ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Курженское озеро. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая Куржинская (Курженская) пустошь


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:1893.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская обл, Вытегорский район, остров на оз. Куржинское

Координаты:61.488098, 37.217588
Проезд:От пос. Октябрьский по лесовозной дороге до траверса оз. Куржинское, далее по тропинке до озера, далее на лодке к острову.


Добавить фотографию
Церковь Троицы Живоначальной - Курженское озеро - Вытегорский район - Вологодская область
Руины Троицкой Куржинской (Курженской) церкви
Yoti
11 июня 2017
Церковь Троицы Живоначальной - Курженское озеро - Вытегорский район - Вологодская область
Руины Троицкой Куржинской (Курженской) церкви
Yoti
11 июня 2017
Церковь Троицы Живоначальной - Курженское озеро - Вытегорский район - Вологодская область
Руины Троицкой Куржинской (Курженской) церкви
Yoti
11 июня 2017
Церковь Троицы Живоначальной - Курженское озеро - Вытегорский район - Вологодская область
Руины Троицкой Куржинской (Курженской) церкви
Yoti
11 июня 2017
Церковь Троицы Живоначальной - Курженское озеро - Вытегорский район - Вологодская область
Руины Троицкой Куржинской (Курженской) церкви
Yoti
11 июня 2017
Церковь Троицы Живоначальной - Курженское озеро - Вытегорский район - Вологодская область
Руины Троицкой Куржинской (Курженской) церкви
Yoti
11 июня 2017




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  7 ноября 2017

Церковь д. Пустыня на Куржинском озере. Только пройдя более 30 км по про селочным и лесным дорогам от пос. Октябрьский, можно было увидеть деревянную церковь (название ее не дошло до наших дней), строенную во 2-й половине XIX века. Церковь располагалась на острове, отделенном 70-метровой протокой от берега озера, невдалеке от д. Пустыня (заброшенной в 60-е годы XX века). Пока остров не зарос лесом, она была видна и с другого берега озера, от часовни (во имя Божьей Матери), построенной также в XIX веке, но рань­ше, чем церковь. Строились они на средства прихожан.

www.booksite.ru


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  9 ноября 2017

Евфросинова Курженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь. Другое название: Евфросинова Андомская (Андоморецкая) Троицкая мужская пустынь.

Описание Зверинского В.В. № 1707: «Куржанская, мужская пустынь, ныне часовня и памятник иноку Евфросину на острове озера Куржанского, при деревне Курженское озеро, Олонецкой губернии Вытегорского уезда, в 89 верстах к северо-востоку от Вытегры. Существовала в 17 столетии». Евфросинова пустыня основана в Обонежской пятине на острове Курженского озера. Ныне – островок на озере Куржинском в Вытегорском районе Вологодской области.

Основатель пустыни

Пустынь возникла в 17 веке. Название своё Курженская пустынь получила от названия озера. Недалеко от Куржинского озера начинается река Андома. По административно-территориальному делению Курженское озеро относилось к Андомскому погосту. Поэтому второе название пустыни – Андомская (Андоморецкая). Основатель пустыни – преподобный Евфросин Курженский (Куржеский, Андомский, Каргопольский), пустынник. Евфросин Андомский не канонизирован, почитание его было местным. В «Книге глаголемой» о нем написано: преподобный Евфросин пустынник Куржеский чудотворец. Преставился в Андогской (это ошибка!) пустыни летом 1652 года. Зверинский Василий Васильевич в описании Андогской пустыни также упоминает, что здесь покоятся мощи преподобного Ефросина Куржеского. В «Книге глаголемой» информация взята из книги Александра Ратшина. Но речь там идет о другом Евфросине - блаженном Евфросине, настоятеле Усть-Андогской пустыни на Андозере. Из-за похожих названий пустыней, отличающихся одной буквой, и одинакового имени настоятелей произошла путаница и стала перемещаться из книги в книгу. Основатель Андомской пустыни похоронен в своей пустыни на Курженском озере. Память о Курженском отшельнике долго сохранялась в народе. В середине 19 века над могилой его стоял памятник. Евфросин, по словам Епифания Виданьского, поселился на Куржинском озере, спасаясь от «никоновой ереси».

