Никольская церковь в Батюшково действовала до начала 1939 года. Важной страницей в истории села было назначение служителем церкви епископа Ионы (в миру Ивана Ивановича Лазарева). Настоятель Невельского Спасо-Преображенского монастыря, Новгородского Сковородского монастыря, с 1911 года Иона становится настоятелем ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Будучи к тому времени в весьма преклонном возрасте, в 1926 году он был уволен на покой, и назначен проживать в селе Батюшково, где он служил в Никольском храме. Его присутствие в церкви способствовало большому притоку прихожан, со всех концов страны приезжающих в храм за духовными наставлениями.
Строительство канала Москва-Волга, создаваемого в начале века усилиями заключенных Дмитровлага, унесло жизни более чем миллиона человек, работающих в нечеловеческих условиях. Епископ Иона пожертвовал своей жизнью ради помощи священникам, находившимся там в заключении. Он был арестован в 1937 году, приговорён за «антисоветскую агитацию» к высшей мере наказания. Расстрелян на Бутовском полигоне НКВД 21 октября 1937 года. Тяжелые времена для церкви настали и в последующие годы. В 1939 году на нужды машиностроительной промышленности были переданы для переплавки колокола и кресты церкви села Батюшково. Во время съема колоколов умер от сердечного приступа местный священник, Сергей Писарев. Он похоронен рядом с церковью.
По воспоминанием жительницы села Калининой Александры Николаевны, иконы церкви были уничтожены председателем местного колхоза, Фёдором Алексеевичем Бурмистровым. Собственноручно, без каких-либо помощников он снял каждую из икон со стен, вынес их за церковную ограду, и сложив в одном месте в кучу разрубил их обухом топора. Обломки икон были разобраны в дома жителями села. Найти уцелевшую икону Казанской Божией Матери посчастливилось жительнице села Гудковой Марии Григорьевне. Икона хранилась в ее доме, а затем, в послевоенные годы, была подарена ею деревенской подруге, зенитчице, вернувшейся с фронта, Зинаиде Ильиничне Червяковой. В 1990-е годы, после возобновления церковных служб в Никольской церкви в с. Батюшково, З. И. Червякова возвратила икону в церковь.
Повсеместное закрытие церквей в 1930-е годы повлекло за собой изгнание монашествующего духовенства из монастырей. Некоторые послушницы ближайшего к Батюшково Спасо-Влахернского монастыря, пришли в село работать нянями для малолетних детей. Голод и нищета, ощутимые всюду в эти годы, настигали многих. В частности, в подвале Никольской церкви до конфискации церковного имущества проживала насельница Спасо-Влахернского монастыря Рувима (Руфима). После закрытия церкви она жила в сарае неподалеку от барского дома, однако после того как ее выселили и оттуда была вынуждена поселиться в бараке возле паромной пристани на канале Москва - Волга, где и провела последние годы жизни. Церковная утварь и внутреннее убранство церкви в основном сохранялось до весны 1941 года. Но в связи с тем, что за десятилетие церковь была дважды ограблена (несмотря на систематическую замену железных решеток на окнах и запоров), драгоценные камни и другие ценности не сохранились. Весной 1941 года была проведена государственная конфискация церковного имущества.
С весны 1941 года здание церкви использовалось под продовольственный склад (хранилась пшеница, овощи, мясо, корма и т.д.). После Великой Отечественной войны на въезде в Батюшково появились хозяйственные постройки совхоза «Борец»: весовая, сенной сарай, зернохранилище. Церковь не ремонтировалась. В 1960-е годы обвалилась крыша центрального алтаря и угол пола южного придела, поэтому алтарная преграда церкви и придела Мины была заменена капитальной стеной, чтобы не нарушить целостности складского помещения. К началу реставрации в 1968 году состояние церкви было аварийным. Реставрацией руководила архитектор-реставратор Яворовская Неонила Петровна (Под её руководством, совместно с Яворовской Н. П., были реставрированы следующие церкви: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Поречье (1968-1969 гг.), Церковь Иконы Божией Матери Знамение в Кузьминском (1968-1971 гг.), церковь Николая Чудотворца в Батюшково (1968-1971 гг.)). Был опубликован также отчет о реставрации батюшковского храма, в который говорилось следующее: «Время построения церкви клировые ведомости относят к 1666 году. Памятник со времени своего возникновения перестроен. К основным изменениям его первоначального облика надо отнести замену позакомарного покрытия четырехскатным, произведенного видимо в середине XIX в; перестройку алтарной части, пристройку южного придела с крыльцом, перестройку колокольни.
