ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спасское. Церковь Спаса Преображения.


Спасское. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, Духа Святого Сошествия, Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1752 и 1768.
Адрес:
Вологодская область, Сокольский район, деревня Спасское

Координаты: 59.568256, 41.483055





Церковь Спаса Преображения, Вид с севера.<br>, Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Вид с севера.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 ноября 2022
Церковь Спаса Преображения, , Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Перелётный выхухоль
10 сентября 2016
Церковь Спаса Преображения, , Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Перелётный выхухоль
10 сентября 2016
Церковь Спаса Преображения, , Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Перелётный выхухоль
10 сентября 2016
Церковь Спаса Преображения, , Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 ноября 2022
Церковь Спаса Преображения, , Спасское, Сокольский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
19 ноября 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  23 июня 2020

Клировая ведомость Стрелицкой Спасо-Преображенской церкви Тотемского уезда Вологодской епархии за 1880 год

1) Церковь построена в: холодная с дувумя приделами, при ней в отдельном корпусе теплая с приделами в одной связи с колокольнею, построена тщанием прихожан, освящены: холодная в 1768 г., приделы в ней: первый в 1861 г. и второй в 1863 г. В 1877 г. с разрешения Его Преосвященства Преосвященнейшего Феодосия епископа Вологодского и Устюжского, изложенного в указе Вологодской духовной консистории от 30 апреля за №2242 теплая церковь расширена и вместо двух бывших престолов имеет быть еще один, из них главный освящен в 1877 г. ноября 3 дня и придельный во имя великомученика Георгия в том же [году] февраля 12 дня. Ничего о существовании церкви неизвестно.

2) Зданием каменная одноэтажная, ветхостей и повреждений нет.

3) Престолов пять, в холодной три - главный во имя Преображения Господня, по коему и именуется церковь, приделы в оной первый во имя Сошествия Св. Духа на апостолов, второй во имя Успения Божией Матери. В теплой два - новый во имя Рождества Пресвятой Богородицы и по правую сторону во имя великомученика Георгия.

4) Утварью достаточна.[…]

6) Жалования положено: с 1855 г. на содержание причта 346 р. 92 к.

7) Кружечных доходов: в брошенную кружку собрано 660 р.

8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: в 1880 г. доходов на весь причт 1016 р.

9) Земли при церкви состоит: 99 дес. 1890 кв. саж. вообще, в том числе усадебной и огородной 1690 кв. саж., пахотной 62 дес. 1333 кв. саж.[…]

12) Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле: дома у священно-церковнослужителей деревянные на церковной земле, другие здания: две каменные кельи в одном корпусе, два деревянных амбара, 28 лавок ветхих деревянных.

13) Состояние домов: 14) Расстояние сия церкви от консистории 117 вер., от местного благочинного в 100 вер.

15) Ближайшие к сей церкви:16) Приписанные к сей церкви и часовни: часовня во имя преподобных Вассиана Тотемского чудотворца в 7,5 в. от церкви близ д. Бурцева, построена в 1868 г. с разрешения Павла епископа Вологодского и Устюжского.

17) Домов кладбищенских и молитвенных домов, к сей церкви приписанных: нет.[…]

19) Приходно-расходные книги даны в 1879 г.

20) Копии с метрических книг хранятся в целости с 1780 года

21) В обыскной книге, выданной в 1880 году сентября 17, за шнуром и печатию 3 писанных листа, 87 листов не писанных.

22) Исповедные росписи находятся в целости с 1790 года и хранятся в целости.

