В Старой Руссе, на пересечении Крестецкой улицы с Троицкой (ныне улицей Тимура Фрунзе), располагается церковь Живоначальной Троицы. Нынешнее здание датируется ХVII веком, со значительной перестройкой в веке девятнадцатом; хотя храм на этом месте появился значительно раньше. У него богатая и интересная история... Уже в писцовых книгах 1497 года в числе прочих приходов Старой Руссы называется "Троицкая улитцкая церковь". В дальнейшем храм на пересечении Крестецкой и Троицкой улиц упоминается в источниках ХVI и начала ХVII века. А в Смутное время деревянный храм был сожжён захватчиками: "На Троицкой улице место церковное, что был храм Живоначальной Троицы, сожгли литовские люди в 1609 году; вдоль церковного места двадцать сажен, а поперёк девять сажен". Прежде считалось, что долгое время после Смуты храм не восстанавливался и был возрождён лищь в конце 1680 года, причём сразу в камне. Однако позднейшие исследования выявили факты пожертвований в Троицкую церковь в 1640-е годы и существование церковного причта в 1670-е. А это значит, что храм восстановили относительно быстро. Теперь принято считать, что после Смуты его снова отстроили в дереве и разобрали непосредственно перед постройкой капитального каменного здания. Строительство, правда, задалось не сразу. Так, из документальных источников известно: в 1672 году артель мастеров-зодчих из Балахны жаловались царю на то, что работы застопорились из-за незватки финансирования. Возобновили постройку лишь в 1680-м.
Здесь стоит обратиться к "Иллюстрированному историко-статистическому очерку города Старой Руссы и Старорусского уезда", написанному М. И. Полянским в конце ХIХ века: "В 1680 году на прежнем месте вновь выстроена церковь во имя св. Троицы на иждивение купца Якова Тверева. После чего, чрез 65 лет, церковь эта подверглась запустению от бывшего в 1759 году пожара. По возобновлении церкви в 1767 году, она опять пришла в прежнее состояние". Нам здесь остаётся только добавить, что Я. И. Тверев был одним из богатейших старорусских солепромышленников конца ХVII - начала ХVIII столетия. Пожар, вспыхнувший в 1759 году, оказался не единственным испытанием, выпавшим на долю каменной церкви за три с половиной века её существования. В ураган 1836 года с неё сорвало купола, стены пошли глубокими трещинами. Меры, принятые на месте, успехом не увенчались - церковь продолжала разрушаться. Только в 1854-м храм привлёк внимание императора Николая I, который, вопреки устоявшимся стереотипам, был весьма прогрессивен в деле сохранения памятников старины. Именно Николай Павлович распорядился отремонтировать церковь с сохранением её исторического облика. За дело взялся мастистый архитектор К. А. Тон. Без переборки старинного конструктива всё-таки не обошлось - уж очень сильно было повреждено здание. Пришлось разобрать весь верх - не только барабаны, но и своды с арками и, частично, столпы. Отныне храм получил простую четырёхскатную кровлю вместо сложной криволинейной, характерной для архитектуры ХVII века (такие переделки с заменой кровли на упрощённую очень часто практиковались в ХIХ веке, вне зависимости от того, было здание аварийным или нет). Освятили реконструированную Троицкую церковь в 1860-м. В это же время рядом с ней возвели высокую четырёхъярусную колокольню. Согласно "Иллюстрированному историко-статистическому очерку...", на звоннице был "вседневный колокол, весом в 60 пудов, который имел следующую надпись: "Лета 1761, месяца сентября, вылит сей колокол в город Старую Руссу, к церкви живоначальныя Троицы, из старой горелой меди, в помин великого пожара 1759 года июня в 29 день". Далее были полвека процветания.
