ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Киев. Церковь Димитрия Солунского.

Иорданская церковь


Киев. Церковь Димитрия Солунского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Димитрия Солунского
Год постройки:1884.
Год утраты:1935 (разобрана)
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Украина, Киевская область, г. Киев, ул. Кирилловская, 51 (на месте административного здания Киевской нотной фабрики).

Координаты: 50.4733, 30.49511 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.







Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  18 ноября 2020

В 1935 году был разрушен Иорданский храм, находящийся на улице Кирилловской, 51 (ныне – ул. Фрунзе). Этот храм был построен в 1884 году стараниями жителей, предпринимателей, а также известных меценатов города Киева. Храм располагался в промышленной зоне Киева. Также духовно окормлял бесплатную хирургическую больницу Зайцева, которая находилась рядом (ул. Кирилловская, 59-61). Сейчас в зданиях бывшей лечебницы находится администрация «Фармака».

Историю храма можно условно разделить на три периода: первый – древнерусский период (IX - XIII вв.), второй – монастырский период ( с 1616 по 1787 гг.), третий – приходской период (с 1787 по 1935 гг.).

О древнерусском периоде истории святой обители повествуют краткие свидетельства летописей и находки археологов. В 1832 году Кондратий Лохвицкий описал развалины древнерусского храма, находящегося в усадьбе купца Марра по улице Кирилловской 53-57, построенного в XI веке. Он считал, что обнаружил фундаменты церкви святого Ильи пророка. По словам исследователя, «строение каменных фундаментов … доказывает самое древнейшее происхождение его: в фундаменте положены огромные нетесаные камни между кирпичами древней работы, тонкими, шириной в шесть, длиной до восьми вершков (т.е. 26,6х35,5 см), на цементе, который так связал дикие камни с кирпичами, что трудно ломом отделить». В «цементе» автор отмечает наличие толченого кирпича и угля. В строительном щебне найдены фрагменты фресковой росписи.

По мнению К. Лохвицкого, открытая им церковь, «судя по положению пространного бугра, покрытого землей более сажени», «должна быть обширной», здание, «будучи в полгоры, заплыло землей глинистой с гор, то и остается еще не совсем раскрытое, а потому и плана снять нельзя». Лохвицкий не смог раскопать руины полностью, «как все здание требует большого раскрытия и на то значительных издержек». Позже большинство историков Киева признавали обнаруженные К. Лохвицким руины за остатки древней церкви Николы Иорданского, связывая с ней «сказание о чуде Святого Николая над половчином», относящееся к XI-XII вв. Церковь Святого Николая Иорданского существовала еще в начале XVII в., как об этом свидетельствует один акт 1614 года. Повторное обследование этих мест Киевской экспедицией АН СССР в 1947 г. подтвердило существование фундаментов древнерусского храма.

В древнерусской истории известны два чудесных события, проишедших в нем: Чудо святого Николая о половчине и Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.

Чудо Святого Николая о половчине, сотворшееся в граде Киеве, рассказывает, как один благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, держал у себя в плену одного половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его в родную страну, обещав ему привести оттуда в выкуп за себя табун лошадей. Киевлянин согласился на это, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь Святого Николая и поставил поручиком за себя икону сего Святителя. Неверный половчин сделал это, но, получив свободу, и не думал исполнять своего обещания. Тогда Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп благочестивому киевлянину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой - на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.

С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю, уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь, захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой утерянный за многие тысячи километров ковш. Из свершившегося чуда наши предки сделали вывод, что вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан, протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр – Иорданской Оболонью.

К.А. Лохвицкий оставил для нас ценное описание Иорданского ручья, наблюдаемого им в 1832 году. «Сей ручей, - пишет исследователь, - начало берет из ключей железистых, которые приметны по ржавчине железной в источнике родника сих ключей. Вода сего ручья чистая, свежая, и по испытанию полезна для здоровья. Ручей впадает в озеро называемое Иорданское, находящееся на Оболони. Из сего озера Иорданского вытекает речка Почайна и упадает в реку Днепр».

И наконец, учитывая последние исследования историков, можно утверждать, что именно в этой местности находится могила первого киевского князя-христианина Аскольда. В киевоведческой литературе его могилу помещают в районе Печерска, на месте Пустынно-Николаевского монастыря. Однако, недавняя статья историка А. П. Толочко «Чи знаємо ми, де знаходилася Аскольдова могила?» в 5-м номере журнала «Київська старовина» за 2000 год позволяет пересмотреть эту традиционную точку зрения. Остановимся на основных выводах автора: 1) современная топография Аскольдовой могилы Пустынно-Николаевского монастыря является ошибочной; 2) Угорское (место локализации Аскольдовой могилы по летописи) следует искать в северо-восточной части Киева или его северо-восточной окраине. Этой северо-восточной окраиной и есть местность вокруг Иорданской церкви.

История познания христианства первыми киевскими князями удивительна. В 860 году россы под предводительством Аскольда и Дира совершили набег на Царьград. Патриарх Фотий, положив упование на помощь Пресвятой Девы, с молитвами обносил по стенам осажденного города чудотворную ризу Богоматери, после чего на море поднялся шторм, и осаждавшие отступили. Спустя некоторое время пришло в Царьград от россов, пораженных чудом, посольство и просило о крещении. На Русь были отправлены епископ и священники для крещения князя и народа. Таким образом, Аскольд стал христианином. Это было так называемое первое крещение Руси.

Позже князь Олег, правивший в малолетство Игоря Рюриковича в Новгороде, обманом вызвал Аскольда и Дира за пределы укрепленного княжеского города в Киеве и убил. Над могилой князя Аскольда благочестивый горожанин Олма построил церковь в честь Святителя Николая. Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца.

