История городского храма насчитывает несколько веков. Первой известной церковью была небольшая деревянная в честь Воскресения Христова, построенная стольником Романом Федоровичем Бобарыкиным в 1636 году неподалеку, в соседней деревеньке Сафатовой на речке Песочне (ныне Песочная), которая после этого стала назваться селом Воскресенское. Можно назвать ее предтечей Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. Ныне эти места находятся на территории Истры. Имя стольника Бобарыкина в истории осталось известным благодаря тому, что именно у него в 1656 году Патриарх Никон купил село Воскресенское с окружающими деревнями (Котельниково, Кречково, Рычково и другими) для обустройства здесь монастыря, который позже стал называться Ново-Иерусалимским.
Какова судьба Воскресенской церкви? Существуют две версии. Первой придерживался церковный историк архимандрит Леонид (Кавелин): «Деревянная церковь во имя Воскресенья Христова была сломана в 1657 году, так как боярин Р.Ф. Бобарыкин обещал патриарху на месте оной построить в поминовенье по себе и родителях своих женский монастырь; но за последовавшею вскоре ссорою с патриархом, сего не исполнил, а женский монастырь был построен самим патриархом близ Воскресенска, но на ином месте. По челобитью же боярина Бобарыкина повелено было монастырским властям Воскресенскаго монастыря построить приходскую церковь на прежнем месте, каковая церковь и была построена и освящена в 1677 году мая 22 дня, во имя Вознесенья Господня, с двумя приделами». Согласно другой, Воскресенскую церковь не сломали, она еще некоторое время стояла «пуста без пения» и была приписана к Вознесенскому храму.
Бывшая деревня Котельниково на реке Истре с постройкой в ней храма стала именоваться селом Вознесенским. В дозорной и описной книге Патриаршего Казенного Приказа за 1678 год, как отмечают церковные историки братья Холмогоровы, записано: «Вознесения Господня церковь с двумя пределами: Покрова Пресвятыя Богородицы и Илии Пророка, Загородской десятины, в вотчине Воскресенскаго, что на Истре реке, монастыря, в подмонастырском селе Вознесенском. Церковь Вознесения Господня на этом месте поставил бывший патриарх Никон, вместо Воскресенской церкви, которая была в селе Сафатове, и приходских людей от той церкви из села Сафатова перевел в село Вознесенское». В 1679 году после досмотра Воскресенская церковь была окончательно упразднена, а Вознесенская – «данью обложена и внесена в приходную книгу под Загородскою десятиною».
Во время правления императрицы Екатерины II в стране происходили большие административные перемены – в 1781 году бывшее село Вознесенское преобразовали в город Воскресенск, который сначала стал центром одноименного уезда, а через 15 лет, после очередной реформы, – заштатным городом Звенигородского уезда. В то время в нем проживало около тысячи человек и, судя по всему, старая деревянная церковь перестала удовлетворять потребностям прихожан – городской статус поселения требовал иного, более «престижного» и просторного храма. Эти планы вскоре были реализованы.
Новую каменную Вознесенскую церковь начали строить предположительно в конце 1780-х годов рядом с прежней деревянной. В 1792 году освятили Ильинский придел в трапезной, а в 1805 году – храм целиком. По описанию, приведенному в книге «Новый Иерусалим и город Воскресенск», она представляла собой «выдержанный в классических формах трехчастный объем с двусветным, увенчанным куполом четвериком храма, трапезной и трехъярусной колокольней». Деревянную церковь вскоре разобрали, но не полностью – оставили колокольню и трапезную, которую использовали, как писалось в клировых ведомостях, «для хранения прежде бывой деревянной церкви иконостаса, угольев, дров, и других церковных материалов». Причем, старая трапезная сохранялась долгое время (как минимум, до 1860-х годов).
С колокольней произошла иная история: деревянная была уже ветхой, собирались строить каменную, но денег на это не хватило. Поэтому еще некоторое время пользовались прежней звонницей. Лишь в 1813 году, согласно архивному делу, возобновилось строительство колокольни при Вознесенском храме: «При вновь выстроенной вышеозначенной каменной церкви с двумя приделами каменная колокольня, хотя строением начата, но не окончена за истощением в прежние годы церковной суммы. А как деревянная колокольня, находящаяся при прежней деревянной церкви , пришла уже в ветхость, и угрожает падением, а равно и суммы церковной на лицо довольное уже имеется количество, то и нужно оную колокольню каменным строением совершить».
