Изборский Никольский собор "словно олицетворяет лучшие черты русского человека", - писали об этом храме. Именно Никольским храмом открывается замечательная страница русской каменной летописи, которую мы называем "псковской архитектурной школой". Никольский собор в Изборске строился, когда Псков уже обрёл независимость от Новгорода - во второй четверти ХIV века. К тому времени городок-крепость перебрался на нынешнее место, на Жеравьей горе, а до этого он располагался на Труворовом городище - остроконечном высоком мысе. Со временем назрела необходимость расширить и укрепить город. Расширяться же и укрепляться можно было только на новом месте. И в 1303 году город "переехал" на полверсты южнее, на Жеравью (Журавлиную) гору.
Новую крепость окружили каменными стенами. В 1330-х годах внутри этих стен поднялся Никольский собор, впервые упоминаемый в летописях в 1341 году. Через восемь лет письменные источники вновь упоминают храм - в связи с освящением Спасского престола. К сожалению, в этих источниках нет сведений о том, из какого материала построена эта церковь. Лишь в документах рубежа ХVI-ХVII веков появляется вот такое описание: "Да в городе же церковь Николы Чудотворца камена, а на церкви той крест железной, позалочен, да на палатях придел Преображения Спасова..." Многие исследователи считают Никольский собор в Изборске - по многим "родовым" признакам - предшественником псковского Троицкого собора, возведённого в 1365-1367 годах.
В книге "Тропой легендарного Трувора" (из знаменитой "жёлтой" серии "Дороги к прекрасному" советского издательства "Искусство"), В.В. Косточкин пишет: "Смотреть на него особенно приятно при боковом освещении солнца, когда чёткие и живописные тени от лопаток и завершающих их кривых мягко ложатся на чуть неровные, как бы живые и окутанные воздухом плоскости стен, обмазанные слоем известкового раствора, под которыми хорошо чувствуется плитняковая кладка. В эти недолгие минуты Никольский собор приобретает особую пластичность, его как бы вибрирующие стены играют светом и тенью, он поистине превращается в скульптурное изваяние. Одиноко, словно замкнувшись в себе, стоит сейчас Никольский собор внутри крепости. Вокруг пусто, всё поросло травой. Только за колокольней, потеснившись к крепостной стене, вытянулось в ряд несколько деревянных домов..." А ведь лет четыреста назад Никольский Собор смотрелся просто колоссальным, по праву считаясь величественной постройкой в крепости.
Никольским собор стал в первую очередь потому, что Изборск зачастую называли Домом Николая Чудотворца (по аналогии: Псков - Дом Святой Троицы, Новгород - Дом Святой Софии). Первый храм во имя этого Божьего угодника возвели, когда ещё крепость располагалась на Труворовом городище - сейчас на месте, где он стоял, находится Никольская церковь. Надо отметить, что на Псковщине святитель Николай Чудотворец, считавшийся на Руси покровителем сельского хозяйства, больше почитался как "поборник земли русской", защитник всех страждущих и помощник в повседневных делах. Поэтому не удивительно, что именно святителя Николая выбрали покровителем пограничного "железного", то есть несокрушимого, города Изборска. Между прочим, сам собор поставлен в полном соответствии с русской градостроительной традицией строить храмы поближе к главным воротам, в данном случае - к арке захаба. Через неё открывается вид сразу на два фасада этой чуть приземистой церкви, с её простыми и лаконичными формами, словно сама историческая обстановка, как обращали внимание некоторые исследователи, приучила местных жителей к скромности, приучила довольствоваться и в архитектуре малым.
Не стоит забывать, что Никольский храм - это ещё один и одна из первых (среди дошедших до нас) каменных церквей псковской архитектурной школы. Безусловно древнее его, пожалуй, лишь соборы псковских Мирожского и бывшего Ивановского монастырей. В фундаментальном труде историка архитектуры Алексея Комеча "Каменная летопись Пскова" говорится, что Никольский собор близок к новгородской школе; в результате проведённых исследований, по высказыванию данного автора, этот храм можно считать связующим звеном между новгородской и псковской школами зодчества и одной из отправных точек развития последней. С 1599 года Никольский храм получил статус кафедрального. Через несколько десятилетий он описывался как "церковь каменная с единым приделом". Через некоторое время сообщалось об "освящённых двух престолах в настоящей Николая Чудотворца и придельной во имя Преображения Господня..."
