ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Горка. Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте.


Горка. Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1757.
Год утраты:1942 (сгорела)
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, д.Горка

Координаты: 60.649754, 33.208262
Проезд:От Александро-Свирского монастыря (п. Старая Слобода) идёт грунтовка в южном направлении - до д.Горка 19 км



Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте, Интерьер Никольской церкви в деревне Горка на Свири в 1942 году. Фото из финского военного архива<br>, Горка, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Интерьер Никольской церкви в деревне Горка на Свири в 1942 году. Фото из финского военного архива
Дмитрий Волохов
1942
Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте, Фото 1942 года из финского военного архива. Никольская церковь в деревне Горка на Свири<br>, Горка, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Фото 1942 года из финского военного архива. Никольская церковь в деревне Горка на Свири
Дмитрий Волохов
1942
Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте, Вид с южной стороны. Фото Каликина Ф. А.  1921 г. (ОФ НА ИИМК РАН)<br>, Горка, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Вид с южной стороны. Фото Каликина Ф. А. 1921 г. (ОФ НА ИИМК РАН)
Дмитрий Волохов
1 сентября 1921
Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте, Никольская церковь в деревне Горка на Свири. Фотография 1916 г. из собрания Российского Этнографического Музея (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25474287)<br>, Горка, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Никольская церковь в деревне Горка на Свири. Фотография 1916 г. из собрания Российского Этнографического Музея (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25474287)
Дмитрий Волохов
1 июня 1916
Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте, Иконостас. Фото Репникова Николая Ивановича 1916 г. из фондов РЭМ. (Музейный № РЭМ 3675–27)<br>, Горка, Лодейнопольский район, Ленинградская область
Иконостас. Фото Репникова Николая Ивановича 1916 г. из фондов РЭМ. (Музейный № РЭМ 3675–27)
Дмитрий Волохов
1 июня 1916



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Воронов Юрий Викторович
 

Первая церковь Николая Чудотворца на Горском погосте, находящийся до 1764 года рядом с Ильинским Свирским Великорецким мужским монастырём, была построена еще до шведского нашествия 1582 года и, может быть, даже раньше самого Ильинского монастыря, дату основания которого относят к 1556 году. Затем, в 1619 году взамен старой церкви поставили новую, зимнюю церковь Николая Чудотворца, и она, как указывают писцовые книги, входила уже в состав монастыря. Позднее, в 1757 году на погосте, отстоящеми от монастыря 400 м, возводят уже третью по счёту летнюю однопрестольную деревянную Никольскую церковь.

После упразднения в 1764 году Ильинского монастыря его храм становится приходским и его приписывают в качестве зимнего храма к Никольской церкви Горского погоста. Богослужения на погосте проходили от Димитриевской субботы до дня Св. Пасхи - в Ильинском храме, а с Пасхи до праздника Покрова - в Никольском храме.

Храм действовал до 1932 года. В время Великой Отечественной войны 17 апреля 1942 года Никольский храм сгорел, а бывшая монастырская Ильинская церковь была разрушена.


Марина Зуйкова  28 декабря 2022

Первое упоминание о Никольской церкви мы встречаем в писцовой книге А. Лихачева 1563 года: «В том же погосте Ильенские пустынки монастырь, а в нем цер­ковь Илия пророк, а другая церковь теплая Никола Великорецкие, а в монастыре свещенник Матфей да 22 старца» («Писцовая книга Обонежской пятины письма Андрея Лихачева и подьячего Ляпуна Добрынина 7072 (1563/64) год»).

Второе упоминание о Никольской церкви в Горке мы находим в писцовой книге Плещеева (1582 год) также при описании бывшего Ильинского монастыря на Свири: «Монастырь Ильинской. А на монастыре церковь Ильи Пророка, да место церковное, что была церковь Николы Чюдотворца Великорецкого на реке на Свери» ("Книга Обонежской пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузьмина, 7091 года (1582-1583 г.))".

