В начале ХХ века в подмосковном селе Новорождествено Бронницкого уезда стоял большой каменный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм был построен на месте деревянной церкви в 1728-1730 гг. по инициативе соратника Петра I графа И. А. Мусина-Пушкина, которому император пожаловал эти земли в вечное владение. Граф Иван Алексеевич не дожил до окончания строительства, которое завершил его сын Платон. "Церковь построена в 1730 г. Зданием каменная, двухэтажная, с каменною колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящей верхней холодной во имя свт. и чудотворца Николая. Причта положено по штату: священник, диакон и два причетника". История самого села уходит в глубокую древность. Упоминание о нём содержится в духовной грамоте князя Ивана Калиты, составленной в 1328 г., а во времена Иоанна IV здесь был учреждён монастырь и располагались переправа и застава, охранявшие путь из Москвы в Коломну. Об этом говорится в писчей книге Приказа Большого двора за 1631-1633 гг.: "За озером Здегошем, на монастырской земле, что был монастырь Иоанна Предтечи, храм Великомученицы Параскевы, нарицаемыя Пятницы, да в приделе Николая Чудотворца, а тот монастырь от разорения запустел". В 1646 г. в селе числилась деревянная церковь, четыре двора церковного причта и крестьян 44 двора.
Храм отличался архитектурным благолепием и был богато украшен, на второй этаж вела мраморная лестница. Внутреннее убранство храма отличалось множеством икон в позолоченных киотах, убранных жемчугом и другими драгоценными камнями, а также выразительной росписью сводов на темы библейских сюжетов. Среди многих старинных икон особенно почитали древнюю Новодворскую икону Пресвятой Богородицы. Был в храме и список с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери. Согласно летописи, с ней совершались крестные ходы во время болезней, и она не раз спасала селян от бедствий. Особенно славилось село Новорождествено ярмарками, которые открывались в престольный праздник Рождества Иоанна Предтечи и продолжались 3 дня.
К 1917 г. в процветающем селе помимо храма было 6 часовен, по одной на каждой из пяти улиц села: в честь иконы Божией Матери "Смоленской", в честь иконы Божией Матери "Боголюбской", в честь пророка Илии, вмч. Параскевы Пятницы и св. блгв. вел. кн. Александра Невского. И ещё одна "каменная часовня на приходском кладбище, в ней по средине столб над местом престола бывшей церкви, крытая железом". В селе действовали земское училище и церковно-приходская школа.
После революционных событий 1917 г. жизнь в селе Новорождествено резко изменилась: во время продразвёрстки сельчане остались без зерна и муки, после раскулачивания из села выслали самых деятельных и работоспособных крестьян. Во время антицерковной кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 г. из храма вывезли всё самое ценное, с колокольни сбросили часть колоколов, разбили мраморное распятие Спасителя, сожгли часть икон и церковных книг, оставшееся церковное имущество было национализировано. 27 мая 1926 г. была зарегистрирована община Предтеченского храма за №1392/1 и был заключен договор на право пользования этим имуществом. На дату заключения договора община насчитывала 2434 человека. Через несколько месяцев комиссия под председательством начальника Раменского Волотделения милиции Попкова в составе члена Раменского ВИКа Сырова, члена Ново-Рождественского сельсовета Синикина прибыла в Новорождествено для проверки сохранности церковного имущества и перерегистрации общины. В ходе проверки была составлена опись церковного имущества, список членов общины, список членов церковного совета и "служителей культа". По итогам проверки составили опись, в которую занесли все предметы культа, которые находились тогда в храме.
Большевики полагали, что старые названия деревень и сёл ежедневно напоминают жителям о прежней жизни. Необходимо было стереть сначала с карты, а затем и из памяти привычные наименования и, кроме того, назвать вновь образуемые поселения в соответствии с эпохой. На рубеже 1920-1930-х гг. село Новорождествено становится просто Новым. Перемены наступили в середине 1930-х гг. в связи с начавшимся строительством Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). В связи с этим судьба храма волновала верующих, и действительно, эта грандиозная стройка стала официальной причиной закрытия и сноса церкви.
17 сентября 1936 г. Раменский райисполком по ходатайству управления строительства Большого ЦАГИ принял решение о закрытии и сносе Предтеченского храма. 9 октября 1936 г. это решение было утверждено постановлением президиума Московского областного исполнительного комитета Советов РК и КД № 3221. "Принимая во внимание, что: 1) церковь в с. Новом подлежит сносу, как и все другие строения, расположенные на территории строительства ЦАГИ, 2) на расстоянии 2-3 километров в с. Загорнове и Раменском имеются другие действующие церкви, Президиум Мособлисполкома, руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8/IV-29 г. Постановляет: Разрешить Раменскому РИКу церковь в селе Новом закрыть, а здание её снести (с временным использованием его до сноса строительством ЦАГИ)". Это при том, что от Предтеченского до Троицкого храма города Раменское более 7 км, а до Загорновского вдвое больше. В эти годы закрытие церквей было явлением массовым. Но снос обычно не практиковался, а здания закрывающихся храмов использовали для хозяйственных или иных нужд. Однако в случае с Предтеченским храмом власти не церемонились: предлогом было то, что храм якобы мешал стройке и, таким образом, был обречён. Не помогло и обращение священника Петра Озерецковского и старосты храма Надежды Кисловой, отправившиеся в Москву к управляющему делами Священного Синода РПЦ за консультацией по вопросу сохранения храма и ходатайство (432 подписи) с обращением в Президиум Всероссийского ЦИК.
Возможно, благодаря ходатайству сельчан и из-за огромного потока дел о закрытии храмов, исполнение постановления затянулось до 1937 года. Постановлением Президиума ВЦИК Советов от 15 марта 1937 г. "Постановление Президиума облисполкома утвердить. Церковь закрыть. Здание снести". 15 мая 1937 г. из районного центра города Раменское прибыл представитель финотдела с намерением вывезти оставшиеся церковные ценности и опечатать храм. Но фининспектор тогда уехал ни с чем, так-как прихожанки яростно отстояли свой храм. Через день он вернулся в сопровождении бригады рабочих, которые взломали запоры храма, погрузили церковное имущество в грузовик, повесили на двери новые замки и уехали, оставив народ оплакивать разорённую святыню. На месте разрушенного храма так и не было возведено построек ни ЛИИ, ни ЦАГИ, лишь на берегу Москвы-реки образовался залив: отсюда брали песок для строительства этих градообразующих предприятий и значительной части города. Сейчас в этом месте река подмывает берег. Единственным воплощённым проектом стала вышка РЛС, возведённая у основания разрушенного храма, которая, по свидетельству старожилов, так никогда и не использовалась.
Из журнала: "Московские Епархиальные ведомости". Выпуск №12/2019