ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спасское. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения.


Спасское. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:не позже 1781.
Адрес:
Вологодская область, Сокольский район, деревня Спасское

Координаты: 59.568189, 41.482853





Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения, Вид на комплекс с севера.<br>, Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Вид на комплекс с севера.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 ноября 2022
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения, , Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Перелётный выхухоль
10 сентября 2016
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения, Церковно-приходская школа.<br>, Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Церковно-приходская школа.
Перелётный выхухоль
10 сентября 2016
Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения, Крестный ход 06.08.1914г. Фото размещено на информационном стенде около храмового комплекса.<br>, Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Крестный ход 06.08.1914г. Фото размещено на информационном стенде около храмового комплекса.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
6 августа 1914



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 июня 2020

Стрелицкая Спасо-Преображенская церковь основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1768 г. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, Успения Пресвятой Богородицы, Сошествия Святого Духа на апостолов. Вновь устроенный в тёплом храме главный придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 3 ноября 1877 г. В 1788 г. в приходе числилось 1909 человек, в 1868 г. - 2081. Стрелицкая Богородицерождественская церковь, 1781 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, преп. Феодосия Тотемского, вмч. Георгия Победоносца.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?sort=1&id=748


Марина Зуйкова  17 августа 2020

I. Местоположение церкви

В юго-восточной части Тотемского уезда Вологодской губернии в одной версте от Устюжского тракта и в 117 верстах по этому тракту от г. Вологды на правом высоком берегу реки Стрелицы живописно раскинулось небольшое село Спасское. Над селом, точно осеняя его, возвышаются два приходских каменных храма: главный во имя Преображения Господня, другой во имя Рождества Богородицы и в связи в ним каменная колокольня. С последней открывается чудный вид на окружающую местность особенно при ясном восходе солнца. Местность имеет склон с севера на юг, взволнована холмами, на которых там и сям разбросаны деревни и тянутся поля прихожан. Извиваясь меж холмами и обрывами и описывая дугу близь холмов, течет по приходу река Стрелица. По обоим берегам ее зеленеют сенокосные луга прихожан и членов местного причта. С двух сторон - южной и северной - синеют леса, идущие широкими полосами по горизонту, а там в лесу за рекой Сухоной, далеко-далеко, за несколько десятков верст виднеются белые точки. Это приходские церкви: Чаловская, Совдюжская и другие. С западной стороны, как будто на воздухе, высятся вдали Мольская Троицкая и Святогорская церкви, занимая едва ли не самые высокие места в южной части Тотемского уезда. С версту от Стрелицких храмов на большой дороге, между деревнями Пенкиным и Биряковым, выделяются два большие деревянные здания. Это двухклассное министерское училище и Биряковское волостное правление.

II. Замечательные в приходе местности

В 12-ти верстах к северу от нынешних приходских храмов в пустоши Афанасьевской, известной теперь под названием "Верхние", в древности был самостоятельный приход с особою своею приходскою церковью. По преданию, приход и церковь разграбили и разрушили разбойники, после чего жители расселились по разным селениям Стрелицкого прихода. Можно предположить, что церковь и приход разграбили поляки и литовцы, которые шайками бродили в пределах Тотемского уезда в 1612 и 1613 годах и между прочим разграбили одну деревню (Брюхово) и в Стрелицком приходе. В местности "Верхние" было 7 деревень, названия которых и доныне сохранились в памяти народной, как то: Афанасьевское подворье (Большая деревня), Тимошино, Захарово, Березовская, Новая, Быково, Хорошее. Места, которые занимали деревни, сохранились до настоящего времени, видны гумнища, печища и загонник. Недалеко от Афанасьевского подворья указывают и ту гору, на которой, по преданию, стояла деревянная приходская церковь. В начале XVII столетия эта церковь еще существовала. О ней в писцовых книгах Тотемского уезда за 7138-й год значится следующее: "Пустошь, что бывал погост Офонасьевский, а на пустоши церковь ветха и розвалялась во имя Офонасья Александрийского Чюдотворца". В настоящее время на горе, где была церковь, нет никаких следов ее, кроме следов пещеры, выкопанной в 70-х годах прошлого столетия крестьянином Стрелицкого прихода Михаилом Борзениным. Впрочем, некоторые старожилы помнят следы церкви, по которым можно было судить, что она была небольших размеров. Под горою вырыт неглубокий колодезь, в котором вода бьет ключом. Местность "Верхние" весьма живописная: она высокая, взволнована холмами, покрыта лугами и лесом. В последнем летами много растет разных грибов и ягод.