Третий раз Никольская церковь упоминается в писцовой книге 1619 года: «Монастырь Ильинской на реке на Свери. А в нем Церковь Ильи Пророка рубленая деревянная, да другая церковь Никола Чюдотворца теплая с трапезою…» ("Дозорная книга Заонежской половины письма и дозора Мины Дмитриевича Лыкова и подьячего Якова Гневашева, 7128 года (1619-1620 г.) в переводе Сергея Цыплакова).

Одновременно, в кратком церковно-историческом справочнике «Земля Невская Православная» (2006) мы читаем, что Никольская церковь в Горке была: «(Деревянная, до 1582 г.; разорена в Смутное время). Деревянная, 1757 г. Не действовала с 1932 г., закрыта в 1941 г. Не сохранилась».

Другими словами, первая церковь Николая Чудотворца Великорецкого была построена здесь рядом с Ильинским монастырем еще до шведского нашествия 1582 года и входила в состав монастыря. Может быть Никольская церковь была построена здесь даже раньше самого монастыря, точная дата строительства которого нам неизвестна, но она относится к периоду до 1563 года. Затем, после шведского нашествия на месте разрушенной церкви, к 1619 году поставили вторую, новую зимнюю церковь Николая Чудотворца, которая входила в состав Ильинского монастыря. Позднее, в 1757 году на ее месте построили уже третью по счету, новую летнюю Никольскую церковь, изображение которой после ремонта представлено на фото ниже. После 1764 года эта новая Никольская церковь стала главным храмом административного округа Горский погост.

В "Примечаниях" издания 1888 года к "Журналу о походах в Соловки и на Валаам острова капитана Я.Я. Мордвинова в 1744-1784 годах" о Никольской и Ильинской церквях в Горке мы читаем следующее: "Въ Горскомъ погосте, расположенномъ при селе Горке, Лодейнопольскаго уезда, на правомъ берегу реки Свири, въ 23 верстахъ отъ Лодейнаго Поля, церковь во имя Св. Николая Чудотворца, построенная въ 1757 году неизвестно кемъ, деревянная, холодная, съ однимъ престоломъ. Къ церкви сей принадлежатъ: а) оставшаяся отъ упраздненнаго Ильинскаго монастыря теплая церковь во имя Св. Пророка Иліи деревянная, съ однимъ престоломъ, построенная неизвестно кемъ въ 1690 году и затемъ обновленная въ 1848 году, и б) теплая же церковь во имя Св. Архистратига Михаила въ селе Заостровье, съ однимъ престоломъ, деревянная, построенная въ 1879 году иждивеніемъ лодейнопольскаго купца Феодора Иванова Рогожина.

Въ Ильинской церкви богослуженіе отправляется во время зимы, начиная отъ Димитріевской субботы и до дня Св. Пасхи, въ Никольской въ летнее время до праздника Покрова, а въ Михайло-Архангельской чрезъ два воскресныхъ дня въ теченіи всего года. По клировой за 1885 годъ ведомости церковный причтъ въ Горскомъ приходе показанъ состоящимъ изъ священника, діакона и псаломщика".

По материалам: https://vk.com/@62373223-ob-istorii-derevni-gorka-na-sviri


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 сентября 2024

Селение Горка находится всего в 20 км к востоку от Кондопоги. Сейчас на красивом возвышенном месте стоит полуразрушенная каменная церковь Николая Чудотворца 1848 г. постройки. Еще в конце XIX в. в одной ограде с ней находились деревянный храм того же посвящения и стоящая отдельно деревянная колокольня. Когда они были утрачены, пока точно установить не удалось, но в документах Синода 1910 г. в приходе значилась уже только одна каменная церковь. Нет и изображений утраченного комплекса. По этой причине деревянный Никольский храм остается неизвестным исследователям и не упоминается в работах по архитектуре Карелии.

Единственная, но очень ценная публикация о Горском приходе, вышла в 1894 г. в «Олонецких губернских ведомостях» (ОГВ). Автором ее был Петр Иоаннович Певин – сын горского священника Иоанна Певина. В остальном сведения о старинном храме и истории погоста могут быть почерпнуты только из архивных источников. В статье П. Певина отмечается, что в переписи Заонежских погостов Андрея Плещеева 1582 г. среди деревень, относившихся к Кижскому погосту, Горки не встречается, зато есть целых три Чеболакши. П. Певин высказывает мнение, что деревня, отмеченная Плещеевым как «на Онежском озере в Чеболакши», и есть нынешнее село Горка. Последовательное рассмотрение писцовых и переписных книг XVII–XVIII столетий подтверждает его предположение.

