Успенский собор начали возводить в самом начале ХIХ века. 15 августа 1805 года чаяниями купцов К. И. Дрожденкова и И. А. Замяткина заложили первый камень, а через 15 лет освятили храм в честь Успения Божией Матери. Говорят, мышкинцы захотели, чтобы у низ было "всё по-городскому", и собор они желали построить "не хуже, чем у других". Возможно, поэтому разработать проект будущего храма они поручили иностранцу - Иоганну Манфрини. Выходец из Италии, он, говорят, был ярым русофилом и преданным поклонником русской архитектуры. В строительных работах была задействована артель ярославских каменщиков. По задумке заказчиков, собор должен был стать городской доминантой, расположившись на центральной торговой площади. Даже сейчас Успенский собор поражает своими размерами, а в ХIХ веке явно казался "не по чину" такому крошечному городу. С запада к храму примыкала трёхъярусная колокольня...
Успенский собор на сегодняшний день является вторым по величине из всех уцелевших храмов Верхней Волги после рыбинского Спасо-Преображенского храма. В первое послереволюционное десятилетие собор закрыли и попросту разграбили. Само соборное здание решили не сносить, а использовать "на благо рабочего класса" - сначала в нём хранили лён, затем продовольственные продукты. Колокольню, как это часто тогда делали, приспособили под водонапорную башню.
В 1986 году "п. Мышкино" (всё ещё с унизительными для местных жителей буквами "п" и "о") включили в список исторических населённых мест РСФСР. Через пять лет вернули городской статус, а ещё год спустя Успенский собор передали Ярославской епархии. Службы и реставрация там начались одновременно. Восстановление длится практически столько же, сколько собор в своё время строился! Объясняется это не столько объёмом работ, сколько финансовыми сложностями. Впрочем, и объём - тот ещё: специалистам приходилось проверять всю кладку, вынимать испорченные кирпичи, заменяя их новыми. В процессе такой перекладки купол собора "просел", стал на два метра ниже!
После революции судьба реликвий Успенского собора в Мышкине была печальна. Безбожники хозяйничали и безчинствовали в Успенском храме несколько дней. Срывали со стен иконы, рубили их на куски и бросали в Волгу. Плывущие вниз по течению изуродованные образа являли собой жуткое зрелище. А ведь это были не только "предметы культа", как цинично называли их большевики. Многие иконы принадлежали кисти Тимофея Медведева и его артели, они, как и росписи, были выполнены "в добротной академической манере" и вполне могли считаться хотя бы произведением искусства, будь у новых хозяев Мышкина чуть больше вкуса и образованности. Известно, например, что именно Медведев создавал образа для соборного иконостаса - ни один из них не дошёл до наших дней. За годы небрежения сильно пострадали и медведевские фрески, всегда привлекавшие внимание специалистов как филигранной, слегка "итальянизирующей" техникой, так и достаточно своеобразной, если не сказать смелой, художественной трактовкой образов Священного Писания. Участь соборных колоколов тоже была печальна; по всей стране их отправляли на переплавку. Мышкинские же варвары просто низвергли их с колокольни и разбили их вдребезги. Бессмысленное уничтожение всего, которое хоть как-то напоминало о "прошлой" жизни... Когда уже в наши дни взялись за восстановление Успенского собора, в него привезли добротный иконостас из села Николо-Топор - тамошняя церковь, увы, находилась тогда в аварийном состоянии, но иконостас был в хорошем состоянии. Судя по стилистике, он был сооружён предположительно в 1880-е годы. Привезли в главный городской храм и иконы. Некоторые были написаны современными мастерами, но были и старинные образа в массивных ризах. Среди них особенно выделялась икона Божией Матери "Всех скорбящих радость". Издавна этот образ был почитаем на Руси, а особенно с тех пор, как в 1643 году прославился бдагодаря чудесному исцелению сестры тогдашнего патриарха Иоакима - Евфимии.
