ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Истра. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня, Илии Пророка, Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:не позже 1805.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Московская область, г. Истра, улица Первомайская.

Координаты:55.915695, 36.85693
Проезд:Церковное место находится на территории бывшего завода Углемаш.


Добавить фотографию
Церковь Вознесения Господня - Истра - Истринский район - Московская область

11 июня 1901
Церковь Вознесения Господня - Истра - Истринский район - Московская область
Памятная доска на здании УВД г. Истра.
МОРПЕХ879
6 марта 2018




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  7 апреля 2017

История городского храма насчитывает несколько веков. Первой известной церковью была небольшая деревянная в честь Воскресения Христова, построенная стольником Романом Федоровичем Бобарыкиным в 1636 году неподалеку, в соседней деревеньке Сафатовой на речке Песочне (ныне Песочная), которая после этого стала назваться селом Воскресенское. Можно назвать ее предтечей Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. Ныне эти места находятся на территории Истры. Имя стольника Бобарыкина в истории осталось известным благодаря тому, что именно у него в 1656 году Патриарх Никон купил село Воскресенское с окружающими деревнями (Котельниково, Кречково, Рычково и другими) для обустройства здесь монастыря, который позже стал называться Ново-Иерусалимским.

Какова судьба Воскресенской церкви? Существуют две версии. Первой придерживался церковный историк архимандрит Леонид (Кавелин): «Деревянная церковь во имя Воскресенья Христова была сломана в 1657 году, так как боярин Р.Ф. Бобарыкин обещал патриарху на месте оной построить в поминовенье по себе и родителях своих женский монастырь; но за последовавшею вскоре ссорою с патриархом, сего не исполнил, а женский монастырь был построен самим патриархом близ Воскресенска, но на ином месте. По челобитью же боярина Бобарыкина повелено было монастырским властям Воскресенскаго монастыря построить приходскую церковь на прежнем месте, каковая церковь и была построена и освящена в 1677 году мая 22 дня, во имя Вознесенья Господня, с двумя приделами». Согласно другой, Воскресенскую церковь не сломали, она еще некоторое время стояла «пуста без пения» и была приписана к Вознесенскому храму.

Бывшая деревня Котельниково на реке Истре с постройкой в ней храма стала именоваться селом Вознесенским. В дозорной и описной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1678 год, как отмечают церковные историки братья Холмогоровы, записано: «Вознесения Господня церковь с двумя пределами: Покрова Пресвятыя Богородицы и Илии Пророка, Загородской десятины, в вотчине Воскресенскаго, что на Истре реке, монастыря, в подмонастырском селе Вознесенском. Церковь Вознесения Господня на этом месте поставил бывший патриарх Никон, вместо Воскресенской церкви, которая была в селе Сафатове, и приходских людей от той церкви из села Сафатова перевел в село Вознесенское». В 1679 году после досмотра Воскресенская церковь была окончательно упразднена, а Вознесенская – «данью обложена и внесена в приходную книгу под Загородскою десятиною».

Во время правления императрицы Екатерины II в стране происходили большие административные перемены – в 1781 году бывшее село Вознесенское преобразовали в город Воскресенск, который сначала стал центром одноименного уезда, а через 15 лет, после очередной реформы, – заштатным городом Звенигородского уезда. В то время в нем проживало около тысячи человек и, судя по всему, старая деревянная церковь перестала удовлетворять потребностям прихожан – городской статус поселения требовал иного, более «престижного» и просторного храма. Эти планы вскоре были реализованы.

Новую каменную Вознесенскую церковь начали строить предположительно в конце 1780-х годов рядом с прежней деревянной. В 1792 году освятили Ильинский придел в трапезной, а в 1805 году – храм целиком. По описанию, приведенному в книге «Новый Иерусалим и город Воскресенск», она представляла собой «выдержанный в классических формах трехчастный объем с двусветным, увенчанным куполом четвериком храма, трапезной и трехъярусной колокольней». Деревянную церковь вскоре разобрали, но не полностью – оставили колокольню и трапезную, которую использовали, как писалось в клировых ведомостях, «для хранения прежде бывой деревянной церкви иконостаса, угольев, дров, и других церковных материалов». Причем, старая трапезная сохранялась долгое время (как минимум, до 1860-х годов).

С колокольней произошла иная история: деревянная была уже ветхой, собирались строить каменную, но денег на это не хватило. Поэтому еще некоторое время пользовались прежней звонницей. Лишь в 1813 году, согласно архивному делу, возобновилось строительство колокольни при Вознесенском храме: «При вновь выстроенной вышеозначенной каменной церкви с двумя приделами каменная колокольня, хотя строением начата, но не окончена за истощением в прежние годы церковной суммы. А как деревянная колокольня, находящаяся при прежней деревянной церкви , пришла уже в ветхость, и угрожает падением, а равно и суммы церковной на лицо довольное уже имеется количество, то и нужно оную колокольню каменным строением совершить».

