителя, как делали многие князья, владыки и посадники новгородские. Сходство Васильевского погоста с церквами новгородскими, построечными сим святителем и его преемником, св. Моисеем, как-то: Ковалевскою, Волотовскою и др. подтверждает эту загадку. Св. архиепископ Василий скончался в 1352 г. А так как каменные церкви, особенно около этого времени, и в самом Новгороде строились по преимуществу в монастырях, то можно полагать, что и здешний храм построен был в монастыре прежде существовавшем, или вновь учрежденном в конце 15-го века. Память о нем сохранилась только в названии земель и служителей «монастырскими».

Храм во имя св. Василия Великого имеет придел Благовещения. В главном алтаре престол каменный, высотою в 1 аршин 6 вершков, длиною и шириною в 1 аршин; в приделе - деревянный, на 4х столбах, вкопанных в землю. Высота и длина его 1 арш. 5 вершк., ширина 1 арш. 4вершка. Антиминсы на престолах новые, освященные митрополитом Никанором 1853 г. декабря 20-го дня. Жертвенники устроены не на столиках, как обыкновенно, а в стенных впадинах. В храме достопримечательны: 1) серебряный вызолоченный крест, с частицами мощей, дар помещицы Долгосабуровой в 1843 году; 2) крест, с частицами от мощей Антония Римлянина и от гроба Александра Свирского. На нем надпись: «лета 7172 (1664), июня 21-го, сделан бысть сей крест в Ладогу, в Васильевской монастырь, повелением Духова монастыря архимандрита Киприана по своих родителех». 4) Иконы в иконостасе древнего греческого письма. Все они поновлены, кроме иконы Василия Великого; 4) серебряный ковш, чеканный, внутри вызолоченный, оловянный ковчег и два оловянных блюдца, с именем архимандрита Киприана; 5) Евангелие в лист, изд. в Москве при Феодоре Алексеевиче и при патриархе Иоакиме в 1677 году; 6) Апостол в лист, изд. в Москве в 1684 году; 7) два служебника в полулиста, изданные в Москве, один в 1676 году, другой — в междупатриаршество; 8) Требник большой, в лист, изд. в Москве в 1680 году. В церкви находятся планы и межевые книги генерального межевания 1778 г. сентября 11го дня. Кроме старой церкви во имя св. Василия здесь есть новая каменная церковь, во имя Преображения, освященная 26-го января 1871 года. До 1843 г. причт состоял из священника, дьячка и пономаря; в 1843 г. пономарская вакансия уничтожена.

Из прежних священников известны: Никита Минин (+ 1797 г.), Дмитрий Никитин (+ 1831 г). С 1831 по 1839 года были «входящие» священники, потом - Иоанн Иоаннов, умерший за штатом в 1859 году; Александр Казанский. Ныне священствует Петр Лавров, окончивший курс, по 2 разряду, в С.-Петербургской духовной семинарии. До штатов причт содержался доходами от земли и платою за требы; по штатам получает 220 р. — оклад 6 класса. Из церковной земли пахотной 11 дес. 2,273 саж., сенокосной 20 дес. 866 саж. Из всего этого количества на долю священника приходится 21 дес. 292 саж.; дьячку 10 дес. 1,846 саж.

При церкви есть деревянная сторожка. Причт живет в собственных домах. Приход граничит: с севера и запада Волховом с востока - Изсадским приходом, с юга - Ильинским. Всех прихожан по клир. ведомостям 1883 г. считается муж. 214 и 247 женск. пола. К приходу принадлежат деревни: Заколомье, Турковшина, Сельцо Ефремовское, Горчаковшина, Кустково, Борихино, Гутово, Чернавино и Лопино. В приходе есть две пустоши: Свяхино, на месте прежней деревни Чернавино и Самыловщина или Самуиловщина, и принадлежащая г. Богданову. Кроме Волхова в приходе есть река Златынка и ручьи — Глубокий и Корповский. Кроме хлебопашества многие прихожане занимаются ловлей рыбы на Волхове. Грамотных до 20 человек. Школа открыта в 1850 г. священником.

