ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ольшаны. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Ольшаны. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1764 и 1767.
Год утраты:1942 (разобрана немцами для мощения дороги)
Адрес:
Украина, Харьковская обл., Дергачёвский район, пгт. Ольшаны, ул. Центральная, д. 2А. На церковном месте ресторан «Тандем». На месте церковной часовни - автозаправка «Brent Oil» (на северо-запад от храма, через дорогу).

Координаты: 50.053573, 35.882091
Проезд:до остановки «Центр», далее до ресторана «Тандем» (храмовое место).



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Общий вид. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1928 г.<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Общий вид. Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1928 г.
Елена Григорьева
1 июня 1928
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Интерьер храма. Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Интерьер храма. Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
12 июня 1913
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
12 июня 1913
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1910-х годов<br>, Ольшаны, Харьковский район, Украина, Харьковская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
12 июня 1913



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  18 октября 2021

Ольшаны - бывшее сотенное местечко Харьковского казачьего - полка лежат примерно в 29 км к северо-западу от г. Харькова. Как писал Филарет Гумилевский, «население Ольшаной началось не позже 1650 г. и в начале XVIII ст. было так велико, что в 1724 г. существовало в Ольшаной 6 храмов: Рождества Богородицы, Покрова Богородицы, Воскресенский, Архангельский, Трехсвятительский и Николаевский. Главным храмом был храм Рождества Пресвятой Богородицы, называвшийся соборным. Каменный Рождественский храм встал на месте более раннего деревянного, 1736 г. постройки, в 1764-1767 гг.

В настоящее время в Ольшанах сохранилась только деревянная Николаевская церковь 1753 г. постройки – одна из четырех древних деревянных храмов, чудом уцелевших в Харьковской области из более чем 200 памятников монументальной деревянной архитектуры, существовавших в начале XX ст. В 1913 г. к ней с юга, севера и запада пристроили три массивных кирпичных притвора и приземистую колокольню. Сохранился и снимок храма до перестройки, опубликованный С.А. Таранушенко, вместе с обмерами.

Несохранившийся Рождественский храм в 1792 г. был переосвящен в Покровский, когда располагавшаяся по соседству церковь XVII ст. обветшала. Ктитором тогда был Иван Яковлевич Ковалевский. По объемно-пространственной композиции он принадлежал к редкому типу построек – одноглавому трехчастному храму, состоящему в плане из 3-х восьмигранников. Из сохранившихся памятников Левобережья только колокольня Воскресенской церкви в Чернигове с теплым храмом, ранее располагавшимся в первом ярусе, близка ему как по типу, так и по дате постройки.

Все постройки данного или близкого типа, большей частью относившихся к Слобожанской архитектурной школе, объединяло стремление зодчих максимально увеличить площадь традиционного трехчастного башенного храма, сохранив остроту его силуэта, мужественную суровость граненых объемов, идущую от древних ротонд, традиционную для украинских народных мастеров. Наружные размеры храма в плане были близки Николаевской церкви в Харькове, 25×28 м. Высота центрального верха без креста, видимо, соответствовала продольному размеру и составляла приблизительно 28 м. Его двухзаломное завершение было приземистым, как в небольших деревянных сельских церквях. Здание стояло на подклете – были ли в нем подвалы или склеп-крипта, сведений не сохранилось. С севера и юга к основному объему примыкали глухие каменные притворы, видимо, открывавшиеся в центральный объем широкими проемами, что делало Покровскую церковь в Ольшанах похожей по силуэту на кресчатый Воскресенский храм в Седневе 1690 г. постройки. Как и в Ольшанах, завершение его верха двухъярусное, но без заломов.

В 60-е гг. XVIII ст. первоначальное барочное завершение Седневского храма – грушевидный купол с фонарем и главкой с перехватом, восстановленный при последней реставрации, видимо, уже было переделано. Сближают обе постройки и декор наличников верхних ярусов завершения, практически идентичный в обоих памятниках. В конце XIX ст. стены завершения Ольшанской церкви были обшиты железными листами и элементы декора, углубленные в плоскость стен, были утрачены – их нет на сохранившихся изображениях Покровского храма. Однако подробное описание неутомимого исследователя церковных древностей протоиерея Н. Фомина позволяет выполнить их уверенную реконструкции.