Другая церковь неизвестного наименования была в 10 верстах к востоку от нынешних приходских храмов близ деревни Рётчи. В межевой книге крестьян означенной деревни земля их называется бывшею монастырскою. Сохранилось предание, что на том месте, где теперь деревня Рётча, был прежде монастырский скотный двор, а на самом берегу реки Рётчи была мельница. Близ последней, на противоположном правом берегу речки стояла деревянная церковь небольших размеров. Она принадлежала к прежде бывшей Голубинской пустыне, из которой на Рётче жило несколько лиц монашествующих. Последние совершали службу в церкви, заведовали мельницей, занимались скотоводством и обрабатывали землю. Указывают и то место, где была церковь. Оно неровное, изрытое ямами; в земле встречается масса старинного кирпича. В западной половине прихода на одном холме, между деревнями Косовым и Виторьевым, в древности была церковь или часовня. Холм, на котором стояла последняя, находится в поле крестьян деревни Виторьева, и это поле называется храмовым. Никаких следов постройки не сохранилось. У одного крестьянина деревни Виторьева хранятся две большие продолговатые с выемкою в средине дски от древних икон, стоявших, по преданию, в бывшей церкви или часовне. Из других местностей в приходе достойны внимания убогий дом и место родины преподобного Вассиана, Тиксенского чудотворца. Преподобный Вассиан глубоко чтится жителями Стрелицкого прихода. У последних сохранилось предание, что в семи верстах от приходских храмов, на правом берегу речки Рётчи (приток реки Сухоны), близ большой устюжской дороги в древности было небольшое селение "Малое Бурцово", в котором родился и первоначально жил преподобный Вассиан.

Верность этого предания подтверждается и письменными документами. Так в рукописи, хранящейся в Тиксенской Преображенской церкви Тотемского уезда, свидетельсвуется, что "сего блаженного (т. е. преподобного Вассиана) рождение в области города Тотьмы, веси, нарицаемые Стрелицы села Бурцова". Из писцовых книг Тотемского уезда за 7138 год (1630 г.) видно, что в первой четверти XVII столетия в Стрелицкой волости действительно была деревня "Малое Бурцово". В этой книге значится: "Деревня Бурцово меньшое на речке Ретче, а в ней крестьян: двор Богдашка Степанов, да сын ево Данилко, двор бобыль Семенка Юдин..." О том, когда нарушилась эта деревня, неизвестно. Недалеко от того места, где было "Малое Бурцово", на расстоянии 1/4 версты от большой дороги и на самом берегу речки Ретчи в настоящее время существует часовня в честь преподобного Вассиана. Последняя построена над кладезем, выкопанным, по преданию, руками преподобного (Описание часовни см. Волог. Епарх. Ведомости за 1897 г. № 19-й). Убогий дом - это место, где в прежнее время погребали скоропостижно умерших, а также и лиц, кончивших жизнь свою самоубийством. Оно находится в 1/4 версты к юго-востоку от церкви.