http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=187


Марина Зуйкова  17 августа 2020

IV. Нынешний каменный холодный храм во имя Преображения Господня

а) История построения и постепенного расширения и украшения его

В 1752 году бывшие тогда местные священники Стефан Попов и Иаков (отчество и фамилия последнего неизвестны) с церковным старостою Феодором Чекалевым и приходскими людьми писали Преосвященному Варлааму, бывшему епископу Великоустюжскому и Тотемскому о том, что в Преображенском приходе вместо сгоревших трех церквей построены и имеются две деревянные церкви, первая теплая во имя Рождества Богородицы, вторая холодная во имя Св. Великомученика Георгия, а во имя Преображения Господня церкви не имеется; хотя помянутая церковь холодная имеется, но построена после пожарного случая за скоростию весьма маломестна, в которую летним временем в Господские, воскресные и высокоторжетсвенные дни за многособранием народу вмещается и слушать Божетсвенного пения никак невозможно, чего ради принуждены стоять более половины народа кругом церкви во ограде, понеже в том Преображенском приходе весьма имеется велико прихожан, а по учиненной в 1744 году ревизии написано приходских одного мужеского полу более восьми сот душ, а по нынешнему состоянию как мужеска, так и женска полу может быть вдвое или более, и что церковный староста с приходскими людьми со всего общего согласия имеют намерение означенную деревянную холодную церковь за малопространством, ежели позволена будет, разобрать, а вместо того желают по обещанию собственным мирским иждивением построить каменную холодную для многонародного собрания пространную во имя Преображения Господня об одном престоле, а помянутую деревянную холодную церковь разобрать, а лес употребить на церковное топление или печение просфор. На такую просьбу священников со старостой и прихожанами получена была храмозданная грамота от преосвященного Варлаама от 8 мая 1752 года. Содержание грамоты почти одинаково с вышеприведенной грамотой, данной преосвященным Гавриилом на построение деревянных церквей* (* Грамота хранится в церковной ризнице, имеет 8 верш<ков> длины и 6 верш<ков> ширины. Печать хорошо сохранилась. На грамоте собственноручная надпись преосвященного: "Божиею Милостию, Смиренный Варлаам, Епископ Великоустюжский и Тотемский").

О том, кто был строителем храма и как происходила постройка его, в церковном архиве никаких сведений не сохранилось. Известно только, что с благословения, данного в 1767 году 31 дня преосвященным Великоустюжским и Тотемским Иоанном новоустроенный храм был освящен в 1768 году Тотемским протоиереем Иаковом на новом святом антиминсе.

В 1774 году 8 июня был второй большой при церкви пожар. Обе деревянные церкви сгорели, а "на каменном Преображенском храме (как сказано в грамоте) погорели крыша и кресты и в Св. Алтаре большая часть св. престола тоже погорела. Прочее в той церкви осталось в целости". В том же 1774 году 5 сентября преосвященный Иоанн повелел Тотемскому протоиерею Иакову с местными священниками Евфимием Ивановым и Стефаном Василиевым освятить обновленный после пожара Преображенский храм на прежде бывшем святом антиминсе.

С прошлого столетия начинается период расширения и постепенного украшения Преображенского храма. Так, в 1836 и 1837 годах храм был украшен внутри прекрасною стенною живописью знаменитым костромским живописцем Иваном Афанасиевым Вагеновым. В 1855 году было испрошено у первосвященного Вологодского и Устюжского Феогноста разрешение расширить храм значительным прикладом с западной стороны. Проект и план постройки составлял кафедральный ключарь священник П. Иконников. На проекте резолюция первосвященного Феогноста от 5 ноября 1854 года: "Строение по чертежу сему Бог благословит". В новом прикладе устроены два придела: по правую сторону во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов, по левую - Успения Божией Матери. Первый освящен в 1861 году, второй - в 1863 году. В 1868 году с разрешения первосвященного Вологодского и Устюжского Павла древний иконостас в храме был перезолочен вологодским мастером Пастуховым за 1750 рублей. В 1898 и 1899 годах вагеновская стенная живопись и означенный иконостас были поновлены вологодским живописцем Василием Шаховым. Тем же живописцем Шаховым в 1900 и 1901 годах написана вновь стенная живопись и в обоих приделах храма. За обе работы было уплачено Шахову из сумм приходского попечительства 4100 рублей.

б) Внешний вид Преображенского храма

В настоящее время холодный Преображенский храм каменный, одноэтажный в длину 17 сажен, в ширину 9 сажен и 2 аршина и высоту от основания до креста около 15 сажен. Стены храма снаружи гладкие, выбеленные. Алтарь небольших разметров пятистенный; в нем три окна. На всем храме железная, окрашенная зеленою краскою крыша. Над восмискатной крышей возвышаются пять верхов с пятью луковицеобразными главами, на которых кресты с сиянием железные, выкрашенные, четвероконечные, под ними на подножиях изображения полумесяца и у каждого креста от боковых концов до глав железные цепи. Средний верх (барабан) имеет большие, продолговатые окна, пропускающие в изобилии свет внутрь храма. На восточной стене храма, под алтарем живописное изображение Преображения Господня. Средний храм двусветный; в нем 11 окон, из коих внизу на северной стороне 2 окна, на южной 3 окна, вверху на той и другой стороне по 3 окна. В трапезе 6 окон, по три на стороне. Окна в церкви и трапезе больших размеров, внизу с железными решетками. С запада церкви выступает открытое входное крыльцо с широкими с трех сторон лестницами. На железной крыше крыльца небольшая глава с железным на ней крестом.

