ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Токари. Колокольня надвратной церкви Всех Святых мужского Успенского монастыря.


Токари. Колокольня надвратной церкви Всех Святых мужского Успенского монастыря
Колокольня. Не действует.  
Год постройки:1753.
Адрес:
Украина, Сумская область, Сумской район, с. Токари (Малая Чернетчина)

Координаты: 50.926125, 34.939794
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Токари или в Токари, выходить на остановке "Токари"





Колокольня надвратной церкви Всех Святых мужского Успенского монастыря, Второй ярус<br>, Токари, Сумской район, Украина, Сумская область
Второй ярус
Сергей Ковров
1 июня 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   10 августа 2022

Каким был Успенский монастырь, мы знаем благодаря дошедшему до нас описанию святителя Филарета, сделанному в 1859 г., когда монастыря уже не было. В своей работе «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет пишет: «В округе поселений Сумского полка, кроме Лебединского Михайловского, были два монастыря, и оба невдали от города Сум — Сумской Успенский мужской и Сумской Предтечев женский монастырь. Успенский монастырь находился в 9 верстах от города Сумы. Он занимал местность довольно живописную. Расположенный на небольшой возвышенности, он окружён был горами, покрытыми лесом. Вблизи монастыря был пруд. Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г.

В последние десятилетия своего существования он был великолепный. В нём было три храма, и все три каменные. Храм Успения Богоматери, каменный, с приделом Вознесения Господня на хорах, построен был с 1750 г. старанием игумена Иоасафа и ктитора подполковника Якова Алексеевича Шубского, который употреблял на то и свой капитал. Второй храм, каменный, при котором была братская трапеза, освящён был в честь Архангела Михаила в 1755 г. и был построен на месте деревянного г. Рубаном. Третий храм над св. вратами, во имя Всех Святых, построен г. Шубским с 1753 г. и освящён в 1760 г. По сохранившейся описи 1777 г. храмы Сумского монастыря были украшены щедрою рукою.

Указом от 4 апреля 1787 г. предписано было: «В Сумском монастыре править игуменскую должность иеромонаху, Иякову Шубскому». В июле посвящён он был в игумена. Это тот самый ктитор обители, который в 1751—1755 гг. строил её храмы, — лицо замечательное. Уроженец слободы Белков Ахтырского полка, из духовного звания, он в детском возрасте с прекрасным голосом взят был в придворную капеллу. Когда же лишился голоса, то, будучи известен по доброму поведению и уму, сделан был чтецом, а потом и ктитором придворной церкви; благочестивая императрица Елизавета любила его и пожаловала ему чин бригадира. По смерти императрицы он выехал из Петербурга и поселился в Сумском монастыре, где скончался и отец его иеромонах Арсений. Сперва жил он здесь для самоиспытания, спустя же несколько годов принял монашество. Когда в 1788 г. Сумской монастырь был закрыт и монахам его предписано было перейти в Куряж, о. Иаков, по разрешению начальства, остался доканчивать дни свои в собственных кельях. В июле 1788 г. доносил он, что наместническое правление при описании монастыря описало «и хранящиеся в казёнке червонные разных сортов около 2 фунтов, сверх того монастырского, церковного и экономического, сбора деньги 2714 руб. 50 коп., а после описи собраны мною остальные крохи 606 рублей 38 копеек». Вследствие просьбы его наместник Пашков дозволил оставить суммы в монастыре, о чём игумен приложил и письмо наместника. Консистория предписала передать все деньги в наместническое правление. Отец Иаков скончался в 1790 г., и по смерти его не осталось ни копейки.

Что ж сталось с храмами и прочими строениями обители? Ныне на месте монастыря, кроме Всесвятского храма и колокольни, только кучи щебня. Кирпич главной церкви продан был для церкви Верхней Сыроватки, железо — для Сумской Воскресенской, а железные двери — для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Свят. Синода, передан был в Каплуновскую церковь. Архангельский храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви. Каменная ограда, окружавшая монастырь, продана для Богословской церкви Чернетчинской. Деревянные кельи проданы сумским жителям. В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырской Всесвятской церкви. Куда девались дорогие ризы, бывшие на иконах, книги, утварь — неизвестно. Монастырь имел богатые хозяйственные заведения. У него было 6 фруктовых садов, не в дальнем друг от друга и от монастыря расстоянии. Дионисиев и Сосипатров сады занимали каждый до 15 дес. земли, Новый — 6 дес., Котов и Камышин — 6 дес. На р. Псле, в 3 верстах от монастыря, в дер. Чернетчине была мельница с 10 колёсами. Ещё и ныне целы лесные дачи монастыря, но далеко не в том виде, как они сохранялись монастырём».

После закрытия монастыря в 1788 году остался лишь один храм — Всех Святых, надвратный. Под ним находилось пространство, служившее проходом в монастырь для пешеходов и телег. Это пространство закрыли, сделав в нём склад для дров и разной ненужной утвари. В храме продолжали править службы, как в обычной церкви. Но спустя столетие после закрытия монастыря ему суждено было отличиться, продлив, таким образом, свою славу.

30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1887 г. здесь чудесным образом был явлен образ Спасителя, являвшийся изменённой копией иконы «Спас Кровоточивый». Считается, что эту икону приобрёл на Волыни и подарил монастырю сам полковник Гарасим Кондратьев. Легенда гласит, что местная крестьянка Анисия Панченко поранила руку, и рана вскоре воспалилась. Лечение не помогало. Но однажды женщине приснилось, что она на дровяном складе храма нашла икону, и Господь исцелил Анисию. Причём сон оказался вещим, потому, что рука действительно зажила, а икону спустя десять дней обнаружили в том самом месте, где она пребывала во сне Анисии.

По распоряжению Харьковской духовной консистории в 1888 г. икону разрешено было поместить на стене местной церкви. В июле 1892 года её привозили в Сумы как средство против разбушевавшейся в городе холеры. А с 1904 г. с Малочернетчинским чудотворным образом Спасителя стал постоянно проводиться крёстный ход в церковь слободы Великая Чернетчина Сумского уезда.

После революции образ был утрачен, и лишь в 2012 г. обнаружен в частной коллекции донецкого коллекционера Олега Здановича, после чего уже выставлялся в Сумах для всех верующих.

Мало-Чернетчинский образ, называемый «Хлеб Жизни», представляет изображение Спасителя в терновом венце, с язвами на руках и ногах, из которых истекает крупными каплями Его пречистая кровь в подножие, имеющее вид чаши. Вокруг венца надпись: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 6,51). «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53).

К сожалению, на сегодняшний день полностью Всесвятский храм в Малой Чернетчине не сохранился — от него осталась только колокольня, возвышающаяся посреди села и заметная издалека.

т. XLVI. Харьковская губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 года



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.