Во время Отечественной войны 1812 года городская церковь не пострадала – осталась «цела и неприятелем неприкосновенна». Однако вскоре возникла необходимость в мелких починках храма. В 1822 году местный священник Симеон Васильев просил разрешения «в теплых приделах, состоящих в трапезе, вновь выстлать пол или для большей прочности лещадью, или по совету некоторых прихожан для большаго тепла и чистоты, досками. Ибо кирпич, коим выслана трапеза пришел в ветхость, и производит много пыли и безобразия».

Каменный храм Вознесения Господня, как и многие другие приходские церкви, имел два помещения для богослужений – теплое и холодное. Зимой службы проходили в трапезной, которая обогревалась двумя голландскими печами. Но она была небольшая по размерам (по 6 саженей, то есть 12 метров, в длину и ширину), что явно было недостаточно для прихода, в котором в середине XIX века числилось более 1500 душ. Возникла необходимость расширения храма. На помощь пришел известный благотворитель Звенигородского уезда – воскресенский купец Павел Григорьевич Цуриков, проживавший неподалеку при своей фабрике в Ивановском. Вместо расширения трапезной Вознесенской церкви он пожертвовал на устройство духовой печи 2000 рублей и 40 000 штук кирпича, который первоначально заготовил для строительства своего дома. Уже к осени 1875 года храм стал полностью отапливаемым. Но на этом не закончились добрые дела благотворителя: на средства Павла Григорьевича были вставлены новые окна и двери, обновлен пол в трапезной, а также промыта и поновлена стенная живопись и иконы. «Московские епархиальные ведомости» в 1876 году по этому случаю писали: «Благотворитель принял опять искреннее участие, именно: больше 600 рублей пожертвовал наличными деньгами и, сверх того, принял на себя еще вновь позолоту царских дверей настоящей церкви, позолоту двух больших риз на местных иконах. Как скоро заметил, что паникадило, находящееся в трапезной церкви слишком мало, бедно и не может служить украшением возобновленнаго храма, пожертвовал, вместо его, другое новое, вызолоченое, красивой формы».

В августе 1884 года в Строительном Отделении получил одобрение проект губернского архитектора Владислава Осиповича Грудзина на постройку святых врат и каменной ограды при Вознесенской церкви. Вскоре ограда была возведена, к северо-восточному ее углу примыкало одноэтажное деревянное здание городского женского училища. В нем с 1880 по 1883 годы состоял заведующим Иван Павлович Чехов – родной брат великого русского писателя. Попечителем училища сначала был все тот же Павел Григорьевич Цуриков, а после его смерти – супруга Анна Сергеевна Цурикова.

С 1828 года священником Вознесенской церкви был Григорий Сергеевич Воздвиженский, а после него, с 1859 года, в церкви стал служить его зять, Сергей Ильич Холмогоров. Это был очень достойный и уважаемый в народе человек. На протяжении 16 лет он бесплатно обучал детей прихожан в собственном доме, состоял членом Звенигородского училищного совета, был законоучителем мужского, а потом и женского городских училищ. С сентября 1881 года его утвердили в должности благочинного одного из церковных округов Звенигородского уезда...

В клировой ведомости 1916 года по штату числились: священник Василий Стефанович Касаткин, священник Василий Васильевич Соколов, диакон Алексей Христофорович Розанов, псаломщик Сергей Иванович Шаров, псаломщик Трофим Георгиевич Заботкин, просфорница Александра Александровна Базилевская, в должности старосты Воскресенский мещанин Александр Сергеевич Чудаков. В приход, помимо самого города, входили деревни Ермолино, Полево, Рычково и слободка Макруша. Всего в приходе состояли 372 двора, 956 мужских и 1044 женских душ.