III. История деревянных церквей до построения нынешних каменных

Из списка с писцовых книг Тотемского уезда 7138 года (то есть 1630 г.) писцов Фоки Дурова да подъячего Остафья Колюпанова видно, что на том месте, где стоят нынешние каменные Стрелицкие храмы, в начале XVII столетия были две церкви Преображения Господня и в честь Святого Великомученника Георгия. Церкви не отличались в то время ни благолепием, ни богатством церковной утвари. В писцовой книге значится: "В Тотемском уезде волость Стрелица. А в ней сельцо Спасское на речке на Стрелице. А в сельце церковь Боголепное Преображение Спасово древяна клетцка, а в церкве образов местных: образ Преображение Спасово з деянием, образ Пречистыя Богородицы Одегитрия, образ Николы чюдотворца; у него приклад гривна сребряна, образ Пророка Ильи, все на празелени, Одегитрия на золоте; деисусы и двери царьские и северские на празелени, пречистая напрестольная, крест воздвизальный, Евангилье напрестольное писменое, сосуды церковные древяные, ризы и стихарь полотняные, патрахиль и поручи навожены красками, четвертая не велика. Церковь другая Страстотерпца Христова Георгия, древяна клетцки, верх шатровый, а в церкве образов местных: образ Страстотерпца Христова Георгия, деисусы и двери царские на празелени, да книг: апостол, псалтирь, часовник, святцы с трепари и с кондаки, служебник, трефолой, минея опщая, все писменные; две треоди постная, да цветная, месяц Генварь, охтай, минея опщая, два охтая на восмь гласов, все печать московская. Да на колокольнице пять колоколов медных. Строениеи церковное все мирское. Да в сельце же церковных причетников: двор попа Ивана, в келье пономарь Мишка Иванов, в келье проскурница Ульяница, да две кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии". Таково было состояние Стрелицких церквей 275 лет назад.

В начале XVIII столетия при селе Спасском была еще третья деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Когда и по какому поводу были построены все три деревянные церкви, неизвестно.

В 1738 году 6 ноября ночью все три означенные церкви сгорели. Вместо них были построены две деревянные небольшие церкви: теплая - во имя Рождества Богородицы и холодная - Св. Великомученика Георгия. В церковной ризницы сохранилась храмозданная грамота Преосвященного Великоустюжского Гавриила на построение церквей. Содержание этой грамоты следующее: "Божиею Милостию, Гавриил, архиепископ Великоустюжский и Тотемский. По благодати Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, данный нам от Всесвятого Животворящего и Всеосвящающего Духа изволихом мы архиерей дать сию благословляющую грамоту Устюжскоя нашея епархии Тотемского уезду, Стрелицкой волости, Спасского приходу священнику Гавриилу, церковному старосте Степану Ермолину с приходскими людьми того ради: сего 1739 года мая 15 дня бил челом нам архиерею онаго Спасского приходу мирской посылщик Степан Тороканов, а в поданном его прошении написано: в прошлом 1738 году ноября на 6 число в ночи в том их Спасском приходу имеющиеся деревянные три церкви... и при них де колокольня сгорели, и ныне в том Спасском приходе ни одной церкви не имеется и от того во всяких по должности христианской церковных требах приходские люди имеют великую нужду, а ныне де Вы священник и староста и все приходские люди желаете на том погорелом месте построить новые деревянные две церкви - теплую во имя Рождества Пресвятые Богородицы об одном престоле, холодную во имя Св. Великомученника Георгия об одном же престоле и построить оныя церкви можете Вы без остановки, понеже в том приходе по генеральной переписи мужеска пола написано восемьсот двадцать одна душа...

Мы, смиренный Гавриил Божиею Милостию Архиепископ Великоустюжский и Тотемский благодатию Всесвятого, Животворящего и Всеосвящающего Духа благословляем сею нашею грамотою Вам священнику и старосте с приходскими людми по вышеписанному посылщика вашего прошению в оном вашем Спасском приходе вместо означенных сгоревших церквей новые деревянные две церкви - теплую во имя Рождества Пресвятой Богородицы об одном престоле, холодную во имя Св. Великомученика Георгия об одном же престоле построить, каким возможно лучшему образцу с пятестенными алтарями, и на основания тех церквей петь тебе священнику молебны с водоосвящением по положенному в новоисправленном печатном требнике на основание церквей чину, а престолы в тех церквах поставить по состоявшемуся Ея Императорскаго Величества в Святейшем Синоде 1734 году Сентября 13 дня указу, каждой в вышину аршина шести вершков, в длину аршина осми вершков, в ширину аршина четырех вершков и всяким церковным благолепием украсить, а когда оныя церкви Божиею помощию построены и всяким церковным благолепием по церковному чиноположению украшены и ко освящению будут готовы, тогда об освящении тех церквей и о святых антиминсах бити челом нам Архиерею. Дадеся сия Благословящая грамота в Богоспасаемом граде Устюге великом в нашем Архиерейском доме в крестовой палате 1739 г. Мая дня. При сей грамоте наша Архиерейская печать".