в) Внутреннее устройство Преображенского храма

1. Трапеза

С крыльца в трапезу ведут массивные двойные двери, деревянные и железные, решетчатые. Трапеза устроена в виде квадратной палаты, длина ее 6 сажен, ширина 8 сажен. Как сказано было выше, трапеза складена в 60-х годах прошлого столетия и в ней два придела: на правой стороне во имя сошествия св. Духа на Апостолов, на левой - Успения Божией матери. Святые престолы и жертвенники в них узаконенной меры и сделаны из простого дерева, сраченицы на них полотняные, белые, одежды парчовые. Св. антиминсы атласные, священнодействованы преосвященным вологодским Христофором, один - в Святодуховском приделе в 1860 году, другой - в Успенском в 1863 году. Иконостасы приделов устроены в 1861 и 1862 годах, имеют форму полукруга, деревянные, выкрашены сиреневою краскою, резьба на них покрыта червонным на полимент золотом. Иконы в них написаны под греческое письмо, в Святодуховском приделе живописцем Борисом Монаковым, в Успенском - Ветровым.

Из икон старинного письма достойна внимания икона Св. Пророка Илии с житием. Позолота на иконостасе и икона в нем поновлена в 1901 году вологодским живописцем Василием Шаховым. В алтарях на восточной стене две художественные картины, по одной в каждом, в Святодуховском - "Тайная вечеря", в Успенском - "Воскресение Христово". На потолке в самой трапезе написаны больших размеров три картины с оригиналов храма Христа Спасителя в Москве, именно: в центре - Преображение Господне, на правой стороне - Сошествие Св. Духа на Апостолов; на левой - Успение Божией Матери. В простенках между окнами направо изображение притчи о блудном сыне, на лево - Мытаря и Фарисея.

Вокруг всех картин сделаны цветные рамы. В арке, ведущей из трапезы в церковь на правой стороне художественное изображение во весь рост преподобного Феодосия Тотемского Чудотворца, а на левой - преподобного Вассиана, чудотворца тиксенского. Вся стенная живопись в трапезе работы вологодского живописца Василия Шахова.

2. Алтарь Преображенской церкви

Главный алтарь Преображенской церкви пятистенный, небольших размеров, в нем три окна. Святой престол и жертвенник узаконенной меры. Одежда на престоле медная, посеребренная с изображениями: на западной стороне Тайной Вечери, на южной - Преображения господня, на северной - Рождества Пресвятой Богородицы. На углах изображения четырех евангелистов; одежда устроена в 1852 году за 200 рублей мастером Иваном Кузминым Верховским на пожертвованные от прихожан деньги. Одежда на жертвеннике шелковая, полосатая, голубого цвета. Святой антиминс на престоле атласный, священнодействован преосвященным вологодским Палладием в 1870 году. Запрестольный крест медный, резной, вызолоченный с изображением распятия Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном богословом, а над главою Спасителя изображение Господа Саваофа. По правую сторону креста запрестольная "Казанская" икона Божией Матери, икона медная вызолоченная; по краям резная, весьма искусного письма; на противоположной стороне ее изображение Св. Николая чудотворца; запрестольные крест и икона приобретены в 1892 году приходским попечительством за 114 рублей в память чудесного избавления царской семьи 17 октября 1888 года. На потолке художественное изображение Славы Божией, а на простенках между царскими вратами и окнами в 7 картинах изображены явления Христа Спасителя по Воскресении. Пол в алтаре сделан под паркет.

3. Храм

Храм отделяется от алтаря каменною стеною, в которой трои двери: в средине - царские, южные с изображением на них св. архидиакона Стефана, северные - св. архидиакона Лаврентия. Царские врата медные, чеканной работы, высеребренные с вычеканенными на них пятью золочеными изображениями: в средине - Благовещения Божие матери, по углам - четырех евангелистов и пяти ликов ангелов. Врата металлические устроены в 1870 году за 200 рублей. Над вратами в сиянии образ Спасителя.