Вознесенскому храму в XIX–XX веках принадлежали две часовни.

https://docviewer.yandex.ru/view/


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  20 ноября 2018

Вознесения Господня церковь в заштатном городе Воскресенске. Заштатный город Воскресенск в XVI веке – «пустошь Котельникова на реке Истре», Московскаго уезда, Сурожскаго стана. В 1584 году пустошь Котельникова, состоявшая при деревне Макрушине на речке Песочне, того же стана, находилась в поместьи «за Семеном Андреевичем Черкасским, что преж того было в поместьи за князем Иваном Келмамаевым»; а в 1624 году – «за Романом Федоровым Бобарыкиным, по государевой грамоте»; при последнем владельце дер. Макрушина была также пустошью. Близ этой местности в XVI веке находились: сельцо Кречкино, Рычково тож, на речке Песочне и деревня Сафатова, на той же речке, Московскаго уезда, Горетова стана, принадлежавшая некогда Офросинье Ивановской жене Курчина, а в 1584 году – Леонтию Михайлову Курчину. В Кречкине и Софатове, проданных в 1621 году Юрьем Татищевым Феодору Васильеву сыну Бобарыкану «в вотчину», числилось в 1623 году «два двора крестьянских, и два двора бобыльских, людей в них 4 человека», – в деревне Сафатовой находился двор вотчинников с деловыми людьми.

Вотчина Феодора Васильева Бобарыкина, после его смерти, досталась сыну Роману, при котором в деревне Сафатове, около 1636 года, была построена деревянная церковь во имя Воскресения Христова с приделами. В приходной книге Патриаршаго Казеннаго Приказа, за 147 (1639) год, под Радонежской, Селецкой и Загородской десятинами, написано: «Церковь Воскресения Христова, да в пределах Покрова Пресвятыя Богородицы, да Николы чудотворца, в вотчине Романа Бобарыкина, в селе Сафатове, дана по грамоте вдвое 10 алтын 4 деньги,. десятильничих и заезда 6 алтын 4 деньги». В той же форме Воскресенская церковь писалась в приходных книгах и за последующие 1640-1679 годы. В переписных книгах Московскаго уезда, 154 (1646) год, значится: «За Романом Федоровым сыном Бобарыкиным, село Воскресенское, что была деревня Сафатова, на речке Песочне, а в нем церковь Воскресения Христова древянная, при церкви во дворе поп Алексий, да в селе двор вотчинников, а в нем живут деловые люди, 8 дворов задворных людей (татар) и один двор бобыльской. Починок, что была пустошь Макрушина, в нем двор вотчинников - скотный и деревня Кречкова на речке Песочне, в ней 6 дворов крестьянских, в них 21 человек и 5 дворов бобыльских, людей в них 15 человек. При Бобарыкине была населена крестьянами пустошь Котельниково и названа деревнею.

В 1656 году Роман Федоров Бобарыкин село Воскресенское с деревнями и пустошами продал патриарху Никону в вотчину Новгородскаго Иверскаго монастыря, построеннаго в 1655-1657 годах. В купчей между прочим написано: «Се аз Роман Федоров сын Бобарыкин, продал есмь вотчину свою, великаго государя святейшаго Никона патриарха Московская и всея великия и малыя и белыя Росии, строенья в монастырь Пречистыя Богородицы Иверския, иже во святаго отца нашего Филипа митрополита и святаго Иакова чудотворца, что в Новгородском уезде на святе озере, архимандриту Дионисию с братьею, или кто по них, иные архимандриты и братья будут, в Московском уезд в Горетове, да в Сурожском стану село Воскресенское, что была деревня Сафатова, на речке на Песочне, а в том селе церковь Воскресения Христова со всяким церковным строением и колоколами да двор вотчинников, да двор коровий, да за вотчинниковым двором двор прикащиков, да четыре двора людских, да житной двор. Да под тем же селом Воскресенским на большой Волоцкой дороге пустая деревня Макрушина, а в ней гостинный двор для стояния проезжих людей, на речке на Песочне, со всяким же дворовым строением. Да к тому же селу деревня Котельникова, на реке на Истре, а в ней крестьян 8 дворов, а людей в них 32 человека; деревня Рычкова, а Кречково тож, а в ней крестьян (14 дворов, людей в них 35 человек) с принадлежащими к тому селу пустошами... а взял я, Роман, из государевы патриаршие келейной казны у него архимандрита Дионисия с братьею, за ту свою вотчину, 2000 рублей. Лета 7164 (1656) году июня в 3 день».

Патриарх Никон в деревне Котельниках, на реке Истре, построил вновь деревянную церковь во имя Вознесения Господня и назвал деревню селом Вознесенским, к которому было приписано село Сафатово, Воскресенское; в это время церковь Воскресения Христова в селе Сафатове стояла «пуста без пения». В 1668 году село Воскресенское-Котельниково с деревнею было причислено к вотчинам Воскресенскаго монастыря. В отказной книге 177 (1668) года, декабря в 10 день, по которой вотчина утверждена за Воскресенским монастырем, «по Соборному изложению» упоминается: «село Вознесенское, что была деревня Котельниково, на речке Истре, под монастырем; а в селе церковь клетцки Вознесения Господня, у церкви во дворе поп Елизар Алексиев, во двор дьячек Ивашко Степанов, во дворе пономарь Костка Алексеев; да в селе крестьян (17 дворов), бобылей (15 дворов) и разночинцев 38 дворов, стрельцов 22 двора, да в селе 22 лавки, а торгуются по субботам всяким товаром; да под Воскресенским монастырем деревня Реткино на реке Истре, а в ней живут монастырские служки и конюха и всякие мастеровые люди (23 двора)».

