ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сусанино. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Сусанино. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1902 и 1904.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская область, пос. Сусанино, ул. К.Маркса, д. 47а, стр. 11

Координаты: 58.153881, 41.597187
Проезд:По шоссе Кострома-Буй до пос. Сусанино, 65 км.






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  4 октября 2020

Выразительный пример церковного комплекса в русском стиле. Первый каменный храм на сельском приходском кладбище, приписанный к Воскресенской церкви, был построен в 1866 г. на средства крестьянина Алексея Григорьевича Галочкина, однако из-за сырости участка фундамент здания вскоре дал неравномерную осадку, и оно начало разрушаться. В 1892 г. губернским инженером Тиденом было проведено освидетельствование храма, в результате которого было решено заменить его новым. Деньги на строительство собирали в течение нескольких лет, и в 1898 г. проект был направлен в духовную консисторию и одобрен строительным отделением губернского правления. В 1902 г. под наблюдением костромского городского архитектора Н.И. Горлицына церковь Троицы (№ 47 а стр. 11) была вчерне возведена, в следующем году проводились отделочные работы, а в мае 1904 г. после установки трехъярусного резного иконостаса произошло ее освящение. К северо-западу от церкви построили дом причта (№ 47а стр. 7), а западнее него – богадельню в память Андрея Павловича Смирнова, местного мастера-шапочника, возведенную на средства его вдовы. Комплекс был окружен кирпичной оградой. В советское время колокольня церкви и ограда были разобраны, утрачена глава храма, а его интерьер был разделен на два этажа деревянным перекрытием; в богадельне рухнуло перекрытие и частично утрачена кровля, часть проемов заложена, некоторые растесаны, западный фасад закрыт пристройкой из силикатного кирпича; дом причта сильно пострадал от пожара (утрачены кровля и перекрытия этажей, а также деревянные сени, примыкавшие к северному фасаду, сгорела обшивка и обуглились бревна сруба на северном и восточном фасадах). Стены церкви и богадельни кирпичные с лицевой кладкой фасадов, первый этаж дома причта кирпичный, второй сложен из бревен в обло.

Один из хороших образцов небольшого храма в русском стиле, отличающегося выразительным фасадным декором. Продольно-симметричная композиция церкви состоит из компактного храмового четверика, завершенного высокой четырехскатной крышей, к которому с двух сторон примыкают более низкие и зауженные объемы пятигранного алтаря и небольшой трапезной со срезанными западными углами, почти равные друг другу по размерам.

Все части здания объединены невысоким профилированным цоколем, а также многополочным карнизом и узким фризом с маленькими вертикальными впадинками, делящими четверик на два яруса – основной и аттиковый, а в алтаре и трапезной венчающим стены. Углы четверика подчеркнуты массивными лопатками, декорированными перспективными ширинками. В нижнем ярусе лопатки служат зрительным основанием треугольного фронтона, а в верхнем – очень широкого наборного карниза, по центрам фасадов ра-зорванного наподобие полуглавия арочной нишей-киотом, завершенной кокошником в три четверти круга с килевидным обрамлением. Три сближенных арочных окна на боковых фасадах вписаны в декоративную аркатуру с килевидными архивольтами, опирающимися на узкие лопатки с перехватами, основанием для которых служит общий профилированный подоконник. Амбразуры окон подчеркнуты штукатуркой и побелкой. Тимпан фронтона декорирован крупной перспективной ширинкой с двумя треугольными филенками по сторонам, а карниз дополнен рядом крупных зубчиков (на скатах фронтона им отвечают косые зубцы). В венчающем карнизе использованы пояса бегунца, мелких вертикальных впадинок и маленьких квадратных ширинок. Углы алтаря и трапезной подчеркнуты врезанными в кладку короткими и тонкими декоративными полуколонками с перехватами. Три арочных окна алтаря (на восточной и диагональных гранях) оформлены аналогично окнам четверика, а прямоугольные окна трапезной (по два с каждой стороны) заключены в скромные рамочные наличники с треугольными фронтончиками. В центре западного фасада, сохранившего следы примыкания колокольни, – высокий арочный вход в трапезную, ныне частично заложенный. Во всех окнах храма уцелели металлические решетки с рисунком из концентрических кругов с диагональными крестами

Храм перекрыт крестовым сводом, опирающимся на плоские арки, идущие вдоль стен. Широкие арки соединяют основное пространство с алтарем, перекрытым граненой конхой с маленькими распалубками над окнами, и трапезной с коробовым сводом. В храме сохранилась метлахская плитка пола.

Дом причта, нач. 20 в.

Дом причта типичен для скромной провинциальной застройки периода эклектики. Прямоугольное в плане здание слегка вытянуто с востока на запад. Этажи разделены узким кирпичным карнизом с лентой поребрика. Углы и выступы перерубов на втором этаже оформлены филенчатыми лопатками. На главном южном фасаде под четырьмя прямоугольными окнами второго этажа, разделенного на две половины лопаткой помещено пять окон с лучковыми перемычками – два левых поддерживают оси верхних проемов, три правых (среднее заложено) сближены между собой. На симметричном западном фасаде – три оси окон, на восточном и северном по два проема на каждом этаже между собой не согласованы. От внутренней планировки здания уцелела часть поперечной капитальной стены, делившей первый этаж на две части.

Богадельня, нач. 20 в.

Одноэтажное здание богадельни с фасадным декором, типичным для времени эклектики, интересно асимметричным характером объемной композиции. Одноэтажное здание имеет план, близкий П-образному: к основному объему, обращенному протяженным главным фасадом на запад, со стороны двора примыкают два разновеликих крыла, при этом южное, более широкое и длинное, сдвинуто от угла к середине здания. Силуэт вальмовой крыши оживляют выносные чердачные окна (одно по центру северного фасада, другое – сдвинутое к торцу южного) и более высокая вальмовая кровля типа епанчи, которая отмечала сени парадного входа, располагавшегося у южного торца основного корпуса.

По всему периметру здания проходит профилированный венчающий карниз с сухариками и узким гладким фризом. Фасады сильно искажены переделками. Главный, восточный, полностью закрыт более низкой современной пристройкой из силикатного кирпича. Северный, с шестью проемами, имеющими лучковые перемычки, симметричен: по сторонам двух входов расположены окна с оштукатуренными полуналичниками, украшенными замками, причем окна в центральной части значительно шире фланговых. На южном фасаде вместо двух сдвоенных окон в советское время были устроены два широких прямоугольных воротных проема, а проем черного входа в задней стене сеней наполовину заложен. Несколько окон с полуналичниками выходят в узкий внутренний двор.

Планировка основного и южного корпусов полностью утрачена, в северном крыле сохранилась поперечная стена, делившая его на два помещения равной площади.

Библиография: Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 215; Войтюк-Йенсен Т. Маленькие записки по истории большого села // Костромская старина. Кострома, 1999. № 13. С. 6; Кивокурцева О. Единоверческий храм и его неутомимый пастырь // Костромская старина. Кострома, 1999. № 13. С. 9; Кучин Н.П. Сусанинской тропою. Кострома, 2000. С. 148; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 62; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 215-218. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 2. Д. 1045. Л. 31, 34, 42; Ф. 137. Оп. 1. Д. 1797, 5563; Оп. 2. Д. 4981.

http://svodokn.ru/object/101518993?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.