Курженская пустынь до 1666 года

Неизвестно, из какого каргопольского монастыря пришел на Курженское озеро основатель Андомской пустыни Евфросин Каргопольский. В 50 верстах от Куржинского озера находилась Кирилло-Челмогорская пустынь, в 100 верстах - Александро-Ошевенский и Каргопольский Спасо-Преображенский монастыри. Епифаний Виданьский писал о Евфросине: «я у него в пустыни год в одной келье жил, молились вместе, Евфросин очень христолюбив был, любил безмолвие». Епифаний не уточняет, какой год был тогда. Сам Епифаний пришел на Суну к Кириллу Сунарецкому в 1657 году. О смерти Евфросина сообщил Епифанию Варлаам, пришедший на Суну после кончины Евфросина. Епифаний в своём писании не сообщает, когда он узнал о смерти друга. Но в 1664 году было ему видение: Евфросин ожил и находится в келье Епифания. Несчастный Епифаний написал об этом спустя много лет, год видения он мог запамятовать. Но есть более точная дата: в 1666 году Епифаний ушел в Москву обличать перемены, и в то время он уже знал о смерти курженского отшельника. Вывод: Евфросин Курженский основал пустынь не раньше 1656 года и скончался не позже 1666 года. При нём в Курженской пустыни находили приют отдельные несогласные с церковными нововведениями, но многолюдства не было, так как настоящий раскол и настоящая борьба с раскольниками начались после 1666 года.

Курженская пустынь при патриархе Иоасафе Втором

Собор 1666 года постановил новые обряды сделать обязательными. Расколоучителей пригласили на Собор и убеждали покаяться. Упрямцы, не покорившиеся церкви, были отправлены под надзор в монастыри или взяты под стражу. Старообрядческие проповедники протопоп Аввакум, протопоп Лазарь, дьякон Федор и инок Епифаний Виданьский были сосланы в Пустозерский острог. При патриархе Иоасафе Втором репрессии только начинались. В 1671 году один из руководителей раскола, игумен Досифей, удалился в Курженскую пустынь и избран настоятелем её. И тогда обитель перестала служить приютом для смиренных приверженцев старой веры. Это уже был центр раскола, пристанище старообрядцев - борцов. В монастырьке было постоянное движение: одни сторонники старых обрядов и книг приходили, другие уходили в новые места и там убеждали народ противодействовать нововведениям Никона. Курженцы обратили в раскол многих.

Курженская пустынь при патриархе Питириме

Сергей Зеньковский пишет, что Троицкая церковь в Курженской пустыни сожжена в 1692 году при патриархе Питириме. Во-первых, патриарх Питирим в 1692 году был уже в могиле. Во-вторых, из переписных книг видно, что Троицкая церковь на Курженском озере существовала не только в 1672-1673 годах (время патриаршества Питирима), но и в 1678 году при следующем патриархе была на месте. При Питириме в Курженскую пустынь на проповеди игумена Досифея приходили толпы людей. Досифей был противником реформирования церкви, но в противостоянии не доходил до фанатизма. Фанатизм старообрядцев – это гари, массовые самосожжения людей. По мнению игумена Досифея, гари не были проявлением религиозной стойкости, самоуничтожение человека – это всегда грех. Ученик и единомышленник Досифея - инок Евфросин, живший некоторое время в Курженской пустыни, впоследствии написал трактат « Отразительное писание инока Евфросина о новоизобретенном пути самоубийственных смертей». В 1691 году этот текст обсуждался старообрядческим Собором, также осудившим самосожжения. Старообрядческий Собор был заочный, в Курженскую пустынь его участники не съезжались.

