Покровская церковь в Сулимовке Бориспольского района расположена в центре села, вдоль дороги, идущей из Кучакова на Малую Старицу. Сейчас это трехдольное однобанное сооружение с колокольней на западном фасаде и двумя тамбурами с севера и юга. Внешний декор достаточно сдержан: плоскость между глубокими нишами окон разделена простыми лопатками, весь объем венчает профилированный карниз. Алтарная часть граненая.
В историко-архитектурной и краеведческой литературе последних десятилетий укоренилось мнение о том, что церковь построена в 20-е годы XVII ст. гетманом Иваном Сулимой («Всеобщая история архитектуры в 12 томах». – M., 1968. – Т.6. – С.378; «История украинского искусства». – К., 1967. – Т. 2. – С. 93; «Памятные места Киевской области: Короткий путеводитель». – К., 1958. – С.16; Цапенко М.П. «Архитектура Левобережной Украины XVII – ХVIII веков». – M.,1967. – C. 130; Логвин Г.H. «По Украине: Древние художественные достопримечательности». – К., 1968. – С.64; / Г.Н. Логвин «Украина и Молдавия: Справочник-путеводитель». – M., 1982 г. ). Первым пытался обосновать эту дату еще в начале столетия А. Стороженко (Сторожепко А.В. «О времени постройки Покровской церкви в с. Сулимовке. Очерки Переясловской старины» – К., 1900 г.). Главным аргументом для датировки церкви послужила найденная им в архиве Войцеховича, тогдашнего владельца села, «Записка в каких годах, месяцах и числах Сулиминской Покровской церкви колокола отделаны, учиненная 1799 г. августа 11 дня». В ней перечислено 7 колоколов: Благовест (20 июля 1684 г.), Субботник (28 июня 1684 г.), Постовой (1750 г.), Созывай большой (5 апреля 1629 г.), Созывай малый (1701 г.), Созывай меньший и Кустынский (из с. Кустич).
На основании этого он заключил, что церковь была построена не позднее 1629 г. Дату 1684 г. А. Стороженко мотивированно отвергает, приводя слова из завещания Федора Сулимы, сына Ивана Сулимы, составленного в 1691 г., где он назначает двести золотых «на поправку» Сулимовской церкви. Очевидно, сооружение нуждалось в ремонте, а этого не могло бы произойти, если бы оно было возведено семь лет назад. Кроме того, Федор Сулима не называет себя основателем церкви. Относительно двух колоколов с датой 1684 г. автор статьи отмечает, что их появление не следует связывать со строительством новой церкви, а можно объяснить желанием Федора Сулимы просто увеличить количество колоколов.
Поэтому, по мнению А. Стороженко, храм должен быть построен раньше, то есть Иваном Сулимой. Сулима был достаточно богатым человеком: его вдова могла позволить себе одолжить деньги самому Яреме Вишневецкому (В.К. «Покровская церковь села Сулимовки Переяславского уезда». «Полтавские епархиальные ведомости».- 1895 г. – № 8,9. – С.275). Сам же гетман был в Риме, на приеме у папы. Проезжая через Европу, он, по словам исследователя, убедился в прочности и выгодах каменного строительства перед деревянным. Итак, появление церкви А. Стороженко ограничивает 1620 г. - временем начала Крымского похода (Стораженко А.В. Указ. труд. – С. 219). 1 апреля 1629 г. (дата на колоколе) гетман должен был быть дома, потому что 27 апреля того же года он, по приказу помощника - чиновника Глоговского, принимал участие в уничтожении села Тростянец.
Конечно, все приведенные факты необходимы для обоснования датировки памятки, но не достаточны. Так, при Федоре Сулиме Сулимовка была малонаселенной (Мотыжинский архив. – К., 1890 г. – С.217). Иван Сулима погиб католиком и перед казнью просил, чтоб при похоронах на его тело положили на ознаменование побед над турками золотой портрет папы Павла, полученный им в Риме (Стороженко А. «К биографии казацкого гетмана И.М. Сулимы. «Очерки Переяславской старины». – К., 1900 г. – С. 214). Если предположить, что Сулима принял католичество даже незадолго до казни, то все равно остается несколько странным фактом фонд православной церкви незадолго до этого. Возможно, храм фундировала жена гетмана, постоянно проживавшая в Бориспольском районе, вела хозяйство и воспитала сына Федора в православии.
Что касается близости во времени двух апрельских дат 1629 г., то маловероятно, чтобы человек, который едет разрушать село Тростянец, что, кстати, принадлежало Киевскому Пустынно-Никольскому монастырю, перед этим отдавал колокол в церковь. Сомнительным кажется и происхождение колокола. В том же списке встречаем звон из с. Ромны. Не мог ли быть звон с датой 1629 г. перенесен в Сулимовку с какого-то другого места?
