ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Уват. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.


Уват. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Илии Пророка, Трёх Святителей
Год постройки:не позже 1824.
Адрес:
Россия, Тюменская область, Уватский район, с. Уват, ул. Ленина, 88 (перестроенный районный Дом культуры)

Координаты: 59.142185, 68.895445
Проезд:Проезд по а/д Тобольск - Ханты-Мансийск до поворота в Уват.



Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото 1912 года<br>, Уват, Уватский район, Тюменская область
Фото 1912 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Иконостас. Фото 1912 года<br>, Уват, Уватский район, Тюменская область
Иконостас. Фото 1912 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Спасская церковь Увата. 
http://tyumedia.ru/213319.html
<br>, Уват, Уватский район, Тюменская область
Спасская церковь Увата. http://tyumedia.ru/213319.html
Елена Григорьева
??
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Фото 1947-1950 годов. Автор Н.А. Бортвин<br>, Уват, Уватский район, Тюменская область
Фото 1947-1950 годов. Автор Н.А. Бортвин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 марта 2019

Село Уватское расположено на р. Иртыше. Церковь каменная, построена в 1824 г. прихожанами. Три престола: 1) во имя Нерукотворенного Спаса, 2) во имя св. Пророка Божия Илии, 3) трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого. В приходе дер.: Дальнопольная (2 в.), Лысанова (3 в.), Маркелова (1 в.), Кареинская (2 в.), Мишина (3 в.), Увальная (7 в.), Самаркина (5 в.), Ялбинская (3 в.), Киприянова (10 в.), Маевская (17 в.), Островная (16 в.), Шандарская (15 в.), Березовская (13 в.), Лебаутская (10 вер.), Ванихина (15 в.), юрты: Уватские, Туртасские, Лебаутские. Две часовни: в дерев. Увальной построена прихожанами в 1897 г., деревянная, вторая в дер. Евсиповой, деревянная, построена прихожанами. Дворов 483, прихожан: муж. пола 1803, жен. пола 1733.

Церковной земли: усадебной 3 дес., пахотной 33 дес., сенокосной 6 дес. Церковный капитал 5200 руб., причтовый 150 руб. Жалование священнику 140 руб., диакону нет, псаломщику 36 руб. Просфорня за печение просфор из своей муки получает 90 руб. и 8 саж. дров. Дома причта общественные, на церковной земле, построены прихожанами, дом священника в 1904 г., псаломщика 1903 г. Штат: священник, диакон, два псаломщика, просфорня.

В приходе одно министерское училище в селе Уватском с 1872 г., и передвижная школа в деревне Евсиповой, открыта в 1908 г. Ближайшее село Алымское (17 вер.). Расстояние от Консистории и уездного города 182 в., от благочинного 63 вер. Адрес: Уватское почтовое отделение.

Источник: Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 года / Изд. Тобол. епарх. братства св. великом. Димитрия Солунского. Тобольск, 1913.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 марта 2019

Уват был основан в нижнем течении Иртыша на левом берегу реки в первой половине XVII века. В переводе с остяцкого означает «мыс». Упоминания о селе встречаются уже в 1629 г. в перечне ясачных волостей Тобольского уезда. А одно из первых упоминаний об Уватской церкви относится к документу 1756 года «Дело по прошению прихожан Спасской церкви села Уватского о непереводе священника Павла Полкова в Березовский уезд». Данный факт говорит о том, что в то время церковь в селе уже была.

В начале XIX в. встал вопрос о новом здании для церкви. В 1803 г. заложили трехпрестольную церковь во имя Нерукотворного Спаса с приделами во имя святого пророка Илии и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Основным источником денег на строительство стали пожертвования прихожан.