Теплая церковь во имя Рождества Богородицы была освящена в 1743 году с благословения того же Преосвященного Гавриила Тотемским протоиереем Иоанном Феодоровым. Время освящения холодной Георгиевской церкви неизвестно.

VI. Колокольня

Когда и кем построена нынешняя каменная колокольня, неизвестно; вероятно, вскоре после постройки Богородице-Рождественского храма. Колокольня находится в одной связи с означенным храмом с западной стороны его. Она осьмигранная с восемью пролетами, вышиною с двумя куполами, шпилем и крестом около 19 сажен. Оба купола покрыты железом, выкрашенным зеленою краскою. Между ними каменная кладка, в которой 8 небольших окон. Шпиль покрыт белым железом, устроен вместо прежнего, пришедшего в ветхость в 1890 году. В нижней части колокольни в левом углу устроена небольшая палатка для хранения церковного имущества.

Колоколов одиннадцать; из них: 1 большой, весом около 150 пудов. Вверху колокола изображение херувимов. На нем две надписи. Первая: "Вонми, о смертный глас мой, и представь себе, что скоро чрез трубу небесный Воевода возбудит всех на суд из человеча рода и где должны Тебе ответ дать Судие". Другая: "Сей колкол лит первоначально в Ярославле к сей Преображенской церкви, что на Стрелице в 1724 году на светлой неделе в субботу в бытность священников Владимира Святогорова и Михаила Юшкова и церковного старосты Григория Борисовского перелит на месте с прибавкою меди в 1817 году августа 18 дня, ныне весу пуд., фунт., лил Белозерский посадский Иван Михайлов Горошников". Колокол отличался весьма звучным, чистым и приятным звуком. В 1894 году от неразумного благовеста дал трещину. В 1898 году местный крестьянин Александр Камкин удачно вышиб поврежденный край колокола и в настоящее время звук его мало отличается от прежнего. 2., Второй полиелейный колокол с неясным на нем изображением Рождества Богородицы. Надпись на нем: сей колокол вновь вылит к сей Преображенской церкви в устроенном при оной заводе иждивением священноцерковнослужителей и приходских людей 1817 года октября 25 дня, весу в нем 84 пуда 34 фунта. Колокол вылит неудачно и не отличается благозвучием. 3., Третий, повседневный, весом 53 пуда; 4., Часовой весу 25 пудов, колокол весьма звучный, лит неизвестно когда в Москве на заводе Асона Струговщикова. На нем два неясные изображения. Из небольших колоколов достойны внимания по своей древности два: один с неясною на нем надписью, лит в г. Вологде, второй с изображением двухглавого орла и с надписью: "si Deus pro nobis, quis contra nos anno 1639". Первый колокол по преданию из прежде бывшей Афанасьевской церкви в местности "Верхние".

VII. Ризница и библиотека

Церковною утварью церковь вполне достаточна. Риз лучших 7, средних и повседневных 10. Ковчегов для хранения Св. Даров два, из них лучший серебряный 81 пробы золоченый, весом 7 фунтов 24 зол., имеет форму пятиглавой церкви. Св. сосудов с приборами трои, из них лучшие - серебряные 84 пробы, золоченые, весом 5 ф. 33 зол. Означенные ковчег и сосуды приобретены в 1867 году. Вторые сосуды серебряные, золоченые, весом 2 ф. 87 зол., приобретены в 1830 г. за 358 руб. крестов напрестольных 8, из них лучший серебряный 84 пробы, золоченый с чеканными на нем изображениями и накладным литым распятием, весом 2 фунта 12 зол., пожертвован в 1867 году бывшею местною просфорнею, дьяческою дочерью Марией Михайловной Поповой.

Св. евангелий 7, из них лучшие:
1. Св. Евангелие 14 верш. С серебряными, золочеными досками с изображениями на верхней доске Воскресения Христова и 4 евангелистов, а на нижней - храмовых праздников; серебра в досках 9 ф. 25 з. Об этом евангелии в приходской летописи сказано, что оно приобретено в 1874 году за 525 рублей - сумму, собранную по приходу пожилой крестьянской девицей Марией Стеф. Бырковой, и выписано из магазина Сытова.
2. Св. евангелие печ. В Москве в 1742 с медными просекными и посеребренными дсками, с финифтяными изображениями: в средине - Воскресения Христова и евангелистов.
3. Св. евангелие, печ. В Москве при царе Алексие Михайловиче в 1652 году, обложено малиновым бархатом; на нем серебряные, золоченые изображения Воскресения Христова и евангелистов.