Во времена проведения переписей 1582 и 1616–1619 гг. церкви в Чеболакше еще не было, но в писцовой книге 1628–1631 гг. читаем: «…выставка в деревне на Лукинской трети да у них же другая деревня, словет в Чеболакше Кузнецовская, стоят вопче», в ней отмечена церковь Николы Чудотворца «теплая, древяна, с трапезою, стала внове». В следующих переписях 1646 и 1678 гг. Никольская чеболакская церковь упоминается, правда без описания. Краткую характеристику храма мы вновь находим в «Отказной книге на Заонежские погосты» письма Брянчанинова 1696 г.: «Того же Кижского погоста волостка на Онеге озере Чеболаская, а в ней церковь Николы Чудотворца, древяна, шатрова». Новое название погост и волость получают в начале XVIII в. В Переписной книге 1722–1723 гг. читаем: «Дворцовая Чеболашская Горская волость, а Горская тоже». Впоследствии название «Горка» закрепилось за этим местом, а Чеболакшей называлась уже только деревня в нескольких километрах к северу от погоста.

П. Певин обстоятельно разбирает вопрос о времени постройки горской деревянной церкви, цитируя документы, хранившиеся в храме. Древнейшим из них была челобитная, которую «Чеболакшский поп Панкрат Самсонов подает в 152 г., т. е. 7152 или 1644 г.». П. Певин справедливо замечает, что факт существования церковнослужителей в приходе в 1644 г. указывает на то, что церковь тогда уже была. Вторым документом он называет «Опись церковную Горской выставки» 1768 г., в которой говорилось: «Церковь деревянна, во имя Чудотворца, построена в лето 7135 го», т. е. в 1627 г. Однако в ней не было сказано, откуда заимствованы сведения о годе постройки храма. Наконец, третий документ – «Исторические сведения о Горском приходе», составленные в 1840-е гг. благочинным – уже однозначно сообщал и дату постройки храма, и источник информации: «Церковь деревянная, во имя Святителя Николая, построена в 7135 году тщанием прихожан, сие записано на деревянном кресте, хранящемся в церкви». Все эти документы, по-видимому, не сохранились. Но в Национальном архиве Республики Карелия (НА РК) и Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ) есть копии с составлявшихся в 1830-х и 1850-х гг. сведений по истории прихода. В них мы находим те же сведения о кресте с датой 7135 г. Все это согласуется с данными переписной книги 1628–1631 гг., сообщающей, что церковь на тот момент «стала внове».

Отцом Петра Певина священником Иоанном Певиным в 1887 г. была составлена метрика горской церкви. Это главный источник, дающий нам новые знания о памятнике. И в метрике, и в статье в ОГВ рассказывается о находке, указывающей на другую дату постройки храма в Горке. Более точные сведения даны в метрике: «При поправке деревянной Николаевской церкви […] в Горском приходе, под блюдом шатра открыта, написанная на восьми досках черною краскою, которая от времени почти изгладилась, надпись следующаго содержания: На первой доске: “Лета ЗРОЗ (7177) году построен сей Храм”; на 2 доске: “Иже во Святых Отца нашего Николы Архиепископа Мирликийского Чудотворца при дер”; на 3 доске: “жаве Великаго Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича”; на 4 доске: “Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и при Святейшем Патриархе Иоасафе”; на 5 доске: “и при Преосвященном Митрополите Питериме и при Благоверной Царице и Великой Княгине Марьи”; на 6 доске: “Ильичне и при Благоверном Царевиче и Великом Князе Алексеи Алексеевиче и при Благо”; на 7 доске: “верном Царевиче и Великом Князе Феодоре Алексеевиче и при Благоверном Царевиче и Великом Князе”; на 8 доске: “Семеоне Алексеевиче и при Благоверном Царевиче и Великом Князе Иване Алексеевиче во славу Богу”. Доски сии по причине ветхости, при исправлении церкви сняты с церкви и ныне находятся под церковною колокольнею» (ОР НА ИИМК, ф. Р-III, д. 4215, л. 2).

