ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Зимовники. Церковь Петра и Павла (старая).


Зимовники. Церковь Петра и Павла (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Петра и Павла
Год постройки:1906.
Год утраты:1939 (разрушена)
Адрес:
Россия, Ростовская область, Зимовниковский район, пос. Зимовники, на месте рынка

Координаты: 47.145694, 42.469267 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Петра и Павла (старая), Старинное фото из архива Петропавловского прихода пос. Зимовники<br>, Зимовники, Зимовниковский район, Ростовская область
Старинное фото из архива Петропавловского прихода пос. Зимовники
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  31 января 2023

2 февраля 1906 года жители поселения при станции Зимовники и окружающих хуторов подали прошение о строительстве походной церкви Святых апостолов Петра и Павла. В июне 1906 года на средства прихожан была построена однопрестольная деревянная церковь с такой же колокольней.

Благочинный священник Сальского округа настаивал, что основывать храм при временном поселении целесообразно, поэтому освятили его с задержкой: только 10 декабря 1907 года – как приписной к церкви слободы Верхне-Себряковской. Своего причта церковь не имела, богослужения проводил священник слободской Вознесенской церкви Павел Владимирович Юркевский.

Штат священников и псаломщиков определяла Донская духовная консистория. Причт состоял из священника и псаломщика. При церкви Святых апостолов Петра и Павла также состояли просфорня и староста, который выбирался прихожанами.

17 декабря 1909 года старостой в церкви поселения при станции Зимовники утвердили крестьянина Михаила Скороходова. Согласно отчётам Донского миссионерского комитета за 1909 год, при станции Зимовники проживали в небольшом количестве молокане; появились там и толстовцы. В 1910 году на три года членами церковного попечительства избрали девять человек; председателем – Павла Юркевского, казначеем – Михаила Скороходова. 20 сентября 1910 года церковь посетил епископ Аксайский Гермоген. 6 сентября 1911 года место священника занял окончивший курс духовной семинарии коллежский секретарь Ювеналий Михайлович Беляев.

Церковь Святых апостолов Петра и Павла имела обширный круг благотворителей из близких и отдалённых мест. В 1908 году крестьянин Гавриил Петров пожертвовал 200 рублей на приобретение подцерковного дома при Петропавловском молитвенном доме.

В 1907-1911 годах на средства прихожан возвели два деревянных причтовых дома и дом для церковного караула. В 1911-м купец Лев Иванович Терентьев построил первое церковно-приходское училище с четырёхлетним обучением, которое стало называться Терентьевским. Начальное образование было бесплатным и обязательным. Изучали закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письма, арифметику, историю Церкви и Отечества. 2 ноября 1911 года отца Ювеналия утвердили законоучителем.

В 1912 году Петропавловская церковь была приписана к Вознесенской церкви поселка Верхне-Себряковского. Церкви Петра и Павла принадлежали 468 квадратных саженей усадебной земли. Причтовый денежный доход составлял 1823 рубля 17 копеек [10]. В 1912 году в «Донских епархиальных ведомостях» появилось объявление о вакансии просфории. В просфории (просвирни) выбиралась общиной бедная вдова или «старая девушка». Полагалась денежное вознаграждение от общины в сумме 120 рублей и собранный хлеб.

6 марта 191 года по распоряжению епархиального начальства отца Ювеналия переместили в церковь станицы Морозовской, и его место занял священник отец Михаил. Михаил Николаевич Рукин родился в семье священника в 1877 году. В 1900-м он окончил Воронежскую духовную семинарию; с 1909 по 1913 год служил в Покровской церкви при станции Морозовской; после чего – 21 мая – его утвердили законоучителем Терентьевского приходского училища.

Кружечного сбора за 1913 год поступило в размере 2 рублей 20 копеек.

В годы Первой мировой войны в церквях Донской епархии был организован сбор пожертвований в пользу русской армии. По сообщению отца Михаила (от 21 февраля 1915 г.), прихожане Петропавловской церкви на сумму 139 рублей 50 копеек собрали для воинов тёплые сорочки, пиджаки на вате, полушубки на меху, валенки, варежки, перчатки, одеяла, шапки, и всё это отправили в Харьковский склад имени Государыни императрицы Александры Фёдоровны.

В Донской епархии активно развивалась миссионерская деятельность, направленная на борьбу с сектантами и старообрядцами. Согласно отчёту Донского епархиального противостарообрядческого и противосектантского миссионерского комитета за 1913 год, Сальский округ был наиболее «заражён расколом». В 1915 году были опубликованы правила для приходских миссионерских кружков ревнителей православия и благочестия. В таких кружках, председательствовали в которых настоятели храмов, принимали участие и учителя церковно-приходских школ. В том же году отец Михаил через крещение присоединил из секты баптистов к православной церкви уроженца Павловского уезда Воронежской губернии крестьянина Василия Леонтьевича Костюченко, его жену Глафиру Федотовну, двухлетнего сына Стефана; уроженку Тавричанской губернии Бердянского уезда крестьянку Анастасию Трофимовну Сапунцеву и уроженку Астраханской губернии Царёвского уезда крестьянка Мария Ивановна Головачёва.

Церковь была очень холодной и непригодной к устройству отопления. Со временем стала протекать крыша; потрескалась щелёвка; снег, ветер и пыль летели сквозь стены.

В 1920 году в посёлке Зимовники насчитывалось 310 дворов и 1481 жителей. После принятия 8 апреля 1929 года постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» в стране усилилась антирелигиозная работа. Служителей церкви лишали избирательных прав, священники и приходы облагали налогами – а в случае неуплаты имущество подлежало конфискации.

Петропавловскую церковь закрыли 8 апреля 1939 года на основании Постановления Президиума ростовского областного исполнительного комитета. В том же году её и разрушили. На территории бывшего церковного двора открыли центральный рынок, который действует по сей день. Дом священника, который был куплен Ростовской епархией и Зимовниковской православной общиной у хозяина Сухарева, был изъят. Сначала в нём располагался Краевой совет профсоюзов, потом райком ВЛКСМ и Общество содействия обороне авиации и химическому строительств (Осоавиахим).

http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1848



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.