Предалтарный иконостас в пять ярусов, столярной работы по бирюзовому фону, украшен резьбою с резными, золочеными червонным золотом по полименту колонками: в первом ярусе св. иконы древнего письма, на них ризы медные, посеребренные. По правую сторону царских врат храмовая икона Преображения господня; длина ее 2 аршина, ширина 1 1/2 аршина. Венцы на Спасителе и апостолах сереьряные. Далее, икона Воскресения Христова с изображением по краям страстей Христовых. Рядом с нею, против правого клироса, образ Живоначальной троицы. С левой стороны царских врат икона Божией Матери "Александрийская", одинаковая по размеру с храмовой иконою; на ней венец серебряный. Затем, икона положения Иисуса Христа во гроб, а рядом с нею, против левого клироса образ св. великомученика Георгия. Во втором ярусе над царскими вратами "Тайная Вечеря", а по бокам на 10 д&;lt;о&;gt;сках изображения двунадесятых праздников. В третьем в средине образ Спасителя, седящего на престоле с предстоящими в молении Богоматерью и св. Иоанном Предтечею, а по сторонам на 8 досках лики апостолов и евангелистов. В четвертом ярусе - в центре образ Господа Саваофа, по сторонам на 8 досках лики святых пророков. В пятом на 8 досках изображены: Иоанн Богослов и Логгин Сотник, несение креста Спасителем, Моление Христа в вертограде, Спаситель, сидящий в багрянице, Явление Господа по воскресении Марии Магдалине и предательство Господа Иудою, а над ними икона Воскресения Христова в сиянии. Вверху иконостаса утвержден св. Крест. Все иконы в иконостасе старинного греческого письма, поправлены в 1899 году.

За правым клиросом устроено возвышенное место в две ступени. На этом месте под балдахином, в гробнице находится шитая золотом по малиновому бархату плащаница. Последняя приобретена в 1892 году приходским попечительством. Гробница резная на полимент золоченая со стеклянным по краям золоченым футляром стоимостью около 250 рублей, пожертвована в 1901 году церковным старостою крестьянином Михаилом Шуниным. Балдахин резной золоченый на полимент; с трех сторон его небольшие иконы: распятие, снятие со креста и положение во гроб Христа Спасителя. Над гробницею художественное изображение Господа Саваофа. Вверху балдахина корона, увенчанная св. крестом. Балдахин стоимостью 250 рублей пожертвован в 1901 году крестьянином Александром Михайловичем Шуниным.

За левым клиросом икона святого великомученика Георгия. У клиросов приставлены две хоругви: одни красного сукна, другая металлическая, резная, золоченая, приобретены в 1892 году за 162 рубля приходским попечительством в память чудесного избавления царской семьи в 1888 году 17 октября. Посреди церкви над куполом на цепях висит большое медное посеребренное паникадило. В 1835 и 1836 годах стены и своды храма украшены прекрасною живописью знаменитым в то время живописцем Иваном Афанасьевичем Вагеновым (Костромской губернии Галичского уезда помещицы Травиной вольноотпущенный).

В самом верху. В куполе изображен Единый Бог в Трех Лицах покланяемый; над окнами и между окнами купола на простенках изображены ангелы, славящие Творца Бога. По церковному своду до связей в восьми картинах изображено сотворение мира и человека. Под связями сделан приличный карниз, а под карнизом по четырем стенам над верхними окнами в 11 картинах представлены: земной рай, грехопадение прародителей, наказание за грех, изгнание из рая и некоторые события до потопа и после оного до Моисея. Между верхними окнами на простенках в 6 картинах - события из евангельской истории. Между нижними окнами на простенках на южной и северной стороне храма - в пяти картинах чудеса и деяния апостолов. На западной стороне храма по ту и другую сторону арки две большие картины: одна - кончина мира и общее воскресение мертвых, другая - второе пришествие Христа и страшный суд. Живопись в главном алтаре Преображенского храма также работы Вагенова. Всех 77 картин, кругом их сделана красивая уборка. За работу г. Вагенову было уплачено 7500 рублей ассигнациями. В 1898 и 1999 годах вагеновская живопись была переписана на масле по старому без всякого изменения рисунку вологодским живописцем Василием Шаховым, которому за вышеозначенную работу и за написание вновь двух картин в арке уплачено приходским попечительством 2350 рублей золотом.

Преображенский храм с прекрасною стенною живописью и поновленными иконостасами с первого взгляда производит весьма сильное и глубокое впечатление на богомольца и по справедливости может считаться в настоящее время одною из лучших в уезде церквей.

По материалам: Ф.Е. Малевинский "Стрелицкая Преображенская церковь Тотемского уезда Вологодской губернии. - Вологда, Типография губернского правления, 1903.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.