ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сулимовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Сулимовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Год постройки:1708. 1905 - колокольня.
Адрес:
Украина, Киевская область, Бориспольский район, с. Сулимовка, ул. Ленина, 1

Координаты: 50.396735, 31.186425



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с юго-запада. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1983 г., т. 1<br>, Сулимовка, Бориспольский район, Украина, Киевская область
Вид с юго-запада. «Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1983 г., т. 1
Елена Григорьева
1 июня 1970
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М. «Искусство», 1982 г.<br>, Сулимовка, Бориспольский район, Украина, Киевская область
Источник: Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М. «Искусство», 1982 г.
Елена Григорьева
1 июня 1968
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровская церковь в Сулимовке (1622-1629). Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.<br>, Сулимовка, Бориспольский район, Украина, Киевская область
Покровская церковь в Сулимовке (1622-1629). Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1965
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровская церковь в Сулимовке в конце XIX в.<br>, Сулимовка, Бориспольский район, Украина, Киевская область
Покровская церковь в Сулимовке в конце XIX в.
Елена Григорьева
1 июня 1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Титов П.Н.  3 октября 2016

Старейший в районе архитектурный памятник казацкой эпохи. Покровская церковь построена в 1622-1628 годах на средства гетмана И. Сулимы. Год основания церкви совпадает с освобождением Ивана Сулимы из турецкой неволи, поэтому, вероятно, эти события связаны между собой. Храм был фамильной усыпальницей - тут похоронено 8 представителей рода.

Церковь отличается суровостью форм, присущей оборонной храмовой архитектуре XVII в. В свое время могла выполнять фортификационные функции. Внутренней росписи церковь никогда не имела. Стены украшены иконами. В 1900 г. была пристроена трехъярусная колокольня.

В 30-е годы ХХ в. были ограблены пристроенные к храму склепы. Тогда же было уничтожено большинство ценнейших старинных икон. Сейчас проведена реставрация, воссоздан иконостас.

По материалам официального сайта Бориспольской епархии


Вадим кр
 
Вадим кр  24 декабря 2020

Покровская церковь (1622-29) построена по заказу гетмана И. Сулимы. Церковь является одним из ранних образцов украинскою 6арокко. До конца 20 ст. датой сооружения церкви считалась первая половина 17 ст., но в результате реставрации и исследований 1977–1979 гг. и 1988–1990 гг. было доказано, что каменный храм был построен в 1708 году вместо пришедшего в упадок деревянного храма.

Именно Иван Федорович Сулима, внук гетмана Ивана Сулимы, стал инициатором постройки храма, сохранившегося до наших дней. (По другим источникам инициатором все же был сам Иван Сулима, поскольку после многочисленных поездок по странам зарубежья он насмотрелся на каменную архитектуру).

Церковь много раз ремонтировали: в 1905 году (по другим источникам в 1900 году) была разобрана западная стена женского притвора, достроен притвор с колокольней, тамбуры перед северным и южным входами, а также ризница. Центральная главка была изменена, ее сделали приземистой, были ликвидированы декоративные маковки на гребнях крыш женского притвора и алтаря. Церковь отвечает всем канонам казацкого барокко – каменная, трехдольная и однокупольная. В храме нет росписей, иконы были накладными, а иконостас можно было разобрать на части. До наших дней аутентичный иконостас не сохранился. Фасады церкви внешне делятся пилястрами, присутствует также массивный карниз. Первый ярус колокольни трехдольный, есть лестничная клетка, второй ярус – восьмерик. Под колокольней храма находится подвал, а под нефом церкви расположена крипта рода Сулим.

В 1935 году в Покровской церкви было сожжено множество небольших по размеру икон, а большие были украдены. Было также разрушено церковное кладбище, исчезла известная плащаница, датируемая 1466 годом. Во времена советской власти церковь использовали как склад, поскольку в 1950-ых гг. ее во второй раз полностью закрыли.

В 2004 году в храме был установлен комплект 5 новых церковных колоколов. В том же году по проекту архитектора Германа Михайленко была построен новый колодец, который отлично вписался в ансамбль церкви.