Кроме общих и храмовых праздников, крестьяне празднуют праздник Преображения и пятницу Варлаамовскую, т.е. 9-ю после Пасхи. В этот день бывает три крестных хода. Один после утрени, в деревню Лопино, другой после литургии, в дер. Чернавино, третий, вечером — в деревню Сельцо. Крестный ход сопровождается окроплением св. водою народа и скота. Эти крестные ходы установлены в память свирепствовавшей в 1862 году сибирской язвы. В деревнях Гутове и Кусткове бывает крестный ход 8-го июля по тому-же случаю. Эти деревни празднуют также св. Николаю Чудотворцу; в Горчаковщине празднуют Покрову, может быть в честь храмового праздника в соседнем селе Подбережье. На кладбище при церкви, кроме крестьян, погребен род Бестужевых.

Часовен две: в Чернавине - Василия Великого и в Гутове - Николая Чудотворца и св. Власия. На кресте, находящемся в Гутовской часовне, вырезан 7192 (1684) г. В приходе был когда то «Городок», на кряже реки Волхова и ручья Корповского. Здесь жил воевода Бестужев. Тут теперь усадьба Корпово, владение Бестужевых. По берегу Волхова стоит множество сопок.

"Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии" (Вып. VIII, IX и X, Спб, 1884-1885 гг.)


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  20 мая 2020

Чернавинский скит, или Васильевский женский скит деревни Чернавино, находится на противоположном берегу реки Волхов в деревне Чернавино, напротив села Старая Ладога. Скит основан при церкви Святителя Василия Великого Кесарийского, и его духовно окормляет братия Никольского монастыря. В переписных оброчных книгах 1499 года поселение называлось село Васильевское, в честь храма, который был выстроен в этих местах в первой половине ХIV века, во времена правления Новгородского архиепископа Василия.

В 1555 году храм, который, вероятнее всего, первое время был приходским, был уже в составе Васильевского монастыря. В 1611 году Никольскому монастырю сильный урон нанесли шведы. Но более всего от вражеского нашествия пострадал Валаамский монастырь, который остался на шведской стороне, поэтому часть братии с острова Валаам укрылась в полуразрушенном Васильевском монастыре. В 1684 году в обители был выстроен каменный храм Святителя Василия Великого с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, существующий и поныне. Кроме него на территории обители был выстроен деревянный на каменном основании храм Преображения Господня (разобран и перевезён на остров Валаам в 1857 году, а на его месте выстроен кирпичный храм с тем же посвящением в эклектичном стиле).

В 1764 году монастырь был упразднён, а его церкви действовали как приходские. В 1937 году молитва в храмах была запрещена, а в 1940-м церкви и вовсе закрыли. В них устроили зернохранилище, а после - сельский клуб. В 2004 году храмы Святителя Василия Кесарийского и Спаса-Преображения закрепили за Свято-Никольским Староладожским мужским монастырём и тогда же в нём начали организовывать женский скит и возрождать монашескую жизнь. Храм Василия Кесарийского - главный храм скита - имеет небольшие размеры. Это одноапсидная бесстолпная церковь. Главный вход в храм расположен с западной стороны, где к основному объёму примыкает трапезная с небольшим крыльцом. С южной стороны храма находится придел Благовещения Пресвятой Богородицы. Главный барабан главы вместо окон имеет узкие прямоугольные ниши. Кровля на храме тесаная деревянная. Основной материал, из которых выстроен храм, - местный известняк.

Скорее всего, строителем церкви был человек, знакомый и с псковской архитектурой, и с церковным деревянным зодчеством Русского Севера в целом. Так, в облике храма Василия Великого мы видим и типичные черты новгородских храмов ХI-ХII веков, и считываем аналогию с древнерусскими церквами клетского типа, столь характерного для северных церквей. Престольными праздниками скита являются 19 августа - Преображение Господне и 7 апреля - Благовещение, 14 января - память святителя Василия Великого Кесарийского и 30 января - Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск № 392, ООО "Де Агостини", 2020



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.