ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Смолевичи. Церковь Александра Невского.

Александро-Невская церковь


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Александра Невского
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки:не позже 1868.
Год утраты:приблизительно 1932
Адрес:
Беларусь, Минская область, Смолевичский район, г. Смолевичи



По идентичному типовому проекту также выстроена церковь в дер. Лешня Копыльского района Минской обл. http://sobory.ru/article/?object=35279



Добавить фотографию
Церковь Александра Невского - Смолевичи - Смолевичский район - Беларусь, Минская область
Частная коллекция. Фото 1910-х годов
Михаил Мещанинов
3 сентября 1919
Церковь Александра Невского - Смолевичи - Смолевичский район - Беларусь, Минская область
Тиражная почтовая открытка 1917 г.
Михаил Мещанинов
1 сентября 1917


Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  25 мая 2019

Приходская церковь Св. Николая в Смолевичах, 3-го класса, деревянная, построенная в 1508 г. князем Константином Острожским, записавшим сей церкви 65 десятин земли с правом пользоваться безвозмездно княжескими мельницами. Князья Радзивиллы увеличили фундуш сей церкви. Штатного годичного жалованья причту 324 р. Ныне всей земли до 130 десят. Прихожан мужского пола 1169 душ и женского - 1300 душ. Описанная церковь в Смолевичах не сохранилась.

https://www.radzima.net/ru/prihod/smolevichskiy.html

Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын — князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска.

Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 году. А узнали об этом из брошюры Г.В.Разумова, О.А.Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 год и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”. Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 году, в котором напечатан документ №7 — «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 года, в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. А это известный приём российских фальсификаторов истории. Мол кто-то, когда-то этот документ переписал и сохранил. А вот историки своими исследованиями опровергают эти даты. Ведь только в августе-сентябре 1507 года Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 года, проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь Саганович, где пишет об этом в книге “Айчыну сваю баронячы”. После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября король Жыгимонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).

Известно, что за военные заслуги Константину Ивановичу Острожскому было пожаловано много земель, что своё влияние он использовал в интересах русинской (украинской) православной церкви (не путать с русской православной церковью, в то время еще далеко не православной, а ариано-мусульманской церковью Великого Княжества Московского), что получил разрешение от короля на строительство двух православных каменных церквей в Вильно и, что русские (московские) летописцы называли его «врагом Божиим» (высказывание летописцев приведено в одной из статей Википедии). А вот когда в действительности была построена первая церковь в Смолевичах, еще предстоит разобраться историкам.

В дарственной грамоте, выданной К.И.Острожским на эту церковь, говорилось: «Во имя Светое и нераздельное Троицы Бога Отца и Сына и Духа Светого… збудовалем церковь… заложенья Светого Миколы тым листом… моим на вечность… записуем, даруем и фундуем… волоки две грунту пашного з огородами сяножатьми… огород тое церкви над озером… и дом там же збудованый церковный для мешканья отцом священником… и повинни они парафяне до тое церкви належачые своим отцом священником во всех потребах церковных допомо-гати, а по смерти моей мають о душе моей печаловати и в церкви Божой молитвами своеми при хвале Божой вспоминати…». Как видно из грамоты, К.И.Острожский не только построил в Смолевичах церковь, но и наделил ее землею, возвел для священника дом, обязал местных прихожан материально поддерживать новоустроенный храм и поминать его в молитвах.

Прошло совсем немного времени, и польский король Сигизмунд I подтвердил, со своей стороны, правомочность пожалованья К.И. Острожского, издав соответствующий привелей. «Мы, — отмечал он в этом привелее, — з ласки нашое господарское… тот фундуш его вечне утверждаемы… и мает то вечными часы быти держано, абы хвала Пану Найвышому шырылася и размножалася…». Подлинник привелея Сигизмунда I, несмотря на все перепитии истории, сохранялся в приходском архиве Свято-Николаевской церкви даже триста лет спустя! В середине XIX столетия с ним знакомился известный этнограф и краевед П. Шпилевский.

В период широкого распространения на Беларуси униатства (XVII—XVIII вв.) Смолевичи принадлежали уже не Острожским, а Радзивиллам. Последние, хотя и не являлись, наподобие своих предшественников, ревнителями Православия, но все же отчасти покровительствовали тем, кто держался святоотеческой веры. Благодаря этому обстоятельству, Свято-Николаевская церковь действовала как православная довольно долго, вплоть до 1745 года, и только затем была обращена в униатский храм.