Курженская пустынь при патриархе Иоакиме

Сменивший Питирима патриарх Иоаким с противниками реформ боролся жестко.В 1676 году подавлено восстание в Соловецком монастыре. В 1681 году сторонник религиозных самоубийств протопоп Аввакум и соузники его сожжены в Пустозерске. Подавлен стрелецкий бунт в Москве в 1682 году.Созванный в этом же году Собор одобрил репрессии против старообрядцев.Собор постановил упразднить мелкие пустыни, поселить их насельников в большие общежительные подконтрольные монастыри, выселить из монастырьков проживающих там бельцов и прекратить бродяжничество монахов. Собор 1682 года попросил у царя разрешения возложить розыск раскольников на воевод. В 1684 году разыскивался курженский чернец Филарет. В 1685 году вышел закон о запрещении церковного раскола в Русском государстве. Неподчиняющиеся закону наказывались физически, ссылались в дальние края, имущество отбиралось, особо упорствующие в старой вере сжигались, укрыватели и недоносители наказывались битьём кнутом и палками. Курженская пустынь в качестве гнезда раскола при патриархе Иоакиме доживала последние дни. В 1685 году игумен Досифей ушел на Дон. Андомская пустынь опустела. В конце 17 века пустыня уже была под началом Муромского монастыря.

Курженская пустынь при патриархе Адриане

Возможно, Троицкая церковь действительно сгорела в 1692 году. Так как пустыня была приписная, состав братии менялся. Бывали моменты, когда никого из монахов не было в пустыни. Беспризорная церковь могла сгореть, но произошло это, конечно, без всякого указа сверху. В 1692 году в Курженскую пустынь поступил старец Макарий. Он постригся в монашество в этом же году в ближайшем Лобановом Петропавловском монастыре, также приписном к Муромскому монастырю. Этот факт может служить доказательством, что своей церкви в Курженской пустыни в то время не было.

Курженская пустынь в 18 веке

Неизвестно, построили на острове новую церковь после пожара или ограничились часовней. В клировых ведомостях Спасо-Маткозерской церкви за 1865 год на острове в Куржинском озере записана только приписная часовня. В 1722 году в Курженской пустыни жили 4 насельника. Вскоре Куржинская пустынь упразднена совсем. Пустынь исчезла, раскольники в этих местах остались надолго. Даже в 1854 году в Спасо-Маткозерском приходе в 10 верстах от новой, построенной за государственный счет, Николаевской церкви на реке Андома стояла раскольничья часовня Николая Чудотворца.

Курженский приход в 19 веке

С целью борьбы с расколом в конце 19 века по указу властей из Спасо-Маткозерского прихода выделен самостоятельный Курженский приход. Деревни нового прихода располагались по речке Хмелевице, Пертручью, в окрестностях Куржинского озера, на реке Андома, на озерах Ладвозеро и Габозеро. В 1905 году в населенных пунктах Курженского прихода в Андомской волости проживали: село Куржинская Пустынь – 15 человек, деревни Березовец – 32, Габозеро – 20, Ганина – 71, Гурово – 19, Корелы – 87, Кошкина – 110, Курмина – 3, Кузнецово – 63, Кульша – 19, Миронова – 53, Осиновец – 24, Старкова – 27, Пертозеро-93, Петухова Гора – 19, Шлямино – 72 человека.

В 1893 году на средства благотворителей построена деревянная церковь в одной связи с колокольней. Престол освятили во имя Святой Троицы. Ограды вокруг церкви не было, не было в ней нужды: церковь стояла на островке. В приходе в 1900 году имелись 4 деревянные часовни: 1. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Ладвозере - старая, 2. Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на Удебном озере - старая, 3. Иконы Божией Матери «Казанская» на Пертозере - старая, 4. Святой Троицы при деревне Куржинская Пустынь (в клировой ведомости написано при деревне, вероятно, имеется в виду та часовня, что стояла на острове).

Куржинский приход в 20-м веке

После 1901 года в деревне Кошкина на Удебном озере вместо часовни построена деревянная трехпрестольная церковь, главный престол освящен во имя преподобного Евфимия Великого, приделы освящены во имя Трех Святителей Вселенских и Архангела Михаила.В 1916 году в Курженском приходе в Андомской волости Вытегорского уезда были приходская и приписная церкви, старая Казанская часовня на Пертозере и две новые: Николаевская на Габозере и Свято-Духовская в деревне Кузнецово на реке Андома. В советское время церкви закрыты. В настоящее церковь на Удебном озере не существует.

По материалам: Македонская Н.М. Евфросинова Курженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=323

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.