Согласно «Ведомости о церкви» Тобольско-подгорного ведомства Уватского села Спасской церкви за 1838 г., церковь располагалась на каменном фундаменте, снаружи и внутри была оштукатурена. Цитирую: «Пол деревянный сосновый. Деревянная колокольня оштукатурена, покрыта железом и окрашена зеленой краской, на ней железный позолоченный крест. Паперть (крыльцо) деревянная, крыта железом. Вся территория церкви была обнесена деревянным забором. К 1838 году церковь была ещё полностью не достроена. Престолов в ней три, «в настоящем холодном, во имя Спаса Нерукотворного Образа, в церкви штукатурено, но иконостас не поставлен; по правую руку во имя Илии пророка иконостас поставлен, но не освящен, по левую теплой во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен в 1823 году января 30 дня. Служба проводится. Утвари достаточно». Колокольня по плану только еще строится. Первым священником в новой церкви стал Стефан Наумов.

Для строительства храма выбиралось самое красивое место. Он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника. Земли при церкви составляли 33 десятины. Но данным земельным наделом владели крестьяне за добровольную ругу (выплаты духовенству в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств прихожан). Причт существовал при церкви с первой четверти XIX в. и состоял из трех священников, двух дьяконов, шести причетников. Зданий при церкви не было, священнослужители имели собственные. Жалование священнослужителям не давалось, а жили они на добровольную, но весьма бедную ругу прихожан. По данным 1908 года, священникам платили от 137 до 294 рублей, дьяконам - 147 рублей, псаломщикам - 35-98 рублей ежегодно.

Численность населения Уватской волости на 1836 год составляла 3081 человек обоего пола (1395 мужчин и 1686 женщин). По воскресным дням в селе проводили базар, но чтобы не отвлекать верующих от богослужения, запрещали торговать на площади до конца службы.

По уставу 1804 г., каждый церковный приход или два вместе должны были иметь свое училище, в котором следовало обучать чтению и письму, первым действиям арифметики, основам Закона Божьего. Первоклассное приходское училище было открыто в 1872 г.

Церковь была самой высокой из всех церквей, стоящих в соседних селах. Многие уватские старожилы вспоминают, что их родители всегда описывали красоту храма, что внутри церковь светилась, и не было в округе колоколов с такими звонкими и мелодическими голосами. Церковь занимала важное, если вообще не центральное место в крестьянской жизни. К ней во время праздников приходили жители со всех окрестных деревень. Церковь была регистратором рождения, брака, смерти. Церковно-приходские школы для многих крестьян являлись единственным источником грамотности, где детям прививались нормы мировоззрения и поведения. В любой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.

К концу XIX в. в селе, которое стало центром Уватского прихода Тобольской губернии, проживали 3389 человек, работали министерское и приходское училища, 2 торговые лавки, пароходная пристань, хлебозапасный магазин, фельдшер.

Спасскую церковь постигла участь многих русских храмов. 4 апреля 1930 г. в Уватский районный исполнительный комитет поступил материал, в котором сообщалось, что «…в Уватском сельском Совете закрыта церковь села Уват, в котором колокола не сняты…» Перед закрытием церквей были произведены опись и оценка всего имущества. 15 августа 1930 г. заведующим финансовой частью Уватского района Иваном Фомичем Пугриным, начальником административной части Андреем Андреевичем Зятьковым, уполномоченным союза СМС Сусанной Васильевной Карякиной составлен акт о нижеследующем: сего числа был произведен вес серебра и ценностей, взятых из Демьянской, Юровской, Буренской, Новосельской церквей: серебра разного 5 кг 790 грамм, серебряных денег старой чеканки 2 рубля 30 копеек, медных денег 7 кг 180 грамм, свечей белого воска 17 кг 260 грамм, камней разного размера из икон 754 штуки. Предметы культового назначения и ценности, содержащие металлы, отправили в Москву. Уватская церковь была частично разрушена. Впоследствии перестроена под районный Дом культуры.

В начале 1990-х г.г. началось постепенное возвращение к Православию. Над Россией вновь заиграл колокольный звон, открылись восстановленные храмы благодаря неравнодушным, уставшим от безверия жителям. Так произошло и в Увате. Даже 70 лет советской жизни без храма не смогли сломить и искоренить православную веру уватцев. Люди продолжали собираться для молитвы в домах верующих бабушек, на службы и крещения детей ездили в Тобольск, где церковь не закрывалась.

По материалам: Александр Максимов "Уватский храм - страницы веры и безверия", с. Уват, Портал СМИ Тюменской области; http://tyumedia.ru/213319.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.