Церковь в Сулимовке полна очарования как архаический пример перенесения в каменную элитарную архитектуру пространственной структуры украинского традиционного деревянного храма. Стилистику этого храма можно отнести к барочно-ренессансной в условиях хронологических изменений.

Однажды в 1825 году могла бы случиться беда по причине ужасного состояния храма. Приход могли бы перенести в Михайловскую церковь Малой Старицы, но Аким Сулима не позволил этому случиться, а наоборот добился возобновления работы церкви и занялся ее реставрацией. Ценить этот храм нам нужно хотя бы только за то, что это уникальный историко-архитектурный памятник казацкого барокко нач. 18 ст.

http://ocharovanny-strannik.com/sights/sulymivka/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 октября 2022

Одним из ранних трехчастных однокупольных зданий Левобережья является отлично сохранившаяся церковь в Сулимовке, построенная запорожским атаманом Иваном Сулимой в 1629 г. В этот период ещё не строили больших культовых зданий сложной объемно-пространственной композиции. Общественная жизнь тогда не требовала помещений для большого количества людей, как это было позже.

В сулимовской церкви подкупольное пространство имеет тенденцию превратиться в поперечный неф, что придает плану здания слегка крестообразный вид. Кроме того, в сулимовском памятнике наметились черты, связанные с последующим развитием монументального зодчества Левобережья. Это – тенденция к развитию граненых, а не круглых форм абсид и барабанов, а также устройство окон удлиненных пропорций относительно высоко расположенных.

Обращает внимание, что в здании церкви в Сулимовке нет декоративного убранства. Наружный объем церкви расчленен только простыми пилястрами. Особенностью здания является также то, что под ним устроен подвал-склеп. Впоследствии такие подвалы в украинских культовых зданиях устраивались почти повсеместно. Они предназначались как для захоронений, так и в качестве хранилищ ценностей и различных припасов.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 октября 2022

Покровская церковь, 1622-1629 гг., расположена в центре села. Примыкает к частично сохранившемуся пейзажному парку. Построена по заказу гетмана И. Сулимы.

Церковь каменная оштукатуренная трехчастная одноглавая, центральный объем перекрыт завершенным главкой куполом, перекрытие апсиды конховое, притвора – сводчатое. Форма купола, граненого снаружи и круглого внутри, была, очевидно, изменена в 1838 г. при замене тесового покрытия железным. Облик церкви искажен пристроенной в 1900 г. трехъярусной, завершенной куполом колокольней с переходом и тамбурами. По пространственной композиции церковь близка к традиционным типам украинских трехчастных церквей.

Церковь является одним из ранних зданий стиля украинской архитектуры XVII в. Известная в истории украинского искусства икона «Покрова» (30-е годы XVIII в.), портреты Сулимы и Сулимихи (середина XVIII в.) из этой церкви хранятся в киевском Государственном музее украинского изобразительного искусства УССР. С 1977 г. ведутся реставрационные работы.

«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1983 г., т. 1.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 октября 2022

Если ехать из Киева на Борисполь и повернуть на север, можно попасть в село Сулимовку, которое становится известным в первой четверти XVII в. Тогда оно принадлежало гетману Ивану Сулимі, что был оттуда родом и в 1620–1629 г.г., построил там каменную Покровскую церковь. От усадьбы Сулимов сохранился красивый парк с озерами и могилами бронзового века. Посередине села возвышается довольно большое сооружение - трехдольная однобанная церковь. Ее вид испортили в начале XX в., пристроив к бабинцу небольшое помещение с колокольней.

Храм в плане и в пространственной организации повторяющий деревянную церковь с той разницей, что у нее не квадратные помещения, а прямоугольные (восточное – гранчастое), ориентированы длинными сторонами перпендикулярно продольной оси храма. Этим достигаются в композиции масс и в интерьере необычайная компактность и цельность как в силуэте, так и в пространстве.

