ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новик (Менц-Сари), остров. Часовня Николая Чудотворца (утраченная).

Кладбищенская часовня


Новик (Менц-Сари), остров. Часовня Николая Чудотворца (утраченная)
Деревянная часовня.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Освящена в честь: Николая Чудотворца
Год постройки:1891.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Ленинградская обл., Выборгский район, о-в Новик (Менц-Сари)




Часовня Николая Чудотворца (утраченная), Фото 1916 г. из фондов ЦВММ<br>, Новик (Менц-Сари), остров, Выборгский район, Ленинградская область
Фото 1916 г. из фондов ЦВММ
Михаил Мещанинов
10 июля 1916
Часовня Николая Чудотворца (утраченная), Фото 1916 г. из фондов ЦВММ<br>, Новик (Менц-Сари), остров, Выборгский район, Ленинградская область
Фото 1916 г. из фондов ЦВММ
Михаил Мещанинов
10 июля 1916
Часовня Николая Чудотворца (утраченная), Фото 1916 г. из фондов ЦВММ<br>, Новик (Менц-Сари), остров, Выборгский район, Ленинградская область
Фото 1916 г. из фондов ЦВММ
Михаил Мещанинов
10 июля 1916



Статьи


Михаил Мещанинов  25 августа 2021

Возникновение в начале последней трети XIX века и существование военно-морского кладбища на острове Менц-Сари (Новик) в Выборгском заливе связано с пребыванием в Транзунде Практической эскадры Балтийского моря с придаваемыми ей шхерным и минным отрядами, специально организуемой с 1858 г. для практических плаваний судов Балтийского флота во внутренних водах и ежегодно вступавшей в первых числах мая в кампанию, завершавшуюся в первых числах сентября. Особое значение эти плавания приобрели с 1864 г., когда с появлением броненосного флота стало возможным формирование эскадры из броненосных судов для испытания их в действии и освоения командами. Ее сборным пунктом стал наиболее удобный по своему положению Транзундский рейд, избранный для проведения здесь якорных учений.

По данным командующего Практической эскадры Балтийского флота вице-адмирала Н.И. Казнакова, содержащимся в его донесении в Главный морской штаб от 31 августа 1891 г., начало кладбищу на Менц-Саари, где в течение почти трех десятилетий ежегодно хоронили умиравших во время летних кампаний нижних чинов Эскадры, было положено в 1862 г. погребением на острове кадета Морского корпуса В.А. Развозова. В этом же донесении сообщалось, что за давностью лет сведений о том, кем первоначально устроено существующее кладбище и от кого на это получено разрешение, в документах Эскадры не сохранилось.

По справке, предоставленной Архивом Морского министерства, никаких сведений о передаче морскому ведомству острова или его части для устройства кладбища в архивных делах за 1802-1880 гг. не оказалось. В результате возникшей тогда же переписки по вопросам принадлежности острова выяснилось, что он является казенной собственностью Великого Княжества Финляндского, а о заведении здесь и существовании русского военно-морского кладбища Финляндской администрации ничего не известно. Срочность и многоадресность этой переписки, которую вел Главный морской штаб, в том числе с выходом на Канцелярию генерал-губернатора Финляндии и на выборгского губернатора, была вызвана необходимостью установить правомерность существования военно-морского кладбища на Менц-Сари, где завершались начатые в 1889 г. работы по его упорядочению.

15 ноября 1888 г. фланг-капитан командующего Практической эскадрой капитан I ранга Нелидов рапортовал в Главный морской штаб, что по приказанию временно управляющего Морским министерством вице-адмирала Н.М. Чихачева, командовавшего в кампанию 1888 г. Практической эскадрой, и согласно письму исполняющего должность начальника Главного морского штаба от И августа, для улучшения состояния кладбища на Менц-Сари на Эскадре и в приданных к ней отрядах была проведена подписка и собрано 708 руб. 58 коп.

Первоначально было решено обнести кладбище каменной оградой с деревянными воротами и соорудить часовню. Стоимость ограды, по соглашению с выборгским купцом Тааканеном, должна была составлять 608 руб. Для сооружения же часовни остатка денег не хватало и требовались ассигнования из средств Морского министерства. Окончательным вариантом проекта упорядочения кладбища, к осуществлению которого приступили в 1889 г., предусматривалось ограждение его не каменной, а решетчатой железной оградой и пристройка деревянной часовни.

3 августа 1889 г. Главный морской штаб уведомил главного священника гвардии, гренадера армии и флота Александра Желобовского о предполагаемом в текущем году сооружении на устроенном на Менц-Сари кладбище часовни и ограждении кладбища с целью улучшения погребения скончавшихся во время пребывания судов на Транзундском рейде.

В уведомлении содержалась просьба срочно, к понедельнику 7 августа, дать заключение прилагаемой записке Комиссии по упорядочению кладбища с планами часовни (фасад и разрез) и ограды, которые сохранились и содержатся в документах архива. В ответ на это отношение последовало одобрение проекта и благословение главного священника на его существование.

5 сентября 1889 г. были заключены контракты на производство работ, по которым строителем часовни стал выборгский купец Андрей Виклунд, а изготовить и соорудить ограду подрядился выборгский фабрикант Эрнест Галлен. 31 июля 1890 г. Галлен и Виклунд уведомили Главный морской штаб о завершении ими этих работ.

7 июля 1891 г. командующий Практической эскадрой рапортовал в Главный морской штаб, что кладбище на Менц-Сари приведено в полный порядок и остается лишь своими силами подкрасить ограду, обшить досками углы часовни для предохранения сруба от гниения, а на дополнительно собранные по подписке деньги исполнить в часовне живописный образ без каких-либо украшений, чтобы он мог оставаться здесь и зимой, не требуя сторожей, и установить перед ним лампаду.

Часовня с образом Святого Николая Чудотворца и лампадой, сооруженной "усердием чинов Эскадры 1891 г.", была освящена 29 августа 1891 г.

Часовня до настоящего времени не сохранилась. Сам остров Менц-Сари в 1950-е гг. по инициативе выборгских судостроителей был переименован в остров Новик.

Источник: https://terijoki.spb.ru/trk_terra.php?item=49



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.