В церковной библиотеке книг более 250 названий. Из них достойны внимания:
1. Библия величиною в лист в 2 книгах, изданная повелением импер. Елизаветы Петровны в 1751 году. В расходной книге за 1854 году о ней сказано, что куплена у вдовой дьячихи приходской церкви Марии Упадышевой за 6 руб.
2. Минеи месячные в колич. 12, печати 1768 года.
3. Триод цветная печ. 1742 года. Книга эта по листам подписана местным священником Иовом Терентиевым Поповым: "1744 года марта 10 дня сия книга цветная во граде Вологде на церковные деньги куплена и сию книгу.... церковный староста Стефан Ермолаев Тороканов.......положил в казну вечно".
4. Библия в 8-ю долю листа на славянском языке печати 1816 г., издание Российского Библейского общества, цена 6 руб.
5. Евангелие толковое на воскресные и празд. дни, печ. 1761 года.
6. Симфония на св. евангелие и Деяния апостолов, печ. 1761 года.
7. Четыре книги пролога, печ. 1747 года.

В церковной ризнице тщательно хранятся шесть грамот, данных епископами Великоустюжскими и Тотемского на построение и освящение церквей: 1. Гавриила, архиепископа Великоустюжского и Тотемского, от 18 мая 1739 года на построение двух деревянных церквей во имя Рождества Богородицы и св. великомученика Георгия. 2. Преосвященного Варлаама от мая 1752 года на построение нынешней каменной холодной церкви во имя Преображения господня. 3. Преосвященного Иоанна от 31 декабря 1767 года на освящение Преображенской церкви. 4. Преосвященного Иоанна от 6 сентября 1774 года на освящение обновленного после пожара 1774 года Преображенского храма. 5. Того же преосвященного от 1 июля 1776 года на построение нынешнего теплого каменного храма во имя Рождества Богородицы. 6. Того же преосвященного от 31 мая 1781 года за № 173 на освящение теплого храма. В ризнице хранятся планы церквей, планы и межевая книга на церковные причтовые земли, старые описи церквей от 1810 и 1826 годов и другие старые бумаги. Стараниями свящ. Феодосия Малевинского все старые бумаги собраны и переплетены. Там же хранятся в целости метрические книги в 1780 года, исповедные росписи с 1790 года обысковые книги с 1802 года, клировые ведомости с 1811 года и приходо-расходные книги с 1809 года.

VIII. Церковная ограда и здания, принадлежащие церкви. Приходское кладбище

Ограда вокруг церквей каменная с двумя небольшими башнями на северном и южном углах. Крыша на ней с северной и западной стороны железная с железными решетками, а с восточной и южной - тесовая. В ограде трои врата с железными решетчатыми затворами; одни ворота с северной, другие - с западной и третьи - с восточной сторон. Каменная ограда устроена в 40-х годах прошлого столетия. В северо-западном углу ограды находится каменный одноэтажный дом, покрытый тесом, длиною 8 сажен и шириною 4 сажени. Посреди здания коридор; с одной стороны его помещение для одноклассной женской церковно-приходской школы, а по другой стороне комната для учительницы и помещение для сторожа. В юго-западном углу ограды три деревянных амбара для хранения сборного хлеба в пользу церкви и приходского попечительства. Особого для погребения усопших кладбища нет. Усопших погребали в ограде близ церквей. Кладбище несколько раз было расширяемо. В последний раз оно расширено с разрешения епархиального начальства в 1898 году с южной стороны церквей. Необходимый для сего участок земли уступил добровольно причт церкви. Новое место для погребения усопших окопано глубоким рвом и торжественно освящено местным причтом 8 сентября 1898 года.

По материалам: Ф.Е. Малевинский "Стрелицкая Преображенская церковь Тотемского уезда Вологодской губернии. - Вологда, Типография губернского правления, 1903.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.