При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 года. Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был разрушенен и как и другие храмы уже не поднялся из руин, потому что над ним на возвышенности была крепость защищавшая северные подступы к городу. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н.Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская (Фрунзе) 43-47. Вторая такая же могила расположена на Старокиевской горе. за Отечество и веру Пусть Господь Бог упокоит души безвинных жертв отдавшие жизнь за Отечество и веру православную.

Второй период истории Иорданского храма – монастырский – начинается c 1616 года. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма для постройки собственного дома. Особый расцвет монастырь получил, когда его ктитором был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (известный как Святитель Димитрий Ростовский), написал бесценный труд «Жития святых». Его мать Мария и три сестры – в монашестве: Памфилия, Феврония и Параскева приняли постриг в Иорданском монастыре, в котором поочередно несли послушания игумений. В их подвиге мы видим пример тому, что богатство, соединенное с благочестием – великая сила.

В монастыре было два деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского». В оном монастыре монахинь, келейниц, послушниц и служителей 217, - сообщает Василий Новгородцев в «Географическом описании города Киева» (1784). - Кельи игуменские и для монашествующих, деревянные 108. Вокруг сего монастыря ограда с колокольнею , деревянные». Иорданский монастырь по количеству монашествующих был самым многочисленным среди женских обителей Киева (Фроловский монастырь - 184 и Богословский монастырь - 126).

В 1712 году по особому указу императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей. Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 году митрополитом Иовом Борецким для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была в честь Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц. В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.

В 1787 году впоследствии секуляризации оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область). С этого времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды. Престарелые монахини жили в келиях Иорданского монастыря до 1808 года.

В 1821 году Иорданский храм Св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до 1884 года. В 1884 году был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля. При церкви действовала церковно-приходская, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева (ул. Кирилловская, 59-61).

С 1917 года со стороны советской власти начались гонения на Православную Церковь. 3 июля 1926 года органы НКВД ликвидировали православный приход канонической церкви ипередали строение церкви УАПЦ.

В 1935 году Иорданская церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы Великой Отечественной войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.

История сохранила для нас здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер.

До нашего времени сохранился также Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой. Молитвами и совместными усилиями православных христиан местность была расчищена. С 2002 года верующие проводят на нем водосвятные молебны, а 19 декабря 2004 года, в день памяти Святителя Николая, была совершена первая Литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из праха уже третий раз.

http://iordanhram.orthodoxy.ru/History-rus.htm


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  18 декабря 2023

Каменный храм свт. Николая Иорданского впервые упоминается в 1530 г. В начале XVII в. разобран. Территория передана Кирилловской обители, под патронатом которой в 1616 г. здесь был основан женский Николо-Иорданский монастырь. С 1713 г. по соседству расположился женский Иоанно-Богословский монастырь. Ликвидированы в 1787 г. Пожар 1821 г. уничтожил монастырские здания, а сохранившийся деревянный трапезный храм вмч. Димитрия Солунского служил приходским храмом.

Каменная церковь Николы Иорданского была построена на этом месте в 1884 г. стараниями жителей, предпринимателей, а также известных меценатов города Киева. Храм располагался в промышленной зоне Киева. Храм также духовно окормлял бесплатную хирургическую больницу Зайцева, которая находилась рядом (ул. Кирилловская, 59-61). Называли храм так же Николаево-Иорданским или Дмитрия Мироточивого. Возле храма был источник с целебной водой, который назывался Иорданским.

Разрушен в 1930-е г.г.

Майко В.В. «Православные церкви Киева, 1037-1917 г.г.». Энциклопедический справочник. Майко В.В., 2020. Институт археологии Крыма, 2020 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 февраля 2024

Иорданский женский монастырь Святого Николая: на плане 1695 года отмечен деревянный собор Святого Николая, деревянная трапезная, деревянная колокольня. Деревянная церковь св. Дмитрия Мироточивого (или Иорданская) существовала до 1830 г.

Каменное здание церкви Великомученика Димитрия Мироточивого (Иорданской) возвели в 1884 г. в Киеве на месте одноименного деревянного храма. С 1616 по 1786 г. здесь действовал Димитровский монастырь. С названием обители связана легенда о том, что якобы один из киевских паломников, находясь в Палестине, потерял свой серебряный бокал в реке Иордан. Вернувшись в город, он посетил Димитровский монастырь, где, зачерпнув воды из колодца, нашел в ведре свой бокал. В ознаменование этого чуда монастырь и церковь получили второе название – иорданских. Этот топоним был предоставлен ручью, протекавшему у подножия Щекавицы и башни Подольских оборонительных укреплений, возведенных в 1661 г.

Каменная Димитриевская церковь в плане представляла собой квадрат. Центральные части неоштукатуренных фасадов были обозначены несколько заметными ризалитами, которые завершались треугольными фронтонами. Сооружение венчалось восьмигранным барабаном с куполом и фонарем. Архитектура храма была достаточно проста, напоминала классицистические церкви первой половины 19 в. К западному фасаду была пристроена высокая трёхъярусная неоштукатуренная колокольня с палаточным завершением и кирпичным упрощенным декором. В окружающей малоэтажной застройке играла доминирующую роль.

По решению большевистской власти церковь была разобрана примерно в 1935 г. Её место занимает завод молочной кислоты.

Помещалась на ул. Кирилловской (Фрунзе), д. 51.

«Монастырь Святого Димитрия (Иорданский)», перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.