Соборный храм монастыря во имя Успения Божией Матери заслуживает особого внимания. В городском ландшафте монастырский собор стал одной из главных архитектурных доминант Шуи. Собор располагался в начале главной улицы города (Миллионной) и начинал вереницу шуйских храмов, выстроившихся вдоль основной дороги, проходящей через центр Шуи, по направлению к Костроме.
Настоятельница монастыря игуменья Досифея 11 сентября 1890 года обратилась во Владимирскую Духовную Консисторию с прошением о разрешении и благословении строительства нового монастырского храма на участке земли, подаренном монастырю благотворителем В.В. Рубачёвым. Игуменья просила произвести построение нового храма под наблюдением составлявшего проект архитектора С. Брагина. Источниками финансирования игуменья Досифея указывала «средства благотворителей, изъявивших желание помочь мне в сём деле и на текущие монастырские средства». Также предполагалось участие в строительстве храма благотворителя монастыря В.В. Рубачёва. В переписке отмечалось, что на пожертвованном монастырю участке расположено несколько каменных и деревянных строений, некоторые из которых предполагается снести, а кирпич от разрушенных зданий использовать для нового строительства. Рассмотрение и одобрение прошения произошло в кратчайшие сроки – разрешение на строительство было получено уже 15 октября 1890 г. За этот срок в строительном отделении Владимирского Губернского правления также был рассмотрен и одобрен проект новой церкви.
Освящение соборного храма в Шуйском Всехсвятском единоверческом монастыре 9 сентября 1901 г. стало грандиозным событием. Хроника торжественного освящения собора была отражена известным шуйским священником и краеведом Евлампием Правдиным на страницах Владимирских епархиальных ведомостей (№22 за 1901 год). Освящение выполнял настоятель суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Серафим (в 1997 г. причислен к священномученикам) вместе с настоятельницей шуйского Всехсвятского единоверческого монастыря игуменьей Досифеей, настоятелем Благовещенского керженского единоверческого монастыря Нижегородской губернии архимандритом Филаретом, местными и московскими единоверческими и синодальными священнослужителями. На освящении присутствовали настоятельницы трёх женских монастырей: московского Всехсвятского единоверческого (Александра), Покровского единоверческого Нижегородской губернии (Маргарита), Воскресенско-Фёдоровского в с. Сергееве Шуйского уезда (София). Службу сопровождало пение двух хоров монахинь – местного и «выписанного» из Москвы. На торжественном освящении собора были многие благотворители – представители шуйских, иваново-вознесенских, петербургских, московских купеческих династий, участвующие в устройстве собора и монастыря (К.Н. Балина, Я.Н. и Ф.Я. Фокины, К.М. Машков, Е.П. Зендолинская, П.Н. Корнилова и др.).
Успенский собор был одним из крупнейших храмов Шуи (в основании собора был квадрат со стороной около 23 м, высота составляла около 30 м). Вместимость храма составляла около тысячи человек. Успенский собор был построен в традициях «русского стиля». Современники отмечали некоторое внешнее сходство шуйского Успенского собора с Храмом Христа Спасителя в Москве (возможно, в архитектурном отношении этот вопрос является спорным, но судьба обоих храмов оказалась схожей – оба были взорваны в 1930-х гг.). Шуйский собор имел крупный, вытянутый вверх четверик, увенчанный пятью куполами на световых барабанах с вызолоченными крестами. К основному объёму четверика по сторонам света примыкали небольшие ризалиты с арочными нишами. Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов. Основания барабанов куполов, ризалиты и палатки-часовни были украшены рядами кокошников. Декор собора включал набор повторяющихся элементов (килевидные наличники, декоративные пояски, многочисленные мелкие кокошники). С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти в форме кубических палаток-часовен с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. К декоративным элементам, используемым при оформлении здания, также относились кружевные полоски из белой жести, украшавшие завершения кокошников, наличников, входных арок, карнизы. Примечательна редкая для нашего региона форма куполов собора – каждый крупный луковичный купол завершался небольшой стройной главкой с высоким крестом. Подобные главки с крестами на высоких барабанах, украшенных «висячими» кокошниками, завершали шатровые кровли палаток-часовен по сторонам храма.
Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученику Василию пресвитеру Анкирскому.
Евлампий Правдин описал богатое убранство собора: «внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы». При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков».
https://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/vseh.htm