ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.


Шуя. Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1891 и 1901.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Ивановская область, город Шуя, рядом с д. 2 улице Советская и д. 1 по улице Спортивной.

Координаты: 56.850542, 41.370083 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, С сайта https://pastvu.com/p/207089<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
С сайта https://pastvu.com/p/207089
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1931
Всехсвятский единоверческий женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы, С сайта https://pastvu.com/p/207086<br>, Шуя, Шуйский район, Ивановская область
С сайта https://pastvu.com/p/207086
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Георгий Николаевич  26 октября 2023

Внутреннее убранство соборного храма Успения Пресвятой Богородицы в Шуйском Всехсвятском единоверческом женском монастыре, начало XX века. «Храм сей строился 10 лет. Закладка его совершена 2-го июня 1891 года. К 1-му сентября 1901 года храм был совсем окончен постройкой, отделан внутри и снаружи и готов был к освящению, которое и назначено было на 9-е сентября. <…> Предъалтарный иконостас деревянный резной, в 5 ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма; все они без риз. Пред ними 10 больших вызолоченных подсвечников с тремя большими свечами на каждом. Солея обнесена чугунной, бронзированной решеткой. Стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошными орнаментами. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы. Иконы в них большей частью в дорогих, серебро-позлащенных и жемчужных ризах. Посредине храма висит большое бронзовое вызолоченное паникадило с 64 свечами. Пол во всем храме и папертях из разноцветных метлахских плиток».

Протоиерей Евлампий Правдин (Владимирские Епархиальные Ведомости. Отдел неофициальный. № 22-й. 1901 г.

Взорван в 1931 году. Сейчас на месте взорванного собора расположен жилой дом (улица Советская, 2).


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  26 октября 2023

С 1891-го по проекту инженера С.П. Брагина начал строиться Успенский собор. Большой пятиглавый храм, построенный в «псевдорусском» стиле, стал доминантой Миллионной (ныне Советской) улицы и символизировал въездные ворота в старую часть города. Собор возводился в течение десяти лет, он был освящен 9 сентября 1901 года архимандритом Серафимом (Чичаговым), будущим священномучеником. Освящение собора стало грандиозным событием для Шуи и даже описано в отдельной брошюре шуйским священником Евлампием Правдиным. Успенский храм мог вмещать до тысячи человек.

В ограде монастыря было выстроено несколько зданий, при обители существовало кладбище. В приходе монастыря в 1892 году числилось 46 дворов (131 человек). Численность насельниц на 1908 год была: 17 монахинь, 95 послушниц.

Вскоре после революции монастырь был закрыт, но храмы оставались действующими. Долгое время в местной газете «Серп и молот» велась дискуссия по поводу возможного уничтожения собора, предлагалось построение на его месте «своего Дворца культуры».

В 1931 году Успенский собор был взорван; известно, что на взрыв было потрачено 50 тысяч рублей. Небольшой белый храм с колокольней, а также часовня и здание церковно-приходского училища были разрушены в 1954–55 годах перед самой постройкой 76-квартирного дома, здание которого сейчас возвышается при въезде на Октябрьский мост. Из прежних построек Всехсвятского единоверческого монастыря уцелела одноэтажная трапезная из красного кирпича, здание бани.

https://monasterium.ru/publikatsii/25-rch-reg/shuyskie-monastyri-istoriya-i-vozrozhdenie/


Марина Зуйкова  26 октября 2023

Соборный храм монастыря во имя Успения Божией Матери заслуживает особого внимания. В городском ландшафте монастырский собор стал одной из главных архитектурных доминант Шуи. Собор располагался в начале главной улицы города (Миллионной) и начинал вереницу шуйских храмов, выстроившихся вдоль основной дороги, проходящей через центр Шуи, по направлению к Костроме.

Настоятельница монастыря игуменья Досифея 11 сентября 1890 года обратилась во Владимирскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении и благословении строительства нового монастырского храма на участке земли, подаренном монастырю благотворителем В.В. Рубачёвым. Игуменья просила произвести построение нового храма под наблюдением составлявшего проект архитектора С. Брагина. Источниками финансирования игуменья Досифея указывала «средства благотворителей, изъявивших желание помочь мне в сём деле и на текущие монастырские средства». Также предполагалось участие в строительстве храма благотворителя монастыря В.В. Рубачёва. В переписке отмечалось, что на пожертвованном монастырю участке расположено несколько каменных и деревянных строений, некоторые из которых предполагается снести, а кирпич от разрушенных зданий использовать для нового строительства. Рассмотрение и одобрение прошения произошло в кратчайшие сроки – разрешение на строительство было получено уже 15 октября 1890 г. За этот срок в строительном отделении Владимирского Губернского правления также был рассмотрен и одобрен проект новой церкви.

Освящение соборного храма в Шуйском Всехсвятском единоверческом монастыре 9 сентября 1901 г. стало грандиозным событием. Хроника торжественного освящения собора была отражена известным шуйским священником и краеведом Евлампием Правдиным на страницах Владимирских епархиальных ведомостей (№22 за 1901 год). Освящение выполнял настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Серафим (в 1997 г. причислен к священномученикам) вместе с настоятельницей шуйского Всехсвятского единоверческого монастыря игуменьей Досифеей, настоятелем Благовещенского керженского единоверческого монастыря Нижегородской губернии архимандритом Филаретом, местными и московскими единоверческими и синодальными священнослужителями. На освящении присутствовали настоятельницы трёх женских монастырей: московского Всехсвятского единоверческого (Александра), Покровского единоверческого Нижегородской губернии (Маргарита), Воскресенско-Фёдоровского в с. Сергееве Шуйского уезда (София). Службу сопровождало пение двух хоров монахинь – местного и «выписанного» из Москвы. На торжественном освящении собора были многие благотворители – представители шуйских, иваново-вознесенских, петербургских, московских купеческих династий, участвующие в устройстве собора и монастыря (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и др.).

Успенский собор был одним из крупнейших храмов Шуи (в основании собора был квадрат со стороной около 23 м, высота составляла около 30 м). Вместимость храма составляла около тысячи человек. Успенский собор был построен в традициях «русского стиля». Современники отмечали некоторое внешнее сходство шуйского Успенского собора с Храмом Христа Спасителя в Москве (возможно, в архитектурном отношении этот вопрос является спорным, но судьба обоих храмов оказалась схожей – оба были взорваны в 1930-х гг.). Шуйский собор имел крупный, вытянутый вверх четверик, увенчанный пятью куполами на световых барабанах с вызолоченными крестами. К основному объёму четверика по сторонам света примыкали небольшие ризалиты с арочными нишами. Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов. Основания барабанов куполов, ризалиты и палатки-часовни были украшены рядами кокошников. Декор собора включал набор повторяющихся элементов (килевидные наличники, декоративные пояски, многочисленные мелкие кокошники). С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти в форме кубических палаток-часовен с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. К декоративным элементам, используемым при оформлении здания, также относились кружевные полоски из белой жести, украшавшие завершения кокошников, наличников, входных арок, карнизы. Примечательна редкая для нашего региона форма куполов собора – каждый крупный луковичный купол завершался небольшой стройной главкой с высоким крестом. Подобные главки с крестами на высоких барабанах, украшенных «висячими» кокошниками, завершали шатровые кровли палаток-часовен по сторонам храма.

Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученику Василию пресвитеру Анкирскому.

Евлампий Правдин описал богатое убранство собора: «внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы». При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков».

https://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/vseh.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.