Во время Отечественной войны 1812 года городская церковь не пострадала – осталась «цела и неприятелем неприкосновенна». Однако вскоре возникла необходимость в мелких починках храма. В 1822 году местный священник Симеон Васильев просил разрешения «в теплых приделах, состоящих в трапезе, вновь выстлать пол или для большей прочности лещадью, или по совету некоторых прихожан для большаго тепла и чистоты, досками. Ибо кирпич, коим выслана трапеза пришел в ветхость, и производит много пыли и безобразия».
Каменный храм Вознесения Господня, как и многие другие приходские церкви, имел два помещения для богослужений – теплое и холодное. Зимой службы проходили в трапезной, которая обогревалась двумя голландскими печами. Но она была небольшая по размерам (по 6 саженей, то есть 12 метров, в длину и ширину), что явно было недостаточно для прихода, в котором в середине XIX века числилось более 1500 душ. Возникла необходимость расширения храма. На помощь пришел известный благотворитель Звенигородского уезда – воскресенский купец Павел Григорьевич Цуриков, проживавший неподалеку при своей фабрике в Ивановском. Вместо расширения трапезной Вознесенской церкви он пожертвовал на устройство духовой печи 2000 рублей и 40 000 штук кирпича, который первоначально заготовил для строительства своего дома. Уже к осени 1875 года храм стал полностью отапливаемым. Но на этом не закончились добрые дела благотворителя: на средства Павла Григорьевича были вставлены новые окна и двери, обновлен пол в трапезной, а также промыта и поновлена стенная живопись и иконы. «Московские епархиальные ведомости» в 1876 году по этому случаю писали: «Благотворитель принял опять искреннее участие, именно: больше 600 рублей пожертвовал наличными деньгами и, сверх того, принял на себя еще вновь позолоту царских дверей настоящей церкви, позолоту двух больших риз на местных иконах. Как скоро заметил, что паникадило, находящееся в трапезной церкви слишком мало, бедно и не может служить украшением возобновленнаго храма, пожертвовал, вместо его, другое новое, вызолоченое, красивой формы».
В августе 1884 года в Строительном Отделении получил одобрение проект губернского архитектора Владислава Осиповича Грудзина на постройку святых врат и каменной ограды при Вознесенской церкви. Вскоре ограда была возведена, к северо-восточному ее углу примыкало одноэтажное деревянное здание городского женского училища. В нем с 1880 по 1883 годы состоял заведующим Иван Павлович Чехов – родной брат великого русского писателя. Попечителем училища сначала был все тот же Павел Григорьевич Цуриков, а после его смерти – супруга Анна Сергеевна Цурикова.
С 1828 года священником Вознесенской церкви был Григорий Сергеевич Воздвиженский, а после него, с 1859 года, в церкви стал служить его зять, Сергей Ильич Холмогоров. Это был очень достойный и уважаемый в народе человек. На протяжении 16 лет он бесплатно обучал детей прихожан в собственном доме, состоял членом Звенигородского училищного совета, был законоучителем мужского, а потом и женского городских училищ. С сентября 1881 года его утвердили в должности благочинного одного из церковных округов Звенигородского уезда...
В клировой ведомости 1916 года по штату числились: священник Василий Стефанович Касаткин, священник Василий Васильевич Соколов, диакон Алексей Христофорович Розанов, псаломщик Сергей Иванович Шаров, псаломщик Трофим Георгиевич Заботкин, просфорница Александра Александровна Базилевская, в должности старосты Воскресенский мещанин Александр Сергеевич Чудаков. В приход, помимо самого города, входили деревни Ермолино, Полево, Рычково и слободка Макруша. Всего в приходе состояли 372 двора, 956 мужских и 1044 женских душ.
Вознесенскому храму в XIX–XX веках принадлежали две часовни.
https://docviewer.yandex.ru/view/