В переписных книгах Московскаго уезда 186 (1678) года написано: «Монастырь Живоноснаго Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и его вотчины: под Воскресенским монастырем слободка служня на реке Истре, что бывала деревня Ретнина, а куплена у думнаго дьяка Лукьяна Голосова. Да под монастырем же село Вознесенское, что была деревня Котельниково на реке Истре, а в нем церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да в пределах Покров Пресвятыя Богородицы, да святаго пророка Илии, у церкви во дворе поп Елизар Алексеев, во дворе поп Архип Емельянов, во дворе диакон Иван Андреев, во дворе пономарь Костка Алексеев, во дворе просвирница Танка Алексеева; под монастырем в служне слободе, что была деревня Реткино 19 дворов служних, людей в них 52 человека, 4 двора подъяческих, людей в них 9 человек: двор подмастерья каменных дел, двор иконников, двор конюхов, людей в них 6 человек. В селе Вознесенском двор стряпчаго, 2 двора служних, людей в них 5 человек, 12 дворов стрелецких, людей в них 36 человек; 4 двора поваров, людей в них 14 человек; 4 двора конюховых, людей в них 14 человек; двор подвящиков в нем один человек, 3 двора детенышев, людей в них 30 человек; 26 дворов плотниковых, портных мастеров, часовчиков, служебников, скатертойной, квасоваровых, колесниковых, печников, серебренников, священниковых, кирпишниковых и сапожниковых людей 86 человек; 9 дворов крестьянских, людей в них 44 человека; 22 двора бобыльских, людей в них 86 человек».

В дозорной и описной книге Патриаршаго Казеннаго Приказа, 7187 (1678) года, октября 9 дня, досмотра и описи подъячаго казеннаго приказа Митки Протопопова, по указу патриарха Иоакима написано: «Вознесения Господня церковь с двумя пределами: Покрова Пресвятыя Богородицы и Илии Пророка, Загородской десятины, в вотчине Воскресенскаго, что на Истре реке, монастыря, в подмонастырском селе Вознесенском. Церковь Вознесения Господня на этом месте поставил бывший патриарх Ннкон, вместо Воскресенской церкви, которая была в селе Сафатове и приходских людей от той церкви из села Сафатова перевел в село Вознесенское; а по досмотру при церкви два двора поповых: Елизарья Алексеева и Федора Емельянова, двор дьячков и двор пономарев и двор просвирницын; к церкви отведено из монастырской земли 10 четвертей в поли, а в дву потомуж, сена 50 копен; в приходе ея: слободка Редкина, в ней монастырских слуг и служебников 28 дворов; монастырских стрельцов, конюхов и детенышей 6 дворов, монастырских крестьян 9 дворов, бобылей 17 дворов; дер. Сацкова (от села с версту), в ней 6 дворов крестьянских; деревня Рычкова (от села с версту), в ней 9 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских; деревня Кашина (от села 1,5 версты), в ней 2 двора крестьянских и 10 бобыльских; деревня Новая (от села 2 версты), в ней два двора крестьянских и 4 двора бобыльских; деревня Дорна (от села 2 версты); в ней 5 дворов крестьянских и 13 дворов бобыльских; деревня Ивановская (от села 4 версты), в ней 9 дворов крестьянских и 14 дворов бобыльских, деревня Полева (от села 1,5 версты), в ней 16 дворов крестьянских и 3 двора бобыльских; деревня Качабурова (от села 2 версты), в ней 5 дворов крестьянских».

В 1687 году в деревне Дорне была построена церковь во имя Воздвиженья Честнаго Креста Господня, к которой были причислены в приход деревни Кашица, Ивановская и Новая. В приходе Вознесения Господня, по досмотру 7195 (1636 – ошибка, должно быть – 1686) года находилось дворов: двор попа Василья Гаврилова, двор диаконов, двор дьячков, 120 дворов приходских людей; деревня Полева, в ней 25 дворов; слободка Редкина, в ней 33 дворов; деревня Саурова, в ней 11 дворов; деревня Качабурова, в ней 8 дворов и деревня Рычкова, в ней 20 дворов.

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. Вып. 3. – М., 1886. С. 37-43

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.