В церковной клировой ведомости за 1843 год написано, что церковь была деревянная на каменном фундаменте, с одним престолом во имя святого Николая. Иконостас одноярусный с девятью иконами. Церковь была хорошо видна от каждого конца местечка. Было видно, что она старая и требует ремонта. В 1909 году обветшавшую церковь разобрали и на ее месте построили новую.

Издавна в приход Смолевичской церкви входило много окрестных деревень. В некоторых из них находились приписные часовни. Таковые имелись: в деревне Плиса — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в д.Заболотье — в честь Успения Божьей Матери, в д. Домошаны — во имя святого Михаила Архангела, в д.Слободе-Озерицкой — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в д.Дейнаровке — во имя святого Иозафата, в д.Городище (или Замчище) — во имя Всех Святых, в д.Подгруша — во имя святого Иоанна Богослова. Все перечисленные часовни являлись деревянными и стояли на кладбищах.

Кладбищенские церкви: 1) Рождества-Богородичная церковь в деревне Плиса, деревяная, построенная в 1797 году прихожанами. 2) Успенская церковь в деревне Заболотье, деревянная, построенная в 1818 году прихожанами. 3) Богородичная церковь в слободе Озарицкой, деревяная, построенная в 1772 году прихожанами. 4) Свято-Михайловская церковь в деревне Домошаны, деревяная, построенная в 1772 г. прихожанами. 5) Козьмо-Демьянская церковь в деревне Динаровке, деревяная, построенная на месте прежней в 1855 году прихожанами. 6) Иоанно-Богословская церковь в деревне Подигрушье, деревяная, построенная в 1762 году прихожанами. 7) Церковь во имя Всех Святых в Замчище или Городище, деревянная, построенная в 1792 году прихожанами.

Уцелели визиты (инвентарные описи) Свято-Николаевской церкви конца XVIII — начала XIX вв. Они свидетельствуют о том, что в это время в Смолевичах действовал храм, выстроенный когда-то К.И. Острожским. Он был деревянным, его украшали три купола. В храме имелся орган, располагавшийся над бакинцем, на бывших хорах. Согласно данным за 1806 год, в Смолевичах насчитывалось 90 дворов; число причащающихся Святых Христовых Тайн в Великопостное время составляло: мужчин — 510 человек, женщчн — 520.

Хотя Смолевичский приход и отличался своей обширностью, однако ни Свято-Николаевская церковь, ни ее приписные часовни богатством не блистали. Один чиновник, обозревавший в 1837 году униатские епархии, посетив Заболотье так охарактеризовал тамошнюю часовню: в ней была «вместо иконостаса перегородка самой грубой работы, и нет ни одной иконы во всей церкви; престол латинский, книги униатские… из священных сосудов одна только чаша».

Известно, что в 1811 году ксендзом в Смолевичской Униатской православной церкви служил Федор Матфеев Зубович 46 лет, из шляхтичей. При его участии, в 1839 году, нашу православную Униатскую церковь «приняли» в так называемую русскую (московскую) Православную церковь, с обрядами отличными от обрядов Константинопольской и нашей православной церкви. А что предшествовало этому «принятию»?

В 1838 году генерал-губернаторы были наделены чрезвычайными полномочиями, из-за опасности неповиновения нашего народа, во время «принятия». Все упорствующие ксендзы были заключены в монастыри, лишены приходов, вывезены вглубь России. Под давлением властей, 1305 ксендзов, вынуждены были согласиться и дать расписки о готовности принять православие московского образца, а 593 все-таки нашли силы отказаться. Правда, после Полоцкого собора некоторые, из отказавшихся ранее, тоже дали расписки, чтобы избежать репрессий. В январе 1839 года в Витебскую и Минскую губернии были введены дополнительные войска. Но перевод в чужую веру прошел спокойно, так как народ о нем узнал не сразу. Обнародование акта Полоцкого собора началось в апреле, а закончилось в августе. Многие Униаты, не согласные с переводом, оказывали сопротивление согласившимся приходским священникам еще два десятка лет. Вот такое было добровольное «воссоединение» церквей. В 1842 году, вместо уже состарившегося Федора Зубовича, приходским священником в Смолевичи был назначен его сын Иозефат, окончивший в 1817 году Ляденское училище. И отец, и сын Зубовичи, по всей видимости, тоже писали расписки о сдаче нашей Униатской веры.

