ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белосток. Церковь Михаила Архангела.

Свято-Михайловская церковь


Белосток. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1636.
Адрес:
Украина, Волынская область, Луцкий район, село Белосток

Координаты: 50.686, 24.99232



Церковь Михаила Архангела, Вид с северо-запада. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.<br>, Белосток, Луцкий район, Украина, Волынская область
Вид с северо-запада. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1967
Церковь Михаила Архангела, Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.<br>, Белосток, Луцкий район, Украина, Волынская область
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1967
Церковь Михаила Архангела, Вид с юго-запада. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.<br>, Белосток, Луцкий район, Украина, Волынская область
Вид с юго-запада. Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1967



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 ноября 2023

Михайловская церковь (1636) - один из памятников украинской архитектуры, где впервые оригинально переосмыслена схема трёхнефного шестистолпного древнерусского храма в своеобразное сооружение, послужившее образцом для создания ряда шедевров Приднепровья и Черниговщины. В 1776 г. в монастыре были созданы школа и семинария. В 1796 г. из двух келий была устроена часовня. С 1843 по 1863 гг. здесь размещалось духовное училище.

С Белостоцким монастырем связана жизнь одного из выдающихся художников конца XVII – начала XVIII в.в. И. Кондзелевича. Его живописные работы переданы Львовскому государственному музею украинского искусства. Кирпичная, оштукатуренная, трехнефная (базиликального типа – средний неф выше боковых), с трансептом, с одной трехгранной апсидой; шестистолпная, двухкупольная, с двумя башнями на западном фасаде. Куполами перекрыты восточная и центральная части. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Западный фасад увенчан двухъярусным треугольным фронтоном. Верхний ярус башни – восьмигранный, покрыт куполообразной крышей, повторяющей форму двух куполов. Особенностью интерьера является гармоничное объединение глубинного и высотного раскрытия внутреннего пространства.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, издательство «Будивэльник», 1983-1986 г.г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  25 ноября 2023

Церковь расположена на окраине села, на невысоком холме. Ее двор в древности защищали ров и земляной вал. Она основана в 1636 г. помещиком С. Гулевичем-Воютинским, который впоследствии, став монахом, заложил при церкви монастырь, в котором был первым игуменом. С Белостокским монастырем связаны жизнь и творчество выдающегося украинского маляра конца XVII – начала XVIII в. иеромонаха Иова Кондзелевича. Известно, что для церкви св. архангела Михаила он разрисовал иконостас, фрагменты которого сейчас хранятся в Национальном музее во Львове.

В течение 1736-1796 г.г. монастырь был униатским; в 1776 г. при нем создана школа. В это же время построен кирпичный Г-образный в плане двухэтажный корпус келий в западной части монастырского подворья (не сохранился). После третьего раздела Польши в 1795 г. церковь стала приходским православным храмом.

Михайловская церковь - кирпичное трехнавовое одноапсидное здание, которое по планово-пространственной структуре можно назвать базиликальной, потому что ее средняя нава выше боковых. Храм - шестистолпный; роль восточной пары столбов играют внутренние углы трансепта, отраженного на Северном и южном фасадах небольшими ризалитами. Еще незначительнее выступы, которые фиксируют нартекс, причем они не совпадают с внутренней структурой здания. Над квадратными в плане боковыми членениями нартекса симметрично возвышаются две башни. Верхний ярус каждой башни-восьмигранный, перекрытый баней с декоративной макушкой.

Центральный верх расположен над пересечением главного нефа с трансептом. Стены его восьмиугольного подборщика мягко переходят в восьмиугольный сомкнутый свод, завершенный световым фонариком. Верх перекрыт восьмигранной баней, увенчанной декоративной макушкой. Идентичный по формам верх (но без подбанника) завершает шестигранную апсиду.

Выявленные в ходе исследований некоторые особенности распланировочной и объемно-пространственной структуры Михайловской церкви дают основание предположить, что современный вид сооружение приобрело после двух основных строительных этапов. На втором этапе, наверное, в то время, когда монастырь был униатским, возникла западная часть храма. Целью этой пристройки могло быть придание храму "костельного" вида: композиция из двух краеугольных башен с фронтоном между ними, венчающим центр западного фасада, типичная для костелов XVIII в. вследствие перестроек XVIII в., которые достаточно органично дополнили храм XVII в., создано оригинальное здание, принадлежащее к самобытным церковным сооружениям Волыни.

Годованюк А.Н. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 ноября 2023

Лучше всего из Луцка ехать во Владимир-Волынский, но по дороге следует свернуть в село Белосток – очень древнее, возможно, еще домонгольских времен. Там среди огромных валов и рвов, кое-где хорошо сохранившихся (они окружали известный здесь в XVI–XVIII в.в. православный монастырь), есть один из важнейших памятников украинской архитектуры - Михайловская церковь, построенная в 1636 г. Она интересна тем, что здесь впервые оригинально перетолкована схема трехнефного шестистовпового древнерусского храма. В ней бани поставлены по продольной оси, над перекрестком нефа и трансепта и на апсиде. Над западной частью бани нет, зато над бабинцем хоры, а по бокам – две оборонительные башни. Кроме того, боковые нефы ниже среднего, а трансепт выступает на Южном и западном фасадах небольшими ризалитами.

Уже на середину XVI в. византийская стилистическая система в архитектуре исчерпала свои возможности развития, и перед строительными вырисовывалась перспектива без конца вращаться в замкнутом круге образцов, не идти дальше скучного повторения старых форм и типов. Возникает потребность в поиске другого стиля. В условиях острой борьбы против полонизации рискованно было полностью отказаться от древних традиций – это могло привести к потере национального лица, своей самобытности в культуре. Поэтому художники XVI-XVII в.в. стали на путь творческого истолкования древних типов храмов и использования исконных народных приемов деревянного строительства. Так сохранялась живая связь с национальными традициями и одновременно искусство шло в ногу с жизнью. Это было прогрессивное и плодотворное течение в искусстве, ибо в нем были заложены возможности развития и совершенствования.

Волынский мастер, построивший церковь в с. Белостоке, начал линию в строительстве храмов, что на Приднепровье и на Черниговщине привела к созданию настоящих шедевров, в частности таких, как Троицкий собор в Чернигове, Богоявленский и Николаевский в Киеве, Мгарский, Полтавский Воздвиженский, гамалеевский и Троицкий Глуховский. В образовании этого мастера, как в прототипе еще не все архитектурно-художественные проблемы решены – робко поставлены бани, ибо их только две, не развит средний неф, не найдено определенных пропорциональных отношений с боковыми нефами, по-волынски приземистыми. И всё же в формировании украинского искусства XVII–XVIII в.в. роль волынских художников трудно переоценить.

Следует указать, что и при сооружении такого скромного храма мастер уделяет большое внимание не только композиции масс, интерьеру, но и градостроительным проблемам. Он ставит церковь не в центре двора, а ближе к краю холма, куда подходят дороги так, чтобы сооружение было видно издалека, чтобы оно возвышалось среди низенькой застройки и неширокой долины. Церковь является частью природного окружения и, главное, не противостоит ему. Белостоц-Кий монастырь известен еще и тем, что оттуда происходит выдающийся украинский художник конца XVII – первой трети XVIII в. Иов Кондзелевич – создатель знаменитого Богородчанского, Загоровского и других иконостасов. Возможно, что лучшие годы его творчества связаны с Белостоком.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.