Вторая особенность, которая связывает ее с традициями архитектуры XII в., это то, что у нее подпружные арки в среднем помещении с юга и севера устроены за счет большого его выступления по отношению к бабинцу и апсиды, подобно конструкции постановки бани в Ильинской церкви в Чернигове. Это позволило прямоугольное помещение в подкупольном пространстве сузить до квадратного и тогда в него было легко вписать подбанник, который равен ширине бабинца или апсиды. Здесь сказался незаурядный художественный и инженерный талант мастера, по происхождению, очевидно, из Киева, так как стиль архитектуры, характер плоских пилястр, неприхотливого карниза, строгость массива и лаконизм силуэта стилистически сближают сулимовскую церковь с киевской церковью Николая Притиска на Подоле.

Во внутреннем пространстве, как и в экстерьере, царит баня, подчиняющая себе неглубокий бабинец и алтарь. Благодаря этому доминирует прием высотного раскрытия пространства.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 октября 2022

Село в XVII в. принадлежало гетману Ивану Сулиме, по заказу которого в 1622-1629 г.г. здесь была сооружена Покровская церковь. В плане она трехчастная, с прямоугольным нефом (5,6х8 м), бабинцем (3,5х5,7 м) и граненым пятистенным алтарем (3,5х5,7 м). Все три части храма своими длинными сторонами ориентированы перпендикулярно его продольной оси. В 1910-х г.г. к бабинцу были пристроены притвор с колокольней над ним, к южному входу – закрытое крылечко, а к южной и северной сторонам алтаря - маленькие ризница и дьяконник, что исказило гармоничные, уравновешенные массы здания. Для этой церкви характерно то, что объемы бабинца и алтаря как бы тесно "прижаты" к объему нефа, увенчанного куполом на широком барабане. Это придает ее облику монументальность. Фасады храма оформлены пилястрами, несущими упрощенный антаблемент, состоящий вместо архитрава из полувала, неширокого фриза и венчающего карниза небольшого выноса.

Оригинален и интерьер церкви. Подпружные арки, из которых южная и северная врезаны в толщу стен, благодаря чему в прямоугольном нефе образуется подкупольный квадрат, несут с помощью парусов купол на круглом внутри и восьмигранном снаружи барабане. Высота интерьера до зенита купола 17,25 м. Он производит торжественное впечатление благодаря господству здесь высотно раскрытого пространства, которое усиливается тем, что зритель, войдя в бабинец, отделен от нефа только аркой на всю его высоту. В архитектуре церкви органично слились приемы ренессансной архитектуры (ордерное построение формы, оформление фасадов) с характерными особенностями украинской архитектуры (трехчастность плана, венчание куполом). Покровская церковь принадлежит к оригинальным произведениям украинской архитектуры XVII в.

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 

Покровская церковь в Сулимовке Бориспольского района расположена в центре села, вдоль дороги, идущей из Кучакова на Малую Старицу. Сейчас это трехдольное однобанное сооружение с колокольней на западном фасаде и двумя тамбурами с севера и юга. Внешний декор достаточно сдержан: плоскость между глубокими нишами окон разделена простыми лопатками, весь объем венчает профилированный карниз. Алтарная часть граненая.

В историко-архитектурной и краеведческой литературе последних десятилетий укоренилось мнение о том, что церковь построена в 20-е годы XVII ст. гетманом Иваном Сулимой («Всеобщая история архитектуры в 12 томах». – M., 1968. – Т.6. – С.378; «История украинского искусства». – К., 1967. – Т. 2. – С. 93; «Памятные места Киевской области: Короткий путеводитель». – К., 1958. – С.16; Цапенко М.П. «Архитектура Левобережной Украины XVII – ХVIII веков». – M.,1967. – C. 130; Логвин Г.H. «По Украине: Древние художественные достопримечательности». – К., 1968. – С.64; / Г.Н. Логвин «Украина и Молдавия: Справочник-путеводитель». – M., 1982 г. ). Первым пытался обосновать эту дату еще в начале столетия А. Стороженко (Сторожепко А.В. «О времени постройки Покровской церкви в с. Сулимовке. Очерки Переясловской старины» – К., 1900 г.). Главным аргументом для датировки церкви послужила найденная им в архиве Войцеховича, тогдашнего владельца села, «Записка в каких годах, месяцах и числах Сулиминской Покровской церкви колокола отделаны, учиненная 1799 г. августа 11 дня». В ней перечислено 7 колоколов: Благовест (20 июля 1684 г.), Субботник (28 июня 1684 г.), Постовой (1750 г.), Созывай большой (5 апреля 1629 г.), Созывай малый (1701 г.), Созывай меньший и Кустынский (из с. Кустич).