Обнаружена эта надпись была при ремонтных работах 1865–1867 гг. Она находилась «под блюдом шатра», то есть под его полицей. П. Певин в 1894 г. сообщает, что к этому времени из 8 досок осталось только четыре, а остальные по неведению были уничтожены рабочими при ремонте колокольни в начале 1890-х гг. Местонахождение упоминаемого в источниках креста было тогда уже неизвестно священнослужителям Горского прихода.

Итак, крест говорил о постройке церкви в 7135 (1627) г., а надпись на самом храме указывала 7177 (1669) г. П. Певин объясняет это тем, что храм был основан в 1627 г., а в 1669 происходило его поновление или расширение. По его словам, при ремонте церкви «горские крестьяне заметили, что храм был сделан из бревен, бывших уже в употреблении при какой-то постройке. Не иначе, что эта постройка был тот же храм, расширенный или вновь переделанный в 1669 г.». Думается, что это верное объяснение. При серьезной перестройке храм должен был быть заново освящен, и на нем могла появиться храмозданная надпись. Крест с более ранней датой продолжал храниться при этом в церкви. Эта дата и указывалась в документах, как первоначальное время основания церкви. Построенный в 1627 г. храм мог быть и не шатровым, шатер впервые упоминается в переписи 1696 г. Но сохранность надписи под полицей шатра (в подлинности которой сомневаться нет оснований) утверждает нас в мысли, что с 1669 г. центральный столп церкви сохранял свое объемное решение неизменным.

О первоначальном облике церкви и произошедших в результате ремонта 1860-х гг. изменениях П. Певин пишет следующее: «Вид этого храма был таков. Небольшая, около 7 саж. длины, церковь не была обшита тесом ни с внутренней, ни с внешней стороны. Над срединой храма возвышался шатер, постепенно суживающийся кверху. Вовнутрь храма вели две лестницы с севера и юга; по сторонам лестниц были устроены перила, а над верхом лестниц, как и над входным крыльцом, – навес. Внутренний вид церкви был сумрачный. Церковь освещалась небольшими окошечками, и притом окна были размещены не в одну линию, а так, что одни окна были выше, другие ниже. Внутреннее деление храма на части было так неравномерно, что паперть выходила более среднего храма, могущего вместить десятка 2–3 молящихся; остальные же предстоящие должны были оставаться в паперти... После двухсотлетнего существования, древний вид храма был изменен. Конусообразная форма осталась та же. Прежний средний храм и паперть теперь составили один средний храм. Вновь были пристроены паперть и площадка с входной лестницей, так что длина храма увеличилась. С внутренней и внешней стороны храм был обшит тесом. Старинные верхние окна были уничтожены, а нижние увеличены […] Наконец, произведена окраска всего храма с внутренней и внешней стороны».

Единственное краткое описание, составленное до ремонта 1860-х гг., было обнаружено в исторических сведениях от 1832 г.: «Церковь […] холодная во имя Святителя и Чудотворца Николая в длину с олтарем и папертью 7 сажен, в широту олтарь 1 ½ сажени, внутренность церкви 2 саж. паперть 2 ½ саж. об одной главе продолговатая» (ОПИ ГИМ, ф. 450, д. 696, л. 50).

Послеремонтный облик постройки в подробностях рисует нам метрика. «В 1865–1867 годах, вместо обветшавшего входного крыльца, пристроены новая паперть и новое же крыльцо с лестницею, в 13 ступеней, кои по бокам обнесены перилами, над крыльцом устроена крыша на столбах […] Алтарь церкви четыреугольный – в длину 5 ар., ширину 4 ½ арш. и вышину 3 ½ аршина. Церковь внутри разделяется на две части – Восточную, что близ царских врат: вышина 6 ¼ арш., ширина 2 саж. и длина 2 саж. и Западную до паперти вышина коей 3 ½ арш., ширина 2 ½ саж. и длина 2 саж. 2 ½ аршина. Длина паперти 5 арш. 2 ½ арш. и высота 3 ½ аршина. (В документе допущена какая-то ошибка при указании размеров паперти. – А.Н.).