Несмотря на значительные переделки, памятник представляет собой большую художественную ценность. К началу работ, т.е. к 1968 г. здание находилось в крайне аварийном состоянии: главы и барабаны полуразрушены, кокошники срублены, деревянные кровли трапезное и храмовой части полностью сгнили, декор фасадов почти полностью разрушен, своды алтарей разрушены, завершение колокольни утрачено, и колокольня крепилась более чем, на 30 см от своей оси, стена трапезной, на которую колокольня опиралась своей восточной частью, сильно разрушилась. В соответствии с плановым заданием инспекции по охране памятника архитектуры, было принято решение провести ряд первоочередных работ для вывода памятника из аварийного состояния. Натурных данных оказалось достаточно для того, чтоб восстановить главы, барабаны и позакомарное покрытие.
Следующим этапом работы было покрытие кровлей трапезной и укрепление её стен, после чего приступили к работам по колокольне. Были обследованы фундаменты, подведены армированные пилоны, произведена вычинка декора и восстановлено завершение. В 1971 г. предполагалось завершить работы по восстановлению декора трапезной и храмовой части, порталов, наличника окон и начать работы по восстановлению апсид. После реставрационно-восстановительных работ, удалив поздние пристройки, четырёхскатную кровлю и некоторые детали не соответствующие времени строительства церкви, церковь Николая Чудотворца приобрела первоначальный облик.
Никольская церковь, датированная специалистами 1666 г. и представляет собой типичный образец московского зодчества XVII века. Бесстолпный, пятиглавый храм в форме двусветного четверика соединён с двух ярусной шатровой колокольней посредством небольшой трапезной. Четверик завершён развитым карнизом и ярусами кокошников; некогда он был покрыт чернолощёной черепицей, главы — лемехом. Окна и перспективные порталы обрамлены сочными по рисунку резными наличниками с килевидным верхом. Внутренние стены храма покрывала сюжетная и орнаментальная масляная живопись, исполненная в 1902 году.
Храм по-прежнему оставался закрытым, богослужения в нём не проводились. В начале 1990-х годов храм горел. В 1997 году был восстановлен и передан верующим, а в 1999 году иконописцем В. Харламовым был написан для церкви новый образ Девпетерувской Пресвятой Богородицы. История её такова: Девпетерувская икона Богоматери явилась 29 февраля 1392 г. по ст.ст. Происхождение названия и подробности явления иконы неизвестны. На ней Богомладенец Христос изображен стоящим с правой стороны на коленах Богородицы, левая рука Его положена на плечо Пресвятой Богородицы. Икона прославилась в Тамбове в 1833 г. Одной женщине, у которой муж, по ложному обвинению, был заключен в тюрьму, явился во сне неизвестный старец, который приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить перед ней молебен. Старец показал ей и саму икону. Отыскав икону, она отслужила молебен Божией Матери, и вскоре муж ее был оправдан и выпущен из тюрьмы.
Одной из сохранившихся икон «Девпетерувской» является икона XVI в. под серебряным окладом, датированным 1769 г. поступившая в хранение в Государственную Третьяковскую галерею в 1971 г. от родственников Павла Третьякова. Древний список Девпетерувской иконы находился в церкви свт. Николая Чудотворца в селе Батюшкове, Дмитровского района, Московской области, упоминаемой с XVI века.
По сведениям очевидцев, образ (размером ок. 30 см) помещался у левого клироса в киоте и был богато украшен жемчугом и драгоценными камнями. В 1930-х годах злоумышленники, убив сторожа, проникли в храм и украли икону. Через некоторое время она была найдена недалеко от храма в грязи и без оклада и украшений. Ее отмыли и поместили на аналой в храме. Священник с прихожанами ежедневно после богослужения прикладывались к иконе, а затем она уносилась в алтарь. В 1939 г. по закрытии Никольского храма в селе Батюшково часть икон была уничтожена (разрубили и сожгли в колхозных коровниках), а Девпетерувская икона была утеряна.
В 1997 г. храм возвратили Русской Православной Церкви. В 1999 г. иконописец В. Харламов по просьбе человека, получившего помощь по молитве перед Девпетерувской иконой Пресвятой Богородицы, написал новый образ и передал в Никольскую церковь). Позднее, в 2002 г., иконописцем О. Гундеевой для местного ряда иконостаса (слева от царских врат) был создан еще один образ той же иконографии. Икона была дополнена семнадцатью клеймами с изображением акафиста Божией Матери.
В настоящее время церковь является действующей, в ней проводятся воскресные и праздничные богослужения, а здание полностью восстановлено, настоятелем является протоиерей Александр Геннадьевич Фролкин. В 2016 году 13 ноября Ювеналий (Поярков), митрополит Крутицкий и Коломенский совершил великое освящение храма и возглавил в нём Божественную литургию. В 2018 году обществом ООО «Эксперт Наследие» в лице экспертов Пуришевой Е. В., Страховой Л. Д., Трапезниковой А. И. была проведена историко-культурная экспертиза, в результате чего храм был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Материал из статьи: Чувилькина Ю.В. Церковь Николая Чудотворца в селе Батюшково Дмитровского района: XX век и современность/Человек и культура, 2024. № 4.