На основании этого он заключил, что церковь была построена не позднее 1629 г. Дату 1684 г. А. Стороженко мотивированно отвергает, приводя слова из завещания Федора Сулимы, сына Ивана Сулимы, составленного в 1691 г., где он назначает двести золотых «на поправку» Сулимовской церкви. Очевидно, сооружение нуждалось в ремонте, а этого не могло бы произойти, если бы оно было возведено семь лет назад. Кроме того, Федор Сулима не называет себя основателем церкви. Относительно двух колоколов с датой 1684 г. автор статьи отмечает, что их появление не следует связывать со строительством новой церкви, а можно объяснить желанием Федора Сулимы просто увеличить количество колоколов.

Поэтому, по мнению А. Стороженко, храм должен быть построен раньше, то есть Иваном Сулимой. Сулима был достаточно богатым человеком: его вдова могла позволить себе одолжить деньги самому Яреме Вишневецкому (В.К. «Покровская церковь села Сулимовки Переяславского уезда». «Полтавские епархиальные ведомости».- 1895 г. – № 8,9. – С.275). Сам же гетман был в Риме, на приеме у папы. Проезжая через Европу, он, по словам исследователя, убедился в прочности и выгодах каменного строительства перед деревянным. Итак, появление церкви А. Стороженко ограничивает 1620 г. - временем начала Крымского похода (Стораженко А.В. Указ. труд. – С. 219). 1 апреля 1629 г. (дата на колоколе) гетман должен был быть дома, потому что 27 апреля того же года он, по приказу помощника - чиновника Глоговского, принимал участие в уничтожении села Тростянец.

Конечно, все приведенные факты необходимы для обоснования датировки памятки, но не достаточны. Так, при Федоре Сулиме Сулимовка была малонаселенной (Мотыжинский архив. – К., 1890 г. – С.217). Иван Сулима погиб католиком и перед казнью просил, чтоб при похоронах на его тело положили на ознаменование побед над турками золотой портрет папы Павла, полученный им в Риме (Стороженко А. «К биографии казацкого гетмана И.М. Сулимы. «Очерки Переяславской старины». – К., 1900 г. – С. 214). Если предположить, что Сулима принял католичество даже незадолго до казни, то все равно остается несколько странным фактом фонд православной церкви незадолго до этого. Возможно, храм фундировала жена гетмана, постоянно проживавшая в Бориспольском районе, вела хозяйство и воспитала сына Федора в православии.

Что касается близости во времени двух апрельских дат 1629 г., то маловероятно, чтобы человек, который едет разрушать село Тростянец, что, кстати, принадлежало Киевскому Пустынно-Никольскому монастырю, перед этим отдавал колокол в церковь. Сомнительным кажется и происхождение колокола. В том же списке встречаем звон из с. Ромны. Не мог ли быть звон с датой 1629 г. перенесен в Сулимовку с какого-то другого места?

