Облик провинциального Череповца сохранили лишь видовые открытки и фотографии конца XIX - начала XX века. На них запечатлены и три городские каменные часовни, хотя и не отличавшиеся особым архитектурным изыском, но игравшие важную градо-образующую роль. Самая ранняя из них по времени основания, в честь иконы Богоматери "Живоносный Источник", находится на правом коренном берегу реки Ягорбы. Прежде на ее месте находилась сооруженная еще в XVIII веке ветхая деревянная восьмигранная шатровая часовня того же наименования. Внутри часовни был заключенный в сруб родник, над которым стояла икона. Историю появления на этом месте часовни никто из горожан не помнил уже в XIX веке, и называли ее просто "Источница". И. Ф. Тюменев, путешествуя по Мариинской водной системе, побывал и в Череповце. Интересуясь историей храмов Пошехонья, он попытался и здесь отыскать остатки старины: "Нет ли у вас в городе старинной церкви какой или часовни? - обратился я к извозчику. - Есть Источница, старая. - Вези к Источнице. Он свернул направо, проехал в конец города и привез нас на берег речки (кажется, носящей название Ягорбы). Там стояли две часовни, одна новая, каменная, и другая деревянная, очень ветхая. Окна в ней были забиты досками. Сквозь щели мы могли рассмотреть в полу часовни четырехугольный обруб колодца; пол весь в дырьях и сильно перекошен; на стене большая икона "Положение во гроб". - Это и есть Источница? - Это и есть. - А по какому случаю она тут поставлена?
- Не знаю. - Может быть, что-нибудь про нее рассказывают, старину какую-нибудь? - Нет, ничего не слыхал".
В 80-х годах XIX века на средства Воскресенского собора и пожертвования прихожан была построена каменная часовня с прежним наименованием, крестообразная в плане. Она несла на своих фасадах лаконичный декор, который в отдельных своих деталях содержал поздние классические реминисценции. Интересно то, что часовня ориентирована по сторонам света, - это в практике часовенного строительства обычно не соблюдалось и, по существу, превращало Источницкую часовню в небольшой храм. Тем не менее иконостаса в ней не было никогда, а пространство восточной части креста заполняли напольные киоты с иконами и стоящими перед ними подсвечниками и аналоем в центре. Интерьер часовни был достаточно скромен: лепной карниз несложного профиля опоясывал весь периметр здания, а в средокрестии был выполнен из алебастра круглый лепной плафон под паникадило. Внутреннее пространство освещалось арочными окнами, по четыре на северном и южном фасадах. Завершал здание восьмигранный шатер на таком же основании, увенчанный барабаном и главкой с перехватом в основании, которая была крыта железом в виде ромбов.
Ниже часовни, с юго-восточной стороны, над бьющим из недр земли источником возвышался краснокирпичный киворий на рустованных столбах, перекрытый на восемь скатов и увенчанный главкой. Построен он был в самом конце XIX века. При звоне со всех городских колоколен и большом стечении молящихся крестный ход проходил от Воскресенского собора и всех храмов города к часовне и завершался водосвятным молебном с чтением акафиста празднуемой иконе. Городская святыня была обнесена палисадом и окружена Источницким садом. Рукав старого русла реки Ягорбы, подходивший к часовне, в народе назывался "Старухой".
В 1924 году Источницкую часовню закрыли и тогда же отремонтировали и приспособили под нужды городской электростанции. Впоследствии в ней разместили сушильную камеру лесопилки, полностью нарушив интерьер. Святой источник был забит глиной и булыжником. И сейчас единственная из городских часовен, Источницкая, лишена завершения, территория вокруг захламлена, вблизи проходит нитка городского коллектора. Проект восстановления предусматривает разборку остатков здания и возведение его вновь, что превратит часовню в новодел, не имеющий ничего общего с архитектурным наследием прошлого. Выход видится в устройстве дренажной системы, организованного водоотвода и планировки территории в пределах зоны памятника.
М. Ю. Хрусталев "Часовни города Череповца". Череповец: Краевед. альм. Вып. 3. - Легия, 2002.