А. Лазаревский ещё в XIX ст. высказал предположение, что существующий(!) храм, кажется, был уже вторым, построенным вместо прежнего, пришедшего, должно быть, в ветхость» (Лазаревский А.М. Сулиминский фамильный архив. Киевская старина. – 1882. – № 11). Первая церковь должна была быть деревянной. Подобное народное представление внесено в описание имущества церкви 1828 г.: «… была не в сем месте маленькая деревянная Покровская же церковь, но по обветшалости уничтожена и построена настоящая каменная» (В.К. Указ. труд.). Этот же автор, приводя выписку из описания 1803 г., цитирует слова в Евангелии, напечатанном в 1703 г., о том, что оно подарено «строителем сея каменные церкви хорунжим генеральным Иваном Федоровичем хозяином Сулимой», то есть внуком гетмана. И.Ф. Сулима стал хорунжим в 1708 г., поэтому подарить Евангелие он мог не раньше этой даты. По-видимому, это произошло сразу после окончания строительства. Приведенное не противоречит и Румянцевскому описанию Украины, где упоминается «на улице, идущей из Барышевки через Сулимовку в Малую Старицу, в левой стороне церковь каменная, невесьма старая, во имя Покрова Пресвятая Богородицы» (ЦГИА Украины – Ф. 57. – Оп. 1.). В 1769 г. священник Сулимовской церкви сообщает, что ее состояние изрядное (Там же. – Ф. 990. – Оп. 1. Ж – Спр. 702. – Арк. 10). Именно такой – «невесьма старой» и в «изрядном» состоянии может быть сооружение, построенное в 1708 г.
Авторами обнаружено письмо, написанное, по-видимому, А. Войцеховичем в 1833 г. к полтавскому епископу с просьбой вернуть церковную утварь «образа и ризницы, кои предки мои украшали в течении ста двадцати пяти лет…». Если с 1833 г., когда было составлено письмо, отнять 125 лет – время, когда начали украшать церковь, будем иметь - в 1708 г. Следовательно, датой окончания строительства следует считать 1708 г.
Первое сообщение о ремонтных работах встречаем в 1767 г. – «Описание работ по ремонту крыши Сулимовской церкви» (ВР ЦНБ. – № 1-64798). К сожалению, дело потеряно, поэтому говорить о проведенных работах нет возможности. В 1785 г., 17 июня был заключен контракт между священником церкви Кондратом Трофимовичем Коневецким и купцом Иваном Алексеевичем Конвисаровым, согласно которому последний обязался «покрыть ту деревню Сулимовки церковь железом за цену 80 рублей». 25 августа работы закончены: покрыто три бани (Буряк M. «Из прошлого села Сулимовки». 1950 г. Рукопись в архиве М. Бятца).
В связи с плохим состоянием церкви с 1825 г. богослужение прекращено, а все имущество передано в церковь в Малой Старице (В.К. Указ. Труд). Восстановительные работы начались в 1835 г. (Стороженко А.В. «О времени построения»). Именно тогда деревянная кровля заменена железной. В 1843-1845 г.г. кирпичный пол заменен деревянным. В 1856 г. церковь побелена на средства А. Войцеховича, крыша порисована зеленой краской (В.К. Указ. Труд).
В 1905 г. достроена колокольня (Справочная клировая книга по Полтавской епархии в 1912 г. – Полтава, 1912 г.). При этом разобрана западная стена притвора, сняты две декоративные макушки над ним и алтарной частью. Наверное, в это время самое время появились тамбуры перед северным и южным входами. Достройки выдержаны в одном стилевом ключе с архитектурой церкви.
Исследования памятника проводились в два этапа: 1978-1979 г.г. (работы проводились под руководством И. Иваненко) и 1988-1990 г.г. заказ Киевского областного управления архитектуры и градостроительства. На первом открыты остатки разобранной западной стены, деревянные втулки на откосах окон (вторая половина XVIII ст.) для крепления столярки и т.д.
По второму этапу в первоначальной штукатурке с внутренней стороны оконной ниши обнаружены следы крепления оконных рам металлическими костылями. При исследовании южного и северного порталов установлено, что первоначальное они имели трапециевидную форму завершения проема. На чердаке алтарного объема сохранились нижние части конструкций глухой макушки, верхняя часть которой спилена в 1905 г.
Исследование кладки стен показало, что церковь возведена из кирпича с гладкими поверхностями. Это служит дополнительным подтверждением её возведения в 1708 г.: ко второй половине XVII ст. использовался так называемый желобчатый или пальчатый кирпич.
А. Шамраева, С. Юрченко «Из истории украинской реставрации». – К.: «Украиноведение», 1996 г., перевод с украинского, орфография сохранена.