А. Лазаревский ещё в XIX ст. высказал предположение, что существующий(!) храм, кажется, был уже вторым, построенным вместо прежнего, пришедшего, должно быть, в ветхость» (Лазаревский А.М. Сулиминский фамильный архив. Киевская старина. – 1882. – № 11). Первая церковь должна была быть деревянной. Подобное народное представление внесено в описание имущества церкви 1828 г.: «… была не в сем месте маленькая деревянная Покровская же церковь, но по обветшалости уничтожена и построена настоящая каменная» (В.К. Указ. труд.). Этот же автор, приводя выписку из описания 1803 г., цитирует слова в Евангелии, напечатанном в 1703 г., о том, что оно подарено «строителем сея каменные церкви хорунжим генеральным Иваном Федоровичем хозяином Сулимой», то есть внуком гетмана. И.Ф. Сулима стал хорунжим в 1708 г., поэтому подарить Евангелие он мог не раньше этой даты. По-видимому, это произошло сразу после окончания строительства. Приведенное не противоречит и Румянцевскому описанию Украины, где упоминается «на улице, идущей из Барышевки через Сулимовку в Малую Старицу, в левой стороне церковь каменная, невесьма старая, во имя Покрова Пресвятая Богородицы» (ЦГИА Украины – Ф. 57. – Оп. 1.). В 1769 г. священник Сулимовской церкви сообщает, что ее состояние изрядное (Там же. – Ф. 990. – Оп. 1. Ж – Спр. 702. – Арк. 10). Именно такой – «невесьма старой» и в «изрядном» состоянии может быть сооружение, построенное в 1708 г.

Авторами обнаружено письмо, написанное, по-видимому, А. Войцеховичем в 1833 г. к полтавскому епископу с просьбой вернуть церковную утварь «образа и ризницы, кои предки мои украшали в течении ста двадцати пяти лет…». Если с 1833 г., когда было составлено письмо, отнять 125 лет – время, когда начали украшать церковь, будем иметь - в 1708 г. Следовательно, датой окончания строительства следует считать 1708 г.

Первое сообщение о ремонтных работах встречаем в 1767 г. – «Описание работ по ремонту крыши Сулимовской церкви» (ВР ЦНБ. – № 1-64798). К сожалению, дело потеряно, поэтому говорить о проведенных работах нет возможности. В 1785 г., 17 июня был заключен контракт между священником церкви Кондратом Трофимовичем Коневецким и купцом Иваном Алексеевичем Конвисаровым, согласно которому последний обязался «покрыть ту деревню Сулимовки церковь железом за цену 80 рублей». 25 августа работы закончены: покрыто три бани (Буряк M. «Из прошлого села Сулимовки». 1950 г. Рукопись в архиве М. Бятца).

В связи с плохим состоянием церкви с 1825 г. богослужение прекращено, а все имущество передано в церковь в Малой Старице (В.К. Указ. Труд). Восстановительные работы начались в 1835 г. (Стороженко А.В. «О времени построения»). Именно тогда деревянная кровля заменена железной. В 1843-1845 г.г. кирпичный пол заменен деревянным. В 1856 г. церковь побелена на средства А. Войцеховича, крыша порисована зеленой краской (В.К. Указ. Труд).

В 1905 г. достроена колокольня (Справочная клировая книга по Полтавской епархии в 1912 г. – Полтава, 1912 г.). При этом разобрана западная стена притвора, сняты две декоративные макушки над ним и алтарной частью. Наверное, в это время самое время появились тамбуры перед северным и южным входами. Достройки выдержаны в одном стилевом ключе с архитектурой церкви.

Исследования памятника проводились в два этапа: 1978-1979 г.г. (работы проводились под руководством И. Иваненко) и 1988-1990 г.г. заказ Киевского областного управления архитектуры и градостроительства. На первом открыты остатки разобранной западной стены, деревянные втулки на откосах окон (вторая половина XVIII ст.) для крепления столярки и т.д.

По второму этапу в первоначальной штукатурке с внутренней стороны оконной ниши обнаружены следы крепления оконных рам металлическими костылями. При исследовании южного и северного порталов установлено, что первоначальное они имели трапециевидную форму завершения проема. На чердаке алтарного объема сохранились нижние части конструкций глухой макушки, верхняя часть которой спилена в 1905 г.

Исследование кладки стен показало, что церковь возведена из кирпича с гладкими поверхностями. Это служит дополнительным подтверждением её возведения в 1708 г.: ко второй половине XVII ст. использовался так называемый желобчатый или пальчатый кирпич.

А. Шамраева, С. Юрченко «Из истории украинской реставрации». – К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.