ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большие Дорки. Церковь Преображения Господня.


Большие Дорки. Церковь Преображения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1796.
Адрес:
Ивановская обл., Палехский р-н, с. Большие Дорки

Координаты: 56.835679, 41.672377



Церковь Преображения Господня, , Большие Дорки, Палехский район, Ивановская область
Константин 55
12 ноября 2023
Церковь Преображения Господня, , Большие Дорки, Палехский район, Ивановская область
Lyudmila-laifka
25 июня 2017
Церковь Преображения Господня, , Большие Дорки, Палехский район, Ивановская область
Lyudmila-laifka
25 июня 2017
Церковь Преображения Господня, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Большие Дорки, Палехский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987
Церковь Преображения Господня, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Большие Дорки, Палехский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1987



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 декабря 2016

Построена в 1796 г. на средства прихожан вместо деревянного храма 17 в. Стены кирпичные, побелённые. Колокольня и паперть утрачены. Небольшой сельский храм хороших пропорций представляет собой один из местных вариантов церквей, сочетающий элементы барокко с упрощёнными формами классицизма.

Двусветный храм типа восьмерик на четверике (диагональные грани восьмерика узкие) имеет несколько вытянутую в плане скруглённую апсиду и прямоугольную трапезную. Обе они одинаково чуть понижены и сужены относительно четверика. Восьмерик увенчан гранёным куполом с луковичной главкой на невысоком цилиндрическом барабане. Стены четверика и трапезной покрыты рельефным рустом, причём на фасадах трапезной оставлены свободными углы и поля, где расположены окна, а верхняя часть четверика (также гладкая) представляет собой аттик с наложенным на него треугольным фронтоном. Фасады четверика строго симметричны: входной проём в центре (на южном фасаде ложный) фланкируют окна. Грани восьмерика и стены апсиды декорированы крупными филёнками, в их центре помещены оконные проёмы с лучковыми перемычками. Обрамления всех окон ленточные, с небольшими ушками и замковыми камнями. Основной объём перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом на ступенчатых тромпах. В трапезной свод цилиндрический, апсида имеет конху с распалубками над окнами.

Роспись выполнена клеевыми красками в сер. 19 в.; в кон. 19 в. прописана маслом. Утрачена в трапезной, в значительной степени в алтаре и частично на стенах. Характерный для Ивановской обл. пример стенописи, в которой заметно тяготение к позднему классицизму (живопись свода), и в то же время прослеживаются отголоски барокко (сюжетные сцены в восьмерике). Колорит яркий, но не слишком интенсивный, с преобладанием золотисто-охристых, голубых, бледно-зелёных и вишнёвых тонов.

Восьмилотковый свод занят единой композицией "Новозаветная Троица": из-за отсутствия разгранки и расположения отдельных групп она скрывает рёбра лотков, отчего свод воспринимается как купол. От стен его отделяет гризайльный антаблемент. Иконографической программе росписей восьмерика присуще известное своеобразие: на диагональных гранях по сторонам окон изображены праотцы, на южной и северной - пророческие сюжеты. На стенах четверика в два яруса изображены новозаветные сцены. Композиции в духе барокко отличают симметричное построение, сложные перспективные архитектурные и пейзажные фоны. Фигуры праотцов трактованы более архаично, они тяготеют к иконописи 18 в.

В. Березин, В. Добронравов, 1898, с. 377-379. "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2". М. Наука, 2000, с. 689-690. http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/b-dorki.htm


Марина Зуйкова  25 сентября 2019

На ивановском тракте, недалеко от границы Вязниковского и Шуйского уездов, располагаются два села: Большие и Малые Дорки. Село Большие Дорки «при речке Матне» по писцовым книгам 1628 года значилось за братьями Оболдуевыми. Дано оно было их отцу за «московское осадное сиденье царя Василия Шуйского». Уже тогда в селе была деревянная клетская церковь Преображения Господня с приделом Николая Чудотворца. Нынешний Преображенский храм, в котором недавно вновь начата служба, возведён на средства прихожан в 1796 году. Церковь эта небольшая, каменная. Построена она по типу «восьмерик на четверике» и имеет одну главу на барочном своде. Восьмерик – неправильный, угловые грани его меньше основных. Четверик односветный, с треугольным фронтоном и аттиком. Имеются одночастный алтарь и трапезная. Колокольни нет. Четверик и трапезная отделаны рустом разнообразных форм и наличниками с замком. Антаблемент – линейный. На апсиде и на восьмерике весь декор состоит из слабо профилированных лопаток.

Был в Больших Дорках и другой храм, тёплый, каменный, построенный в 1840 году в честь Николая Чудотворца. Не сохранился храм и в Малых Дорках, стоящих на Матне в километре от Больших Дорков. Малые Дорки принадлежали князю Михаилу Фёдоровичу Борятинскому, получившему село тоже за «московское осадное сиденье». Церковь Преображения с тёплыми приделами Николая Чудотворца и апостола Никанора построена была в 1800 году на средств помещика Михаила Соломоновича Маркова.

https://pandia.ru/text/78/070/81560-3.php

Однопрестольный храм в честь Преображения Господня был построен на средства прихожан в 1796 году. При храме имелась колокольня, разрушенная в годы советской власти. Сам храм был разграблен и закрыт. Последний его настоятель — священномученик Иоанн (Прудентов), арестован и впоследствии расстрелян. В настоящее время сестринское подворье Николо-Шартомского монастыря.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.