Церковь вся деревянная, как внутри обшита тесом, так и снаружи обшита и окрашена [...] Галерей вокруг церкви нет […] Алтарь, храм и паперть крыты на два ската, а крыша шатра до шейки главы – конусообразно […] Подзоров у крыши нет. Весь корпус храма и крыша крыты новым тесом в 1867 году […] Поверх купола церкви устроена одна глава, обитая белым листовым железом, а на алтаре поставлен один крест без главы […] Окна четырехугольные с рамами в 6 стекол, высота окон 1 ½ арш., ширина 1 арш. 2 вер. В окна вставлены железные решетки, наподобие рам. Устроены окна с северной и южной стороны, в алтаре оных 2 […], в храме 8 – по 4 на каждую сторону и в паперти два […] Двери в храме двои, – одни со входного крыльца в церковную паперть, а другие из оной в церковь, обе деревянные, – первые из них щитовые, а вторые филенчатые, ничем не обиты, а выкрашены белилами […] Вход в церковь один с Западной части […] Алтарь отделяется от храма одним иконостасом, двери для входа в алтарь двои: Царские и северные […] В паперти нет никаких приделов, а также и в других частях храма […] Своды храма простые и прямые, как в обыкновенных домах; потолки подшиты досками […] Столбов нет […] Иконостас старинного устройства в три яруса […] Нет – ни звонницы ни бил […] В церкви печей нет, она холодная […] Совокупно с церковию колокольни нет, а устроена она в 1802 году, деревянная, в недальнем расстоянии, в виде башни, купол конической формы […] с главою и с 8 конечным крестом, обитыми белым листовым железом […] Потолок храма под шатром покрыт 13 иконами (небеса), писаны сии иконы в 1867 году, на холсте» (ОР НА ИИМК РАН, ф. Р-III, д. 4215, л. 3–11).

Это описание дает нам вполне ясное представление о храме. Но самое замечательное, что на приведенный в метрике вопрос о наличии и виде карнизов дан следующий ответ: «На нижней части храма нет (карнизов. – А.Н.), а шатер устроенный сверху сначала четыреугольный, а с половины уже осьмигранный до блюда купола с карнизами в 2 ряда в форме размещенных один подле другого трехугольников стопа шатра, а выше к блюду уже шире и шире» (Там же, л.4). «Шатром» здесь, по-видимому, именуется вся верхняя часть храмового столпа между уровнем потолка церкви и полицей у основания шатрового завершения (само шатровое покрытие называется в документе «крышей» или «конусообразным куполом»). По этому пункту метрики мы можем заключить, что церковь имела два фронтонных пояса, а выражение «шире и шире» наводит на мысль о двойном расширении кверху храмового столпа, т. е. он, скорее всего, состоял из двух восьмериков на четверике, каждый из которых был поставлен на повал нижележащего.

Таким образом, церковь в Горке встает в ряд ранних представителей прионежской храмостроительной традиции и вместе с храмами в Линдозере (1634 г.) и на Лычном острове (1620 г.; вторая половина XVIII в.) является ближайшим аналогом и непосредственным предшественником Успенской церкви в Кондопоге.

Горизонтальные размеры горской церкви, приведенные в источниках, почти в точности совпадают с размерами храма в Яндомозере (1650 г.). Линдозерская и лычноостровская церкви также были очень близки им по своим плановым размерам. Все это совсем небольшие храмы.

Конечно, кондопожская церковь, построенная в 1774 г., была гораздо масштабнее, отличалась совершенством пропорций, конструктивными новациями и деталями, но она, безусловно, была преемницей и наследницей местных храмов XVII столетия, с еще одним из которых нам позволили познакомиться архивные документы.

Источник: Рябининские чтения – 2019: Материалы VIII конференции по изучению и актуализации традиционной культуры Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019.

По материалам статьи: Носкова А.Г. (г.Санкт-Петербург) «Никольская церковь в Горке – малоизвестная предшественница кондопожского храма» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2019/2009.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.