На рубеже ХIХ-ХХ столетий при церкви существовала большая приходская школа (после октября 1917 года её преобразовали в начальную). После революции храм оставался действующим лет пятнадцать. В тридцатые годы началась кампания по ликвидации прихода. В 1931-м решена была участь колокольни: "за невозможностью ее использовать под культурно-общественные нужды, разбирается на строительство". Сам храм - если быть точным, летняя его часть, - в это время использовался под такую "культурную нужду", как склад зерна. Но службы продолжались до конца 1930-х. Так, в 1929-1937 годах здесь служил иерей, кандидат богословия и краевед Владимир Пылаев, в тридцать седьмом попавший под каток репрессий и растрелянный. Новые испытания принесла Великая Отечественная война. В ходе боевых действий Троицкая церковь получила тяжелейший урон: лишилась глав, крыши, в стенах вновь образовались критические трещины, в барабанах - сквозные пробоины. Всё старинное внутреннее убранство, включая иконостас, иконы древнего письма и богослужебную утварь, погибло. Долгое время после войны храм не ремонтировали, за это время обрушились стены алтарных апсид и притвора.
Восстановительные работы начались в 1968 году под руководством опытного архитектора-реставратора Т. В. Гладенко. За это время, как отмечается в "Архитектурном наследии Великого Новгорода и Новгородской области", было заложено двенадцать шурфов, сорок три зондажа. Установлены габариты первоначального притвора, апсид, палаток-тамбуров, местоположение столбов, обнаружены следы некоторых арок, два яруса связей (нижние - деревянные, верхние - железные), следы раскраски фасадов". Как положено при всякой серьёзной научной реставрации, было подготовлено несколько вариантов восстановления Троицкого храма. Первый предполагал возрождение в том виде, в котором здание было непосредственно перед войной. Второй - воссоздание по состоянию на ХIХ век, со значительными, однако же, отступлениями от "тоновского" облика в пользу ХVII века. Так, по ХVII веку предполагалось реставрировать притвор, апсиды, палаточный свод взамен четырёхскатной кровли. Памятник должен был приобрести очень интересный вид, но в итоге был утверждён третий, упрощённый проект - реставрация по ХIХ веку с восстановлением лишь отдельных элементов ХVII века, в первую очередь порталов, декора и старинных элементов интерьера. В эту же реставрацию были разобраны остатки притвора и апсид ХIХ века, проектную документацию по их восстановлению составили под руководством Г. М. Штендера в 1986-1993 годах. Через три года Троицкую церковь передали Новгородской епархии.
С самого момента возобновления служб настоятелем Троицкой церкви остаётся отец Виталий Александров. По его благословению в храме организовали хор, у певчих - музыкальное образование. В 1997 году открылась воскресная школа, где преподают детям основы Закона Божиего, готовят к жизни в лоне Православной Церкви, организуют паломнические поездки по святым местам. К Троицкому приходу приписаны две часовни: во имя святителя Николая на привокзальной площади, выстроенная в прежних формах взамен утраченной в советские годы, и новая часовня во имя Архистратига Михаила, организованная в одном из помещений центральной районной больницы.
Как сказано про Троицкий храм в "Архитектурном наследии Великого Новгорода...", памятник является характерным образцом большого посадского храма второй половины ХVII в.: значительных размеров (17х17 м), кубический, четырёхстолпный, трёхапсидный, пятиглавый, с западными притвором и боковыми палатками-тамбурами, без подклета, с богатым декором". Классика русского зодчества той эпохи! Деление фасадов традиционно трёхчастное, центральный барабан - световой. ХVII веку соответствуют богато оформленные наличники, а вот ассиметричное узорочье московского извода до Старой Руссы не дошло - детали фасадов симметричны, если не считать слегка сдвинутых в сторону алтаря боковых дверей в храм, оформленных по традиции фактурными перспективными порталами. Пространство под закомарами отделено от основного тела четверика крупным геометрическим фризом, в подзакомарных нишах была яркая стенопись, сам фриз тоже исторически был раскрашен. Красоту интерьера во многом ещё только предстоит восстановить.
Сейчас в церкви ещё нет как такового иконостаса - есть алтарная преграда с царскими вратами, иконы закреплены непосредственно на стенах, а сами стены и своды вместо росписей покрыты простой побелкой. Но уже сейчас видно, что храм - особенный. Например, обращают на себя расположенные по периметру стен, внизу, шестнадцать ниш - арксолиев. Их вскрыли при реставрации 1960-х годов. Сейчас в них вазы с цветами. А ещё в храме великолепная акустика, усиливающая и как бы приумножающая, как говорят прихожане, звук молитв и церковного пения.
Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №361, ООО "Де Агостини", 2019