Как известно, русские традиции "соборостроения" в больших городах требовали обязательного пятиглавия. Причём независимо от того, было ли возводимое сооружение похоже на "эталон" - Успенский собор Московского кремля. Как ни парадоксально это может показаться, храм близок к незатейливым постройкам с самой простой классической схемой "храм кораблём с ротондой на четверике". Таким, как, скажем, Троицкая церковь в Бологом, пусть даже этот храм 1808 года значительно проще мышкинского - они очень близки типически. Можно отметить, что это - тип отнюдь не городского собора, а небольшого сельского, в лучшем случае усадебного храма. Подчёркивая соборный статус своего творения, Манфрини смело вводит в одноглавую схему... пятиглавие. Архитектор модифицирует конструкцию, вводя по углам цилиндрические объёмы во всю высоту четверика. На них и установлены были боковые главы.
В целом в облике Успенского собора сочетаются строгое соблюдение русских церковных традиций (вплоть до крестообразности в плане) и програмные требования классицизма, такие как чёткая геометрия форм и монументальность сооружения. Ротонда и боковые барабаны сделаны соразмерными, равно как и главы над ними; центральный барабан богато остеклённый, угловые - глухие. Эти последние как бы "вырастают" из дополнительных цилиндрических объёмов по углам четверика - пример осмысленного творчества зодчего в заранее задуманных архитектурной стилистикой рамках. Центральная глава храма фигурная: почти идеальная сфера с перемычкой внизу увенчана подобием "ярославской вазы" под яблоком креста. В отличие от многих классических проектов, стремившихся к минимизации главки, проект Манфрини изначально предполагал крупную "луковицу". Барабан заниженный, уплощённый, пропорциями перекликающийся с большой ротондой. Окна трапезной как бы "мирят между собой" тройные окна ротонды и ординарные, с циркульным вторым светом, - основного объёма. В нижнем ярусе - вариация на тему тройного проёма, центральное окно - широкое, как у основного объёма (и даже подчёркнутое собственным фронтончиком!), боковые уже и ниже; в верхнем ярусе - полуциркульное окно, характерное для зрелого классицизма, также трёхчастное.
Интересна сама по себе и апсида собора. Она здесь подчёркнуто развитая, как бы вырастает из дополнительных "цилиндров" северо-восточного и юго-восточного углов, что в целом усложняет восточный фасад. В алтаре многочисленные широкие прямоугольные окна, над ними вторым ярусом идут циркульные - причём сквозные чередуются с ложными. В межоконных проёмах размещены пилястры, дополняющие рисунок колонн северного и южного фасадов. В интерьере собора всё подчинено развитию главного замысла архитектора - максимальному конструктивному и зрительному увеличению пространства внутри грандиозной ротонды. На достижение этого эффекта работают и относительно небольшая, как бы "сокращённая" трапезная, а в антитезу ей - развитая апсида с обширной конкой, как бы дополняющей подкупольное пространство. Снаружи верх здания визуально облегчают окна (тройные "итальянские"), внутри на облегчение и расширение работают медведевские гризайли. Без этой "рисованной архитектуры" простые внутренние конструкции храма смотрелись бы тяжеловесно. Богатое освещение обеспечивают, помимо окон ротонды, многочисленные окна нижнего яруса: у основного объёма, апсиды и низа колокольни это простые прямоугольные проёмы с небольшими циркульными оконцами вторым светом, у трапезной - вновь тройное окно, над ним - трёхчастное полукруглое. Четыре пустотелые колонны по углам четверика не только позволили разместить на них сверху боковые главы, соразмерные центральной, но и обеспечили храму великолепную акустику; таким образом Манфрини "убил двух зайцев одним выстрелом", решив интерьерную задачу за счёт внешнего облика церкви. Стараясь создать как можно более величественный храм для своего города, мышкинцы немножко "перестарались" - он получился даже слишком большим (высота по главе основного объёма - более 30 метров, диаметр грандиозной ротонды - более 14 метров). Пришлось перестраивать ряд других строений города, "подгоняя" их под заданный масштаб...
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №164, 2015 г.