Спустя двести с небольшим лет, в 1849 году, к собору пристроили провинциально-классическую двухъярусную колокольню, совсем не похожую на те звонницы, что строили в Средневековье. В ХIХ веке Никольский собор ремонтировался. По крайней мере, из документов известно, что в храме велись строительные работы, в результате которых появились новые окна, а уже имеющиеся были расширены - до этого они больше напоминали бойницы. Расширили и входной проём. А вот окна в барабане заделали. Археологи установили, что в древности и верх церкви тоже был другим - его стены поднимались выше, отличалась форма кровли. В прежние времена последняя являлась, скорее всего, восьмискатной или лопастной, в соответствии с традициями новгородской архитектуры. Существующее четырёхскатное покрытие с полусферической главой появилось лишь в середине ХIХ столетия, однако по мнению исследователей, именно оно придало облику строения единство и законченность (и это, вообще говоря, не характерно для ХIХ века, когда переустроительная активность вела чаще к порче древних памятников).
После революции 1917 года, Изборску и его Никольскому храму в известной степени повезло: ещё в 1920-е годы, согласно Тартусскому мирному договору, территория города (как и вся западная часть Псковского уезда вместе с Печорами) почти на два десятилетия отошла к Эстонии. Собор тогда не закрывался и службы в нём не прекращались. Более того - во время Великой Отечественной войны немцы хотели снять со звонницы колокола, но изборяне не позволили им это сделать. К слову сказать, местные жители отстояли свой храм и во времена хрущёвской оттепели, когда власти на второй волне богоборчества порывались закрыть церковь. Если не считать пристроенной значительно позже колокольни, Никольский собор Изборска - типичный древний храм северо-запада России. Его глубокая древность определяет весь его облик: тогда, в ХIV веке, мастера ещё не разделяли "декоративное" и "утилитарное" - слившись воедино, то и другое рождало тот специфический архитектурный сплав, который так привлекает нас в зодчестве вольных русских городов. Можно сказать, что конструктивные особенности собора "прописаны" на его фасаде: традиционные для Псковщины лопатки, делящие внешние стены натрое, отмечают те места, где натрое же делится четырёхстолпный внутренний объём. Из декора - ничего, кроме легкого, символического изгиба венчающих прясла арочек под самым карнизом; полукруглая апсида вообще ничем не украшена; и лишь массивный барабан, зодчие позволили себе разнообразить двумя декоративными поясами - снизу аркатурным, сверху - рядом полукруглых ниш. Барабан этот когда-то был световым; заложенные впоследствии световые проёмы со стрельчатыми завершениями и сейчас можно увидеть в нижней части этого коренастого цилиндра - их наполовину закрывают листы позднейшей четырёхскатной кровли. Купол крыт серебристым металлом.
Весь лаконичный, если не сказать - скуповатый облик собора производит впечатление свойственной северянам спокойной уверенности в себе - но без нарочитой угрюмости. Проделанные в толще кладки арочные окна с глубоко посаженными рамами наглядно демонстрируют нам реальную толщину стен и ещё раз подчеркивают, какой же Никольский собор всё-таки мощный. Появившийся в ХVI столетии южный придел, такой маленький, что на него не раз обратишь внимание, при ближайшем рассмотрении оказывается внешне даже позамысловатее собора. Фигурные срезы крыши и карнизов, неожиданный керамический поясок на барабанчике над самой главкой - это, безусловно, приметы позднейшего времени, новых вкусов, "звучащие", однако же, более чем деликатно, лёгким штрихом, как подпись художника в углу живописного полотна. А вот колокольня - позднейшая пристройка; впрочем, невысокий (ниже самого собора) двухъярусный столп "присоседился" к древнему храму предельно тактично, а в оформлении его простых и строгих фасадов авторы по мере сил попытались "перепеть" старинную псковскую песнь в камне. В результате колокольня смотрится вполне органично, особенно если сравнивать с возобладавшим в конце ХIХ столетия повальным увлечением пристраивать к камерным древним храмам несоразмерные по высоте и эстетике многометровые башни колоколен в псевдорусском "кирпичном" стиле.
Размеры Никольского собора - 26 х 18,5 метра (с приделом и колокольней), собственно четверик - всего 18 х 12 метров. Изнутри он кажется ещё компактнее из-за большой толщины стен и особенностей конструкции. Четыре мощных столпа делят на три части и без того достаточно небольшой внутренний объём, дополнительно ограничивая его своей внушительной массой; единственная перспектива - вверх. Захватывающая дух устремлённости ввысь заставляла забыть о суровостях и тяготах, задуматься о возвышенном. Сами несущие столпы - четырёхгранные, что является верным признаком глубокой старины постройки. Также в интерьере собора замечаем не характерные для позднейшего псковского зодчества слишком массивные, пониженные арки перекрытия, т.н. архаичный феномен. Сейчас в интерьере Никольского собора немного икон. Это, конечно же, не значит, что у храма и города (точнее, села) нет великих святынь. Образ святителя Николая Чудотворца и Корсунская икона Божией Матери не одно столетие почитались прихожанами. К сожалению, о Корсунском образе сейчас приходится говорить в прошедшем времени - тридцать лет назад его украли, и ныне на его месте находится копия. Но кто знает, может, чудотворная икона ещё вернётся в эти стены?
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №56, 2013 г.