С 10 января 1856 года приходским священником стал Гавриил Михайлович Зубкович. Через сорок лет в Смолевичской церкви начал службу и его сын Владимир. С 1908 года священником в церкви служил Владимир Петрович Зенюк. На Смолевичском кладбище по улице Социалистической, не далеко от ворот, слева от дороги, можно увидеть уникальный надмогильный памятник священнику В.П. Зенюку. В 1856 году настоятелем храма стал о.Гавриил Зубкович, обучавшийся в Жировицкой Духовной Семинарии. Он прослужил в Смолевичах до 1888 года.

Во второй половине XIX в. церковь во имя святого Николая дважды ремонтировалась. Но время шло, и несмотря на частые исправления к концу XIX в. храм все же сильно обветшал. Тогда приняли решение начать сбор средств для строительства новой деревянной церкви. В 1896 году прихожане собрали более 6000 рублей и вскоре приступили к работам. К 1909 году новый храм построили, по традиции освятив во имя святого Николая Чудотворца. Его настоятелем в начале XX века являлся священник Владимир Зенюк. Кроме него в причт входил один иерей.

Накануне I Мировой войны в приход Смолевичской церкви входило 925 дворов и около 7000 прихожан, проживавших в 43 селениях. В его владении находилось 149 десятин земли. На территории прихода действовали школы: в Смолевичах — двухклассная народная, в д.Слободе-Озерицкой — земская, в д.Плисе — церковноприходская и в Заболотье — земская. За Свято-Николаевской церковью сохранялись все приписные часовни, за исключением той, которая раньше находилась в д.Подгруша.

События, последовавшие за революцией 1917 года, привели к разрушению приходской жизни, упорядоченной трудами многих поколений верующих. В начале 20-х годов в Смолевичах еше продолжал служить О.Владимир Зенюк, затем пропавший без вести. В соседней д.Слободе-Озерицкой священствовал О.Василий Измайлов. Его арестовали в 1927 году, приговорив к трем годам заключения в концлагере. Он умер, находясь на Соловках, 22 февраля 1930 года. После них в Смолевичах служили: протоиерей Владимир Зубкович и священник Димитрий Плышевский — их расстреляли в 1937 году.

Где-то в 30-е годы Свято-Николаевский храм закрыли, а вскоре и уничтожили. Прекратили действовать также приписные часовни.

Милостью Божьей во время Великой Отечественной войны церковная жизнь в Смолевичском приходе возобновилась. В д.Слобода-Озерицкая в военное лихолетье служил совсем молодой, двадцатидвухлетний священник О.Иоанн Слушко, из окончивших шестимесячные пастырские курсы, созданные в Минске архиепископом Филофеем (Нарко).

После окончания войны из бывших приписных часовен мы застаем действующими только три: в деревнях Плисе, Заболотье и Слободе-Озерицкой. Слободская часовня оставалась открытой недолго. Что же касается церквей в Плисе и Заболотье, то они властями больше не закрывались. Их число пополнилось открытой в 1989 году церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в д. Домошаны, при которой недавно учрежден одноименный женский монастырь. В последние годы церковная жизнь возродилась также и в Смолевичах. В 1997 году открыт приход в Слободе-Озерицкой.

История Смолевичского прихода, начало которой было положено почти пятьсот лет назад князем К.И. Острожским, многострадальна и поучительна, как и вся история Беларуси. Из нее видно, что православная церковь во имя святого Николая Чудотворца в Смолевичах существовала задолго до унии; что и в период широкого распространения униатства, до 1745, она оставалась православной. В дальнейшем эта церковь объединила вокруг себя значительный по размерам приход, который в тяжелые десятилетия трагического XX в. возглавили пастыри, сумевшие до конца дней своих сохранить верность Православной Церкви, несмотря на жесточайшие гонения.

Церковь Святителя Николая Чудотворца: инф. издание /сост.: Л.М. Деркач. — Смолевичи, 2015; http://smaliavichy.by/2012/03/istoriya-smolevichskoj-cerkvi/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.