Как отмечали исследователи еще сто лет назад, декор постройки был близок русским храмам конца XVII ст. Присмотревшись внимательней, нетрудно назвать и образец – Воскресенскую церковь в Сумах (для элементов декора нижнего яруса). Размещение кирпичной декорации на фасаде тонко продумано зодчим – многочисленные полуколонки граненных углов и наличников имеют один «калибр» и раскрепованы в венчающем карнизе, они как бы «подтягивают» вверх кряжистый объем храма, подчеркивая его башенность. Наличники окон, высота которых относится к ширине как 3:1, украшены внизу висячими подвесками-серьгами и в первом ярусе размещены вертикальным блоком. Трехъярусный центральный объем казался четырехъярусным – на высоте примерно 5,3 м стены первого яруса имели уступ, никак не отраженный в интерьере (возможно, плоскости стен в интерьере имели небольшой наклон во внутрь, как в первых храмах Харьковщины XVII - XVIII ст.). Вертикальная ось на боковых фасадах дополнительно акцептировалась по контрасту низкими объемами притворов и ступенчатым расположением окон по их сторонам. Центральные плоскости северной и южной стен от земли до последнего яруса были связаны единым декоративным мотивом – шестиугольным проемом, обрамленным одинаковым наличником с полуколонками, и расположенными по сторонам прямоугольными нишами-кессонами. Появившись впервые в Изюмском соборе, эта деталь стала отличительной чертой Слобожанских храмов – в последний раз мы встретим ее в Рождественской церкви Острогожска, 1783 г., одном из последних памятников региональной школы.

Вместе с заложенным в один год с ним Николаевским храмом в Харькове, Покровский храм в Ольшанах стал последним памятником на Слобожанщине, в котором «нарышкинский» кирпичный декор петровского времени применен в полном объеме. Дата его постройки свидетельствует о жизненной силе региональных архитектурных традиций, успешно сопротивлявшихся барочным веяниям Елизаветинской поры, идущим из северных столиц до начала 1770-х годов.

Церковь существовала до начала 1930-х годов. В 1930-х годах ее начали разбирать на кирпич. Во время немецкой оккупации в 1942 г. церковь была полностью разрушена и из остатков замощена дорога на Богодухов. В послевоенное время и до сегодняшнего дня на месте Ольшанской Покровской церкви – ресторан, а на месте церковной часовни с 2005 г. – автозаправка.

Источник: http://vilshany.info/arhitektura/pokrovska-cerkva.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 ноября 2023

Особняком в ряду трёхчастных храмов стоит Покровская церковь в слободе Ольшаны Харьковского уезда (не сохранилась). Церковь, возведенная в 1767 г., является примером устойчивости традиций украинского народного зодчества, сложившихся еще в XVII столетии. Весь облик храма несет в себе черты архаичности.

План церкви составляют три восьмерика. Центральная часть переходит в двухъярусную «баню» с заломом. Венчает здание массивный купол с фонариком и грушевидной главкой. Строгая симметричность композиции смягчается некоторой асимметрией в размещении оконных проемов и элементов декоративной пластики. В приеме постановки основного объема на своеобразную подклеть и в трактовке декоративного оформления фасадов видно влияние русского зодчества. Это, прежде всего, характер художественного оформления наличников, а также закрепление углов фасадов пучками полуколонок. Однако общее композиционное решение с очень массивной главой с заломами, подчеркнутая пилястрами граненность объемов позволяют отнести этот храм к интересным памятникам украинского барокко. Единство художественного замысла было в некоторой степени нарушено переделкой южного портала с элементами классической архитектуры.

Ерошкина Е.А., монография «История слобожанского сакрального зодчества (конец XVII – начало ХХ столетия)», Харьков, ХНУГХ им. А.Н. Бекетова, 2020 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.